Рэй Брэдбери «Лучезарный Феникс»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Правительство проводит эксперимент: сжигает книги в одном городе, а его жители борются с этим, уча книги наизусть.
В сборнике «Match to Flame» после рассказа опубликовано факсимиле его первого варианта — «Тигр, тигр, светло горящий» («Tiger, Tiger, Burning Bright», 1947).
Входит в:
— цикл «Гринтаунский цикл» > цикл «Рассказы о Гринтауне»
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, May 1963», 1963 г.
— антологию «Лучезарный феникс», 1979 г.
— антологию «Листая вечные страницы: Писатели мира о книге, чтении, библиофильстве», 1983 г.
— антологию «Tales of Dungeons and Dragons», 1986 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Планета Норагаль», 1996 г.
— антологию «Звезда по имени Галь. Земляничное окошко», 1999 г.
— антологию «1938-1957, l'âge d'or», 2000 г.
— сборник «Высоко в небеса: 100 рассказов», 2003 г.
— сборник «Match to Flame: The Fictional Paths to Fahrenheit 451», 2007 г.
— антологию «Апрель в Париже», 2012 г.
- /языки:
- русский (23), английский (2), французский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (24), периодика (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Н. Галь (21), М. Щавурская (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Сказочник, 25 марта 2024 г.
Предтеча «451 по Фаренгейту»? Очень похоже. Рассказ действительно хорош. И действительно заставляет задуматься. Но так с большинством историй от Рэя Брэдбери. Здесь же можно отметить в плюс то, что герои говорят друг с другом цитатами великих произведений. В остальном же — тот же Фаренгейт.
lex_art, 5 августа 2019 г.
Красивая история про то, что есть достаточно большая группа неформалов, которые создают свой сложный дискурс. И есть государство, которое даже имея на своей стороне ресурсы, не может соревноваться с тем, что имеет сложность. Годное взаимоотношение государства и сильного гражданского общества если угодно.
«А есть, допустим, ролевики. Эти не воюют с капитализмом. Они воюют с эльфами и драконами. И пока они воюют с драконами, никакое общество потребления на фиг их не достанет. Просто взяли и вышли из комнаты, где все парятся. Им не страшен ни «гламур», ни «тарифы», ни их «конкурентоспособность».»
Такая вот длинная цитата про взаимоотношение неформалов и внешнего мира.
Есть только один вопрос. В рассказе упоминается, что в городе проходит эксперимент по сожжению книг. С учетом наличия у автора такой книги, как «451 градус по Фаренгейту», следует ли понимать, что эксперимент прошел удачно?
bsuiir, 24 апреля 2021 г.
Такой рассказ может написать только тот, кто любит книги всей душой. Хоть на первый взгляд и кажется, что это черновик или слабый приквел к «451 градус по Фаренгейту», но это не так. Вся сила этого рассказа во втором прочтении, когда понимаешь чем занимаются Библиотекарь и его читатели.
alekskov, 10 апреля 2010 г.
Зачем было, создавая рассказ в 1948 году, переносить действие в 2022-й? Тем самым автор отрицает какой бы то ни было технический прогресс. Через 74 года используется обмазанная смолой печь, по техническому совершенству близкая к средневековью; люди получают знания в библиотеках; единственное влияние на сознание людей оказывают книги. Неужели, за эти годы развития человечества автор не смог предусмотреть других источников получения информации?
Показывая, что плохо уничтожать книги, автор противопоставляет во всём положительных жителей города Джонатану Барнсу, во всём омерзительному типу, с его командой (они представляются пропахшими керосином, безликими людьми в чёрных одеждах). И вот, пытаясь показать границу между добром и злом, автор делает ставку на внешние различия между ними. Этот стиль можно охарактеризовать так — зомбирование слабоумных. Когда писатель опасается, что ему не хватит мастерства описанием действий и поступков своего героя вызвать у читателей задуманные мысли и эмоции, или если писатель считает своих читателей неумными людьми, неспособными правильно понять его замысел, то он, усиливая эффект, наделяет отрицательного героя отвратительной внешностью и омерзительными повадками. И вот каким предстаёт перед нами Джонатан Барнс: 1) он топает — а не ходит, как все правильные люди; 2) от него разит перегаром; 3) лицо наливается кровью; 4) дыхание шумное и хриплое; 5) рот — слюнявый; 6) глаза вытаращивает; 7) тридцать лет не ходил в библиотеку и не читал книг; 8) в кафе он кричит, а не разговаривает; 9) по подбородку у него стекают капли кофе; 10) вскакивает с воплем; 11) глаза бешеные; 12) туша его трясущаяся; 13) лицо бледнело и вновь багровело; 14) бросал свирепые взгляды; 15) истекает огнём и безысходной яростью; 16) глаза пустые; 17) сам он — истукан из цемента; 18) пустой взгляд; 19) и ещё он — рьяный политикан. Но всего этого нет у «нормальных людей»: они и ходят с достоинством, и разговаривают с достоинством, они приветливые и улыбчивые, и излучают только добро. В жизни никогда не бывает всё только белым и чёрным. И если говорить о детских сказках, то такое отображение мира необходимо. Но со взрослыми людьми надо разговаривать иначе, такое беззастенчивое навязывание своего видения мира недопустимо (если Барнс является таким омерзительным, то и всё, что он делает — это плохо, значит, и с книгами бороться тоже — плохо). В этом рассказе нет попытки заставить читателя о чём-то подумать. Ведь, описывая таким образом Джонатана Барнса, автор изначально вызывает неприязнь к нему. А надо было написать так, чтобы читатель после прочтения вынес свой вердикт основываясь не на отталкивающей внешности одного из героев, а судил по поступкам и по результатам деятельности этих героев.
Я хочу сказать, что намерения автора и его идеи, которые он пытается донести до читателя, я понимаю и одобряю. Но то, как топорно это сделано, меня не устраивает. Мне не понравилось то, каким примитивным способом меня заставляют распознать, кто главный злодей. Своим рассказом автор должен был дать понять людям, что они теряют, лишаясь книг, а не пытаться вызывать лишь отвращение к Барнсу.
lubar, 5 апреля 2011 г.
Хороший рассказ. В контексте Фаренгейта выглядит как зарисовка-черновик. Чиновникам пришла в голову гениальная мысль — сожжем книги учащие думать и все будет хорошо. И гениальная формула протеста «До свидания господин Сократ, Всего хорошего господин Демосфен». Если сравнивать с Фаренгейтом, то зло здесь глупо, как большинство чиновников. Оно даже не зло, а просто чиновничье рвение. Джонатану Барнсу еще расти и расти до умнейшего брандмейстера Бити. Жители города умны и как один выбрали путь сопротивления и следуют ему. Действие в Фаренгейте развивается спустя многие годы, после того как интеллигенция не стала сопротивляться уничтожению книг. Мне самым сильным и интересным показалась сцена захвата библиотеки. Где уверенный в себе библиотекарь-учитель, даже подчиняясь продолжает повелевать. Ассоциируется с учителем из «Отягащенные Злом» Стругацких.
god54, 3 октября 2009 г.
Как сказано в рассказе: сначала мы жжём книги, а потом начнём жечь людей. Так было в фашистской Германии, вспомните огромные костры из книг. Потом стали жечь людей. Сегодня сразу жгут людей, чтобы книги не появились... Опыт приходит с годами... Самая опасная профессия журналист и писатель...
Николай Великий, 27 декабря 2008 г.
Уничтожить 49,2 % всех книг... Неужели правительству более нечем заняться, как отбирать духовную пищу у народа???:confused:
Отсутствие книг лишь приведет к антиправительственному настрою у людей.
Пусть хоть и каждая из книг «дудит в свою дуду», но без них жизнь теряет большую часть своего смысла.
Идея, конечно, взята замечательная... Но рассказ получился слабым.
К сожалению.:frown:
Paganist, 11 мая 2009 г.
Нечто подобное происходит и в известном фильме «Эквилибриум».
С каким спокойствием библиотекарь воспринял, казалось, дикую, варварскую новость. Однако он свято верит, что настоящее искусство — вечно, что в каждом окружающем человеке может скрываться новый Шекспир, Эйнштейн, Платон... Тем более история знает множества случаев, когда правительства навязывали новые идеологии посредством сжигания книг. Но искусство — неистребимо!
Yazewa, 5 января 2008 г.
Предвестник «Фаренгейта». Тема сжигаемых книг регулярно возникает в творчестве Брэдбери.
Невозможно сжечь то, что напечатано в душах и в памяти. Разве что сжигая людей...
Oscar, 15 декабря 2007 г.
Идея, конечно, хороша, но врядли на представителей власти при исполнении (сжигании книг) может повлиять то, что люди называют друг друга именами знаменитых людей. Немного наивно выглядит...:glasses:
alexey1978, 5 июня 2007 г.
:mad:Чего хорошего вообще можно ждать от правительства? Вечно придумывают невесть что.
tevas, 9 июня 2007 г.
Некое зеркало романа «451 градус по Фаренгейту», поэтому ничего нового автор этим не сказал. Хотя скорее наоборот, ведь роман был написан позже рассказа. Но роман выглядит цельнее и потрясает до глубины души. Рассказ нет...
Vendorf, 7 апреля 2006 г.
Знание, это не только его изображение, но еще и понимание происходящего, сжигая книги, не сломить духа народа...