fantlab ru

Ричард Морган «Сталь остаётся»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.27
Оценок:
735
Моя оценка:
-

подробнее

Сталь остаётся

The Steel Remains

Другие названия: Стальные останки

Роман, год; цикл «Страна, достойная своих героев»

Аннотация:

Три боевых товарища, три героя прошедшей войны — Рингил, воин с мечом из чудесной стали, Эгар, вождь кочевников, и Аркет, советник императора.

Рингил по просьбе матери ищет кузину, проданную за долги в рабство. Над Эгаром нависла опасность — шаман племени хочет сместить вождя. Аркет расследует нападение таинственных воинов на портовый город империи. Они еще не знают, что им придется встретиться снова, чтобы принять бой еще раз...

С этим произведением связаны термины:
Для этого произведения есть карта:

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2008 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 7-е место

номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2010 // Роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Сталь остается
2010 г.
Стальные останки
2020 г.
Стальные останки
2022 г.

Издания на иностранных языках:

The Steel Remains
2008 г.
(английский)
The Steel Remains
2008 г.
(английский)
The Steel Remains
2008 г.
(английский)
The Steel Remains
2009 г.
(английский)
The Steel Remains
2009 г.
(английский)
The Steel Remains
2009 г.
(английский)
The Steel Remains
2010 г.
(английский)
Glühender Stahl
2010 г.
(немецкий)
Rien que l'acier
2010 г.
(французский)
Stal nie przemija
2011 г.
(польский)
Sólo el acero
2012 г.
(испанский)
Sopravvissuti
2012 г.
(итальянский)
Az acél emléke
2015 г.
(венгерский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  42  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эхх.. а ведь эта хорошая история, уложившаяся всего-то в 320 страниц в оригинале, могла бы стать восьмитомным эпиком, если б ею занялся какой-нибудь Тэд Уильямс;). Впрочем, историю придумал Ричард Морган – человек, который даже меня, не слишком большого любителя НФ, очаровал своим «Видоизмененным углеродом», а запомнился спокойным отношением к насилию и склонностью к небезыдейному «экшену», жёсткому бескомпромиссному письму, а также брутальным героям. Тем интереснее оказалось получить наконец-то фэнтезийный роман в исполнении такого автора и надо сказать, что конкретная я, любитель фэнтези, если и не в восторге, то – не очень далеко от него. «Сталь остается» оказалась вполне достойным продолжением вызывающей у многих интерес серии «черная фэнтези», хотя, строго говоря, никаким «дарком» не кажется и, страшно сказать, как будто бы даже и не фэнтези вовсе..

Почему не «дарк»? Знаю, что «бывалый читатель» и без того не станет верить аннотациям, но всё же не удержусь предупредить – в романе нет ни единого «темного властелина» (по крайней мере, в этой, первой части цикла ;), а протагонист не ведётся на благородные патриотические призывы и не рекрутирует себе отрядов. Нет, он всего-навсего по просьбе семьи отправляется в частный «квест» по спасению проданной в рабство родственницы, а попутно, так уж вышло, оказывается вынужден спасать свой мир от нашествия непонятной «иной» расы то ли магических, то ли высокотехнологических существ. И не потому спасает, что «хороший мальчик должен», а потому что лично ему не хочется новой войны. Потому что в прошлой — он уже повоевал и стал героем, но то, как власть предержащие распорядились отвоеванным миром ему не нравится (ну а как еще люди могли распорядиться? разумеется, кругом интриги, коррупция, работорговля, нажива и грязь)). Спасение мира из эгоизма – симпатичный сюжетный ход, ага. И потому продолжаю пребывать в своём любимом убеждении, что действия героев, обоснованные эгоизмом и личными интересами – это реализм, а не «дарк» никакой. Вот разве только если этим словом называть то, что Морган, не особо, правда, бравируя этим, не стесняется весьма откровенного насилия и развлекает читателя плодами своей роскошной, но мрачной фантазии типа отрубленных, но всё еще живых, прирощенных к погруженным в воду пням человеческих голов? ;)

Что же касается «фэнтези», то… чем дальше углубляешься в эту как будто бы банальную поначалу историю, которая как будто бы происходит в мире «меча и магии», тем больше загадок загадывает автор, не давая на них однозначных ответов, и тем большее сомнение зарождается.. Мечи-то – есть, куда же без них? А вот с магией – большой вопрос. Потому что действие происходит в мире, в котором нет луны, но через небосвод раскинулась арка, впитывающая и отдающая солнечный свет. Потому что здесь появляются и действуют боги пастухов-кочевников, но боги ли они на самом деле, или нас обманули? А еще, лишь по старинным легендам известные как будто бы магические существа «двенда», норовящие отвоевать обратно для себя этот мир, появляются на страницах облаченными в подозрительно напоминающие скафандры доспехах. А раса кириатов – черных людей, которые раньше жили в этом мире, а потом покинули его и оставили после себя непонятных, но вполне ужасающих техномагических существ, предсказателей будущего? Да, и ушли они на кораблях. Но только вот — не в моря, а «под землю», со слов автора..

На самом деле, Морган – он тем и подкупает. Это такое особенное уважение к читателю, когда автор, предположив наличие у меня-читателя неких умственных способностей и хорошего воображения, не разжевывает, не заставляет осваивать псевдоисторических трактатов, чтобы рассказать об устройстве своего мира. Он фрагментами паззла то здесь, то там по тексту рассказывает о мире историями и биографиями своих героев, обрывками из легенд и деталями пейзажей. Он как иллюзионист вертит в руке этот шар, демонстрируя то одну, то другую его грань, да еще и лукаво прикрывая его шелковым платочком. И цельная картина – она останется целиком на усмотрение читателя.

Что же до прочих радостей, то нельзя не отметить и симпатичный черный юмор, и авантюрность, в особенности, в начале «квеста», и чудесную ироничность и, главное, «самоироничность» главных героев. Роман легко читается в оригинале и, редкий случай (спасибо переводчику!), получился вполне комфортным по-русски. Вот разве что в оригинале диалоги кажутся много более жесткими, а описательная часть – менее пафосной.

Итог? Яркий, запоминающийся, не дающий скучать роман, открывающий цикл, о продолжениях которого я уже мечтаю…

ps ..думаю, что редкий отзыв обойдется без комментариев по поводу гомосексуальности главного героя. Я так и не смогла для себя ответить на вопрос, зачем автору это понадобилось, т.к. для развития сюжета оная ориентация большого значения не имеет, а многих потенциальных читателей может оттолкнуть одним только фактом своего существования. Но. Гомофобы, мои дорогие! Вот хотя бы интереса ради совершите попытку это почитать всё же.. «Оно» не кусается, честно, а ведь жалко из-за такой ерунды хорошую книжку пропустить, нет? ;)

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ричард Морган — автор, известный произведениями в жанре киберпанка, и каково же было моё удивление, когда я узнала, что человек, написавший «Видоизменённый углерод» и «Стальные останки», один и тот же. Но после прочтения книги всё встало на свои места «» к сожалению, не в самом позитивном смысле.

Начну, пожалуй, с плюсов.

Главное (и, будем честны, практически единственное) яркое достоинство «Стальных останков» — это мир. Не обошлось без уже классического для фэнтези оммажа на фейри, только в «Стальных останках» их называют двендами или олдрейнами, причём, автор сам буквально толкает читателя в сторону ассоциаций, копируя отдельно взятые вещи вроде смертных, теряющихся в холмах на день, а возвращающихся спустя столетия. Кое-что он взял и из других произведений — например, мультивселенные из книг Майкла Муркока (и сам признался в любви к его Элрику из Мелнибонэ). Но вдохновляться — это одно, а придумывать что-то своё — совершенно другое, и тут фантазия автора не подвела. Например, высокотехнологичная раса пришельцев, бессмертных чернокожих кириатов, которые пришли на своих кораблях из другого мира через некие провалы внутри планеты — эдакие разрывы в пространстве, созданные высоким давлением. Одно это достойно интереса. Или те самые олдрейны, существующие в междумирье миллионов вероятностей. Автор красочно описал, как себя чувствует в таком месте обычный человек, и как тяжело после всего этого остаться в своём уме. И, что немаловажно, избежал опасных игр со временем. Отдельно порадовала мелкая деталь — в описываемом мире нет луны, но есть кольца вокруг планеты, которые пересекают небосвод. Люди называют их Лентой.

Сюжет... а какой сюжет? На почти шестьсот бумажных страниц (и почти восемьсот электронных, я читала на ЛитРесе) автор растянул простенький квест по поиску родственницы, проданной в рабство. И это даже не шутка. Главных героя у нас три, но свой квест имеет только один персонаж, он же, судя по количеству личных глав, протагонист всей книги — Рингил. У двух других героев нет и этого. Они просто что-то там делают, по воле богов (буквально) оказываются в нужном месте в нужное время, бьются с врагом и на этом всё. Писать в наше время такой плоский, как лист бумаги, сюжет — это как-то позорно.

Персонажи — то, что автор заруинил примерно на том же уровне, на каком заруинил сюжет. Как ни парадоксально, лучше всего ему удалась чернокожая кириатка-лесбиянка Арчет. Это действительно объёмный персонаж со своей трагедией, своей зависимостью, своей внутренней борьбой. Арчет полукровка, поэтому среди обоих народов она чужая: кириаты, покидая мир, не взяли её с собой, а люди боятся её и считают еретичкой. Через этого персонажа автор показывает внутреннюю кухню империи: политические дрязги, нестабильность в, казалось бы, вошедшем в эпоху мира государстве, самого императора, человека развратного и жестокого, но неглупого. Линию автор выделил ей не самую интересную, но так как персонаж получился объёмным, они уравновесили друг друга.

Второй центральный персонаж — дешёвая пародия на Конана-варвара по имени Эгар (или Эдгар, настолько мне на него плевать, что даже имя в памяти не закрепилось). Эгар воевал вместе с Арчет и ещё одним другом против ящероподобных захватчиков, прославился тем, что убил дракона, потом вернулся на родину, сел на трон вождя кланов и сидит. Пьёт, жрёт, тискает в юрте малолетних девочек и сокрушается о невежестве своих соотечественников. Бездарный персонаж, который за всю книгу не раскрыл ни одной своей личностной черты. Через его линию автор продемонстрировал богов, решивших вмешаться в ход человеческой истории. Интересный задел, читается легко, но — не больше. У меня даже мнения какого-то об Эгаре не сложилось, я ничего не могу о нём сказать. Что он есть, что его нет — без разницы. Буквально персонаж-функция.

Ну и цветик-семицветик сего действа — Рингил Ангельские Глазки. Персонаж-кошмар. Воин, страдающий из-за своей гомосексуальности и мучимый, судя по всему, ПТСР. Вместе с двумя вышеозначенными товарищами он сражался против народа ящеров, одержал победу, прославился, но всё, что люди о нём запомнили — это то, что он гей. И теперь Рингил торчит в занюханой деревеньке, где пьёт, жрёт и тискает мальчиков. В общем, из всей этой троицы только Арчет занята делом, пока два её друга-дебила прожигают жизнь и постигают экзистенциональный кризис. Линия Рингила — самая объёмная, но при этом самая кривая, тяжёлая для восприятия (не по наполнению, а по подаче) и непоследовательная. Персонаж сам не знает, чего хочет. Его кидает от одной крайности к другой, а финальный разворот в полёте меня просто вывел из себя. Олдрейн, весь такой из себя красивый и сексуальный, решает завести с Рингилом дружбу, показывает всякие волшебные штуки (и те, о которых вы подумали, тоже), соглашается отдать потерянную родственницу за просто так, попутно рассказывая о своём народе и о планах. И Рингил в общем-то даже не против: ему нравится весь такой из себя красивый олдрейн, нравится путешествие между мирами, нравится то, что родственницу ему просто отдадут, и не придётся самому за ней через всю империю бежать. А потом он ВДРУГ ни с фига кидается на олдрейнов, воспылав к ним ненавистью, и начинает их крошить. Автор пытался дать подводку — мол, я же воевал за эту страну, а вы тут опять воевать удумали, но с учётом выстраиваемого на протяжении всей книги характера персонажа эта подводка просто не работает. Страна не дала ему ничего, кроме унижения и боли, и на этом много раз делается акцент. Да и сам Рингил умеет только убивать. Башкой он вообще не пользуется, а рот у него для двух вещей — для еды и для того самого. В итоге историю мира автор подаёт через призму тупого солдафона, который способен только хамить, ломать черепа и снимать штаны перед красивыми парнями. Интереснейший конфликт между высокотехнологичной цивилизацией кириатов и мистиками-олдрейнами мы видим глазами всё того же тупого солдафона. Ну и с самой культурой олдрейнов мы знакомимся — правильно, через тупого солдафона. При этом Рингил не просто шаблонный вояка из боевиков 90х, он вояка с рефлексией. То есть, задел на персонажа всё-таки был, но автор слил его в трубу. Судьба у Рингила была нелёгкая: изнасилование, чудовищная казнь любовника у него на глазах, война с жуткими созданиями — всё это могло переломать человека вдоль и поперёк, и, в общем-то, переломало. Но для того, чтобы писать о столь тяжёлых темах, нужно хоть немного копать в психологию героя. И в итоге вместо глубокого, израненного, искалеченного морально и психически персонажа мы имеем быдло, совершающее те или иные поступки по велению левой пятки. Ни последовательности, ни обоснуя.

Второстепенные персонажи — куски фанеры, мне запомнился только император и мать Рингила, остальные болванчики ничем друг от друга не отличаются.

Стиль автора — ещё один камень преткновения. Многие ругают новый перевод, называя его кривым и косноязычным, поэтому тут я цепляться не буду. Но есть вещи, которые от переводчика совершенно не зависят. Мне резала глаза мешанина стилей и эпох. Автор будто книги по истории и культуре вообще не открывал, и все его познания в этих областях почерпнуты из других фэнтезийных произведениях. При том, что он напичкал текст разными историческими терминами, которые не всегда смотрятся уместно. Сам текст жутко неровный и современный, в нём начисто отсутствует атмосфера фэнтези. Откуда в том мире слово «содомиты», если оно происходит от названия библейского города Содома? Или ангелы — почему автор так часто использует их в сравнениях, хотя в доминирующей религии империи ни одного ангела упомянуто не было, только единый бог? И такого очень много. В целом ощущение, будто читаешь о современных людях в средневековых декорациях. И то, от средневековости в книге только доспехи и мечи. Быт вполне себе тянет на век семнадцатый-восемнадцатый, но пороха ещё никто не изобрёл. А кочевники? Читаешь про дикарей у Джорджа Мартина, и от текста буквально веет этой варварской атмосферой дремучих, но опасных и гордых людей. У Ричарда Моргана же кочевники — статисты. Всё равно что в исторический фильм взять на роль актрису с накачанными, накрашенными помадой губами и мелированными волосами с залакированной укладкой. Мозг-то понимает: что-то тут не так, где-то меня дурят. Фальшью веет изо всех щелей. Вообще чувствуется, что автор раньше фэнтези никогда не писал, первый блин комом.

Проскальзывают неплохие циничные шутки. Экшена слишком много, под конец устаёшь читать про то, кто кому куда нож воткнул, но написан он хорошо и понятно. Перебор с обсценной лексикой — автор будто пыжится, пытаясь выдавить из себя брутальность, но на деле мат, как и экшен, просто надоедает, потому что на нём разговаривают вообще все, без исключения. А когда матом начинает ругаться олдрейн... это будто пятиклассник вдруг начал сыпать отборной трёхэтажной руганью — нелепо и смешно. Из-за этого страдает стилизация каждого персонажа: они все одинаково разговаривают. Одними и теми же матюками, одними и теми же запоминающимися фразами, с одними и теми же конструкциями. Когда текст литературный и гладкий, на отсутствие стилизации под каждого героя толком внимания не обращаешь, но автор сам себе яму вырыл, заставляя заостриться на речи.

Многие сетуют на обилие постельных сцен, но их в книге вообще-то мало. Одна-единственная откровенно порнушная, и ту я предпочту забыть, потому что слишком она странно началась. Речь о сексе Рингила и олдрейна. Только что они познакомились, минуту назад дрались, Олдрейн убил товарища Рингила... и вот Рингил как чёрт из табакерки прыгает олдрейну на пипу, и понеслось. Ричард Морган умеет писать, поэтому подобные сцены книгу не портят, портит подводка — как будто прямиком из фанфика.

Я хотела поставить книге восьмёрку, но снизила бал за твист с Рингилом и его внезапной ненавистью к олдрейнам. А ещё за финальную битву, в которой олдрейнов нарезали как сыр к новогоднему столу, хотя они вроде бы мистические существа, которых тяжело убить. В итоге вся книга, которая у нас типа дарк фэнтези, свелась к типичному «хорошие против плохих». И в этом мне видится вина кругозора автора. Жести-то он накидал, но никакой серой морали не выдал. Я до последнего ждала, что Рингил скажет себе: а, пошло всё в задницу, делайте, что хотите, я за олдрейнов, хоть посмотрю, что вы такое. И тогда автор мог бы показать читателям и разведённых по разные стороны баррикад друзей, и то, что олдрейны, как и люди, просто хотят жить, желательно на своей родной земле. Серая мораль во всей её красе. Форму жанра Ричард Морган выдержал и даже местами переборщил, а вот с содержанием промахнулся — это не чёрное фэнтези, а обычное классическое фэнтези, пытающееся казаться чем-то большим, нежели оно есть.

Читать дальше буду: мне очень нравится мир, нравятся редкие смелые ходы автора (как ни странно, но до сих пор днём с огнём не сыщешь фэнтези-книг с ЛГБТ-линией, где автор бы не прятал ориентацию героев под сто слоёв полутонов и полунамёков), нравится Арчет. Семь стальных останков из десяти. И да, «Сталь остаётся» мне нравится больше «Стальных останков» — поэтичнее звучит.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нетрадиционное фэнтези!

«Сталь остается» — это типичное фэнтези в формате героического приключения в котором фигурирует весьма своеобразный протагонист по имени Рингил «Ангельские глазки» Эскиат. Этому роману также свойственно, когда герой полностью олицетворяет собой подобие живой легенды прошедшей войны. Как ты наверно уже успел догадаться Рингил не так прост, как кажется. Он со всех сторон не однозначный и одиозный персонаж, имеющий целый ряд значительных заслуг. В свои тридцать он уже снискал всяческой славы. А такие воспевающие его параметриты как безжалостный наемник, хладнокровный убийца, выдающийся фехтовальщик и владелец одного любопытного артефакта с не менее интересным названием «Друг Воронов» просто легкое к нему дополнение. И так, в начале книги о нем пойдет речь, когда он будет проживать в гостинице одного захолустного городка разумеется оплачивая счет только своей воинской славой. Находясь там он как человек потерявший веру и всякую надежду упорно придается пьянству, трахается и всячески морально разлагается. Все это продолжается ровно до того, пока не явится его мать с одной маленькой для него просьбой. Как окажется, двоюродная сестра Шерин была продана местным работорговцам и приняв требование матери разыскать ее он воспринимает это как особую миссию после чего вновь обретает желание к существованию. Заметил такой довольно таки смешной момент. Кто с ним не знаком лично то те чаще всего его провозглашают героем. Но те, кто знают его лучше или слегка по ближе прекрасно осведомлены о его предпочтениях и привычках, поэтому практически всегда говорят о нем как об извращенце и злостном педике. И ведь это не спроста. Рингил гомосексуалист, причем открытый. И это в мире где гомосексуализм карается смертной казнью. Поэтому как персонажа его сексуальная ориентация полностью определяет его социальное поведение и само его нутро, перевешивая тем самым такие вещи как принадлежность к знатному роду и репутацию как воина.

Помимо основной сюжетной линии где представлен только главный герой присутствуют две другие с не менее впечатляющими персонажами правда уже второго плана. Одна из них грустная и по большей части молчаливая полукровка Арчет, представительница высокоразвитого народа, но среди всех ей не равных по понятным причинам представителям человечества она представляет собой обычную наркоманку. Видимо только по просьбе своего ушедшего отца нынешний император оставил за ней титул как советника. По ходу истории она себя никак не проявила. Так и получается, что осталась возглавлять колонну, но только сзади. Хотя для мира фэнлитературы она еще одна противоречивая личность, чья сущность определяется ее биологией и предпочтениями. Следующим идет Эгар «Драконья Погибель», тоже некогда бывший герой войны, а ныне не совсем успешный вождь, духовно отдалившийся от своего родового племени. Кризис его среднего возраста как видно в самом разгаре, и он также ставит под сомнение принципы, которые вели его до тех пор. Скорее всего этот персонаж с наименьшей проработанной глубиной и различными эмоциональными шрамами. Но все же, он также мне понравился. По сути оба персонажа были интересными, однако их главы не были столь интригующими. Они также, как и Рингил оба размышляют о прошлом и о своем вкладе в войну годами ранее. Все трое тогда сыграли ключевую роль в спасении положения от глобальной угрозы почти десять лет назад, но теперь они стали просто неудобным наследием.

Немного мыслей. Если говорить об этой первой книге, то больше всего в ней мне понравилась вступительная часть, построение мира и присутствие разносторонних именно взрослых персонажей. Герои конечно еще не в преклонном возрасте, но они достаточно взрослые, чтобы уже иметь впечатляющий жизненный опыт. Казалось бы, эти изначально ни с чем не связанные личности в дальнейшем выходят на один общий путь лишенные иллюзий молодости чтобы заново обзавестись целью.

На счет ложки дегтя. Есть несколько нюансов связанных с ненужными сценами секса и прочей кровавой разновидностью. Автор судя по всему пытается балансировать эту тонкую грань между здоровой порцией жестокости, аморальностью и просто чрезмерной злобой. Я понимаю, что это тягуче мрачный дарк, но все же. Это в основном касается страстей Рингила. В его истории показано чуть больше, чем на самом деле необходимо, чтобы донести до читательского сознания его давнюю травму.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Огромное спасибо автору, что не стал в деталях расписывать свой мир, читатель сам выстраивает его картину из обрывков разговоров и мыслей героев. Нет занудного разбора системы магии, иными словами цикл не получился как Колесо Времени, где важен не сюжет, а прорисовка мира, отчего иногда волком выть хочется. Классно с войной с чешуйчатыми, мы о ней узнаем из диалогов, никто не пытается разжевать и в рот положить, что произошло — видно, что автор своего читателя не держит за идиота, которому прямым текстом все нужно описать.

С переводом конечно не все так гладко, даже название на русский не переводится полностью, точнее не передаёт его смысл, в тексте перевода тоже много не понравилось. Если есть возмлжность, советую оригинал.

Судя по комментариям есть претензии к ГГ, мол гомосексуалист и воин, да ещё и умудряется мужчин находить, а им мол за всю жизнь ни одного гея не попадалось — потому что не искали. Как бисексуал могу подтвердить, в почти любой компании из 10 человек найдется хотя бы один. Это может быть человек с семьёй и детьми, ярый гомофоб на словах, а на деле хочет с тобой попробовать, не обязательно гей, чаще би, такие люди есть и в вашем кругу друзей, даже если вы это упорно отрицаете. Гей-воин, тоже не вижу никакого конфликта: есть у нас геи боксеры футболисты, физруки, военные, во время проживания в США сам встречался с бойцом SWAT.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это было мое первое тёмное фэнтези и я, честно говоря, не понял, почему оно тёмное, а тот же «Ведьмак» Сапковского — героическое. Как по мне, атмосфера в обоих циклах примерно одинакова по мрачности, а той же чернухи в Ведьмаке даже больше. К слову, первые пару-тройку глав книги меня не покидало стойкое ощущение, что я читаю фанфик по Ведьмаку. Кто знает, может автор и планировал его в начале, а потом так разошелся, что сваял аж собственный мир.

Сюжет очень напоминает мешанину из других вселенных. В Благодарностях, в конце книги, автор упоминает произведения, которые на него повлияли. Туда я бы добавил еще несколько. Ведьмака я уже упоминал. Его «духа» здесь очень много. А еще здесь ощущается присутствие «Ночных странников» Линн Флевелинг и «Американских богов» Нила Геймана. Кстати о богах, надеюсь Таковач персонаж не на одну книгу и появится дальше по сюжету.

Многие нежные фиалки в комментариях сетовали на неприглядные подробности в постельных сценах. Мол, как так можно? Где наши ромашки и розовые пони? Во многом опираясь на эти «фе», я долгое время откладывал эту трилогию в дальний ящик. Но вот, прочитав первую книгу упорно не понимаю в чем претензии. Вероятно в том, что автор цикла не женщина с присущим ей романтизмом и мозгоё.... эээ самокопанием, а мужик знакомый, с так сказать процессом. Поэтому в эротических сценах много не обремененного чувствами

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
перепихона
и мало романтики.

Эпилог мне не понравился, ибо автор налил туда пару ведер пафоса и щедро присыпал все это дешевой мелодрамой. Рингил по сюжету наемник, убивающий как людей, так и разных тварей. При чем последних в больших количествах. А тут замочил нескольких двенд, увидел десяток живых головушек на пеньках и сразу побежал занимать очередь к психотерапевту. И это тот самый Рингил, которые в первых главах радостно мочил трупоклещей на кладбище.

Впрочем, несмотря на некоторые минусы, читать было все равно интересно.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго не решал браться за чтение, после отзывов и предупреждений насчет гейских штучек. Однако, настроился — все таки темное фэнтези я люблю. Определил для себя, что не буду на этом заморачиваться — все таки Морган! Ну что сказать по результатам? В целом сюжет интересный. Ну а теперь по полочкам...

Герои.

Как мы уже знаем их три:

- Эгар — классический олдскульный герой героического фэнтези — варвар, бабник, рубака и выпивоха, в юности вкусивший блага цивилизации и тяготящийся должностью начальника (то бишь вождя) по возвращению домой; и получивший свой квест.

- Рингил — типа самый главный ГГ из трех — на нем автор реально оторвался — собрал все штампы в кучу, разбавил жесткой ЛГБТ-фигней и получился реально мерзкий персонаж (на мой да и, скорее всего, не только мой взгляд) — в юности мажор из благородной семьи связался с плохой компанией малолетних бандосов, в которой была куча пи...сов, там он на это дело подсел; позднее Рингилов полюбовничек был схвачен властями и жестко казнен за это самое дело (тут гомофобы порадуются способу казни, я был в восторге), наш ГГ этого избежал благодаря коррупции в рядах правоохранительных органах Трелейна; затем папа, дабы наставить непутевое чадо на путь истинный отдает сынулю в военное училище (вот тут сразу вспоминается анекдот — «что то не вижу среди вас одноглазых!»), т.е. военная академия была еще та... короче, не отучили бедолагу Рингила там от похабных привычек, а скорее наоборот; ну а потом война, героические дела и т.п., в итоге наш ГГ, обиженный на весь мир, с посттравматическим синдромом, как Джон Рэмбо в третьей части, ошивается в каком то Мухосранске (там кстати была одна из его героических битв) и занимается всякой фигней, тут и у него случается квест...

- Арчет — тут, поначалу, кажется, что тоже все плохо — типа ЛГБТ/толерастные веяния убили таки персонаж — сильная чернокожая женщина с лесбийскими наклонностями среди белых расистов, альфа-самцов и интриганов... однако это только на первый взгляд — на самом деле она не негритянка, а полукровка и родня у нее не из негритянского гетто, а из самой, что ни есть развитой расы, которая родственна человечеству (чернокожие долгоживущие кириаты), но не совсем. Да и лесбиянка из нее такая себе... платоническая что ли, есть мечты, переживания, но до плотских утех, как у ее кореша Рингила, не доходило. Как по мне, самый интересный персонаж... Кстати, надеюсь, что Эгар в последующих частях направит ее на путь истинный. предпосылки есть.

Мир.

После такого развеселого персонажа как Рингил, казалось, что мир будет напоминать нечто похожее на Звезду из «Багряной империи» Буллингтона/Маршалла — выхолощенное толерантностью убожество, но ни тут то было. Мир жестокий, мрачный — относящийся к слабым и не таким как все со всей своей ненавистью и отвращением. тут нет бойбаб в бронеливчиках, и гомики — это изгои и выродки). Есть резня, несправедливость и все присущее миру темного фэнтези.

Хотелось бы отметить хороший слог (думаю тут и переводчик постаралась, ей огромный респект). Отдельные вкрапления юмора тоже доставляют — чего стоит «проявления патриотизма в странных формах».

Ну а теперь о мерзостях. Как же без них. Помниться была такая книга Дэвида Вонга с интересным названием «В этой книге полно пауков. Серьёзно, чувак, не трогай её». так вот к «Стальным останкам» можно применить похожий слоган — только пауков заменить, на сами знаете кого...

Ну и конечно же самый «яркий» эпизод:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это как мужик-человек и мужик-эльф (ну тут их называют двендами) пользуют друг друга в подробностях

Это было действительно жестко... но, наверное, западная общественность была в восторге и рукоплескала)))

Для гомофобов, если все же найдется такой из любителей темного фэнтези и решится прочитать (типа меня), кроме эпизода казни (который я уже упоминал) будет финал:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
где убьют двух пид...в! и убьет их тоже пид...с»

Продолжение прочитаю, но после длительной паузы... надо отдохнуть от европейских ценностей)

ПС: ИМХО всей этой темы с ЛГБТ можно было избежать и книга от этого только стала лучше...

ПС2: кстати, книга похожа на цикл Люка Скалла «Грозный отряд»...

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Десять лет назад с этого романа началось мое знакомство с творчеством Моргана и до прошлой осени прервалось. В то время я почти не знал жанра «темное фэнтези», только что открыл для себя ПЛИО, а знакомство с Аберкромби было впереди. Роман тогда этот мне очень понравился, но скорее, как поверхностное знакомство с каким-то почти неизвестным явлением. На уровне интуиции...

Но с тех пор я прочитал несколько десятков романов в стиле «дарк» ,а с прошлой осени прочел еще и все первые книги Моргана, слава богу наконец переведенные на русский. И есть, что сказать по существу.

Когда Морган начал свою трилогию, всемирный ажиотаж вокруг «дарка» только еще разгорался. У нас были Мартин, Эриксон, Аберкромби только стартовал... Так что то, что некоторым читателям показалось штампом, штампом стало только позднее, в работах Люка Скалла, Роба Хейса и тд. А Морган-то вспахивал еще не заезженную почву. Мог позволить себе набрасывать темки, не сильно ударяясь в экзотику.

Правда, недостатки — продолжения наших достоинств. Видно, что со своей книгой он поторопился. К тому же осваивал новый для себя материал и не особо понимал, где глубже копать, а где хватит намека для захвата внимания. Ведь по предыдущим его книгам в жанре НФ-боевика мы знаем, как он серьезно относится к проработке мира и не только материально-бытовым пластам, но и к идейным течения и к бэкграунду.

В «Стали» же этой глубины очень не хватает. Драконы, простите за каламбур, повисают в воздухе, Чешуйчатые никого не могут напугать за полной своей прозрачностью, кириаты ушли как-то слишком по-английски, от них и духу не осталось (А ведь мы помним, как Европа целую тысячу лет черпала из руин Античности). Есть много анахронизмов в государственном и политическом устройстве вольных городов и Империи, монгол-шууданы вообще остались словно нарисованные на холсте индейцы из «Назад в будущее-3».

И все же роман, хоть и торопливый, хорош. Он драйвовый, брутальный, с классическим аглицким юмором. Жопотрах Рингил, император и двенда получились на ура, в них веришь и эмоционально сопереживаешь. Прочие — либо статисты, либо второплановики, но прописанные хорошо — семья Рингила, солдаты и наемники, шаман.

Плюс история с двендами рассказана внятно, полно и законченно. Но осталось еще много вопросов по поводу других богов и героев. Особенно жду разъяснений про Такавача Многоликого, разгуливающего в плаще и шляпе частного сыщика, в прошлом самого опасного убийцы на Земле и еще дюжине планет. Ха-ха, мы все понимаем, кто это такой (скорее всего), но хотелось бы больше аппетитных подробностей.

Так что пусть и с некоторым авансом, книгу стоит оценивать достаточно высоко. Есть надежда на исправление первых недочетов. Не случайно, впервые в своей карьере Морган так долго работал над следующими романами цикла. Надеюсь, это время было потрачено им не зря. Хорошо, что у нас теперь есть возможность это проверить.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неожиданно роман понравился.

Сложно сказать, чем «цепляет».

В принципе, отзывов много, уже все написано. Поэтому — главное:

По-жанру — героическое фэнтези, если по-стилю, то «dark fantasy».

Три сюжетные линии, которые сходятся в финале.

Три главных героя, от лица которых ведётся повествование.

Персонажи, правда, довольно необычные:

— Рингил, аристократ, мастер фехтования.

— Арчет, полукровка, последняя из некой исчезнувшей расы полубогов.

— Эгар, варвар-берсерк, вождь кочевого племени.

Объединяет эту троицу то, что в прошлой войне они были легендарными воинами, настоящими героями.

Теперь — они живой анахронизм, живые памятники самим себе и своим подвигам, знаменитые, но, ненужные.

Все стандартно. Три героя в очередной раз спасают мир.

Вроде бы, ничего особенного, но, прочёл книгу с удовольствием. Наверное, все дело в том, что написан роман очень талантливо.

Поставил бы и высший балл, но:

— Все-таки, окружающий мир прописан очень лаконично. Да, это героическое фэнтези, где главный упор сделан на приключениях главных героев, а все остальное — схематично. Но, хотелось бы, более детализированной вселенной. Чуть больше раскрыть мифологию. Поподробнее рассказать о истории прошлой войны, где так отличились герои романа.

— Нетрадиционная ориентация главного героя ( даже двух главных героев). Поэтому, эротические сцены с его участием читать немного дискомфортно. Нет, это «dark fantasy», поэтому, потоки дерьма и крови, мат и ошмётки мозгов, разлетающиеся под ударами меча — для кого-то и это — шокирующие сцены. Но, автор талантливый, а описание однополых совокуплений своего героя сделал с душой, ярко и смачно. Что называется, постарался на совесть. Так что читать — ну, того... Вернее, «не того», как-то, неприятно.

В остальном — отличная книга. Динамичная, незатянутая. В меру жестокая. Яркие сцены боев. Оригинальные герои. Атмосферно.

Подобных фэнтези-романов — сотни. Но, «Сталь остаётся» — выделяется среди них. Не сюжетом, нет. Качеством. Повторюсь — просто книга талантливо написана.

P. S.

Пробовал читать в двух переводах — в первом, С. Самуйлова и новом — Н. Осояну.

Разницы, в принципе, нет — оба очень неплохие. В старом переводе сохранены англоязычные названия населенных пунктов, имена мечей героев, их прозвища. В новом переводе — все это русифицировано. Что лучше? На любителя. В остальном — большой разницы нет.

Кстати, перевод названия книги — «The Steel Remains» — «Стальные останки», мне больше нравится. Три героя — «стальные останки» из былых великих эпох. Впрочем, и перевод названия «Сталь остаётся» — тоже имеет аналогичный смысл.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Сталь остаётся» – это фэнтезийный роман Ричарда Моргана, автора нуарного киберпанка «Видоизмененный углерод». Дебютный роман получился очень средним, неровным и скорее для фанатов киберпанк литературы, но своих читателей всё же нашёл. «Сталь остаётся» получилась в разы хуже. Сюжет пересказывать не буду – он есть в аннотации. Далее пойдут достаточно субъективные плюсы и минусы. Итак, начнём с конкретики.

1) В книге несколько основных персонажей. Первый (ГГ №1 ) – герой войны, автор книги, мисс «Ангельские глазки». Второй (ГГ №2) – легендарный вождь крутого племени диких варваров. Третья (ГГ №3) – приближённая к императору девица.

2) ГГ №1 – герой войны, который постоянно напоминает всем окружающим насколько он крут и эпичен. Ну, и соответственно все окружающие в восторге от ГГ №1 .

Цитата: «Ловкий трюк, проделанный с доподлинно кириатской элегантностью и быстротой»

Цитата:

«- Тут потребуется особенная ловкость и быстрота.

- Во мне сии качества признавали»

3) ГГ №1 изобразили на гравюре при входе в таверну. Взамен он получил постоянный номер в гостинице и стол в таверне. Может, конечно, я ошибаюсь, но будь он хоть трижды героем войны, платят обычно не тому, кого изображают, а тому, кто изображает.

4) ГГ №1 зарабатывает тем, что рассказывает истории в таверне якобы из своего «крутого и эпичного прошлого», за это ему платят по случайные прохожие. А за 3 имперские монеты с «героем» можно скрестить меч аж на 30 минут. То есть, как видите заработок у ГГ №1 крайне не постоянный, что совсем не вяжется со званием крутого и эпичного героя войны.

5) ГГ №1 написал книгу. И это притом, что на дворе дремучее Средневековье и тут не то, чтобы книгу написать, а хотя бы просто грамоту получить практически нереально.

Считай, ГГ №1 не старый человек, но уже успел стать героем войны, что как бы подразумевает, что он на мирную жизнь времени не тратил. Но при этом человек написал книгу, как сами понимаете, без знаний грамоты этого бы не получилось. На получение грамоты в средние века уходила не одна пятилетка обучения. Плюс написание самой книги, которая занимала всю сознательную жизнь писца.

Отсюда вытекает противоречие: как ГГ №1 мог быть одновременно и героем войны, и автором книги, если в Средневековье эти «титулы» были по сути взаимоисключающими?

6) ГГ №1 пошел рубить монстров, по пути он рассказывал какие они опасные и смертоносные. Само собой он пошёл один, совершенно не подготовился, никому ничего не сказал, меч взял со стойки в ножнах и даже не проверил его. Пришёл на кладбище и всех победил, особо не напрягаясь.

7) ГГ №1 говорил, что монстры (гигантские могильные черви, управляющие трупами изнутри) жутко умные и сообразительные. Но когда он пришёл на кладбище те начали вылизать из ходячих трупов и нападать в открытую. Я не понимаю, что мешало монстрам убить ГГ №1 сидя внутри трупов? Тем более что так они находились бы в большей безопасности.

Выходит не такие уж они и умные. Ну, или ГГ №1 – тупой, т.к. считает таких червей умными.

8) Автор иногда называет могильных червей слизнями. Это как бы разные понятия. Неужели автор сам не определился, каких монстров придумал?

9) Описывая монстров, автор выдал читателям всю их подноготную, которую придумал. Понимаете? Всё и сразу! Я совсем недавно читал книгу отечественного МТА, в которой монстров представляли подобным образом. Но так нельзя. Если по уму, то стоило бы постепенно рассказывать о способностях и интересных особенностях каждого отдельного монстра, постепенно открывая нам (читателям) всё новые грани этих необычных существ. Со временем превратить слухи в реально существующих опасных и смертоносных монстров.

Но нет, автор решил выдать всё и сразу, как статью из Википедии. А попутно сделал монстров не опасными противниками, а обычным расходным материалом.

10) Прозвище ГГ №1 (героя войны, человека, написавшего книгу) – «Ангельские глазки» (WTF!?!)

11) Цитата: «Конь прогарцевал вперёд на задних ногах». Автор видимо вообще не понимает, что представляет из себя конь.

12) Любое оружие, попадающее в руки главных героев, становится легендарным. Других оружий видимо в принципе не бывает.

Цитата: «Не раз и не два заставал врасплох неосмотрительного врага и был неотъемлемой частью загадки по имени Рейвенсфренд»

Цитата: «Длинное, в шесть с половиной футов, копье, знакомое солдатам всех армий и наводящее ужас на каждого, кому доводилось видеть его в деле»

13) Вторая стычка с монстрами была аналогична первой. ГГ №2 встретил и убил монстров, которые даже царапину нашему крутому вождю не оставили. Но после битвы он с крайне серьёзным видом начал рассказывать, что шесть монстров, против которых в одиночку выступил наш легендарный вождь, на самом деле очень опасные и смертоносные. В 90% случаев они убивают человека, выйдя с ним один на один.

14) Прозвище одного из персонажей – «Дар Небесный»

Цитата про него же: «Мало того, будучи по натуре человеком скромным…»

15) ГГ №1 ведёт себя, как рефлектирующий подросток в период полового созревания. Он постоянно какой-то нервный, дёрганный, нетерпеливый, постоянно пытается с кем-нибудь поспорить или оскорбить. А видь он, между прочим, герой войны. Представляете, как это неправдоподобно смотрится?

Да и ни один человек прошедший войну не мечтает снова вернуться на неё.

16) ГГ №1 не расстаётся со своим мечом даже на многолюдных городских площадях и балах, на которые приглашаются верхи общества.

17) Полнейшая безнаказанность главных героев:

а) ГГ №1 заступился за человека, который напал на стражников. Ну, как заступился… Он присоединился к нападавшему, мотивировав это тем, что стражники притесняют простых граждан. Стражники, к моему непомерному удивлению согласились с доводами ГГ №1 и поспешно ретировались.

б) ГГ №1 выплеснул городскому судье в лицо горячий чай и сильно обжёг. Обжёг судью – человека, считавшегося в средние века очень влиятельным и важным. Третий человек в городе после непосредственно правящей семьи и главного военоначальника.

в) ГГ №2 набил морду и прилюдно унизил шамана родного племени.

Кроме этого глаза постоянно резала:

- Чрезмерно напыщенная, неправдоподобная чернушность.

- Множество неудачных, а порой и лишних сравнений.

- Отсутствующая логика и крайне кривая мотивация главных героев.

И отдельно про мир книги. В романе присутствует лишь общий концепт мира, набросок, а самого мира, по сути, и нет. Но читая современных фэнтезистов, я уже привык к этому и особо не удивляюсь тому, что большинство авторов откровенно говоря халтурят. Проблема же состоит в том, что даже этот убогий концепт выглядит до боли знакомым и не предвещающим ничего интересного. Любой среднестатистический читатель фэнтези не раз и не два уже видел подобные миры в романах иных авторов.

Роман бросил где-то на середине, т.к. заинтересовать или показать мне что-то новое он не смог.

Рекомендовать могу только людям, которые не требуют от книг чего-то большего, чем просто отдых для мозга.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга – яркий представитель жанра темного фэнтези. По уровню жестокости сравнима с Майлом Флетчером и Скоттом Бэккером. Мне нравятся такие образцы темного фэнтези, потому что они реалистичны: темные времена, темные нравы. И в наше-то время есть факты пыток, фэнтези-средневековые войны без них явно не обходились, чему в книге посвящено достаточно времени.

Сюжет начинается «после». После победы людей в мировой фэнтези-войне, после ухода местных «эльфов», казалось бы, в моменты расцвета человеческой цивилизации.

Главные действующие лица — ветераны отгремевшей войны, после неё большей частью забытые и потерянные в своих душевных ранах, среди тех, кто на этой самой войне не воевал, а умудрился подзаработать. И да, двое из трёх — нетрадиционной сексуальной ориентации, включая подробные описания однополых сексуальных актов. Впрочем, если не гомофобствовать, то выглядит это одновременно и реалистично (не все ветераны натуралы) и оригинально (сколько можно штамповать шаблонистых героев-ловеласов). Да и мир вокруг вовсе не сошел с агитки толерастов — бранными словами, а то и тумаками, за нетрадиционную сексуальную ориентацию тут награждают чуть ли не чаще чем в жизни.

Кроме оригинальной политической обстановки (после войны), также интересны системы «магии», если ее так можно назвать. Потому что магия здесь явно имеет научную подоплеку: Кириаты — раса инженеров-технократов, Олдрейны — раса существующая в вероятностях мультивселенной Эверетта, различные монстры — мутанты с объяснимым генезисом. Впрочем, другие разумные расы большей частью покинули этот мир. Поэтому у нас есть человечество и его классическая фэнтезийная тоска по «магическому» прошлому.

Сюжет несколько линеен и явно рассчитан на раскрытие в продолжениях. Гораздо интереснее было узнать о загадках (и разгадках) представленного мира и его обитателей.

В целом, рекомендую книгу всем любителям темного фэнтези (особенно если нравится когда с научной основой вроде классики Вэнса), если вас конечно не корёжит от гомосексуальных сцен.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня «Steel Remains» — странная книга, потому что несмотря на то, что она изумительно написана и в ней практически нет недостатков, от неё не осталось почти никакого послевкусия, нет желания поскорее переворачивать страницы и с наслаждением поглощать написанное.

За что ни возьмись — всё отлично. Мир интересен и жив, Морган умело и ярко открывает его читателю — его недавнюю историю, населяющие его народы, уклад жизни, политическую обстановку. Можно придраться к тому, что ничего по-настоящему оригинального здесь нет, но ведь ничто не ново под Луной, не так ли? Три главных персонажа стремительно выходят на сцену, быстро становятся понятными и близкими, их понимаешь, им сочувствуешь, они по-настоящему хорошие люди — у них есть принципы, они не отступают перед трудностями, они готовы изменять мир. Вот только все трое очень похожи друг на друга, особенно Рингил и Эгар — их объединяет нон-конформизм, противостояние традициям и обычаям, чувство справедливости. Возможно, это впечатление сложилось у меня из-за того, что в этой книге главным действующим лицом является Рингил, и я надеюсь узнать остальных поближе в следующих романах трилогии. Сюжет развивается стремительно, быстро увлекает, понятен с первых слов, темп Морган держит почти идеально, но по мне, это именно тот случай, когда хотелось бы побольше и поподробнее — больше описаний, больше рефлексии, больше событий на фоне — это сделало бы книгу ещё живее. Несмотря на то, что это первая часть цикла, у романа есть понятная и яркая кульминация, интерес к продолжению не утихает, но и на клиффхэнгере читателя не бросают.

Мне очень понравился антивоенный пафос автора, его неприязнь к подавляющей личность власти. Пускай выражает эти идеи он без особой глубины, практически в лоб, прямым текстом, но становится понятно, что писатель — человек с принципами, как и его герои. Это не делает «Steel Remains» социальной или философской фэнтези, но и от прожжённых циников, типичных для тёмного фэнтези, иногда устаёшь.

Физиологический эротизм книги может отпугнуть некоторых читателей, хотя сцены секса и всего с ним связанного и не присутствуют в каждой главе. Тем не менее, стоит предупредить — сцены категории ХХХ, как гетеро-, так и гомосексуальные, описаны с порнографическими подробностями. Но на фоне произведений, скажем, нашего общего друга Донасьена де Сада они если не целомудренны, то довольно мягки.

Хорошая книга, которая, надеюсь, выльется в отличную трилогию (обзор написан до прочтения оставшихся романов цикла).

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тёмное фэнтези с неубедительным миром и героями. За мир особенно «обидно», ведь перед этой книгой я прочла трилогию о Коваче, и там мир был главным достоинством цикла. То есть автор умеет прописывать интересные миры, но очевидно заход на территорию фэнтези оказался слишком непривычным испытанием.

Нет, мир в этой книге, конечно, есть. Довольно лоскутные и отчасти стандартные описания. Империя, другие людские земли, степь с кочевниками. Постоянно упоминаются какие-то чешуйчатые, драконы, есть местный вариант безжалостных эльфов и улетевший в иные миры технически развитый темнокожий народ. Но повторюсь, все это подано довольно лоскутно, не складывается в единую картину и не вызывает настоящего интереса. Разве что технические возможности чернокожего народа позволяют время от времени гадать, а не кроется ли за местными магическими и божественными проявлениями забытая наука. Да и имя Такавач навевает определенные ассоциации.

Но хватит о мире. Герои. Увы, не особо интересные. Про них-то и сказать особо нечего кроме базовых описаний. Вождь кочевников, заработавший свой пост воинскими заслугами, но по большому счету скучающий в этой роли. Полукровка, предающаяся постоянной жалости к себе из-за того, что народ её отца не забрал её с собой. И умелый воин, не получивший должного общественного признания из-за своих наклонностей. Два из трех — нетрадиционной сексуальной ориентации, возможно это должно было эпатировать или же работать на глубину образа. Третий — просто типичный варвар-мачо. В общем, проблема в том, что герои не выходят за рамки базовых описаний, не раскрываются, а просто движутся по сюжету к заданной точке.

А сюжет полон логических дыр и допущений. По мимолетному божественному хотению герои спасаются из своих передряг, переносятся на большие расстояния, удачно встречаются друг с другом. Воин нетрадиционной ориентации постоянно находит по сюжету с кем бы переспать, даже если это потенциальный враг (разумеется, неземной красоты). В схватках же герои проявляют чудеса владения оружием и отличаются безжалостностью к врагам.

За собственно тёмное фэнтези отвечает общая атмосфера разочарования, сквернословие, вредные привычки героев и толика кровавых или откровенных сцен (хотя откровенные сцены — это скорее обязательный элемент авторского стиля, а не атрибут жанра).

Продолжение не особо интересно, разве что в плане наличия или отсутствия связи с другим циклом автора. И я скорее за второй вариант.

Оценка: 6
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз со всей очевидностью убедился: «черное фэнтези» — совершеннно не мое направление в литературе. Книга Моргана оставила у меня крайне противоречивое впечатление. С одной стороны, писательское мастерство автора очевидно. С другой стороны, отвращение от описываемых сцен в результате перевесило все интересное, что есть в этом романе.

Попробую упорядочить свои впечатления. Перед нами — достаточно типичное начало фэнтезийного эпика. В центре внимания — три линии героев, которых связывает в прошлом участие в кровавом сражении, отстоявшем само существование рода человеческого, а сейчас судьба разбросала по разным странам. Их похождения дают возможность разобраться подробней в устройстве мира и о ситуации, которая в нем сложилась.

А ситуация эта более чем непростая. Среди основных действующих игроков на карте мира — могущественная империя, напоминающая то ли Рим периода упадка, то ли некую восточную деспотию, лига торговых городов, возглавляемая влиятельными олигархами, и воинственные племена варваров-кочевников. Лет десять назад все человеческие государства были вынуждены временно объединить свои усилия, сражаясь с чешуйчатыми ящерами, на стороне которых выступали и драконы. В резльтате долгой и кровавой войны ящеры были наголову разгромлены и между государствами людей снова обострились отношения. Однако сейчас всему человечеству начинает угрожать новая, еще более грозная опасность.

Долгое время союзниками людей были могущественные странники между мирами — кириаты. Однако, недавно почти все кириаты покинули этот мир, оставив после себя различные артефакты и даже необычных существ-киборгов Кормчих. Вскоре после их ухода в этот мир начинают вновь проникать старинные враги кириатов — двенды, загадочные существа, наделенные особым могуществом и способные скользить между мирами. В затевающуюся большую игру вмешиваются и боги кочевников, борющиеся за власть между собой.

Как видим, Моргану удалось создать сложный и интересный мир, дающий огромные возможности для развития сюжета, разгадывания героями всевозможных тайни загадок, плетения хитроумных интриг. Хотя, возможно, автор и перестарался, пытаясь соединить совсем уж несоединимые элементы. Боги, драконы, киборги, инопланетяне — уж очень слабо все это стыкуется между собой.

Теперь о действующих лицах. С одной стороны, автор действительно подробно и тщательно описывает своих главных героев. С другой стороны, психологические портреты этих героев не слишком стыкуются с их поведением. Отличительная особенность всех трех героев — принадлежность к двум разным обществам и вытекающий отсюда психический надлом и странности в поведении. Итак, знакомтесь.

Первый из героев — Рингил Эскиат. Выходец из знатной и зажиточной семьи, прекрасный воин, герой войны с чешуйчатыми, истерик, псих, гомосексуалист, алкоголик и наркоман

Аркет, наполовину кириатка, наполовину человек, участница войны с чешуйчатыми, советница и доверенное лицо императора, наркоманка.

Эгар — герой войны с чешуйчатыми, а ныне — весьма неудачливый вождь племени махаков, отчаянный бабник, что на фоне его товарищей выглядит просто как-то несолидно.

С одной стороны, автор удачно описывает своих героев, пораженных «Фронтовым синдромом», людей, которые так и не смогли найти себе места в мирной жизни. Кто-то, как Аркет, заглушает в себе боль наркотиками, кто-то, как Рингил, лезет в любую ссору, превращая ее в кровавую резню. С другой стороны, сочетание их качеств выглядит достаточно неестественным. Дело не в том, что великий воин не может быть «голубым». Но вот псих и наркоман едва ли будет прекрасным фехтовальщиком. И никакой кириатский меч ему не поможет. А человек, который на каждом шагу пытается затеять ссору и закончить ее резней, просто обычно долго не живет.

Эпизодические персонажи описаны с переменным успехом. Кто-то, как мать Рингила, достаточно удачно, кто-то, как шаман махаков — явно карикатурно.

Теперь о самом проблематичном — авторском стиле. Очевидно, что автор может писать хорошо. Если захочет. Роман удачно скомпонован. Авто умело дозирует информацию для читателей, добавляет напряжения в нужные моменты. Многие загадки и тайны романа действительно интересны, неожиданны, увлекательны. Некоторые же эпизоды на удивление удачны и красивы. Но гораздо больше в романе эпизодов мерзких, грязных, отталкивающих. И дело не только в пресловутой натуралистичной сцене гомосексуального полового акта. Там и гетеросексуальных сцен хватает. То уважаемый шаман на досуге займется садомазо с летальным исходом. То всякие девки сосут с причмокиванием у геройского вождя. И все это описывается с тщательностью немецкого порнофильма во всех подробностях. Примерно такой же подход у автора к описанию боевых сцен. С большим удовольствием Морган рассказывает о волочащихся кишках, отрубленных руках, фонтанах крови и так далее. Понятное дело, что на войне этого хватает, но излишний натурализм отнюдь не добавляет художественности произведению. Хватает в романе и мерзких эпизодов, связанных с работорговлей и многочисленными человеческими пороками. В итоге, добавив в свое произведение кучи грязи, литры крови и спермы, автор, конечно сдела из обычной, достаточно качественной фэнтези, «черную». Но лично меня это только отвратило от романа. К тому же, пытаясь показать негатив везде, где только можно, автор порой противоречит сам себе. Например, Аркет встречается с императором в секретном месте на островке, чтобы не дай бог никто их не подслушал. При этом император выслушивает ее доклад, толком не отрываясь от очередной наложницы. Велика ли цена такой секретности?

Вывод. Читателям с крепкими нервами и гибкими моральными устоями этот роман вполне может быть интересен. Для более брезгливых и впечатлительных от чтения романа Моргана лучше воздержаться.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только закончил читать роман, по этому хочу поделиться своими впечатлениями от его прочтения.

С первых страниц мы знакомимся с тремя главными героями – Рингилом, Арчет и Эгаром. Каждый из них по-своему яркий, интересный и запоминающийся персонаж. Автор не стал создавать их идеальными, а наделил всех троих отрицательными чертами, что позволило ГГ стать еще более колоритными и живыми, не оставив места и капли намека на читательское равнодушие.

В целом и сюжет получился довольно неплохим. Продуманный мир со своей историей, народами, легендами. Иногда мне не хватало динамики в сюжете, но но буквально через несколько страниц это с лихвой компенсировалось.

В целом я доволен романом, есть мощная завязка и большой интерес к чтению следующего тома. И пусть кто-то ругает через чур неординарную фантазию автора за сцены однополого секса и секса с демонами, но для меня это очередной плюс в копилку романа, ведь от типичных персонажей и классических приемов в фэнтези начинаешь уставать. А когда читаешь подобные книги, получаешь новую порцию эмоций, которых так ждешь, когда берешься за прочтение нового романа. Надеюсь, что и следующий роман так же не разочарует.

Оценка: 9
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эхе-хе... Давно я не писал отзывов, даже соскучился.

Наконец-таки допрочел я энтот героический фэнтези-яой. Ох уж эта мне нагнетенная интрига, ох уж это желание прочесть что-нить эдакое неординарное, перверсное.

Так вот, абсолютный гламур, сиречь «опчический обман зрения» всё это, облако одно. Разочарован. Книга глупо началась и нелепо закончилась. То, что расположилось между стартом и финалом имело неплохие шансы порадовать, если было бы развито, но, увы, всё это суетливо слито.

Итак, дебют: благородная госпожа-мама едет к черту на кулички просить сынулю-гомопедераста, изгоя и, между прочим, героя «взятия Муданьзяня», найтить дорогую кузину(которую он едва помнит), предлагая за оное деньги и, одновременно, апеллируя к семейности дела. При этом, похоже, она не слишком обеспокоена судьбой сына, привлекая его в бесспорно опасное дело. Да о чем может быть речь, ваще — она ведь обещала сестрице: Гил всё сделает!

Высокие отношения.

Да ну её в болото, маму такую. Ну, приехала бы заплаканная тётка я бы еще понял. А так очень неубедительно.

Любопытно и важно для «понимания» мотивации героя, что попервости энтузиазма от мамашиного предложения Гил не испытывает — вот, и деньги ему не нужны(надо же), и «разбирайтесь сами, у вас денег — павлины не клюют». Честь, совесть — вовсе не те мотивы, которые его ведут по нонешней жизни. Героический треп в харчевнях, «бои» с могильными зомбирующими беспозвоночными, бухлоголизм и тисканье смазливых юных блондинчиков на конюшне — вот она, пасторалька в его голове.

Но он таки соглашается к нашей вящей радошти! И надо же, какая неожиданность — вспомнив милого Милокара. Вот он, мотивчик-то.

Смешно? Смешно. Но только для привычной нам литературы, где мотивы героя принято четко, недвусмысленно указывать. А это довольно скудный наборчик, к которому у нас редко возникают вопросы, пусть мотивы эти обычно удручающе тупы, как бутафорские клинки — спасти там мир, бла-бла-бла, победить великаэ зло, свергнуть подлеца-тирана. (Найти, освободить, спасти любимого, дорогого человека — обычно самый убедительный из таковых. За родных и любимых каждый восстанет, а вот за счастие и светлаэ будуЮщее народов — исключительно немногие.)

В жизни системные мотивы куда менее благородны и вдохновенны. Это порывы, большей частью. И, в интуитивно угадываемый характер воена-мужелюбца последние вписываются. Ибо никакая это не пастораль — треп, бухло, брюшко, восхищенные юнцы, не устоявшие перед чарами мастера... Нет, хирение и ожирение не для прославленного командира Рингила, отстоявшего Гэллоус-Гэп и, через то, весь подобручный мiрЪ... «Вечный покой сердце вряд ли обрадует, вечный покой — для седых пирамид»(с). Угу, понимаем-с.

Тут у меня не возникло затруднений и я принял его согласие на предложение матери за должное. Застоялся жеребчик, решил стряхнуть пыль, разогнать кровь, захотел вновь отчетливо прочувствовать вкусы, запахи, заставить бешено биться сердце — от любви или боевого возбуждения. В этом мотивационном оформлении герой мне был понятен и симпатичен. А там ведь еще и старые счёты.

Ну а потом пошли поистине роскошные яства: кириаты, малогуманные, своекорыстные боги махаков и, конечно же, непостижимые и неодолимые двенды-олдраины. М-м-м! Прямо-таки лукуллов пир воображения!

Впервые вкус разочарования ощутился, когда двенда не смог одолеть Рингила на раз-два. Блин, эта ж двенда, ё! Он должон быть велик и могучЬ.

Затем, все эти страхи Ситлоу. Чё за...?

Сюжетные и языковые несуразности автора от этого делаются уже менее простительными. Хочется повыкаблучиваться, повыискивать глупости, навроде вылазки акийи, которых опять-таки боится «всемогущий» двенда.(???) Ну и? Зачем нужна была эта волосатая жаба со ртом миноги? М, я спрашиваю? А, ну да — чтобы поглазеть на Рингила, Ангельские Глазки, и сообщить что-там загадошное мосьё Ситлоу. Ну, то что мы все равно не знаем, что она там прокурлыкала, эт ничего, это пройдёт.

Теперь акийя больше не нужна, она уползла по команде Ричарда Моргана на место. До следующего спиритического сеанса. но что это было?

Тот факт, что я накрутил на кулак соплю симпатии к авантюристу и шалопаю Гилу — сиречь придумал бесшабашного героя, аки румяная гимназистка какая-нибудь, — привело к тому, что предательство и черная неблагодарность Гила по отношению к Ситлоу, заставили наматывать на пятерню муконазальную слизь, ибо двенду и его соплеменников мне стало реально жаль. И это еще до двендоубиения.

Не-сюжетообразующие сцены гомопедерастического секса убедили меня, что двенда и благородный гей-вояка станут тонкими и пылкими влюбленными(с размолвками, раскаяниями и прочими страстями), и что мы с рыданиями и всхлипами проживем этот душещипательный, чувственный пэйринг в сиквелах Стали.

Не, не станут. Гил, несмотря на то, что Ситлоу его отпустил с миром и даже с кузиной(которая в книге, как корове пятая нога.... как и Элит), устраивает бучу в харчевне.

\\

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Создается впечатление, что иногда книга настолько не получалась у Моргана, что он начинал бухать по-черному, и дописывал с бодуна: «а нахер Ситлоу! нахер ымперию! весь мир — это экскременты и в нем не может быть хэппи-эндов».

Ну, в известной степени, это можно понять — черное фэнтези, «реализьм-натурализьм», все дела... Но именно такой порыв и нереалистичен, в Рингила он не вписывается совершенно. Т.е. абсолютно.

Автор пытается дисредитировать двенд еще раньше, живописуя ужас и омерзение бывалого воена Рингила, первого меча Гэллоус-Гэпа, сокрушителя яшпегиц-людоедов, от созерцания живых женских голов на кочерыжках. А еще раньше, Гил театрально дуется, что-де, он на положении наложницы, мол, Ситлоу ласкает его не так, как мечталось бы любой благородной леди, а несколько по-хозяйски. Умора да и только. Педики такие педики.

Но, главное-то не это. Явственно ощущается, как Морган решил развернуть сюжет на этом самом месте, но ведь более неудачное трудно себе представить. Ну, бодун же.

Всё будет тупо жестоко и бессмысленно брутально. Видно, что автор и сам понимает неубедительность момента — неожиданно начинает объяснять взбрыки героя совершенно вялой аргументацией, — де, тот не хочет повторения войны, новых смертей и жестокой несправедливости по отношению к ветеранам...это еще пуще портит книгу и приводит читателя в состояние фэйспалма. Тоись, даже не грядущее владычество двенд-«извергов», а новая война, сопутствующие и наследующие ей паскудства, теперь возбуждают ярость блаародную нашего героя. Твою жеж муттер!

//

Ну, героическое решение Гила не посылать за подмогой, а стоять «не ради славы, ради жизни на земле» вдвадцатером — это я даже комментировать не буду. Убиение олдраинов в тамошнюю «варфоломеевскую» ночь меня совсем ожесточило против Моргана — гори в аду, аффтар!

Гил — молодец(ударение добавить по вкусу), теперь вражья сила(причина мировой несправедливости) смята и отброшена. Все могут вздохнуть свободно — Ымперия, Лига и все прогрессивное человечество. Уж теперь все заживут так заживут.

Все завершается тем, что он порешил и своего первого полюбовничка, верша «справедливое» возмездие.(закатывает глаза)

И да, по прочтении я понял, что вся «линия» Аркет, её тупая болтовня с тупым императором и возня с Элит(Э-л-и-т! Прости, Мардук!) в книге просто не были нужны. Я очень рассчитываю, что Морган, в будущем, придумает применение не только её особой сексуальности, но и каким-нить иным талантам, доселе не обнаруженным.

В Эгаре проку тоже было немного, однако, читать о его и политических конкурентов сношениях(уймись, пошляк!) с божествами, было интересно, по крайней мере.

Ну и, наконец, то, что заставит меня прочесть продолжение — аспектный шторм, водоворот альтернатив. Это обязано быть вкуснятиной. Объяснять не буду, просто в этой теме я заинтересован. Боюсь только, что у Моргана для этого не хватит дыхалки, но, может, оно и к лучшему.

Оценка 6, с жирным минусом.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх