Айзек Азимов «Обнажённое солнце»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Детектив
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Детектива Илайджа Бейли, мастерство которого в предыдущем расследовании было замечено и у космонитов, приглашают посетить один из Внешних Миров — Солярию, с просьбой помочь в расследовании убийства. Солярия — странный мир, в котором общение людей лично, а не через голографический телеконтакт, является табу. С таких подходом и убийство, которое потребовало личного присутствия, кажется невозможным, но тем не менее оно произошло...
Публикация в периодике:
* 1969 — журнал «Простор» (Алма-Ата), № 1, стр. 115-121; № 2, стр. 109-122; № 3, стр. 115-127; № 4, стр. 101-127. Перевод Т. Левич.
Входит в:
— сборник «The Rest of the Robots», 1964 г.
— антологию «Айзек Азимов, Герберт Уэллс. Научно-фантастические романы», 1983 г.
— антологию «Обнажённое солнце», 1990 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2007 // Переводная книга НФ (США) |
Экранизации:
— «Последняя альтернатива» 1978, СССР, реж: Владимир Латышев
- /языки:
- русский (14), английский (4), немецкий (1), португальский (1), итальянский (1)
- /тип:
- книги (21)
- /перевод:
- Л. Белякова (1), Н. Виленская (7), Б. Д. Фраттина (1), Т. Левич (6), Х. Нагель (1), А. Сторту Перейра (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ku39, 7 сентября 2024 г.
Довольно средний роман , если оценивать как отдельное произведение : детективная часть скучная , фантастическая часть не цепляет. Если оценивать как продолжение цикла , то тоже значительно слабее 1й части.
В 1й части было подробное описание технологий и устройство Города, в 2й совсем мало такого. Видеозвонкам отдали очень много внимания, да 70 лет назад это было очень футуристично , но слишком много внимания для 1 технологии . Мир и быт космонитов не понравился совсем ( возможно именно этого и добивался Азимов).
В данной книге совсем мало времени уделено Дэниэлю Оливо , в какой-то момент он вообще пропал из повествования, так же совсем мало совместных диалогов и борьбы с Элайджем, а именно эта часть сюжета мне больше всего полюбилась в начале цикла.
Главные мысли Элайджа по поводу жизни на Земле никак не изменились , он лишь убедился , что добровольная самоизоляция в Городах — ошибка человечества Земли и надо возвращаться к колонизации новых миров.
Из плюсов выделю романтическую ветку — забавно было наблюдать за стеснительным Элайджем.
artem-sailer, 7 ноября 2023 г.
Второе дело великолепного дуэта — детектива Элайджа Бейли и Р. Дэниела Оливо. И вновь они, как говорится, распутали запутанную историю и поймали всех плохих парней. Здесь, правда, не обошлось без роковой красотки, но сути дела это не меняет.
И кстати говоря, как и в прошлый раз, они вновь отпускают непосредственного исполнителя на все четыре стороны, однако на то есть веские причины. Во-первых, так нередко поступали и их великие предшественники — Ш. Холмс и доктор Д. Ватсон. А во-вторых, мы-то знаем, что детективная составляющая для Азимова — это лишь форма, сосуд для более важного — социально-фантастического содержимого. А вот здесь, безусловно, есть над чем задуматься, ведь мир Солярии — это один из вариантов развития земного общества, модель общества добровольно самоизолированных, блестяще спрогнозированная Азимовым в далёких 50-х.
На этом о книге, пожалуй, всё: тут четыре страницы отзывов, многие из которых весьма объёмны, так что гнаться за оригинальностью — пустая затея. Отмечу лишь, что в процессе чтения я периодически отвлекался на то, чтобы отрывками просмотреть экранизацию 1978-го года — вот хоть убей, но есть что-то невыразимо очаровательное в советских телеспектаклях, в которых недостаток бюджета и, соответственно, спецэффектов с лихвой покрывался глубоким психологизмом и великолепной игрой актёров.
nworm, 20 сентября 2023 г.
Каждый, конечно, волен иметь собственное мнение, но моё такое — Азимова пора отправлять в книжную серию Polaris. Это та самая, где собирают книги разных неизвестных или забытых фантастов XIX-XX века. Раритеты, которые интересны как раз своей раритетностью. Прошло уже много лет, фантастика далеко ушла вперёд. Азимов написал «Обнаженное солнце» в 1956, и всё будущее представил как 50-е со звездолётами, роботами и видеосвязью. Конечно, это справедливо и для современной фантастики, но у неё ещё срок годности не вышел — через 50 лет и поговорим.
Изобретя свои 3 закона, Азимов всю свою оставшуюся творческую жизнь (за редкими исключениями) только и делал, что забавлялся, придумывая ситуации, ведущие к проверке законов на прочность. Такая игра ума, которая интересна была, прежде всего, самому Азимову. Я как читатель, всегда понимаю кто в его рассказах убийца. У Чехова на стене в первом акте всегда висит ружьё, а у Азимова в уголочке стоит свихнувшийся робот.
В итоге, имеем герметичный детектив в антуражном для своего времени сеттинге с безумным гением и роковой красоткой. Лекала из 50-х торчат отовсюду. Даже для планеты с населением 20 тыс. человек у нас в наличии менее 10 разношёрстных персонажей, именно перед которыми бравый детектив держит ответ (почему именно перед ними?). Ну, и как я уже говорил, всё расследование превращается опять в очередную казуистику вокруг Первого Закона. Скучный детектив и пресная фантастика, декорации к которой переделали из декораций про викторианскую Англию.
К слову о самих роботах. У Азимова это всегда рабы или слуги. Чрезвычайно вышколенные, порой полезные, иной раз даже уважаемые, но всё равно слуги. Даже искусно изготовленному роботу, неотличимому от человека, всегда можно сказать «Заткнись и не мешай» или «уйди отсюда». Роботы-горничные и роботы-капельмейстеры. Надеюсь, они хотя бы воронёной стали?
P.S. Предвижу упрёки в том, что не увидел общей мысли, которую автор вложил в произведение. Если очень упростить, я понял её так: «изоляция это плохо, а самоизоляция — ещё хуже». Всё с этой мыслью в порядке. И автор прекрасно (и, что важно для меня, неочевидно) иронизирует над этим обществом в 20 тысяч изолянтов, которые варятся в своём соку и изобретают велосипед в самом печальном смысле этого слова (эпизод с «блистательным» социологом, который строит смешные гипотезы и, не ведая того, изобретает с нуля науку, которая существует уже сотни лет). И над зарывшимися в землю землянами, которые совершенно также изолировали себя, только пространственно, которые паникуют при виде солнца, теней и ненавидят траву за ее «противность». Но вот больно уж однобоко и с фокусом не в ту сторону это вышло.
P.P.S. Кстати, Первый Закон не работает, да. Мой робот-пылесос периодически норовит ущипнуть меня за пятку. И сожрать разбросанные по полу носки (а когда я не могу найти парный носок — я страдаю).
Сказочник, 18 января 2023 г.
Второй том приключений детектива Элайджа Бейли и совсем немного Дэниела Оливо, где детектив впервые покидает скорлупу родной планеты. Персонаж развивается, причем, развивается стремительно, что не может не радовать. «Обнаженное солнце» — классика фантастики в самом лучшем своем виде. То, что необходимо прочитать каждому любителю жанра.
Детективная составляющая здесь присутствует исключительно для удобства подачи материала. Роман исключительно социальный с идеально рассчитанной толикой философии.
Kelder, 5 июня 2022 г.
Ещё одна отличная книга от Азимова. Некоторые технические анахронизмы конечно выглядят дико, особенно потряс пик прогресса в виде газеты на катушке в самолёте. Да и на Солярии, автор не предвидел такой вещи как зачатие в пробирке — а ведь в этом случае ни секс ни сам институт брака солярианам не понадобились бы в принципе. Но если игнорировать все это, солярианская идея и в наши дни очень актуальная, жить так хотелось бы очень многим. И даже при реальных восьми миллиардах населения, очень многие уже изолированны от живого общения.
Darth_Veter, 22 февраля 2022 г.
Вторая история из досье земного детектива Элии (Илайджа) Бэйли. На этот раз ему впервые предстоит покинуть родную планету и отправиться в настоящее космическое путешествие до планеты Солярия, чтобы раскрыть там необычное (и крайне редкое для мира космитов) преступление.
С точки зрения стиля никаких претензий к произведению у меня нет — все качества детективного романа в наличии, а стиль изложения напоминает произведения Сименона или Агаты Кристи. Чтобы читатель не забывал, что это всё-таки ФАНТАСТИКА, автор окунает читателя в весьма необычное общество солярийцев. Количество жителей на планете ограничено (около 10 000), бОльшую часть населения составляют обслуживающие роботы, а люди живут в изолированных друг от друга фермах и предпочитают общаться между собой только дистанционно. С точки зрения банальной логики, принципы построения этого общества весьма спорные и даже глупые, но современная ситуация с пандемией гриппа показывает, что она может быть реализована в определенных экстремальных ситуациях (особенно, в условиях чужой планеты). Но автору данная модель нужна не для подражания, а, напротив, для порицания. Реализуя вымышленную ситуацию с убийством, он показывает нам все слабости и опасности данной схемы, намекая на ее нежизнеспособность. Собственно, само преступление тут неважно (оно могло произойти где угодно) — важна реакция общества на него и неизбежные последствия. Реакцию соляриан автор дает немного преувеличенной (я лично не поверю в то, что жители планеты так ненавидели «очные» визиты) и несколько однообразной (все винят человека и оправдывают роботов). Роботы, конечно, не всемогущи, но они всё же отличаются друг от друга: в сравнении с Даниэлем Оливо местные электронные слуги кажутся обычными «тупыми железяками». Недаром его incognito так и не было раскрыто никем из аборигенов. Что весьма странно, ибо Солярия как раз и специализируется на производстве роботов. Это приносит планете необходимый доход и, вместе с тем, ввергает ее общество в сильную зависимость от своей же продукции, что в будущем станет причиной неизбежной деградации почти на всех уровнях.
Что касается самого детективного сюжета, то он раскрывается непосредственно в диалогах персонажей. Они очень длинные и обстоятельные (иногда даже на отвлеченные темы). Само действие развивается неспешно и в полной мере раскрывается только в последней главе. Автор не слишком утруждает себя описанием размышлений главного героя, как это делает, к примеру, Сименон устами своего комиссара Мегрэ. Думаю, причина здесь в том, что Азимов пишет социальную фантастику в форме детектива, а не детектив в форме социального памфлета. Наверно поэтому вторая часть кажется мне менее напряженной и интересной, чем первая. Тем не менее, автор стремится сохранять интригу до самого последнего момента. Он намеренно подбрасывает читателю ложные варианты, в результате чего круг подозреваемых действительно становится кругом — кандидатами в убийцы становятся поочередно несколько человек. А завершается всё в итоге тем, с чего и начиналось, что должно немного разочаровать въедливого любителя детективов.
Немного покоробило меня решение писателя внести раздор между своими главными персонажами: Бэйли, практически, отстранил Даниэля от следственной деятельности и даже поместил его под «домашний» арест. Я понимаю, что таким образом он хотел показать нам не столько силу своих законов роботехники, сколько их слабость. Но использовать одну из «звезд» первой части в качестве «мальчика для битья» кажется мне не слишком достойным: читатели по инерции ждут от сюжета дальнейшего развития. а его и не предвидится.
Из прочего хочу отметить один факт, который меня позабавил. Речь идет об отказе соляриан от секса и выращивании детей на ... особых фермах, in vitro, так сказать. Нам это действительно кажется смешным, а вот истинному американцу покажется ужасным и даже преступным — такова разница в менталитете.
-------------
РЕЗЮМЕ: второе дело детектива Бэйли, развивающееся не на Земле, а на далекой Солярии — родине всех роботов. Собственно, это не детектив, а своеобразная социальная фантастика.
lammik, 4 февраля 2022 г.
Прошёл год с момента убийства космонита Сартона на Земле. Успешно раскрывший то дело детектив Элайдж Бейли не только поднялся по служебной лестнице, но и заработал немалый авторитет как у своего начальства так и у космонитов. И вот, когда на планете Солярия был жестоким образом убит некто Дельмар, Элайдж Бейли, борясь со своим страхом не то что космоса, а открытого пространства, отправился на Солярию.
Если в первой книге описывалось земное общество будущего как триумф человейников и коллективизма, то на Солярии умудрились построить витрину индивидуализма, где личное общение сведено к минимуму и даже секс воспринимается исключительно как необходимая, но при этом весьма неприятная, обязанность. Ну и существует он, само собой, исключительно в супружеском варианте.
Самое поразительное, что наша цивилизация на данный момент движется по третьему пути, непостижимым образом ухитрившись взять худшие черты первых двух. Народ всё больше концентрируется в городах, но при этом живое общение всё больше подменяется мессенджерами, соцсетями или даже компьютерными играми. И это ещё безо всяких роботов...
Эгоистка71, 20 июня 2020 г.
Это будет ретро-отзыв, перемешанный с воспоминаниями и личными эмоциями.
Лет семь назад моя внучатая племянница, глядя на то, как я с восторгом нюхаю извлеченный из корзины гриб, брезгливо заметила:
- Он же грязный!
- Что ты? Как он может быть грязный? Он же из леса.
- Вот, — ответила она, издали показывая пальцем. — Грязь.
- Это не грязь, это земля.
- Но земля — это и есть грязь.
И в этот момент я вспомнила прочитанную на заре туманной юности книгу Айзека Азимова. Конечно, вспомнила тот самый эпизод с цветком, который кажется главному герою грязым, потому что на его корнях земля. Как это грустно, что взгляды современных землян все ближе к этой антиутопии. Они на самом деле считают землю грязью. И все больше кучкуются, собираются в человейник. Наверное, многим описанная Азимовым жизнь землян уже вовсе не кажется воплощением ада, каким всегда казалась мне.
А почему я сейчас вспомнила эту книгу? Ну да, конечно, пандемия эта с самоизоляцией. Как уехала в марте в деревню к коню, так отсюда и не вылезаю. И, честно говоря, не особо хочется. Дело даже не в страхе перед болезнью, а в нежелании выходить к людям. Мне и раньше после летнего отпуска в деревне было сложно возвращаться в город, но я три месяца подряд никогда в деревне не торчала. А на днях вот поймала себя на том, что надо пойти в магазин (т.е. в центр деревни, наш-то дом крайний), и мне страшно. Надо сделать над собой огромное усилие, чтобы пойти туда, где много посторонних людей. Не потому, что они заразные, а потому, что я уже привыкла к спокойной и комфортной жизни без них. И вспомнила про Солярию. Где очень мало людей на планете, и каждый живет далеко-далеко от всех остальных, в окружении природы, но при этом в безопасности и комфорте, обслуживаемый роботами. Когда еще в юности это прочла, то поняла, что «хочу-хочу». Вот идеал моей жизни, так хочется жить. И вот в 2020 к этому идеалу приблизилась. Только вот с роботами не очень, да и с безопасностью. Надо быть осторожнее в своих желаниях.
LadyL, 15 марта 2019 г.
Продолжение приключений детектива с Земли и робота с Авроры. Только на этот раз нам показывают совершенно другой мир. Противоположный тому, что был в «Стальных пещерах». Однако, как таковой мир и вообще фантастическая составляющая этого романа уходит на второй план. Это скорее декорации на фоне которых развивается действие. А вот действие — детектив. Если рассмотреть сам детективный сюжет, то он развивается так путано и в нем столько нестыковок, что не веришь. Ну или я не смогла поверить в эту детективную линию. Что называется все шито белыми нитками и уж очень явно подводится к решению. Даже скучно.Все просто кричит, что орудием убийства
Вторая линия сюжета, не перекликающаяся, ну почти, с основной — психология. Она хоть и не вызывает столько действий и не развивает сюжет, но все же очень украшает его. Борьба человека с собственными страхами и привычками. Это интересно.
Интересна социальная составляющая. Пожалуй это главное украшение книги, и главная её фантастическая часть — этакая планета мизантропов. Эх, сколько раз я вздыхала, что нет такой планеты, а так было бы здорово пожить месяц, а то и несколько в одиночестве и спокойствии! Прям завидовала этим солярианцам. Однако автор, видимо для таких читателей, отдельно выделил главный недостаток такой жизни — деградацию. Видимо, что бы мы могли утешится, что и там не все так уж хорошо, что покой, жизнь в несколько сотен лет (кстати ещё один момент как на планете могло смениться несколько поколений, при этом освоение её началось около трехсот лет назад. Нестыковка, может правда ошибка в книге, но по моим подсчетам выходило, что на планете доживали свои дни первые поселенцы и второе поколение было в полном развитии, и только-только появилось третье, в лице той же мадам Дальмар), профессия по собственному выбору, эгоистичное существование для самих себя, без каких-либо обязательств перед обществом, родней и как результат деградация общества в целом и его достижений в частности. Эх, идеалисты... Слабое это утешение. Хотя, лучше такое, чем никакого.
Что касается мира планеты, то он отсутствует. Точнее он подразумевается, но никакого описания нет. Так что каждый может пофантазировать и представить свой вариант райских кущ. Однако, тут Азимов верен себе и сосредотачивается не на внешнем описании, а на психологии и социологии.
И тем не менее, несмотря на все недостатки, книга интересная и мне понравилась, не самая лучшая, однако читать было все же интересно. Я точно не могу сказать, что зря потратила на нее время и более того, в середине книга меня просто захватила.
fsherstobitov, 5 февраля 2018 г.
Во второй книге цикла об Илайдже Бейли Азимов продолжает исследовать вопрос эволюции человечеста в далеком будущем. Бейли попадет на планету, которая пошла в своем развитии по кардинально другому, по сравнению с Землей, пути — Солярию. Здесь численость населения держится под строгим контролем, а каждый солярианин живет в отдельном поместье и вживую видится с другими людьми всего несколько раз на протяжении сознательной жизни. И снова этот «слой» книги, посвященный описанию жизни человека будущего, является сильнейшей и интереснейшей частью произведения: читать о столкновении земного жителя с совершенно отличной от его собственной культурой, наблюдать за его попылками понять образ мыслей, понять логику, возможности и ограничения этих людей, безумно увлекательно.
С точки зрения сюжета и персонажей Азимов сделал значинельный скачок по сравнению со «Стальными пещерами». Бейли уже не тот человек из первой книги, который разбрасывается своими догадками и недоказанными обвинениями направо и налево. В «Обнаженном солнце» он старается докопаться до правды всеми возможными способами и делает решающий ход только тогда, когда уверен в победе. Жаль, что при этом Дениэл Оливо практически не зайдествован в повествовании и служит скорее подборкой для сюжета, чем реальным действующим лицом.
Вторая книга цикла существенно лучше первой в плане логики сюжета и характера главного героя и все так же интересна описанием быта людей будущего. Приключение продолжается!
Dimova, 13 июля 2017 г.
Ознакомилась с этим произведением после «стальных пещер», чувство после прочтения двоякое. Описание мира Солярии весьма интересно и захватывающе, нравится то как автор раскрывает взаимоотношения людей, обитающих на этой планете. Но опять же детективная составляющая этого романа порождает множество вопросов и ставит под сомнение опыт главного героя в умении вести расследование. Посудите сами,
Progresor, 30 июля 2016 г.
Спустя много лет после прочтения всего цикла Академия решил восполнить пробел и ознакомится с его корнями. В этом смысле читать было очень интересно, т.к. сразу вспомнилось посещение Солярии героями Академии в 5 книге «Академия и Земля». Читал с огромным удовольствием т.к. Азимов — Великий Мастер НФ ! Стилистика, сюжет, интриги, логика и цельность концепции мира — все это на недосягаемой (к сожалению) для многих своевременных мастеров пера, высоте !
После изобретения термина «робот» (Карлом Чапеком в 1920 г) Азимов масштабно ввел в НФ не только само понятие, но и изобрел 3 закона робототехники, по которым роботы функционируют в произведениях писателя. Именно на противоречиях, возникающих при практическом использовании этих 3 законов и строятся все интриги во многих его произведениях. И хотя во всех произвдениях Азимова ГГ является именно человек ( в данном случае детектив Элайдж), тем не менее рядом с ним всегда его верный помошник робот Дэниел. В этом плане их можно сравнить с Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном.
Комментировать содержание романа не буду (ниже можно прочесть множество хороших описаний) — я думаю лучше прочесть само произведение.
Рекомендую читать весь цикл «Галактическая история» (лучше начинать со Стальных Пещер) всем любителям Азимова, суперТвердой НФ, историй про человекоподобных роботов. НФ детективов в стиле Агаты Кристи и т.п. Затем переходить к циклу «Академия» (хотя можно и как я — сначала «Академию», а потом «Галактическая история»).
GoldSwan, 8 июня 2016 г.
Очень достойное продолжение «Стальных пещер». Хотя в этом цикле на детективную сторону почему-то обращаешь меньше всего внимание. А в этом романе автор сделал читателю дополнительный сюрприз — показал модель утопического асоциального общества. Где всего очень много, а личное общение сведено до минимума. Общество с вывернутыми наизнанку ценностями: брак — не семья, дети — гадость, чуть ли не табуированное слово, а человека обслуживает рой специализированных слуг-роботов. Не смотря на очень странный мир — люди в нём выписаны очень достоверно, с живыми характерами. Отношения детективов-напарников менее острые чем в первом романе, больше взаимопонимания. И хотя детективная сторона опять (как и в прошлом романе) не выпячивается — книга напряженная с интригующим развитием.
Mao_Ri, 27 апреля 2016 г.
Неожиданно эта книга попала ко мне в руки и не отпускала весь день. Будущее. Люди давно вышли в космос, колонизировали иные миры, развивались. Но вот на далекой Солярии произошло убийство, и в силу особенностей мироустройства и социального уклада той планеты, для расследования им пришлось вызвать человека с Земли. Так завязывается сюжет.
Но совсем не детективная линия так увлекла меня — есть детективы и получше, чего уж скрывать. Гораздо больше меня заинтересовало описание социальных устоев будущего, жители планет, их различия и непонимание друг друга. Условно говоря, книга построена на контрасте двух рас — землян и соляриан. Все они наши потомки, только развитие их сложилось по-разному в силу внешних обстоятельств. И подумать только, но земляне будущего оказались так же далеки от привычных нам людей, как и жители Солярии. Люди давно ушли жить вглубь земли и на поверхность выбирались не часто. Планета перенаселена и считается самой отсталой в сравнении с Внешними Мирами. Элайдж Бейли, главный герой — землянин, и как всех их его пугает открытое пространство, ветер и солнце. Полеты на самолете приводят его в ужас, ведь подумать только, всего несколько сантиметров железа отделяет его от бескрайнего простора воздуха.
Но по долгу службы его отправляют на Солярию, где его фобии и нормы поведения приходят в конфликт с местными. Соляриане свободно живут на поверхности планеты. Их всего двадцать тысяч, а роботов на их планете около двухсот миллионов. И самое главное, соляриане не выносят контактов с другими людьми. Они живут поодиночке на огромных территориях, общаясь друг с другом только по видеосвязи. Только ради размножения они терпят друг друга недолгое время. Дети, ласка, любовь для них все равно что постыдные вещи. Но кто-то же убил (впервые за очень долгое время!) другого жителя этой планеты с близкого расстояния.
И есть еще третья «раса», так сказать, в этой истории. Это роботы. Искусственный интеллект, цель которого упростить и облегчить жизнь людей. Они во многом определили линию развития Солярии. В основе всей роботехники лежат три Главных Закона.
Первый Закон: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред».
Второй Закон: «Робот должен повиноваться командам человека, если эти команды не противоречат Первому Закону».
Третий Закон: «Робот должен заботиться о своей безопасности постольку, поскольку это не противоречит Первому и Второму Законам».
Соляриане настолько привыкли жить в обществе роботов, настолько в их сознании отложились три этих закона, что они перестали критически воспринимать их.
В качестве итога из книги можно выделить мысль: как бы плохо не жилось на Земле — в тесноте, со множеством проблем и малым количеством роботехники, у них оставалось одно крайне важное преимущество перед вольготно живущими солярианами: общество. Земляне жили в социуме, в постоянном и тесном контакте, тогда как жители Солярии практичеки полностью от него отказались.
«Без игры человеческих взаимоотношений жизнь лишается своего главного смысла; духовные ценности обесцениваются, и жить, в общем, становится незачем. Видеосвязь не может заменить живого общения»
Groucho Marx, 21 ноября 2015 г.
...Прошло совсем немного времени с момента завершения «Конца Вечности», но Айзек Азимов многому научился за этот период. Он перестал стесняться своего чувства юмора, стал уверенней в детективной интриге, точнее в расстановке психологических акцентов и... первым в американской НФ изобразил сексуальную девиацию — эксгибиционизм! Причём, описал этот выверт тонко, убедительно, с подчёркиванием как гротескных так и интимных проявлений.
Мне понравился этот роман, он хороший. Обычно «продолжения хуже», но «Нагое солнце» как минимум не хуже «Стальных пещер», а во многих аспектах превосходит его.