Аркадий и Борис Стругацкие «Машина времени (почти по Г. Дж. Уэллсу)»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Пародийное
- Место действия: Вторичный литературный мир | Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век | Далёкое будущее | Очень далёкое будущее | Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Путешествовать по физическому времени нельзя, но можно передвигаться по времени описанному — мирам творческого воображения. Это история об экспедиции в будущее, описанное фантастами-утопистами.
Машинопись из папки «Неопубликованное законченное (рассказы)». Написано в декабре 1962 г.
В переработанном виде рассказ вошёл в состав повести «Понедельник начинается в субботу», в качестве самостоятельного рассказа впервые опубликован в 2005 году.
Входит в:
— цикл «Послесловие к Уэллсу» > Произведения отечественных авторов
— условный цикл «Неизвестные Стругацкие» > цикл «Неизвестные Стругацкие: черновики, рукописи, варианты» > сборник «От «Понедельника…» до «Обитаемого острова», 2005 г. > статью «Понедельник начинается в субботу», 2006 г. > статью «Архивные материалы», 2006 г.
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 14 марта 2021 г.
И вот ещё один рассказ, который авторы впоследствии переработают, существенно дополнят и включат в другое своё произведение — знаменитый «Понедельник». Речь идёт о фрагменте, когда герой путешествует в воображаемое будущее, сгенерированное авторами фантастических произведений.
В отличие от варианта из «Понедельника», данный рассказ как-то сразу кажется сыроватым. Возможно, это предвзятое отношение человека, который около миллиона раз читал основное произведение и, соответственно, привык к тамошнему изложению. Я всё пытался абстрагироваться от ПнС, представить, что читаю эту историю впервые. Не уверен, что это у меня получилось, но почему-то рассказ мне показался незаконченным. То есть фабула-то есть, есть законченный сюжет (рассказ некоего путешественника во времени), но нет соответствующего оформления: ну, как бы, рассказывает путешественник свою историю — и рассказывает, а дальше-то что? Рассказ в рассказе — избитый со времён Уэллса и Конан Дойля приём, сегодня кажется безнадёжным анахронизмом.
Не хочется строго судить это небольшое произведение, однако как ни крути, думаю, многие со мною согласятся.
baglej, 17 ноября 2010 г.
Все же по сравнению с аналогичной частью в замечательном произведении «Понедельник начинается в субботу» данный набросок проигрывает. Если рассматривать его отдельно — замечательная идея, сатирический взгляд на предлагаемую режимом картину будущего, но все же нет той полноты красок, выигрышной детализации, при наличии которых вся описательная картина как будто в реальности предстает перед глазами в основной повести.
lubar, 25 июня 2010 г.
Не могу сказать, что очень понравилось. Рассказ правда получился кратким, чем конечно выигрывает перед Уэллсом. В отличие от ПНС вводная часть соответствует духу вводной части Машины Времени Уэллса. Само путешествие проигрывает некой надуманностью. К сожалению я практически нечего не читал из того, что пародируют АБС. Но у Уллса в реальном не дискретном настоящем действие четко происходят в заданной точке пространства в Лондоне. Описываемое же будущее должно быть дискретно не только во времени, но и в пространстве. Тут же получается, что воображаемый мир очень ограничен. Ютится на маленьком пяточке, где на Утопию отведен городской квартал-космопорт. А на все ужастики участок размером с Московскую область, на которой находится 2 десятка антиутопий с точными границами. Совершенно не ясно, почему одни т е же корабли возвращаются еще раз через миллион лет.
Железный занавес, ой железная стена это удачно.
Обыгрывания дискретного описания персонажей, которое появилось в ПНС украсило переработанный рассказ