fantlab ru

Р. Скотт Бэккер «Великая Ордалия»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Оценок:
269
Моя оценка:
-

подробнее

Великая Ордалия

The Great Ordeal

Роман, год; цикл «Второй Апокалипсис»

Аннотация:

В то время как за пределами города бьют барабаны Фаним, императрица Анасуримбор Эсменет отчаянно ищет по всему дворцу своего пропавшего сына — Кельмомаса. В это же время на расстоянии многих миль от столицы Великая Ордалия продолжает героическое наступление на север, но последствия того, что из-за скуднеющих припасов, было разрешено поедать мясо павших Шранков, могут быть такими, что даже Аспект-Император не смог бы предвидеть. И где-то глубоко в недрах Ишуали волшебник Ахкеймион пытается побороть страх того, что его невыразимо долгое странствие может закончиться ничем — настолько же далеко от истины, что и в начале пути.

© Перевод аннотации Cronacker

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Великая Ордалия
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Great Ordeal
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё же я поражаюсь таким авторам, которые способны буквально из ничего наклепать целые главы пустопорожней писанины. Читаешь, и как будто бы даже интересно, следишь за происходящим, но стоит только дочитать главу, выдохнуть, оглянуться назад и увидеть пустое поле. Как будто что-то было, но исчезло, как сон по утру, когда остаются максимум разрозненные бессмысленные отрывки, а через часок и они развеиваются без следа.

Эта книга является прямым продолжением предыдущей, Майтанет мертв, Эсменет на коне, но ей надо найти своего сынка, она его находит, хэппи энд. Так как автор пишет так, что понимает только он один, а часть текста я пропускаю, чтобы не заработать инсульт, то я не понял, сколько времени прошло, то ли несколько дней, то ли недели, на за это время Кельмомас умудрился незаметно схомячить нескольких стражников и даже как-то прикопал их в саду, что никто не заметил вспаханную землю и того, кто несколько часов ее копал. Видимо, для гения это было проще, чем тырить еду с кухни и запасы, которые всегда должны быть в таких замках в погребах. Остается включить фантазию, чтобы догадаться, что они пил.

Эсменет, как я и предсказывал, оставляет чувака, убившего Майтанента, при себе. Кельмомас за ним следит и очень много размышляет, иногда к нему даже приходят умные мысли. Он хочет убить свою сестрицу, которая знает его тайны, но не может придумать как. Но не беда, та помирает сама после внезапного землетрясения.

Сорвил, Серва и Моэнгхус продолжают куда-то зачем-то идти, а точнее, перемещаться с помощью телепорта Сервы, которая перед самым приходом к нелюдям решает не переноситься ближе, потому что устанет и «А если заметят мои Напевы?», что не мешает ей позже использовать фонарь на все небо. И вот они явились к нелюдям, а те бац им по голове и пытать. Наверное, я просто читал невнимательно, но я так и не понял, почему они туда поперлись вообще. Типа, как пленники, чтобы нелюди не вступали в войну против Ордалии, а сам Келлхус не напал на нелюдей? Тогда зачем им Сорвил? И что эти нелюди вообще могли сделать? Они по описанию вообще полудохлые все. Сорвилу нацепили какой-то горшок на голову, и он стал узнавать всех нелюдей, знать их язык и вообще влился в компанию. Я просто так и не понял, к чему необходима эта сюжетная линия.

Моэнгхуса там бьют и пытают, но Серва девочка, ее нельзя, поэтому ее просто подвешивают, надевают какой-то антимагический ошейник из Колеса Времени или Меча Истины и... всё. И тогда она начинает петь песни нелюдей, отчего у тех аж слезы текут. Эти нелюди чисто эльфы, все такие возвышенные, пафосные, песенки любят. И вот все они страдают от песен Сервы, которые рождают в них ностальгию и всякое такое («Теперь по всей Горе разговаривают только о тебе. О человеческой дочери, истязающей истязателя.»). Так почему бы ей тогда просто рот не заткнуть? Какой же бред, боже!

И только один из них, какой-то школьный хулиган, судя по его разговорам, все же догадался заткнуть ей рот.

"– А вот если сейчас обнажу свой клинок! – проскрежетал он. – Тогда-то ты у меня по-настоящему запоешь, уверяю тебя!» — ух! ах! какой я грозный, чуешь, чем кулак пахнет? Щас как дам, на небо улетишь! Поняла?

Сорвил же почему-то просто ходит по горе с каким-то нелюдем по имени Ойнарал, и они очень долго спускаются под гору, где сидят сошедшие с ума нелюди. Там же сидит и отец Ойнарала. Сам Ойнарал хочет, чтобы Сорвил помог ему его вытащить на свет, дабы тот сверг нынешнего владыку нелюдей, который подчиняется Консульту. Как? Ну вот как-то. Отец этот по какой-то неведомой причине превратился в великана! Он убил Ойнарала и тогда к нему вернулась память. И потом он «схватил обмякшего сына Харвила и разломил его надвое.» — Сорвил мертв? Ура? А фиг там, жив и здоров. Почему? Наверное, у него регенерация Дэдпула, фиг знает. Великан незаметно вылезает со дна горы не пойми как, чиркает мечом и владыка нелюдей сгорает. На этом бессмысленная сюжетная линия заканчивается, буквально на полусло

Келлхус официально сумасшедший. Ура. Что это дает? По-моему, и раньше было очевидно, что у него не порядок с головой. Он зачем-то рассказывает двум своим генералам, что он просто подделка, отчего один просто пожимает плечами, а у другого случается кризис веры, что нам долго и упорно разжевывают полкниги, как тот страдает, особенно от того, что его царь и бог засадил ему своего мини-божка, что, вероятно, было очень важно для сюжета, ну или автор вспомнил, что давно не было подобных сцен.

Нам мельком показывают пришельцев во сне Ахкеймиона, где они предстают полнейшими лохами. Опять. Они не вызывают никакого чувства, кроме кринжа. Вот Нау-Кайюти окружают какие-то уродливые старцы, которые говорят по очереди и угрожают ему пытками. Опять какие-то школьные хулиганы, не более. Их космический корабль упал... и всё. По идее, это должен быть высокоразвитый вид, достаточно умный, чтобы преодолевать космическое пространство, да и Не-Бог тоже показывает их развитие, но в итоге они проиграли средневековым армиям, пусть у тех и была магия, но у пришельцев было оружие, в том числе ядерное, ну и сам Не-Бог. Послать сигнал sos они, видимо, не могут, а сами выглядят, как какие-то монстры полуразумные. Можно, конечно, придумать много объяснений, но хотелось бы узнать все от самого автора. Пока их история похожа на сюжет первых Зубастиков.

Акхеймион и Мимара доходят до Ишуаля и обнаруживают на его месте развалины. Вот это да. Оказывается, туда несколько лет назад зачем-то явились нелюди со шранками (и никаких карт им не было нужно) и убили всех, кроме парочки выживших: какой-то сын Келлхуса и мелкий пацан с отклонениями. Дальше начинается какой-то цирк с конями. Мимара своим Оком Судии видит, что дуниане есть зло, им нельзя жить, она уговаривает Акку убить этих двух, но в последнюю секунду передумывает, и тогда они зачем-то берут этих двоих с собой. Зачем? Взрослый хочет их подчинить себе, потом хочет убить Мимару, которая это узнает, но... они опять ничего не делают, даже просто спят неподалеку, вообще не парясь. Выживший хочет убить их, но тоже ничего не делает, хотя Акка вот прямо перед ним. В итоге Мимара опять включает Око Судии, выживший через нее видит, что дуниане все это время занимались ерундой, и бросается со скалы, оставляя пацана одного. Мимара заболевает материнским инстинктом и начинает его опекать, находя себе приключения на... свое пузо (она вообще рожать собирается?). Я очень надеюсь, что этот пацан сыграет прям очень важную роль, иначе все путешествие Акки третью книгу подряд окажется просто бессмысленным гулянием, ибо пока он вообще ничего не добился. Я даже не понимаю, зачем он вообще искал дуниан. Чтобы что? Чтобы они рассказали на камеру, кто они и чем занимаются? Или надеялся, что они просто так расскажут ему больше о себе?

Мимара же вообще настолько сильная и независимая, что уже лет пять бегает по горам беременная и хоть бы хны. Очень удобно автор придумал волшебный квирри, он, наверное, и Бaйдену позволит по лестницам бегать, не падая.

И все же она не очень умная. Во всем огромном мире они — вот так совпадение! — натыкаются на бредущих по лесу скюльвендов, прячутся от них, но — вот так совпадение! — именно перед ними оказывается единственный Немногий среди всех воинов, который видит колдовские метки, и их замечают. Они убегают, и все бы ничего, но Мимара решает посреди убегания вот прям вот сейчас просто лечь спать, потому что потому. Акхеймион пытается ее уговорить, но эта тряпка обезьяну не уговорит съесть банан. А еще она вдруг отказывается потреблять квирри, потому что — внимание! — не собирается рисковать ребенком! Она жрет этот квирри уже, наверное, больше года, будучи беременной, а теперь внезапно не собирается рисковать. Да что с ней не так?! Разумеется, из-за этой дуры и безвольного старика их ловят и приводят к Найюру, тому самому! Вау, как плевать. Он стал еще более старым, диким, тупым и пафосным, обвиняет Акку во всем, в чем замечен и сам. Он, оказывается, ради мести Келлхусу продался Голготтерату (хотя сам это отрицает, как и то, что вода мокрая) и до сих пор шпилит монстра-оборотня. Немного поболтав, он просто отпускает Акку и Мимару, хотя оборотень пытается поймать пацана-дунианина, но тот умудряется сбежать. Пацан, кстати, говорит: «Та, у которой вместо лица кулаки.» — даже Келлхус не сразу понял, почему не может прочитать эмоции оборотня, и только в прямом бою узнал, насколько они сильны, а левый пацан, не прошедший всего учения, сразу все видит и понимает. Как я понял, в конце Мимара собирается пойти искать этого пацана, хотя вот только они чудом ушли от скюльвендов почти целыми, к которым попали из-за ее глупости. Ничему ее жизнь не учит. Только Акхеймиону несколько раз прописали кулаком и ногами по лицу, а надо было ей хотя бы разок леща отвесить.

Найюр: «– Как… – Ухмылка, больше похожая на рыдание, исказила его черты. – Как я могу доверять тебе?»

Оборотень: «Оно охватило своей гибкой ногой его бедра и, страстно изгибаясь, прижалось к нему. – Испей из моей чаши, – проворковало оно, – вкуси… и познаешь меня…»

«И сорвал прочь повязку со своих распаленных чресел.»

Какая же это чушь. Какой смысл?

Еще забавно, что Найюр с армией идет через земли, где полно шранков, но не их не трогают, потому что «– Эти шранки зовутся Вожатые, – мрачно молвит Ахкеймион, – запах этих тварей повергает их диких сородичей в безумный ужас, тем самым очищая от них окрестности. Консульт использует их, чтобы обеспечить безопасный проход своим человеческим союзникам…» — что-то не помню, чтобы они когда-то упоминались, но когда надо, вот они. И почему этих Вожатых боятся обычные шранки? Фиг знает.

В это время Фанайал, падираджа кого-то там, окружает столицу империи, Момемн. Его план прост: армия атакует стены, а его единственный маг-кишаурим пафосно подлетает к этим стенам и разрушает их. Вот только того ранят самого, он едва не погибает, и тогда Фанайал в отчаянии, ведь «Оставшись без Меппы, Фанайал не мог надеяться, что ему удастся захватить столицу империи». — то есть многотысячная армии ничто без одного мага? Какая чушь.

И вот случается чудо, происходит землетрясение, Момемн почти разрушен, стены пали, армия Фанайал бежит резать-убивать, а сам Фанайал как последний лох спорит со жрицей, чей бог сотворил это. Но тут является самозваный бог, сам Келлхус во плоти, и просто убивает идиотов. Конец. При этом у Фанайала была хора, но он держал ее в сундуке из-за жрицы Ятверы.

Келлхус же до этого продолжал продвигаться к Голготтерату уже, по ощущениями, сотую книгу кряду. И вот они возле какой-то горы, там полно шранков, их всех долбят, но их очень много, и Келлхус чувствует, что внизу под горой или около того полно других тварей, и у них есть хоры. Почему нет хор у тех, кто наверху? Фиг знает. Там потом из какой-то ямы выпрыгнули десятки шранков и Келлхус их легко убил. Почему у них не было хор? Фиг знает.

После этого Келлхус просто начинает долбить гору, пробивая в случайном месте огромную дыру, где находит рояль, то есть типа ядерную бомбу. Вот просто на пустом месте, копая в случайной горе случайную дыру (хотя не совсем случайную, он пытается добраться до какого-то Колодца Вири), он находит сундук, который оказывается ядеркой. Наверное, я просто пропустил, как он про нее узнал, но он просто ее взрывает, или она сама взрывается, фиг знает, но все шранки мертвы, солдаты Ордалии многие ранены, их бросают и идут дальше. Очередная сцена ради сцены.

Келлхус говорит что-то вроде: ну ок, дальше как-нибудь сами. И просто сваливает в Момемн, видимо, третьим глазом предвидя, что он там нужен. Убив дурачков, он заявляется в замок, а там его ждет Воин Белой Удачи. Дальше происходит какая-то кутерьма, где этот чел видит цель и не видит препятствий, созерцает будущее, где он убивает Келлхуса, все норм, но тут Кельмомас решил тупануть и помочь мужичку, случайно отвлекая того, и тот, видя варианты будущего, отчего-то не увидел этот, и поэтому у него, аки Терминатора, происходит сбой программы, из ушей течет кровь, а второе землетрясение обрушивает на него потолок. Не повезло. Конец. *Элизабет Олсен рашн мат*

Было бы неплохо, если бы автор хотя бы пытался описывать некоторые происходящие события.

Во время первого землетрясения погибает Телиопа, аутичная дочь Эсменет, чему поспособствовал еще Воин Доброй Удачи. Эсменет горюет и думает: «Кельмомас. Лишь он еще жив… Единственный из всех, кто еще что-то значил для нее.» — эмм... там еще сын, другой сын от Найюра, приемная дочь, хотя на нее, наверное, пофиг, и еще Мимара, которая бегает сейчас с Аккой. Да, мать она такая себе. И вот она замечает в отражении радость Кела от смерти Телиопы, тот понимает, что спалился, и сбегает, чтобы позже опять тупануть и помешать убить Келлхуса. Ну он хоть какую-то важную роль в сюжете сыграл, хоть и на этом спасибо.

Почти все сюжетные линии оканчиваются на полуслове, конец в следующей книге. Поскорее бы это закончить.

А еще я не понимаю зацикленность автора на половых сношениях. Найюр шпилит монстра-оборотня, потому что красивая и за 20 лет не надоело, Сорвил сохнет по Серве, Фанайал почему-то шпилит ведьму, которая буквально его посылает и издевается, а он даже затрещину ей дать не может. Их пользуют, как последних лохов, а они ведутся, как подростки в пубертат.

Один из немногих плюсов книги даже не связан с самой историей. На этот раз книгу переводят два переводчика, и не знаю, как другим, но мне показалось, что они очень хорошо справились, особенно по сравнению с предыдущей книгой. Слог мягче и плавней, из-за чего и читать проще, а учитывая корявость слога автора, это настоящее достижение. Следующую книгу переводит только один из них, но, надеюсь, что это не сильно скажется на качестве.

5/10 — собственно, хочется просто повторить первый абзац этого отзыва. Читал, читал, а что — сам не знаю. Очень размазанная история, слишком медлительная, очень мало событий. Интересней всего было читать под конец, когда произошло землетрясение, там уже хоть что-то начало происходить. Собственно, история выживших дуниан тоже норм, еще бы понять, как их нашли. Все такие гении, а не догадались проложить туннели куда-нибудь подальше на случай эвакуации, один вход-выход и все. Гении.

Финальные мысли опишу в отзыве к последней главе.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Заключительная часть цикла «Аспект-Император» по факту написания была разбита Бэккером (с подачи его издателя, как я понимаю) на две книги. Решение весьма спорное, т.к. большую часть текста можно было просто удалить из окончательной версии без какого-либо ущерба целостности произведения. Если предыдущая книга «Воин Доброй Удачи» была на 70% большим филлером в цикле, то эта часть уже накачана водой на 80%. Читать это нейтральному читателю, если вы не ярый фанат Бэккера, крайне утомительно. Событий в книге на 3-4 главы, остальное — накачка объема стандартными МТАшными приемами. Подача материала крайне скучная, местами даже, на мой взгляд, отвратительная:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
со всеми этими вздымающимися фаллосами и совокуплением с трупами шранков, автора явно занесло не туда... так же как и жопотрах Пройаса Келхусом — это просто нечто...

Цикл, скорее всего, дочитаю после некоторой паузы, поскольку потреблять столько бредовой графомании одномоментно решительно невозможно...

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот, всё бы, ничего:

- сюжет потихоньку близится к финалу,

- герои, уже ставшие, где-то, близкими, привычными, продолжают двигаться к цели,

- хочется узнать, чем все закончится, поэтому, интерес, все ещё, сохраняется.

Но:

- Очень затянутое повествование.

Сюжет движется к развязке не по прямой, а, какими-то, спиралями, пересекающимися окружностями, зигзагами.

Много повторов.

Битвы однообразные. Осады городов и крепостей — однотипные описания. Сражения магов — как под копирку. Политические интриги и заговоры уже не удивляют.

Автор любит все продублировать:

— Вот герои побывали в заброшенном городе нелюдей. Мрачно, величественно. Очень живописные описания архитектуры, погибшей цивилизации и т.д. Здорово! Но, этого мало. Вот вам ещё один город нелюдей, и, опять повторяющиеся описания грандиозных построек, мрачных и величественных залов, и, т.п.

- Яркое описание грандиозной битвы с дикими шранками. Орды мерзких тварей. Несгибаемые шеренги человеческих воинов. Маги, творящие заклинания. Нечего сказать, эпических размах, и, реализована картина сражения очень зрелищно. Но, вот досада, таких сцен битв, на много страниц текста, я уже читал с десяток, и, все примерно, однотипные.

- Разговоры, которые ведут герои, повторяются, персонажи бесконечно доказывают оппонентам, и, самим себе, одни и те же мысли, идеи.

Впрочем, это присутствует не только в данном произведении, но, и других книгах цикла.

Этот же роман, не имеет ни начала, ни конца.

Нет смысла обсуждать его отдельно. На мой взгляд, он ни лучше, ни хуже, чем другие книги данной серии.

Эх, объединить бы их в в дилогию, или, на крайний случай, трилогию, но, никак не в семь огромных томов, как сделал автор!

И, получилось бы, прекрасно, как раз, ушла бы, вся «вода», все лишнее, все повторы.

Но — есть, как есть.

Сложно объективно оценить книгу. Я уже стал уставать от данной эпопеи. А это — плохо, становится наплевать на судьбы героев, хочется, чтобы все закончилось скорее...

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга почти не запомнилась как промежуточная, слилась, точнее оказалось раскиданной между Воином Доброй Удачи и Нечестивым консультом. И все равно она на голову выше прочей фэнтези.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не смог прочесть эту книгу до конца. Нет, написана она великолепно, как и предыдущие. И дело не в переводе.

Просто описанная идея оказалась для меня слишком цепкой и чересчур привлекательной, чтоб беспристрастно наблюдать её кончину.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да, смерть той идеи это закономерный итог, дуниане и их учение обязаны были погибнуть. Я это принял, а потом улетел Выживший. И вот это было уже слишком.

Не считаю себя сентиментальным, но на этом моменте я с мокрыми глазами закрыл книгу и вряд ли когда нибудь к ней вернусь.

Единственное произведение за много лет, которое по-настоящему зацепило и которое было чуть ли не физически больно читать.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сокращенная версия заметки для Medium. http://bit.ly/29YxR6J

Даже беглого знакомства с работами Бэккера из цикла об Эарве достаточно, чтобы понять — это гностический ответ Толкиену с ощутимыми реминисценциями из Херберта, и подобный синкретизм не только выделяет «Второй Апокалипсис» (хотя какой, блин, Апокалипсис без попыток решения еврейского вопроса? правильный ответ — не 42, а 144000) на довольно однородном темном фоне современного гримдарка

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(и действительно, где еще вы встретите самозваного бога во главе средневековой империи, замыслившего то ли отразить вторжение инопланетян, то ли преобразить мир генетическими экспериментами и беспощадной прополкой в такое зернохранилище, что у Детей кукурузы лобковые волосы дыбом встанут?),
но также внушает неприятное ощущение вторичности каждый раз, когда чаша аптекарских весов на берегах Онтарио слишком явственно склоняется в сторону того или иного первоисточника.

Хуже другое: Бэккер явно заигрался в любимую игру капризных детишек династии Анасуримбор и с таким энтузиазмом уничтожает карточные домики собственного мироздания, что завершиться оно рискует не всхлипом, а пуком в кровавую лужу. А у нас еще третья трилогия, вы не забыли?

В обсуждаемой итерации цикла параллели с Хербертом усиливаются, помимо акцента на Текне и генетических извращениях, тем соображением, что некоторые части «Мессии Дюны» и «Детей Дюны» были подготовлены еще до выхода первой книги «Дюны», а, скажем,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
фрагменты нисхождения Друза Аккамяна с Мимарой в недра опустошенного Ишуаля,
по заявлению самого Бэккера, ждали момента излиться на бумагу больше десяти лет, еще с тех пор, как пала тьма, пришедшая прежде и принесенная русскому читателю на блюдечке из темного пластилина. Но там, где у Херберта испепеленную Достопочтенными Матронами Дюну и спешно стачанный ей на подмену Капитул Ордена заслоняет живая изгородь одного-единственного сада за пределами сети миров, пестуемого Дэниелом и Марти, — Бэккер возводит при Даглиаше и Момемне, Иштеребинте и Голготтерате целую куртину безответных вопросов и фланкирует ее комплектом бастионов, чья стража, будь то инхорои или Матроны, слишком часто перебрасывается идиотскими мячами. Трудно сказать, чего в «Великой Ордалии» больше, фэнтези или НФ, толкиенистики или хербертианства, как тяжело судить,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
спаситель Келлхус или такой же нелюдь, что и безумные великаны Последней Обители, сиречь говорящий органчик Тысячекратной Мысли.
Одно же ясно наверняка: роман разрублен на две части исключительно волею издателей и редакторов, порешивших, что Бэккер и так сильно выбился из графика, а значит, в «Нечестивом Консульте» куртина будет снесена атомным взрывом не меньшей силы, чем землетрясение у стен имперской столицы. Часы пробьют полночь, клиффхэнгеры падут, небо откатится до режиссерской версии. Кстати, а не забирает ли ее рейтинг в киберпанк? Белые нити окончательной реальности Нереального уводят Анасуримбор Серву круто в сторону от плаща, меча и хоры, и нельзя исключать, что Мог-Фарау всего лишь одурманенный собственными творениями тестировщик увлекательной MMORPG. Уоттс, с которым у Бэккера, как ни печально, слишком много общего, утверждает в «Огнепаде», что Бог не программист, а процесс; в таком случае счетчик итераций фоновой задачи спасения Эарвы просто обнулится после 144000.

Обозревая же русские версии предшествующих романов «Второго Апокалипсиса», можно заранее предсказать, что перевод «Великой Ордалии» в любом случае позволит получить лишь очень приблизительное представление об изображаемом предмете, где даже нуль не будет достоверно отличим от единицы, голова на шесте от собственного отражения в кровавой луже, кругораспятая Серве от лицедельческой подделки под нее, а гниющий под прохудившейся крышей зернохранилища урожай — от драконьих экскрементов на засохшей корочке хлеба насущного, насильно впихуемого в глотки так и не прощенным богами потомкам изнасилованной Оминдалеи. Скажи мне, что ты видишь? Кошмар Сесватхи за мгновение до пробуждения над русским изданием Бэккера.

Ах да, вы же не сомневались, что абсолютно все персонажи романа, люди и нелюди, инопланетяне и хоббиты, дуньяины и боги,  —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
 законченные мерзавцы?

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепное продолжение великолепной серии. Жаль что нормального русского перевода мы если и дождемся, то через много лет (в 2021ом таки дождались). Но я даже в чем-то рад что начал читать на английском — после того как привыкнешь к миру и персонажам, живой язык автора становится очень даже в тему.

Надо сказать, что я вообще предпочитаю научную фантастику. Но вот такое умное темное фентези, с крайне интересными персонажами (а живой человек всегда будет в чем-то неприятен), продуманным миром, околонаучными социальными идеями (как минимум — вирамсата Инвиши из меметики Докинза) — это то, за что я считаю, для себя, эту серию, лучшим фэнтези из того что я читал. С нетерпением жду следующей книги!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх