Марта Краевская «Иди и жди морозов»
В мире, в котором в пуще верховодят лешие, в озерах обитают утопленницы, а ночью посреди хат шастают призраки и упыри, молоденькая Венда должна обеспечить безопасность обитателей Волчьей долины. Ей придется помериться силами не только с богами или исчадиями ночи, а с более сильными соперниками: одиночеством, страхами, сомнениями.
На глазах Венды исполнится древнее пророчество. В Волчью долину возвращается ДаВерн — последний Волкарь. Месть Хозяина лесов за убийство его детей теперь неотвратима.
Станет ли запретная любовь на пути предназначения или страшное пророчество все же исполнится?
В произведение входит:
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Трилогия о Волчьей долине»
— антологию «Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2017», 2017 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2016 // Роман |
- /языки:
- русский (1), польский (2)
- /тип:
- книги (3)
- /перевод:
- И. Шевченко (1), Е. Шевченко (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Shab13, 26 июня 2023 г.
Расскажу о сюжете так, словно это дешевый сериал на ТВ. В принципе, ничего сильно не поменяется.
В забитой горной деревеньке кто-то зверски убивает участкового. А за порядком кому-то надо следить. Вот и решают местные мужики, у женщин права голоса нет, пусть новым участковым будет приемная дочка почившего, Венда. Она девка умная, батя ее всему научил – и первую помощь окажет, и за компуктером басурманским работать умеет, и всю шоблу местную наперечет знает. Кроме того партия завидная. Сынок местного кабатчика в нее влюблен, а кузнец своего сына засватать хочет, чтобы к власти закона поближе. Вот только на Венду кинул взглядом опасный хулиган-рецидивист Даверн, с которым местные стараются не связываться. Венда пытается и работу участкового сделать правильно, и с любовью разобраться.
Шутки шутками, но все примерно так и выглядит, если убрать из романа славянские мифологические мотивы и мистику. Венда гоняет по деревне и округе, решает чужие проблемы, решает свои проблемы, еще что-то там решает. И все эти проблемы завязаны на любви. Не, не так – на ЛЮБВИ. Если задуматься, то кризисный менеджмент лежит в основе романа. Романа ли? «Иди и жди морозов» это словно несколько новелл взяли, раздробили, перемешали, и растянули во времени. Роман совсем не ощущается цельным. Из некоторых новел вырастают другие, как головы гидры, но это еще больше дробит историю. Правда в самом конце автор насыпАет и пророчества, и избранных, и клифхэнгеры… и никакого желания ждать продолжения.
Та самая славянская мифология поначалу сильно доставляет. Деревенские справляют обряды, чтят старых богов, боятся тварей в лесах. Перед похоронами убиенных, например, ждут три ночи – авось любящий сын превратится в нечисть и сожрет родных. Хоронят таких, кстати, на специальном кладбище, предварительно воткнув в тело серебряный гвоздь. В романе, поначалу, царит атмосфера уединенности и страха. В лесах ночью бродят неизвестные твари, но боишься не их, а неизвестности, что скрывается между деревьями во тьме.
А потом все превращается в любовный роман с элементами мистики и читательский (мой) интерес начинает пропадать. Все эти любовные томления, как главной героини, так и ее подружек-односельчан утомляют. Кому Венда отдаст свое сердце – сыну кабатчика Имиру, другу детства, или такому дерзкому, крутому и плохому-плохому плохишу-оборотню Даверну? Ответ очевиден, правда? Мне неинтересно! Дайте хтонь! Дайте мрак! Вы чего?!
Персонажей много. В какой-то момент все эти Ристки, Ларсы, Стояны и Тинне сливаются, как трансформер, в одного деревенского мега-мужика. Герои-подростки сплошь озабоченны и влюблены, иногда в обратном порядке. Сама Венда, кроме сердечных терзаний еще и мается грузом ответственности за деревенских оболдуев. Это ли, ответственность, заставляет ее безбожно тупить? Рассказать подруге о ритуале, а потом, в процессе, резко дать заднюю, что в итоге принесет проблемы. Или говорить потише, чтобы не залажать охоту на стригоя? Или тааааак сильно задуматься о своих проблемах, что пропустить весьма очевидный момент с рождением ребенка?
Короче я не знаю, что сказать еще, все и так выглядит достаточно несвязно. «Иди и жди морозов» один из тех редких романов, которые хотелось бросить раза 3, особенно во второй половине. Все очарование и атмосферу начала постепенно разрушает не самая лучшая любовная линия. Сама идея книги хорошая, но реализация сильно хромает на обе ноги.
В конце сезона дочь участкового пойдет на сделку с местным депутатом и вернет своего плохиша с зоны, пообещав депутату услугу. Но это уже совсем другая история.
Vladimir Puziy, 2 августа 2020 г.
Дебютный, но весьма удачный и амбициозный роман Марты Краевской -- пожалуй, первая за многие годы вменяемая попытка написать что-то на славянском материале. (Я бы вспомнил ещё «Літописи Семиисвітия» Н. Савчук -- да и всё из того, что мне доводилось читать).
Причём и в случае с Савчук, и в случае с Краевской потенциального читателя изначально могут отвадить аннотациями (речь об украинском и польском издании соответственно). У Савчук это всё выглядит как дешёвая эзотерика (но нет!), у Краевской -- типичное романтическое фэнтези. Ну как же: она -- молодая, одинокая травница, он -- последний из рода оборотней-волкарей, которые некогда правили Волчьей долиной. Могущественый, но презираемый всеми. Плюс пророчество, которое сулит волкарю ДаВерну смерть из-за травницы Венды. Ну, думаешь с тоской, сейчас начнутся страдания и высокие отношения.
Про отношения Краевская действительно пишет: очевидно, ей эта тема интересна -- и интересна её героине, девушке, которая особого опыта в этом не имеет. У многих из героев и героинь в Долине есть своя пара и своя непростая история.
Но книга НЕ о любви, пожалуй. Скорее о том, как отношения сочетаются с долгом (хреново, в общем-то), и о том, что от прошлого не сбежать.
Венда -- чужачка. Она пришла в Долину ещё в детстве, вместе с человеком, который стал опекуном Долины. Эта должность означает, что ты охраняешь селян от демонов и прочей потусторонней братии, исполняешь обряды -- в общем, работаешь жрецом с широким спектром обязанностей. В самом начале романа опекуна убивают -- и Венде предстоит принять титул опекунки (чего она активно не хочет). Добавим сюда появление последнего волкаря,
Плюс -- в Долине происходит куча странных событий, вот-вот сбудется пророчество, которое должно возвратить из-за Синих Вод волкарей (и последний из них, ДаВерн, намерен этому помочь, а ключом для их возвращения считает Венду, которая любит ДаВерна, но возвращать волкарей не хочет, конечно, -- они-то некогда правили долиной и людей воспринимали как племенной скот).
Чем подкупает книга?
Во-первых -- да, очень убедительно изображён мир славянского язычества, с богами, демонами, ритуалами и прочими подробностями. При этом каждый обсусловленный сюжетом/годичным циклом ритуал не превращается в лекцию по этнографии. Даётся ровно столько информации, сколько необходимо (а многое извольте понимать из контекста).
Во-вторых, вопреки кажущейся «романтичности», это ни разу не ромфэнтези. Здесь убивают и умирают стремительно, но при этом все смерти подчинены логике, это такой Мартин, но в локальных декорациях и на славянском материале.
- — -
Второй том, кстати, стартует вроде бы неспешно: Волчьи праздники, ритуал с шубой из волчьей шкуры, которую выкрали -- тем самым совершив запретный поступок; двое парней в результате рискуют оказаться волкулаками, а это пипец как опасно для селян -- их связывают в доме травницы на ближайшее полнолуние, нагнетается, что вот волкулак -- это круче волкаря, его хрен замочишь. И потом оказывается, что
Посмотрим, что там дальше...
Angvat, 2 марта 2021 г.
В очередной раз методика «ткнуть пальцем в бездну» при попытке открыть для себя какого-нибудь нового автора меня подвела. Кто бы мог подумать, как говориться. Уж даже не помню, что я ожидал от книжки с такими обложкой и аннотацией, но в итоге получил очередной дамский роман, где традиционно осилил лишь несколько глав.
Перед нами – типичные провинциальные страсти сельского уезда. Этот любит ту, но она его не замечает, вон та любит вон того, но они не могут быть вместе, вон к этому приехала бывшая жена, а вон эта вообще ждет незнамо кого поэтому в процессе ожидания пойдет и пардон ляжет под какого негодяя. «Перва девка с Виковаро...» простите, не отсюда. Главная героиня – опять-таки, типичная деревенская девушка, разумеется сирота (если у персонажа нет родителей, их не придется прописывать) и разумеется не такая как все. Собственно сюжет по сути стартует с того, как ее наставник, местный типа-знахарь и защитник деревни получает внеочередную путевку на собеседование к апостолу Петру, и нашу героиню просят занять его место. И вот несколько глав она картинно заламывает белые рученьки, типа нет, я не справлюсь, не упрашивайте. А попутно вокруг нее увиваются сразу два кавалера – обычный деревенский парень и оборотень (догадайтесь с одного раза, кому из них вот вообще ничего хорошего не светит). И так далее, и тому подобное. В общем, полистал-полистал я эту деревенскую мелодраму, и для себя решил, что польская, прости Господи, женская фантастика, не шибко-то от отечественной и отличается (не то чтобы у меня шибко с чем сравнивать было, но тут оно наверное и к лучшему…) А значит данное произведение абсолютно мимо меня, и засим пускай они дальше уже без меня разбираются, кто там кому глазки состроил и кто чей венок подобрал.
Alealeale86, 3 ноября 2020 г.
Задумка вроде не плохая, язык тоже не отталкивает, но вот герои вызывают оторопь своими поступками. Ощущение, что все в детстве сильно отморозили мозг или что-то такое. Иначе как обяснить, что в долине, где раз в неделю кого-то убивают чудовища, парень один ночью идет к озеру, где живут кровожадные русалки, чтоб достать цветочек? Ну или частые прогулки героини по лесным чащобам с неясными целями? Ну и там прям много таких совсем каких-то нелепых мест.
Еще из явных минусов конечно является то, что вроде как заявляется мрачный антураж, аля готическая сказка, а на деле всем на это наплевать, ну то есть все мрут, но никто и не думает начать переживать или как-то беспокоиться, может изменить поведение, опять же-таки не гулять по ночам.
Это сильно бьет по глазам и рушит всю атмосферу и интерес читать пропадает.
И в ходе повествование складывается впечатление, что автор сама еще не решила в чем будет соль произведения и начинает выкручиваться на ходу.
jaworski, 25 августа 2020 г.
«Иди и жди морозов» Марта Краевская. Первый роман трилогии молодой польской писательницы.
По сюжету молодая знахарка Венда, после внезапной кончины своего отчима, вынуждена стать хранительницей поселения в Волчьей долине. В обязанности ей вменяется защита жителей от разнообразной нечисти, поганых чудищ, заговоры, общение с богами, ритуалы и лечение больных коленей.
Первое что приходит в голову после прочтения — это очень теплое и ламповое произведение. Про долг, любовь, ответственность и отношения. Все это подается на богатом славянском материале (недаром автор по образованию русист), с обстоятельным описанием обрядов и ритуалов. Действия романа происходят в одной деревушке. После всех многотомных фэнтези эпопей, чтение этого романа напомнило мне «Монтайю, окситанская деревня» Эммануэля Ле Руа Ладюри. Эдакая локальная «микроистория» с упором на повседневность и быт, при этом сохраняющая неплохую динамику на протяжении всего повествования. Главную героиню ждет и битва с чудищами и разгадка тайн тихой деревушки и конечно большая юношеская любовь.
Язык произведения легкий, объем небольшой.
Спасибо пани Марте за очаровательную сказку и ждем продолжения!
olga.sb, 21 марта 2021 г.
У дочери Ведьмака Венды умирает отец. И дочь подумывает, не занять ли его место, ведь в Волчьей долине без охотника на монстров и знахаря никуда. Но деревенские ни во что не ставят женщин. В это время наступает Купальская ночь, и невестин жених утаскивает волколак.
В принципе, на этом весь сюжет заканчивается. Нам обещана мрачная сказка с основой на русских корнях. Но по итогу мы получаем тягучее, местами мерзкое, мечтами пошлое, местами просто скучное действо про жизнь заштатной деревушки.
Мужики тут озабочены только выпивкой, сходками в таверне и собственной властью. Ну а девки, вестимо, женихами да кувырканием на сеновале. От русской мифологии — только названия праздников да нечисти.
Помимо неровного повествования, куда в бытописание добавляют то покореженные трупы с вытекшими глазами, то подробные, со смаком, сцены изнасилования демонами, меня добивал ужасно корявый язык. Фразы типа кивнуть головой и укусить зубами я после первого десятка бросила считать. А уж тавтологий и стилистических ошибок... Позорище, а не текст!
И изюминкой на торте стали похожие имена. Так как я слушала, для меня Яда/Ярт/Ярел и Венда/Велия/Верн слились в одно пятно, и я больше времени старалась различить кто есть кто. Ну и скачки между персонажами дела не облегчали. Ни одного особо симпатичного я не обнаружила, а потому не выдержала и бросила где-то на 2/3.
Рекомендовать? Не знаю, если только любителям темных и тягучих псевдосказок вроде Медведя и соловья.
@olga.bookaddicted
Iriya, 13 января 2021 г.
«Я изменюсь. Я знаю, как это происходит! Человек слишком много видит, слишком много думает и слишком мало живет своей жизнью.»
Добро пожаловать в Волчью Долину! Здесь созданное двумя ручьями Озеро отражает в зеркале своих вод крытые соломой избы маленькой деревушки, притаившейся в горном склепе и забытой всеми. На холме виднеются молчаливые контуры старого замка, холодные руины которого, казалось, следят за каждым малейшим движением в ожидании жертвы. У скалистого берега на мелководье смертоносные создания с длинными зелеными волосами напевают странную песню. А в лесной глуши крылатые богинки танцами, звонким смехом и красотой тел сводят с ума случайно заблудившихся путников. Здесь день проходит лениво, а ночь несет несчастье. Ведь то, что при свете дня остается незамеченным, после захода солнца отправляется на охоту. В нереальной атмосфере этого странного места чувствуется постоянное присутствие страшных созданий — призраков, оборотней, неупокоенных душ и демонов. Поэтому благополучное существование людей Волчьей Долины целиком и полностью зависит от хранителя — человека, знающего секреты населяющих это странное место темных существ и защищающего от них. Однажды при странных обстоятельствах внезапно погибает Хранитель деревни. Абсолютно не готовые к подобным ударам судьбы жители предлагают его приемной дочери, неопытной молоденькой травнице, стать новым Хранителем. С этого начинается эта мрачная сказка — произведение столь же пугающее, сколь и очаровательное.
«Ко всем, кто живет в темноте! Я не взываю к вам и не призываю к войне! Но заявляю, что с сегодняшнего дня я беру эту долину и ее жителей под свою защиту, и хотя я не желаю битвы, клянусь, что если вы будете угрожать им, я появлюсь, чтобы свести с вами счеты.»
Давно я мечтала прочитать книгу с мастерски вплетенной в ткань сюжета славянской мифологией. Возможно, именно поэтому история Волчьей Долины захватила меня с первых страниц, окунув в школьно-гоголевские годы. Увлекательное в своей жути начало встретило нас мистическими происшествиями с мертвецами, способными покинуть навсегда мир живых только с серебряным гвоздем во лбу. Общую интригу происходящего мрачно обогащали всевозможные представители потустороннего мира. На мой взгляд, роман получился достаточно интересным — фольклорно-сказовое в нем совмещалось с трезвостью в восприятии реального. При этом данное произведение есть отражение полярных сторон как художественного замысла автора, так и жизни помещенных в него героев. Мне до сих пор кажется непонятным, что именно хотела вывести Марта на передний план. Устрашающее и добродушное здесь шли рука об руку на протяжении всего повествования. На фоне жути и нечисти окружающей действительности линия главной героини несла настроение всеобъемлющего добра. Также очень понравилось, что проза автора очень аккуратно задевала тему народности, состоящей не в описании сарафанов, а в самом духе принадлежащих ей людей. Нас невольно уносило в то время, когда незамужние девушки бросали венки-желания в воду, а Купаль-ночь пробуждала в естестве каждого тайные желания. Мне виделась во всем этом поэзия уютной жизни, которая осталась в далеком прошлом, затуманенная блеском огней городов привычной нам с вами повседневности.
»...не верь тому, что говорят волки, только тому, что они делают. Потому что слова обманывают, но настоящая природа волка всегда будет видна в его поступках, ибо таковы волки.»
Не только фольклорные мотивы произведения оказались интересными. Меня поразила та живописная пестрота образов, которые олицетворяли персонажи, соединенные романом в людской разноцветный хоровод. Главная героиня по имени Венда оказалась воплощением настоящей душевности, искренней, непринужденной, без жеманства и чопорности. Я переживала за эту девушку, только вступившую на порог той жизни, когда приходилось принимать сложные решения, от которых подчас зависели судьбы многих людей. Сама автор, Венда и еще несколько женских персонажей несли в строчки необычную энергетику. Но это не утомляло, а, наоборот, создавало интересный контраст темному антуражу данной истории. Дела сердечные писательница, конечно, тоже затрагивала. Да и какая сказка без любовной составляющей. Тем более, когда во главе сюжета находилась молоденькая девушка, готовая раскрыть в себе женскую чувственность. И все же, на фоне выяснения причин смерти старого Хранителя и параллельным раскрытием тайн жизни других героев, любовная линия не была сюжетообразующей. Здесь чувства прежде всего с новой стороны раскрывали образы героев и делали их чуть ближе читателю, реалистичнее. Даже редкие сцены близости оказались напрочь лишенными подробностей и лишь дополняли характеры персонажей. Поэтому «Иди и жди морозов» сложно назвать романтическим фэнтези. Однако автору удалось ценой нескольких предложений передать эмоциональную красоту страстных моментов. Сквозь феерию золота удовольствия проникал стон полуоткрытых губ, а будоражащие сны добавляли яркости, окутывая негой от жадных прикосновений к коже холодных ладоней. Красиво!
«Живем только раз, а какая любовь без капли безумия?»
Хочется также заметить, что читатели эпического/героического фэнтези с масштабными литературными полотнами, пространственными путешествиями и грандиозными сражениями могут быть разочарованы камерностью происходящего действа. Все события книги были сосредоточены в руках нескольких персонажей и ограничивались пределами небольшой деревушки. Также недовольство может поджидать любителей красноречивого повествования. Слог автора и переводчиков оказался невероятно простым и зачастую характеризовался однообразием текста с преобладание диалогов. Неприятно удивляло наличие одинаковых имен и постоянно повторяющихся слов/выражений. Однако было и в этом тексте что-то интересное. Например, меня порадовало описание природы, отлично передающее настроение важных сцен. Чувствовалось, что Марте нравится рассуждать на затрагиваемые темы и, что она невероятная любит придуманные ей образы. Эта небезразличие сумело найти ощутимый отклик в моем сердце. Вместе с героями я сумела поверить в господство природы над человеком, в силу произносимых слов-молитв, в существование грезящих, а так же в любовь, способную творить чудеса. Финальные события подстерегали всех в черно-белой долине, окутанной тишиной и озаренной светом всевидящего полнолуния. Именно такой мир стал первым эпизодом новой жизни странного существа, зловещий вой которого ознаменовал страшную охоту и... продолжение трилогии «Волчья долина». Его я обязательно буду читать.
«Некоторые чудовища совсем не хотят любви. Они просто не знают, как от этого защититься. И не могут остановиться.»
majj-s, 28 ноября 2020 г.
Ждать, догонять, скучать
Говорят, хуже нет занятий, чем ждать и догонять. Отчаянно скучать, читая, тоже не самое приятное. Люблю польское фэнтези и уверена была, что неплохо знаю, но вот наткнулась на статью о новых именах и внезапно поняла, что ни одного женского в моем польском кондуите нет. Как такое возможно, в англоязычной фантастике женщины теснят мужчин на пьедестале Хьюго, Небьюлы, Локуса, в России есть Галина, Славникова, Козлова, Букша — и это только вершина, в Белоруссии Громыко. От поляков ничего. И вот же она, Марта Краевская.
Честно, я ждала большего. Не то, чтобы это было совсем плохо, такое себе славянское этнофэнтези про село в зоне экстремальных аномалий, где нечисть то и дело вмешивается в дела людские, да не просто спутать лошадиную гриву, завить колтун в волосах спящей (все это Мэб!) или сквасить молоко, а прямо насмерть уходить незадачливого селянина. После чего несчастный станет бродить ночами по родным улицам, пугая соседей. У них даже специальное кладбище есть для таких «особых» мертвяков.
Отчего не оставят проклятой земли? Об этом у Наоми Новик, тоже, кстати, наполовину польки, хотя живет и творит в Штатах, и пишет (в отличие от, не будем называть имен), хорошо в «Зимнем серебре»: трудно это, уйти с насиженных мест; кроме того, у деревни есть Хранитель, умеющий худо-бедно договориться с потусторонним. А главное — это наша родина, сынок.
Хранителя, к слову, больше нет, пал смертью храбрых. Но осталась воспитанная им сиротка, на которую селяне возлагают большие надежды. Жаль, что не мужик, но за неимением гербовой... Только и сама Венда не больно рвется в хранители. Они, понимаете ли, долго не живут, а ей пасть смертью храбрых не блазит. Вообще подумывает о замужестве, тем более, влюбленный парень есть, а плоть уже настойчиво требует, ну, вы понимаете.
Да вот незадача, воздыхатель не в добрый час местного праздника солнцеворота (аналог нашего Ивана Купалы) полез за веночком любимой в реку, а там, сами понимаете: русалки, водяной, кикимора. И одновременно со всеми эпохальными событиями: смерть предыдущего хранителя, попытки избрания нового/новой, языческий праздник бесконтрольного секса — кто не понял. Так вот, одновременно в селе появляется таинственный незнакомец, ну очень импозантный и вообще, мачо.
Так-то он волкарь, типа — оборотень, но стати, привлекательность, а главное — отношение к героине по типу всех ромфантовых вампиров. И все выруливает в тоскливейшую тягомотину нестрашных страхов, не вызывающей сочувствия любви, неинтересного фэнтези. Да Верн не просто так к деревенской простушке причепился, надо полагать, а во исполнение давнего предсказания по типу «примешь ты смерть от коня своего». На роли коня девица, сначала-то он хочет ее просто обезвредить, надо полагать, но потом его любовь схватила своей мозолистой рукой.
Госпожа Краевская, очевидно чувствуя, что надо бы погорячее, чтобы развлечь читателя, добавляет местную богачку и красотку намбе ван, которая на том самом кладбище регулярно предается ласкам местных демонов, но вынуждена выйти замуж за лучшего парня на деревне, питающего к ней искреннюю ненависть (взаимно), и вот тут выясняется, что еще и носит демоническое дитя (салют, «Песнь Сюзанны»). Но надо как-то отношения налаживать и все у них получится — такая прикладная семейная психология.
Все это могло бы быть неплохо, когда бы не было так скучно.
Neri-rin, 12 сентября 2020 г.
Мне скорее понравилось, и довольно сильно, хотя было очень много ярких маркеров романтической истории, но в итоге я решила сделать скидку на то, что это дебютный роман, ну, и что герои все-таки юные.
По моим наблюдениям, отношения играют тут большую роль, но и помимо них происходит много событий. И меня подкупила эдакая повседневность, а ещё неспешность повествования. Здесь нет обхода полмира за пару недель, и всякого такого. Но здесь есть множество соседей, и тайн, что хочется хранить, но так или иначе в оговорках и взглядах становится ясно, что все про всех знают, или скоро узнают. От этого становится даже как-то уютно.
Праздники каждого сезона, верования, житейские проблемы и трудности, на их фоне как-то забывается зловещие пророчество, что однажды волкары вернуться, но это никуда не девается. И это лучшая часть.
Также мне понравилось, что есть отдельные ветки героев, у которых свои истории, и что некоторые из них получили свои логические точки, а другие эе многозначительное троеточие, подразумевающие продолжение. Думаю, я буду ждать его.