fantlab ru

Айзек Азимов «Обнажённое солнце»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Оценок:
2162
Моя оценка:
-

подробнее

Обнажённое солнце

The Naked Sun

Роман, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 200
Аннотация:

Детектива Илайджа Бейли, мастерство которого в предыдущем расследовании было замечено и у космонитов, приглашают посетить один из Внешних Миров — Солярию, с просьбой помочь в расследовании убийства. Солярия — странный мир, в котором общение людей лично, а не через голографический телеконтакт, является табу. С таких подходом и убийство, которое потребовало личного присутствия, кажется невозможным, но тем не менее оно произошло...

© vad
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Публикация в периодике:

* 1969 — журнал «Простор» (Алма-Ата), № 1, стр. 115-121; № 2, стр. 109-122; № 3, стр. 115-127; № 4, стр. 101-127. Перевод Т. Левич.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2007 // Переводная книга НФ (США)

Экранизации:

«Последняя альтернатива» 1978, СССР, реж: Владимир Латышев



Похожие произведения:

 

 


А. Азимов. Г. Уэллс
1983 г.
Обнаженное солнце
1990 г.
Зеркальное отражение
1992 г.
Роботы утренней зари
1993 г.
Стальные пещеры. Обнаженное солнце. Том 1
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Том 3
1994 г.
Стальные пещеры. Обнаженное солнце
1994 г.
Стальные пещеры
2000 г.
Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо
2003 г.
Обнаженное солнце
2003 г.
Стальные пещеры. Обнаженное солнце. Роботы зари
2003 г.
Я, робот
2005 г.
Обнаженное солнце
2007 г.
Стальные пещеры
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Naked Sun
1957 г.
(английский)
The Rest of the Robots
1964 г.
(английский)
The Naked Sun
1978 г.
(английский)
Il sole nudo
1978 г.
(итальянский)
The Naked Sun
1983 г.
(английский)
Die nackte Sonne
2016 г.
(немецкий)
O sol desvelado
2019 г.
(португальский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это будет ретро-отзыв, перемешанный с воспоминаниями и личными эмоциями.

Лет семь назад моя внучатая племянница, глядя на то, как я с восторгом нюхаю извлеченный из корзины гриб, брезгливо заметила:

- Он же грязный!

- Что ты? Как он может быть грязный? Он же из леса.

- Вот, — ответила она, издали показывая пальцем. — Грязь.

- Это не грязь, это земля.

- Но земля — это и есть грязь.

И в этот момент я вспомнила прочитанную на заре туманной юности книгу Айзека Азимова. Конечно, вспомнила тот самый эпизод с цветком, который кажется главному герою грязым, потому что на его корнях земля. Как это грустно, что взгляды современных землян все ближе к этой антиутопии. Они на самом деле считают землю грязью. И все больше кучкуются, собираются в человейник. Наверное, многим описанная Азимовым жизнь землян уже вовсе не кажется воплощением ада, каким всегда казалась мне.

А почему я сейчас вспомнила эту книгу? Ну да, конечно, пандемия эта с самоизоляцией. Как уехала в марте в деревню к коню, так отсюда и не вылезаю. И, честно говоря, не особо хочется. Дело даже не в страхе перед болезнью, а в нежелании выходить к людям. Мне и раньше после летнего отпуска в деревне было сложно возвращаться в город, но я три месяца подряд никогда в деревне не торчала. А на днях вот поймала себя на том, что надо пойти в магазин (т.е. в центр деревни, наш-то дом крайний), и мне страшно. Надо сделать над собой огромное усилие, чтобы пойти туда, где много посторонних людей. Не потому, что они заразные, а потому, что я уже привыкла к спокойной и комфортной жизни без них. И вспомнила про Солярию. Где очень мало людей на планете, и каждый живет далеко-далеко от всех остальных, в окружении природы, но при этом в безопасности и комфорте, обслуживаемый роботами. Когда еще в юности это прочла, то поняла, что «хочу-хочу». Вот идеал моей жизни, так хочется жить. И вот в 2020 к этому идеалу приблизилась. Только вот с роботами не очень, да и с безопасностью. Надо быть осторожнее в своих желаниях.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Cоздавая свои первы романы о Бейли и Оливо Азимов явно решил сыграть на контрастах. В «Стальных пещерах» перед нами коллективистское, ну, если хотите, социалистическое общество, представляющее из себя единый организм, резко ограниченный стенами городов. Мир, который фигурирует сюжет «Обнажённого солнца» — Солярие — обиталище Крайнего Индивидуализма. Не просто идивидуализма — полной свободы от всего. Не только от голода, лишений, тяжёлого труда — но и от любви, настоящей дружбы, человечности, наконец. На каждого жителя планеты приходится тысячи роботов — каждый выполняет какие-то функции, по максимуму облегчающие жизнь своему хозяину — тем временем солярианин может посвятить время более спокойным, отвлечённым занятиям — искусству, науке. Единственные практичные профессии на Солярии — роботехник, врач и воспитатель детей, причём две последние считаются очень грязными и популярными. Сами понимаете — никакой высшей власти, даже признака государства.

Наши идеологи анархизма были бы в восторге. Однако, если присмотреться, буколистический идеал Солярии оказывается таким же тупиковым, как постепенное закисание людей в стенах стальных пещер. Люди настолько привыкли к уединённому образу жизни, что любой физический контакт с другими жителями палнеты внушает отвращение. Они не могут даже стоять друг рядом с другом. Слова «дети», «любовь» стали дикой непристойностью. Причём это общество развивается дальше в этом направлении — всё больше детей вообще отказывается от личных контактов, предпочитая общатся по видеосвязи. Любому ясно, что это приведёт к дальнейшему вырождению человека как вида на Солярии...

На этом фоне разворачивается вполне ожидаемый сюжет — Элайдж Бейли и Р. Дэниел Оливо расследуют преступление — убийство. Не стоит вдаваться в подробности, поскольку детектив здесь выполняет роль скорее инструмента, чтобы в как можно более точных деталях изобразить солярианское общество, и показать его отличие от земного. Можно лишь сказать, что сюжет увлекателен, и роман проглатывается буквально за несколько часов.

Мораль? Она достаточно проста. Элайдж Бейли сломил в себе боязнь открытого пространства, Глэдия Дельмар — боязнь физического контакта с людьми. Они вырвались из тенет, сплетённых собственным разумом. Отсюда довольно оптимистичный вывод — осталььные люди тоже способны вырваться из оков судьбы, устремившись в межвёздные дали, дабы дать человечеству жизнь.

«Стены — только костыли! Темнота и людские толпы — только костыли! Он, должно быть, чувствовал это подсознательно и ненавидел их, даже когда думал, что любит и нуждается в них.»

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приключения детектива категории С–6 Бейли продолжаются, но теперь они приобрели другое, более сложное направление. Появилась возможность не просто вести расследование убийства, а выйти за пределы стальных городов, за пределы Земли туда, где не бывал ещё ни один современный землянин, в один из Внешних Миров. Конечно, это сопровождается страхом и паникой, но это возможность. И не зря выбрали Бейли – у этого человека есть не просто талант видеть, анализировать и ставить точку в деле, у него есть скрытая тяга к риску, к изменению, к восприятию нового, к постижению непонятного через противоречия, через сомнения, это во всех смыслах неравнодушный человек, который смело смотрит фактам в лицо.

От того, что предстало перед Элайджем на Солярии любому землянину в пору свихнуться, начиная от наличия свежего воздуха, солнца и зеленой травы и заканчивая укладом жизни, где каждый индивидуум полностью изолирован друг от друга, где его жизнь расписана, предписана и контролируема, где какой–нибудь космонит лучше покончит с собой, чем лично встретится с человеком. И Элайджу так же дико брать в руки цветок, ведь тот вырос из грязи, как космониту находиться рядом с другим человеком и дышать с ним одним воздухом.

Перед читателем предстают для сравнения две крайних противоположности жизни. С одной стороны Солярия, представитель пятидесяти Внешних Миров – малонаселённая, роботизированная, могущественная, здоровая, с высокой продолжительностью жизни. С другой стороны – Земля перенаселённая, технически отсталая, с низкой продолжительностью жизни, полностью под влиянием Внешних Миров. Автор позволяет проводить параллели, сравнивать, удивляться и возмущаться и не только Бейли. И он справится с этой задачей, потому что во всей сложности и технической совершенности жизни Солярии сможет найти её слабое место.

Но нельзя забывать и о расследовании, хотя оно и показано, как инструмент, чтобы в полной степени отразить солярианское общество. Автор создал интригующую ситуацию: ведь на Солярии нет причин для насилия, у всех всё есть, что хочется, – значит, нет зависти, нет родственных связей – значит, нет и семейных распрей, делить нечего, у всех отменное генетическое здоровье, практически всё делают роботы, они же не могут нанести ущерб хозяину – и тем не менее убийство совершено. Бейли и здесь, так же, как и на Земле, действует вопреки всем устоявшимся правилам, интересно наблюдать за его решениями, шагами, принятыми мерами, особенно в итоге, к каким выводам это расследование приведёт.

Но к концу книги, не знаю как другим читателям, мне было грустно за Элайджа, да и вместе с ним. И вполне понятно почему: эта поездка полностью перевернула ему сознание. Тяжесть и грусть от возвращения домой, туда, где он всё любил и ненавидел, с чем боялся расставаться, по чему, казалось, тосковал на Солярии. А теперь всё стало чужим – он больше не чувствовал себя здесь дома: ведь невозможно забыть солнце – ,,маяк, манящий человека в пространство''.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удачное и на редкость гармоничное продолжение цикла о детективе Илайдже Бейли.

Перешагнувший несколько ступеней карьерной лестницы герой на этот раз оказывается вдали от родного дома, на солнечной Солярии. Здесь ему вновь предстоит встретится с не только роботом, но и другом Дэниэлом Оливо, чтобы раскрыть убийство и ознакомиться с непривычному для жителей родины человечества быту космонитов.

Детектив в романе отступает несколько в тень по сравнению со «Стальными пещерами», главный акцент приходится на столкновение взглядов Бейли, выросшего в городе-улье с многомиллионным населением, и немногочисленных соляриан, замкнувшихся в своих огромных особняках. Два романа, две крайности: Азимов в форме беллетристики пытается сказать нам, что обе они обрекут человечество на вырождение. И, наблюдая за персонажами, для которых увидеть человека — психологическая травма, начинаешь писателю верить. Реальное общение космонитам заменяет видеосвязь, в быту помогают многочисленные роботы, большинство из них весьма недалёкого ума и изнывает от тучи комплексов. Узнаете современных обитателей интернета? Азимов предвидел будущее в этом романе ещё точнее, чем Гэри Сэлдон с его Академией.

Отдельной строкой стоит упомянуть про взаимоотношение Бейли и его компаньона. Позитронная натура р.Дэниэла Оливо раскроется в произведении во всей своей красе, лишний раз напоминая, что есть вещи, когда роботами не обойтись.

Итог: великолепное продолжение великолепного произведение, дополняющее его и раскрывающее его с другой стороны, прекрасный образец социальной фантастики.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотя и повлияла встреча с Дэниэлем Оливо и работа с роботом над расследованием убийства знатного космонита на детектива Илайджа Бейли, но внешне для него ничего не изменилось. Идеи о необходимости миграции Человечества со старушки-Земли остались только отвлеченными фантазиями, растворившись постепенно в ежедневном ритме жизни Стальных пещер. Тем более, что жаловаться детективу на жизнь не приходиться: удачное расследование подняло его социальный статус на новый уровень, добавив приятных привилегий и материальных благ.

Но уж если стал теперь Бейли авторитетным специалистом по делам Космонитов, то не удивительно, что его личного присутствия потребует новое расследование. На планете Солярия, признанном лидере в робототехнике, произошло убийство известного ученого и политика. Вот он — неповторимый шанс для землян разобраться, что же происходит во Внешних Мирах, узнать сильные и слабые стороны общества космонитов, нюансы их политики в отношении Земли. Но, а если речь идет о космонитах, то не обойтись без роботов. К тому же у других планет Космонитов имеется свой интерес на Солярии, поэтому нет ничего удивительного, если партнером Бейли вновь станет Дэниэл Оливо.

Получился роман ничуть не слабее «Стальных пещер»: расследование убийства, где необходимо внимательно следить за диалогами, намеками, вскользь брошенными фразами, мелкими деталями, чтобы понять ход мыслей детективов и иметь полное право в конце воскликнуть «Я так и знал!» или, напротив, «Кто бы мог подумать!», динамичное действие с маленькими загадками робототехники и большими — межпланетной политики, покушениями и заговорами. Даже чуточку любви бросит Мастер для «вкуса» в этот котел. Но, с моей точки, зрения, главное не в этом.

Получает Илайдж Бейли возможность не просто изучить общество космонитов изнутри, но взглянуть на Землю и ее проблемы со стороны. Надо было уехать от привычного мира, увидеть новые планеты и альтернативы, изучить странное общество крайнего индивидуализма, в котором умудрились подавить базовые, природные человеческие инстинкты — желание иметь потомков, общаться с себе подобными, развиваться и узнавать новое. Надо было выйти на солнечный свет, увидеть рассветы и закаты, почувствовать холод и дождь, чтобы понять — Земля тоже, как и Солярия, зашла в тупик и остается не так уж много времени, чтобы найти выход.

Илайдж Бейли смог сломать собственные стереотипы: выйти из замкнутого пространства на простор под синее небо и яркое солнце. Для него рухнули не только физические стены Стальных городов Земли, но и ограничения мышления, открывая новые перспективы, идеи и направления. Смогла сделать нечто подобное и Глэдия Дэльмар. А что может один человек, а тем более, два и таких разных, смогут и все остальные.

Но это все о Бейли. А что же Дэниэл Оливо? Он не так часто появляется в романе и меньше принимает участие в расследовании, чем в «Стальных пещерах». Чаще он всего лишь Наблюдатель. Но...Если внимательно следить за действием то там, то здесь замечаешь некоторые странности в его поведении и рассуждениях. Странности для робота, механизма, машины, но никак не для Человека. Притягательная и интригующая загадка...И, да, в этом романе впервые прозвучит среди рассуждений и диалогов четкая формулировка того самого «Нулевого закона», который вскоре определит судьбу Человечества.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга просто превосходная! Читал без остановки, не переводя дыхания и забыв обо всём на свете. С детства обожаю творчество Айзека Азимова, читал всё, что только можно было раздобыть, только вот цикл про детектива Элайджа Бейли и Р.Дэниела Оливо почему-то прошел мимо меня, никак не хотел встречаться мне ни в продаже, ни в библиотеках, ни у знакомых. А вот сейчас, благодаря серии «Отцы-основатели» изо всех сил наверстываю. И на данный момент, прочитав пока лишь два романа из цикла, я в полном восхищении.

Роман «Обнаженное Солнце» понравился мне на порядок больше, нежели «Стальные Пещеры». Первый роман гораздо меньше акцентировался на основной сюжетной линии, на приключениях, на детективной составляющей и на конфликтах персонажей. Он являлся знакомством, описанием мира будущего, мира стальных пещер и человеческого населения, соседствующего с роботами и космонитами. Знакомство с главным героем и рассказ о знакомстве главного героя с небезызвестным Р.Дэниелом. Это было завораживающе. Но второй роман цикла практически свободен от всего этого, так как центральные персонажи давно намечены, четкое задание получено и остается как можно достовернее донести до читателя описание планеты Солярии, познакомить его с миром, укладом и особенностями социального строя этой планеты. С чем автор справился просто блестяще. При чтении всё сильнее и сильнее пробуждается удивление, автоматически проводятся параллели, сравниваются миры Солярии, планеты Земля будущего по Азимову и реальный мир настоящего. Воображение работает на двести процентов и можно всецело отдасться воле этой интереснейшей, зачаровывающей истории и забыть обо всем.

Но самое главное конечно, помимо создания мира и социума другой планеты, у автора получилось то, что у него получается просто шикарно и то, из-за чего этот цикл назвали детективным. Я говорю о детективном сюжете. Который создан по классической схеме, с фантастическими декорациями и действующими лицами и от этого становится вдвое интереснее, загадочнее и интригующе. И от этого развязка показалась действительно непредсказуемой. Потому что у автора, как у создателя не одной, не двух и не трех детективных историй сбить читателя с толку и обескуражить получается даже очень хорошо.

Очень пошли повествованию на пользу наличие юмора, описание мужества главного героя и его попытки преодолеть и переломить в себе собственные фобии, а также лирическая сюжетная линия. Всё очень интересно и гармонично. Оценка — одиннадцать.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обнаженное солнце — второй роман цикла о детективе Илайдже Бейли и роботе Дэниеле Оливо. Читать его в отрыве от первого романа в принципе можно: он не является прямым продолжением «Стальных пещер», сюжеты и первого, и второго романов завершенные. Однако лучше все же придерживаться хронологии цикла, потому что в каждой книге показан отрезок жизни героев. И личности их Азимов показывает в развитии. Этот аспект столь же интересен, как детективная составляющая. А его в полной мере можно увидеть только при последовательном чтении книг цикла.

Вторая книга цикла показывает нам Внешние Миры — планету Солярию, образ жизни на которой диаметрально противоположен образу жизни землян, но при этом соляриане удивительно похожи на землян своими комплексами. Земля и Солярия — миры-перевертыши. Землянам нужно общество друг друга, они прячутся от природы в своих подземных городах и соблюдают вынужденную умеренность во всех сферах жизни ввиду нехватки ресурсов. Соляриане, напротив, живут широко, избегая личных контактов. Слова «нежность», «любовь», «дети» на Солярии считаются неприличными. Эмбрионы достигают состояния жизнеспособного младенца в инкубаторах, дети растут на фермах под присмотром роботов. Деятельность по воспитанию детей (если присмотр за такой детской фермой можно назвать воспитанием) считается грязной и унизительной. Связи между людьми разрушены, индивидуализм доведен до абсурда. Но уровень жизни в обществе соляриан очень высок, он обеспечивается миллионами роботов практически без участия людей. Людям ничего не нужно делать, в результате общество деградирует.

Когда на Солярии совершается убийство (событие совершенно чрезвычайное для этой суперобеспеченной просторной планеты), его некому расследовать и на планету вызывают детектива с Земли. Конечно, мотивация вызова землянина сложна и охватывает не одну планету, но, как бы то ни было, землянин, привыкший к стальным пещерам, оказывается во Внешних Мирах, а мы получаем возможность сравнения. Нехватка ресурсов и их избыток, чрезмерная скученность и полный отказ от личных контактов, относительно короткая жизнь при неидеальном здоровье и строгий генетический отбор при несоизмеримо больших сроках жизни, личный труд и полная роботизация, ненависть к роботам и абсолютное доверие к ним — Азимов ненавязчиво сравнивает эти казалось бы несоизмеримые принципы организации жизни, и получает удивительный, неожиданный результат.

Детективный сюжет является приемом, с помощью которого автор показывает нам некоторые аспекты общества будущего. Но при этом в «Обнаженном солнце» детектив реально хорош, необычен. Казалось бы, преступник налицо и дело лишь в доказательствах. Потом картина резко меняется. И еще раз меняется. Раскрытие преступления тоже представлено перевертышем. Финал не является неожиданным. Как любитель детективного жанра, я понимала, кто преступник. Тем большее моральное одобрение вызвала развязка. Она была несправедлива с точки зрения закона. Но разумна с точки зрения развития человечества. Казалось бы, детектив Бейли действовал под влиянием личной увлеченности, но при этом объективно правильно, насколько об этом можно судить по представленной в двух романах цикла информации о жизни и проблемах Земли и Внешних Миров.

Землянин Илайдж Бейли оказывается неравнодушным думающим человеком с широким взглядом на мир, ему не безразлична судьба людей, судьба землян. Он видит проблемы и ищет выход, точно так же, как спейсер доктор Фастольф. Эти два человека очень похожи по своей психологии и целям. Может, поэтому робот Дэниел Оливо всегда оказывается между ними, как звено-связка Земли и Авроры, одной из планет Внешних Миров. Развитие мира пошло таким образом, что земляне и спейсеры оказались неспособными продуктивно общаться друг с другом. Между тем, проблемы у людей общие и для их решения требуется общение и налаживание взаимодействия, то есть эффективный посредник. Таким посредником выступает человекоподобный робот. На момент окончания второго романа цикла посредничество его кажется в принципе удачным. Но не будем забывать, что история продолжается, а позитронный мозг робота логичен, но не разумен. Да и Первый закон не абсолютен, как выяснилось.

Книга замечательная. И как детектив, и как фантастика. Азимов создал гармоничный сплав двух жанров, в котором каждая составляющая равноценна. Такое преступление могло совершиться только в созданной им фантастической вселенной. Без преступления мы не смогли бы увидеть эту вселенную во всей полноте. Ничего лишнего, каждый элемент на своем месте.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга понравилась, хоть и немного меньше чем первая. Второй роман цикла, как и следовало ожидать, отдаёт вторичностью, но, к счастью, совсем немного. В первой книге мы увидели антиутопичный мир Земли с его обитателями, зажатыми в «стальных пещерах» как душевно, так и физически. Здесь же мы видим совершенно другую картину: космониты, живущие под обнажённым солнцем, казалось бы, не знают горя ( у них нет ни войн, ни преступлений, ни голода и перенаселения), но так ли всё просто как кажется на первый взгляд. Конечно, нет. С каждой страницей романа мы вместе с Элайджем начинаем понимать социальные проблемы этого мира, которых, казалось бы, нет. Лично я даже не могу себе представить как можно прожить почти всю жизнь, не видя других людей вживую, не разговаривая с ними с глазу на глаз, не имея настоящей семьи. Некоторые могут назвать всё это прогрессом, но разве должен прогресс лишать человечество его лучших качеств, таких как любовь, привязанность и нежность?

Ко всем этим вопросам и проблемам нам предстоит дойти вместе с полюбившимися героями, котрые в этой книге раскрыты более глубоко, по крайней мере для меня. Например более человечный Элайдж, тоскующий по родной Земле и только начинающий стремиться к настоящей свободе. Хотя мне кажется автор мог бы чуть больше внимания уделить Дэниелу, относящего ко всему логически правильно.

Автор из одного несовершенного мира перенёс нас в другой, хоть и непохожий. Наша нынешняя цивилизация может стать одним из этих миров. Всё зависит от выбора: будут ли развиваться космические программы по освоению иных планет или технологии, связанные с искусственным интелектом, будет ли у нас преобладать индивидуализм или, быть может, коллективизм. И этот выбор за нами, но будет ли он сделан правильно? Наврятли...

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень достойное продолжение «Стальных пещер». Хотя в этом цикле на детективную сторону почему-то обращаешь меньше всего внимание. А в этом романе автор сделал читателю дополнительный сюрприз — показал модель утопического асоциального общества. Где всего очень много, а личное общение сведено до минимума. Общество с вывернутыми наизнанку ценностями: брак — не семья, дети — гадость, чуть ли не табуированное слово, а человека обслуживает рой специализированных слуг-роботов. Не смотря на очень странный мир — люди в нём выписаны очень достоверно, с живыми характерами. Отношения детективов-напарников менее острые чем в первом романе, больше взаимопонимания. И хотя детективная сторона опять (как и в прошлом романе) не выпячивается — книга напряженная с интригующим развитием.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший, качественный классический детектив... Стоп! Я сказал «классический»? Несмотря на роботов и голографическую связь? Несмотря на очевидный социальный подтекст? Да, так и есть. Блистательное детективное расследование, которое показывает, что всякие там Агаты Кристи, Эды макбейны, Эрл Стенли Гарднеры и прочие мастера детективного жанра должны были быть искренне рады тому, что всерьез Азимов на это поприще так и не вступил — иначе их место на троне сильно бы пошатнулось от такого серьезного конкурента.

А если серьезно — «Обнаженное солнце» умело сочетает в себе интригующее расследование и сильный фантастический роман и может и должен быть смело зачислен в золотой фонд как одного, так и второго жанра.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прошёл год с момента убийства космонита Сартона на Земле. Успешно раскрывший то дело детектив Элайдж Бейли не только поднялся по служебной лестнице, но и заработал немалый авторитет как у своего начальства так и у космонитов. И вот, когда на планете Солярия был жестоким образом убит некто Дельмар, Элайдж Бейли, борясь со своим страхом не то что космоса, а открытого пространства, отправился на Солярию.

Если в первой книге описывалось земное общество будущего как триумф человейников и коллективизма, то на Солярии умудрились построить витрину индивидуализма, где личное общение сведено к минимуму и даже секс воспринимается исключительно как необходимая, но при этом весьма неприятная, обязанность. Ну и существует он, само собой, исключительно в супружеском варианте.

Самое поразительное, что наша цивилизация на данный момент движется по третьему пути, непостижимым образом ухитрившись взять худшие черты первых двух. Народ всё больше концентрируется в городах, но при этом живое общение всё больше подменяется мессенджерами, соцсетями или даже компьютерными играми. И это ещё безо всяких роботов...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эгоизм в его крайнем проявлении. Такое надо давать читать всем. Ну а то, что главный герой успешно справился со своим заданием и это выглядит абсолютно закономерно и ненатянуто — заслуга Гения Азимова. Но само общество — стресс главного героя должен быть невероятно сильным. Ведь для него Солярия — это полная противоположность тому укладу жизни, который единственно он знал. И никто не делает на это скидку — спрашивают с «бедного» Бэйли по полной программе. Оценка безусловно только высшая, вот все бы так писали.

Интересно было бы наверное прочитать этот роман лет 40 назад. Тогда, особенно в Советском Союзе никто и представить не мог, что весь жизненный уклад перевернется с ног на голову. А сейчас перечитывая себя вспоминаешь — вот был устоявшийся порядок — и вдруг сменился на абсолютный хаос — прекрасно понимаю Илайджа Бэйли. Азимову удалось показать, что настоящий профессионал всегда справится с любой работой — какой бы сложной она не была, и какими бы преградами не мешали все, кто только мог.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второе дело великолепного дуэта — детектива Элайджа Бейли и Р. Дэниела Оливо. И вновь они, как говорится, распутали запутанную историю и поймали всех плохих парней. Здесь, правда, не обошлось без роковой красотки, но сути дела это не меняет.

И кстати говоря, как и в прошлый раз, они вновь отпускают непосредственного исполнителя на все четыре стороны, однако на то есть веские причины. Во-первых, так нередко поступали и их великие предшественники — Ш. Холмс и доктор Д. Ватсон. А во-вторых, мы-то знаем, что детективная составляющая для Азимова — это лишь форма, сосуд для более важного — социально-фантастического содержимого. А вот здесь, безусловно, есть над чем задуматься, ведь мир Солярии — это один из вариантов развития земного общества, модель общества добровольно самоизолированных, блестяще спрогнозированная Азимовым в далёких 50-х.

На этом о книге, пожалуй, всё: тут четыре страницы отзывов, многие из которых весьма объёмны, так что гнаться за оригинальностью — пустая затея. Отмечу лишь, что в процессе чтения я периодически отвлекался на то, чтобы отрывками просмотреть экранизацию 1978-го года — вот хоть убей, но есть что-то невыразимо очаровательное в советских телеспектаклях, в которых недостаток бюджета и, соответственно, спецэффектов с лихвой покрывался глубоким психологизмом и великолепной игрой актёров.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неожиданно эта книга попала ко мне в руки и не отпускала весь день. Будущее. Люди давно вышли в космос, колонизировали иные миры, развивались. Но вот на далекой Солярии произошло убийство, и в силу особенностей мироустройства и социального уклада той планеты, для расследования им пришлось вызвать человека с Земли. Так завязывается сюжет.

Но совсем не детективная линия так увлекла меня — есть детективы и получше, чего уж скрывать. Гораздо больше меня заинтересовало описание социальных устоев будущего, жители планет, их различия и непонимание друг друга. Условно говоря, книга построена на контрасте двух рас — землян и соляриан. Все они наши потомки, только развитие их сложилось по-разному в силу внешних обстоятельств. И подумать только, но земляне будущего оказались так же далеки от привычных нам людей, как и жители Солярии. Люди давно ушли жить вглубь земли и на поверхность выбирались не часто. Планета перенаселена и считается самой отсталой в сравнении с Внешними Мирами. Элайдж Бейли, главный герой — землянин, и как всех их его пугает открытое пространство, ветер и солнце. Полеты на самолете приводят его в ужас, ведь подумать только, всего несколько сантиметров железа отделяет его от бескрайнего простора воздуха.

Но по долгу службы его отправляют на Солярию, где его фобии и нормы поведения приходят в конфликт с местными. Соляриане свободно живут на поверхности планеты. Их всего двадцать тысяч, а роботов на их планете около двухсот миллионов. И самое главное, соляриане не выносят контактов с другими людьми. Они живут поодиночке на огромных территориях, общаясь друг с другом только по видеосвязи. Только ради размножения они терпят друг друга недолгое время. Дети, ласка, любовь для них все равно что постыдные вещи. Но кто-то же убил (впервые за очень долгое время!) другого жителя этой планеты с близкого расстояния.

И есть еще третья «раса», так сказать, в этой истории. Это роботы. Искусственный интеллект, цель которого упростить и облегчить жизнь людей. Они во многом определили линию развития Солярии. В основе всей роботехники лежат три Главных Закона.

Первый Закон: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред».

Второй Закон: «Робот должен повиноваться командам человека, если эти команды не противоречат Первому Закону».

Третий Закон: «Робот должен заботиться о своей безопасности постольку, поскольку это не противоречит Первому и Второму Законам».

Соляриане настолько привыкли жить в обществе роботов, настолько в их сознании отложились три этих закона, что они перестали критически воспринимать их.

В качестве итога из книги можно выделить мысль: как бы плохо не жилось на Земле — в тесноте, со множеством проблем и малым количеством роботехники, у них оставалось одно крайне важное преимущество перед вольготно живущими солярианами: общество. Земляне жили в социуме, в постоянном и тесном контакте, тогда как жители Солярии практичеки полностью от него отказались.

«Без игры человеческих взаимоотношений жизнь лишается своего главного смысла; духовные ценности обесцениваются, и жить, в общем, становится незачем. Видеосвязь не может заменить живого общения»

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во второй книге цикла об Илайдже Бейли Азимов продолжает исследовать вопрос эволюции человечеста в далеком будущем. Бейли попадет на планету, которая пошла в своем развитии по кардинально другому, по сравнению с Землей, пути — Солярию. Здесь численость населения держится под строгим контролем, а каждый солярианин живет в отдельном поместье и вживую видится с другими людьми всего несколько раз на протяжении сознательной жизни. И снова этот «слой» книги, посвященный описанию жизни человека будущего, является сильнейшей и интереснейшей частью произведения: читать о столкновении земного жителя с совершенно отличной от его собственной культурой, наблюдать за его попылками понять образ мыслей, понять логику, возможности и ограничения этих людей, безумно увлекательно.

С точки зрения сюжета и персонажей Азимов сделал значинельный скачок по сравнению со «Стальными пещерами». Бейли уже не тот человек из первой книги, который разбрасывается своими догадками и недоказанными обвинениями направо и налево. В «Обнаженном солнце» он старается докопаться до правды всеми возможными способами и делает решающий ход только тогда, когда уверен в победе. Жаль, что при этом Дениэл Оливо практически не зайдествован в повествовании и служит скорее подборкой для сюжета, чем реальным действующим лицом.

Вторая книга цикла существенно лучше первой в плане логики сюжета и характера главного героя и все так же интересна описанием быта людей будущего. Приключение продолжается!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх