Эдгар Аллан По «Система доктора Смоля и профессора Перро»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Молодой француз, проезжая по южной глубинке, решает сделать крюк и заглянуть в старый замок — частную клинику для умалишенных, в которой действует принцип «больным можно все». Интересно же. А случайный спутник знает главного надзирателя — ну судьба ведь, погостить в доме... где все с ног на голову перевернулось.
Входит в:
— антологию «The Ghouls: The Stories Behind The Classic Horror Films», 1971 г.
— антологию «Маска Красной Смерти», 1993 г.
— антологию «The Day They Hanged My Best Friend Jimmy... And 21 Other Weird Tales to Get You Through the Coldest Nights», 2009 г.
— антологию «Золотая коллекция классического детектива», 2013 г.
Экранизации:
— «Особняк безумия» / «The Mansion of Madness» 1973, Мексика, реж. Хуан Лопез Моктезума
— «Безумие» / «Sílení» 2005, Япония, Чехия, Словакия, реж. Ян Шванкмайер
— «Обитель проклятых» / «Eliza Graves» 2014, США, реж. Брэд Андерсон
- /языки:
- русский (51), английский (6), украинский (2), болгарский (2)
- /тип:
- книги (61)
- /перевод:
- А. Бояджиев (1), Ю. Лисняк (2), С. Маркиш (37), В. Михалюк (1), А. Новак (1), Г. Славов (1), Е. Суриц (6), М. Энгельгардт (6)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Paganist, 6 апреля 2020 г.
Было бы странно, если бы По, любитель психологии и тайн человеческой души, не обратился к теме сумасшедшего дома. Получилось своеобразно. Таинственный замок, где внедрён особый метод ухода и лечения, случайный посетитель, решивший ознакомиться с уникальной системой, и что из этого вышло. Это так, фабула.
Копнув глубже, можно увидеть, например, критику существующих порядков в домах сумасшествия. Известно ведь, что даже сейчас далеко не везде душевнобольных содержат в гуменных условиях, что уж говорить о временах По. Автор пытается внедрить в умы читателей мысль, что сумасшедшие — тоже люди, хоть и с отклонениями от привычных норм поведения. Да, есть буйные, и таких действительно нужно дистанцировать от людей. Но в целом эти больные — лишь чудаки. Очень хорошо это показано в фильме «Бенни и Джун» с молодым Джонни Деппом. Кажется нечто подобное пытался сказать По.
Показательно, что сумасшедшие, совершившие переворот, учинили с персоналом то, что обычно делали во всех подобных заведениях с пациентами: карцеры, строгий режим, никакой свободы, тьма и безысходность. Могут ли в таких условиях больные пойти на поправку? По как бы говорит: «Господа врачи, давайте поместим вас в тёмные одиночные камеры с хлебно-водным рационом. Вам понравится? Вы от этого вылечитесь?» Иными словами, По стоит у истоков гуманизма по отношению к больным. Но на примере «Над гнездом кукушки» Кена Кизи мы видим, что по прошествии сотни лет тюремные нравы в психушках всё ещё живы.
Сама новелла прекрасна написана. Пускай финал предсказуем, но читать интересно.
Darth_Veter, 16 декабря 2020 г.
Как бы вы повели себя, если б вдруг по воле судьбы оказались среди сумасшедших? Предвижу как минимум три типа реакции. Кто-то испуганно вздрогнет и сделает непроизвольный защитный жест, другой, наоборот, ехидно улыбнется и довольно потрет руки, третий же скучным голосом сообщит, что он всю свою жизнь окружен сумасшедшими и уже привык к этому. Ну, если вам точно известно, кто тут сумасшедший, дело значительно упрощается. А сможете ли вы отличить психически-здорового человека от больного?
Персонаж данной новеллы Эдгара По не смог и из-за этого чуть было сам не угодил в сумасшедший дом. Вернее, попал он туда вполне добровольно, руководствуясь исключительно нездоровым интересом к заведениям данного типа. А попав туда, не сразу сообразил, кто там сумасшедший. Потому что сумасшедшие — тоже люди и зачастую ведут себя вполне здраво. Заметить странности в их поведении сможет далеко не каждый желающий. Поведение человека слишком разнообразно и уникально, чтобы можно было с уверенностью сказать, нормально оно или аномально. Часто бывает, что больные люди ведут себя более адекватно, чем иные здоровые. Возьмите, хотя бы, некоторых «телезвездных» артистов. Порой отдельные их капризы или желание покрасоваться перед аудиторией выглядят как последняя стадия психического заболевания. Я еще помню скандал, который устроил Киркоров в 2004 году на пресс-конференции в Ростове. Рассердившись за вполне уместный вопрос журналистки о римейках, он вдруг сказал: «Вы мне надоели! Меня раздражает ваша розовая кофточка, ваши сиськи и ваш микрофон!» и потребовал, чтобы девушка покинула зал. Сказать, что его слова вызвали настоящий шок у окружающих, — значит, вообще ничего не сказать! Такую реакцию известного певца вряд ли назовешь нормальной и адекватной. Собственно, она и разрушила его карьеру. Или другой пример. Известный рок-кумир 80-х Андрей Макаревич в 2014 вдруг решил съездить с концертом к украинским националистам. Это уже, по крайней мере, странно: что он забыл среди этих нелюдей, патологически ненавидевших русских и хладнокровно убивавших мирное население Донбасса? Но артист пошел гораздо дальше простой глупости, публично назвав Россию агрессором, а ее население — ничего не понимающим в искусстве быдлом. И это при всем при том, что это самое население обожало и боготворило его! Если присовокупить к этому поведение отдельных личностей в период нынешней пандемии, явно можно спутать их с пациентами психлечебниц.
Как видно, установить наличие у человека отклонений в психике не так-то просто. Даже психиатры не всегда могут это сделать с уверенностью. В их лексиконе не так много названий для подобных расстройств. Кретина, дебила и имбецила можно еще как-то вычислить по внешнему виду — тут дефективность ума в прямом смысле отражается на лице больного. Но шизофреника и параноика можно только ЗАПОДОЗРИТЬ на основании весьма длительного наблюдения за его поведением. Собственно, большую часть времени они ведут себя как нормальные люди, срываясь на разного рода неадекватности в определенных ситуациях. Почитайте, к примеру, знаменитый роман Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом». Там вполне здоровый человек попадает в психлечебницу, чтобы «откосить» от суда. И быстро понимает, что он мало чем отличается от настоящих больных! Кто же тогда сумасшедший в этом обществе?! Автор оставляет читателя без ответа, намекая лишь на то, что инвалидами людей делают обстоятельства их жизни. Подобные вопросы звучат и в «Играх разума» Рона Говарда. Фильм основан на вполне реальной биографии нобелевского лауреата по экономике Джона Нэша, сошедшего с ума на почве шпионской страстей времен 50-х годов. Самое ужасное, что этот человек понимал свою ущербность, но не всегда мог отличить больные фантазии своего разума от жестокой реальности...
Финал эдгаровской новеллы оптимистичен: сумасшедшие наказаны за свою выходку, и в лечебнице восстановлен покой и порядок. Но в жизни чаще бывает как раз наоборот: сумасшествие растет как снежный ком, пока не приводит к трагедии. Не только потому, что какой-то чиновник допустил преступную халатность в исполнении своих обязанностей, а еще и потому, что выявить всех сумасшедших просто не представляется возможным. Они буквально во всех сферах занятости: от дворника до президента. В болезни кого-то из них виновата наследственность, другие сходят с ума от горя и страданий, а третьи становятся ненормальными от слишком ХОРОШЕЙ и легкой жизни, которая им досталась совсем не по заслугам. Независимо от причин болезни, лечить ее так и не научились: слишком плохо мы понимаем, как работает наше сознание...
---------
ИТОГ: печальный этюд о том, как сложно в нашей жизни отличить сумасшедших от обычных людей. Потому как психические болезни — и не болезни вообще, а вариативные аномалии в поведении человека.
Doerty, 28 января 2020 г.
Отечественному читателю сложно не воспринимать произведение как пророчество о грядущих тоталитарных режимах, подчас столь же экстравагантных, сколь и жестоких, о революциях безумных интеллектуалов. Однако современность диктует новое прочтение, и в этом смысле весьма любопытна осуществлённая Брэдом Андерсоном экранизация, известная у нас под названием «Обитель проклятых». В оригинале она названа по имени одного из центральных персонажей, «Элиза Грейвз», пациентки, чьё душевное расстройство усилил травматический брак с лордом-психопатом и варварские методы лечения. Один этот образ позволяет судить об осуществлённом с позиций нынешних представлений переосмыслении сюжета По, с ревизией старосветской эпохи с её лицемерием, жестокостью и пренебрежением к правам личности, царящими под прикрытием добропорядочности, хороших манер и незыблемости нравственных ориентиров. В соответствии с этой трактовкой, среди постояльцев сумасшедшего дома, помимо по-настоящему буйных и опасных субъектов, немало и совершенно безобидных меланхоликов, чудаков или людей, страдающих «неизлечимым гомосексуализмом».
Если у По бунт пациентов стал возможен благодаря тому, что медики практически ничем не ограничивали их свободу, то в ленте Андерсона, напротив, он обусловлен стремлением больных избавиться от невыносимых страданий и защитить поруганное чувство собственного достоинства. Эта история о психиатрической лечебнице, в которой даже сумасшедшие оказываются лучшими руководителями, чем доктора, предстаёт символом революционных катаклизмов XX века, чьё наступление в фильме победившие безумцы приветствуют, устроив символическое сожжение обломков свергнутой власти.
Сюжет о законных правителях, не способных эффективно и справедливо управлять своим народом, угнетающих своих подданных и при этом вынуждающих их проявлять худшие пороки человеческой природы весьма актуален и для нашего времени, в особенности для тех наших сограждан, что продолжают борьбу за то, чтобы среди власть предержащих наконец прервалось чередование здравомыслящих негодяев и искренних безумцев.
ant_veronque, 31 марта 2019 г.
Интересный случай-перевертыш, свидетелем которого оказался главный герой, когда посетил сумасшедший дом с весьма своеобразной системой лечения — системой «поблажек». Верно заметил ему хозяин сумасшедшего дома: «... придет время, и обо всем, что происходит на свете, вы научитесь судить самостоятельно, не полагаясь на чужую болтовню. Ушам своим не верьте вовсе, а глазам — только наполовину».
Ну, а новая, опробованная в этой частной психиатрической лечебнице, система доктора Смоля и профессора Перро так вообще очень оригинальна, а главное «проста и удобна», и довольно нетрудно догадаться по фамилиям ее авторов, в чем она заключалась.
Весьма ироничный рассказ, невозможно читать без улыбки.
chuvaksurala, 13 августа 2018 г.
Обожаю По за его талант умещать в своих небольших рассказах массу смыслов, деталей и стилей. Так же и в этом рассказе соединились и готика, и фарс, и сатира. Этот коктейль, несмотря на свою легкую юмористическую подачу оказывается совсем не таким простым.
Все герои этого «спектакля» изображают нашу с вами повседневность, тот безумный мир, в котором нам посчастливилось жить. Все эти ослы, петухи и чайники ничто иное как горькая насмешка над всеми нами и теми, кто нами правит. Ну правда, когда успели прийти к власти бандиты, стриптизерши, актеры и прочие пройдохи не смыслящие в этом ничего, никто не знает и не помнит. А ты уже сидишь по уши обмазанный дёгтем и вывалянный в перьях и не понимаешь, когда мир перевернулся с ног на голову.
А начиналось вполне мило — темный лес, дорога, старый замок... Но немного погодя рассказ сврнул в иное русло. Более комичное, но и от этого абсурдное. Было бы смешно, если бы не было так страшно.
Блофельд, 7 января 2019 г.
Очень подробно описываются случаи сумасшествия: кто-то считает себя чайником, кто считает себя тыквой, кто-то обнаружил у себя две головы. Нечасто писатели так скрупулёзно описывает сумасшедших.
Yargaro, 15 марта 2015 г.
Интереснейший рассказ, один из моих любимых у По. Коротенький, небольшой , но богатый смыслом рассказ повествует об одной вещи, с которой мы сталкиваемся практически каждый день, но стараемся избегать. Душевные болезни присутствуют в нашей жизни так неотъемлемо как все остальное. Природа этих заболеваний не ясна и этим она и интересна. Важна так же и проблема этих болезней. Нужно ли считать это расстройством, болезнью или же патологией? Что переживает ум человека, будучи пораженным этим недугом? Является ли человек человеком, если он душевно болен? На все эти вопросы вряд ли можно найти ответы в рассказе, но задуматься над ними автор заставит непременно.
После прочтения рассказа, я узнал, что относительно недавно по нему был снят фильм «Обитель проклятых». Тут же меня и увлек этот фильм, ведь хотелось посмотреть, что выдумают создатели фильма и добавят к фильму, ведь рассказ маленький, что там снимать, несколько сцен. Но фильм, я считаю удался! Это как бы больше развит сам рассказ.
Как нередко бывает у По, заканчивая читать рассказ в десяток страниц, так хочется, что бы было что-то еще, продолжение, новые приключения, но не судьба. По мастерски описывал все, что он задумывал как на сотне, так и на одном листе бумаги, в зависимости от задуманного. По-тому, с чистой совестью могу советовать этот рассказ всем желающим!
KatrinBelous, 23 января 2016 г.
Это просто гениально! И гениальность этой истории в ее безумстве и простоте! Только представьте, что вы решили посетить дом умалишенных, стоящий в лесу и расположенный в здании заброшенного замка. Главный врач любезно проводит для вас экскурсию и приглашает на ужин с персоналом. Только пусть вас не удивляет странная и безумная атмосфера, царящая за столом, и то, что обманутый молодой человек из рассказа врача удивительно напоминает вас самих...
AlisterOrm, 11 мая 2015 г.
Фильм «Обитель проклятых»... впечатляет. Но... лишён он той иронии, которая содержится в рассказе. По был вовсе не только безумным и мрачным мечтателем. Многие его рассказы невероятно остроумны и злы, он с бесшабашной лихостью проходился по окружающему, не жалея ни себя, ни окружающих. И тут... сумасшедший дом... А если бы вам сказали, что это санаторий для отдыха, вы бы поверили? Хех, ребята, вы ещё просто не знаете главной тайны... А если я вам скажу, что весь мир — это огромный дурдом, где хнычут толпы и толпы непуганых идиотов, да ещё и порченных демократической системой докторов «Смолля» и «Перро»?
Само собой, не поверите. А я вот, почитав По, начал в этом сомневаться...
Вертер де Гёте, 10 октября 2010 г.
Даже среди ироничных рассказов По крайне мало «смешных пустячков», рассказов проходных, легковесных. Почти в каждом присутствует остроумная, тщательно продуманная сатира на темы весьма серьёзные. И сумасшедший дом с «системой поблажек» и вседозволенности — это очередной выпад автора в сторону американской демократии. Во многих своих произведениях По выступал с предостережением об опасности «власти Толпы», «Власти Черни», которая неминуемо приведёт к жесточайшей тирании.
Идеи По развил знаменитый чешский режиссёр Ян Шванкмайер, создавший по мотивам рассказа фильм «Безумие» (2005 г.). В фильме сумасшедший дом становится метафорой окружающего мира, а его пациенты вынуждены находиться в условиях жесточайшей диктатуры или не менее опасного хаоса вседозволенности.
Рассказы По насыщены каламбурами и игрой слов, здесь в оригинальном названии в именах «докторов» обыгрываются слова «смола» и «перья», в русских переводах им попытались дать соответствующие эквиваленты — Смоль и Перро или Дегот и Перье... но зачастую каламбуры Эдгара По теряют силу при переводе.
kergelen, 30 сентября 2014 г.
Рассказ актуальный в любые времена, в любых краях земли, а как у нас, так просто в высшей степени. Так и выглядит зачастую человеческое общество — нормальные люди в плену у сумасшедших.
2480, 7 апреля 2010 г.
Ситуация показана нереальная, да и догадываться о развязке начинаешь ещё до середины рассказа. Но тем не менее хочется дочитать до конца. Смешные «пунктики» больных, нестандартная обстановка вокруг героя создают своеобразную атмосферу чего-то полубезумного, но при этом всё-таки безобидного.
Yazewa, 5 марта 2008 г.
Абсолютно предугадываемый сюжет... но, собственно, не детектив же это! Похоже, автор немало развлекся, сочиняя «фишки» своих сумасшедших... Возникает представление, что сумасшествие — это исключительно отождествление себя с чем-то или кем-то!
Ruddy, 3 апреля 2007 г.
Человек точно недалеким оказался. Ведь ему в лицо сказали, что творится, а он рот раскрыл и слушает. =) Хотя, обстановочка та ещё была. =)
gams, 22 марта 2006 г.
Очень весело и поучительно о вседозволенности и демократии!!!:haha::haha::haha: