fantlab ru

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.52
Оценок:
1137
Моя оценка:
-

подробнее

Стрела, монета, искра

Другие названия: Без помощи вашей

Роман, год (год написания: 2016); роман-эпопея «Полари»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 49
Аннотация:

Полари — мир фантастического Средневековья. Суровые и жестокие нравы здесь соседствуют с диковинными ростками будущего, мечи и арбалеты — с первыми электростанциями и железными дорогами. Император Адриан ведет государство нелегким путем реформ и прогресса. Могущественные феодалы плетут изощренные интриги, поднимают мятежи в борьбе за власть. Церковь также пользуется огромным влиянием, ведь в мире Полари никто не сомневается в существовании богов. Боги не стоят в стороне: они шлют людям дары — непостижимые Священные Предметы. Писание гласит: в Предметах таится великая сила, способная исцелять болезни, управлять стихиями, разрушать преграды. Секрет этой силы утерян много веков назад…

Примечание:

От автора:

«Стрелу, монету, искру» я писал изначально для себя, почти не думая о публикации. Я просто создавал интересный, красивый мир с живыми персонажами, ставя перед собой единственную цель: сделать так, чтобы мне нравилось. Отсюда и достоинства, и недостатки книги. Она несколько объемней и медлительней, чем могла быть, некоторые описания излишне обширны, порою я увлекался детализацией — просто ради удовольствия тщательно прорисовать интересную мне сцену. Зато мир Полари и его герои получились как раз настолько живыми и объемными, как я того хотел.


Входит в:

— роман-эпопею «Полари»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 920

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3002 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2021 // Дебютная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Стрела, монета, искра
2019 г.
Полари. Книга I. Стрела, монета, искра. Том I
2022 г.
Полари. Книга I. Стрела, монета, искра. Том II
2022 г.

Электронные издания:

Без помощи вашей
2016 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  42  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж, вот я и дочитал роман «Стрела, монета, искра» Романа Суржикова и мне, определённо, понравилась эта книга. Купить и прочитать первый том цикла «Полари» сразу же после выхода его на бумаге, меня сподвигли высокий рейтинг и преимущественно положительные отзывы на «Фантлабе» и «Самиздате». Честно признаюсь, приступал к чтению с изрядной долей скепсиса и первые главы, в целом, подтверждали мои опасения. Не в том смысле, что стиль Суржикова мне сразу не понравился, скорее наоборот, так как читать было легко и увлекательно с самого начала, но, по первым главам я не мог понять и выкупить, чем же этот цикл выгодно отличается от своих зарубежных аналогов. Складывалось впечатление, что это очередной крепкий такой середнячок, который легко можно пропустить и особо ничего не потерять, и что подобное я уже читал и не раз.

Но, чем дальше я читал, тем больше мне начинал нравиться этот роман. Сразу чувствуется, что это начало долгой истории, эпичнейшего масштаба. Повествование неспешное, авторский слог неплохой. Информация о мироустройстве и всех его аспектах подаётся порционно и перегруза в этом плане не ощущается, как бывает порой в начале объёмных фэнтези-эпопей. Автор постепенно, небольшими штрихами, раскрывает и прорабатывает характеры и психологические портреты главных персонажей произведения, придавая им такой глубины, которой позавидуют многие действующие лица забугорных фэнтези-циклов. В результате чего, персонажам цикла «Полари» веришь и сопереживаешь без всяких натяжек. Редкий случай, когда за тремя сюжетными арками объёмного романа наблюдать одинаково увлекательно и интересно. Так вот, «Стрела, монета, искра», лично для меня, как раз тот самый случай. Хотя, нет, всё же линия «Стрелы» (экспедиция Эрвина в Запределье) вызвала, пожалуй, чуть больший интерес, но и две другие тоже хороши. Я не исключаю, что кому-то могут больше понравиться дорожные приключения купца Хармона («Монеты»), или распутывание Минервой клубка из интриг и заговоров в столице Империи («Искра»). Интриги, кстати, которых в романе предостаточно, тоже подаются порционно и, если в начале книги кажется, что все они «шиты белой нитью», то дальше, когда узнаёшь новые подробности и детали, то становится всё гораздо сложнее, запутаннее и интересней. Как я уже упомянул, да и как понятно из названия, в романе имеются три параллельных сюжетных арки (линии), которые в первой книге вообще не пересекаются. Теперь, чуть подробнее о каждой из них.

«Стрела» — линия молодого аристократа Эрвина, который заигрался в придворные игры в столице, за что отец — обладающий суровым нравом герцог северной провинции — отправил его в практически не имеющую шансов на успех экспедицию (эксплораду) в неисследованные территории, с целью найти место для постройки плотины (по типу ГЭС). Пожалуй, эта сюжетная арка самая динамичная и наиболее приключенческая из трёх. А в финале романа линия Эрвина, так вообще заиграла натуральным забористым дарком, что очень порадовало меня, как любителя данного поджанра фэнтези.

«Монета» — линия странствующего по стране и проворачивающего различные сделки купца Хармона. Один влиятельный человек предлагает Хармону обоюдовыгодную сделку — продать очень дорогую вещь. Будучи человек алчным и расчётливым, купец не может отказаться от такого предложения и принимает его. Но, как это обычно бывает – что-то пошло не так. В итоге купцу Хармону здорово достаётся в финале, а своими действиями и поступками в концовке романа он заставил кардинально изменить моё отношение к нему, причём не в лучшую сторону. В этой сюжетной арке прослеживается начало ещё одной линии — странствующего воина Джоакина, которого Хармон нанимает для охраны своего каравана. Пока что Джоакин находится на вторых ролях, но в последующих книгах цикла, как я понимаю, он будет выступать в качестве полноценного POV-а. Так же в сюжетной линии «Монеты» неплохо раскрывается сеттинг (география) мира Полари, так как, путешествуя по стране, купец посещает новые и новые локации (города и поселения).

«Искра» — линия молодой девушки Миры из благородной семьи, дальней родственницы Императора, следовательно, при определённом раскладе — претендентки на престол. История Миры начинается с того, что на неё совершается покушение, при котором погибает её отец. Дальше будет путешествие в столицу (частично на поезде, точнее на «электричке») вместе с графиней Сибил из соседнего графства, которая берёт осиротевшую Миру под свою опеку. Эта сюжетная арка отвечает за детективную составляющую романа, и в ней будет много дворцовых интриг и расследований. По ходу романа Мира постепенно становится важным игроком в этой сложной и запутанной игре, ставки в которой очень высоки, заводит много новых друзей и не меньше врагов, а в конце романа, распутав небольшую локальную интрижку, попадает в серьёзную передрягу, да и вообще чудом остаётся в живых.

В качестве минуса, который, в принципе, мне не сильно мешал, отмечу некоторую нелогичность мироустройства Полари. Имею в виду соседство феодального строя и рыцарства с одной стороны и развития науки (открытие «электричества», или, как его там называют — «искры») — с другой. Ну а хотя, почему бы и нет? По-моему, такой антураж и декорации смотрятся достаточно свежо и оригинально. Так что, пусть будут. Ещё есть у меня, конечно, вопросы по топонимам на карте Империи Полари, где территории и населённые пункты, в названиях которых чётко прослеживаются английские корни («Дарквотер», «Нортвуд», остров в форме улыбки — «Смайл») соседствуют с «Южным путём», «Запредельем» и «Первой зимой», например. То есть, как будто, англоязычную карту фэнтезийного мира достаточно вольно и непоследовательно перевели на русский.) Но это мелочи, конечно. Также есть у меня подозрение, что Суржиков, не силён в описание боёвки. Во всяком случае, небольшие стычки в романе «Стрела, монета, искра» прописаны скудненько, ну их там и немного совсем, на самом-то деле, как и экшена в принципе, учитывая более чем солидный объём произведения. Хотя, Суржиков, по-моему, хорош и без этого, и главные плюсы его творчества заключаются в другом. Роман Суржиков хороший интриган и отличный психолог и филигранно пользуется этими качествами в своём дебютном романе в жанре фэнтези. Так что, рекомендую всем любителям жанра обратить пристальное внимание на недавно вышедший на бумаге роман «Стрела, монета, искра». Первый том цикла «Полари» заслуживает внимания, как минимум, за лихо закрученный сюжет с множеством интриг, и за интересных персонажей с прописанными характерами и проработанными психологическими портретами.

Итог: «Стрела, монета, икра» — на мой взгляд, отличный пример начала фэнтези-цикла, эпичнейшего масштаба. Небольшая локальная интрижка распутана, но по сравнению с теми вопросами, которые поднимаются в конце романа, она просто меркнет и смотрится ничтожно. Основные глобальные события и весь эпик ещё впереди. Первый же том хорошо и в меру подробно раскрывает мироустройство Полари; знакомит нас с основными ключевыми персонажами, каждый из которых хорошо прописан и по-своему интересен; ну и рассказывает три параллельные истории, которые хоть и не балуют экшеном, но общая динамика, продвижение и развитие сюжета в них прослеживается достаточно чётко (событий различной степени важности в первом томе произошло предостаточно). Кстати, по персонажам. Как я понимаю, судя по названиям глав второго и третьего томов цикла «Полари», дальше в качестве POV-ов выступят, в том числе, и те персонажи, которые в первом были на второстепенных ролях, и это тоже подогревает интерес, так как удачных второстепенных персонажей в первом томе хватает. Заканчивается первый том так, что хочется сразу же скачать продолжение, пусть и в электронном виде, и продолжить чтение этого отличного цикла. Но я всё же, подожду. Надеюсь, что роман «Стрела, монета, искра» в бумажном виде разойдётся достаточно хорошо, и в скором времени выйдет на бумаге и второй, и последующие тома цикла «Полари». Тогда-то я их куплю и прочитаю. Если же не будет печатного издания, ну что же, тогда в любом случае буду читать, но в электронке. Что касается моей оценки первому тому «Полари». Максимальный балл придержу (возможно для следующих частей цикла), так как, на мой взгляд Суржиков чуть не дотянул до этого и небольшие вопросы и претензии у меня всё же имеются, но крепкую «девятку» поставлю без всяких колебаний.

Оценка: 9
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивился, что много хвалебных отзывов, начал читать.... ужасно.

Ну думаю, многие отметили вялое начало, массу воды, которую трудно читать и надо пролистывать.

Хорошо, с трудом добрался до середины, замечательно, начались интриги! Детектив, приключения.

Но... чтобы не тратить много слов (а многим читателям просто лень читать длинный отзыв), напишу сразу, что отвращает от чтения до такой степени, что с великим трудом дочитал до середины второй книги и бросил — нечитаемо «Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус» — надоело быть мышью, всё думаю вот-вот будет интересно, а оно все также отвратительно.

А именно, отвратительные герои.

Книга хороша, когда можно кому-то сочувствовать и еще лучше, когда ставить себя на место героя.

На место кого можно себя ставить?

Ну девушки могут поставить себя на место Миры. Однако, читать три тома, как ей гадят и унижают — это садомазохизм.

По счастью, мы читатели, а не участники, и чтобы избавиться от этого дерьма, достаточно просто закрыть книгу.

Автор переборщил с гадостями, выпадающими на голову героини, а такое читать просто противно.

На место кого может поставить себя читатель-мужчина?

Императора? Возможно, но ... его линии нет.

Мы мало о нем узнаем, а именно, что он хорошо играет в шахматы...тьфу, стратемы, и что как все императоры, много о себе воображает.

Но делает стране прогресс, соединяет отдаленные районы железной дорогой. То есть в целом герой скорее положительный. Но нет его линии, он именно что мелькает на моменты.

На место кого еще ставить?

Жулика-торговца? Не хочется — дерьмовый тип.

На место его охранника Джоакина? Тот еще мерзавец.

На место психопата Эрвина? Спасибо, увольте, это вероятно наркоман после дозы может представить себя на месте этого сумасшедшего, одержимого властью.

Итак, где герои, которым сочувствовать?

Их нет.

Читаем про дерьмовых людей, которые постоянно делают большие и малые гадости другим дерьмовым людям и при этом страдают третьи, но тоже дерьмовые люди.

Зачем такое читать?

Незачем

Никому не советую, отвратительно.

Оценка: 3
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Про «Полари» я узнал ещё в 2018 году от товарища с фантлаба. Тогда же цикл был поставлен в очередь на прочтение, которая оказалась очень длинной. Я не люблю читать электронные книги, поэтому решил терпеливо дожидаться бумажного издания. А ещё меня несколько напрягали обильные хвалебные сравнения в отзывах: то «Полари» – это как «Песнь льда и огня», то Роман Суржиков по уровню писательского мастерства стоит вровень с Патриком Ротфуссом и Джо Аберкромби, то ещё что-то. Не доверяю я таким заявлениям, тем более, что сравнения с Джорджем Мартином сейчас можно увидеть около большинства фэнтезийных эпиков. Вот и дожидался цикл нашего с ним знакомства более трёх лет. Но сейчас, когда первый роман вышел от «Альфа-книги», и в свете скорого появления переиздания от фантлаба, я прочитал «Стрелу, Монету, Искру» и, в общем-то, не пожалел. Даже более того, я остался прочитанным доволен, и далее по пунктам объясню почему.

• Стиль повествования. Читается книга легко, но всё же чувствуется, что текст несколько сыроват. Дополнительная редактура бы не помешала. А так, есть сцены, которые кажутся излишними, бывает, что в пределах одной страницы уживаются вместе и безоценочная авторская речь, и мысли персонажа, и авторская речь с намёком на оценку происходящего и грядущие последствия. Но это всё не сильно портит впечатление. Более того, возможно, это «не баг, а фича».

• Персонажи. Трое главных героев – Эрвин, Хармон и Мира. Соответственно, Стрела, Монета и Искра из названия. Яркие, живые и интересные, но не сказать, что очень оригинальные. Линия Эрвина – это линия умного сына лорда, который вынужден участвовать в исследовательской экспедиции вместе с рыцарями своего отца. Естественно, ему необходимо поставить себя так, чтобы подчиненные с ним считались и уважали его. Естественно, сделать это парню, не так уж часто бравшему в руки меч, очень сложно. Линия Миры – это линия молодой леди из провинции, которую судьба занесла в столицу и бросила прямо в сердце высшего света. Естественно, девушке несколько вскружило голову всё происходящее вокруг, и она с увлечением начала погружаться в местные интриги. Естественно, девушка оказывается излишне самонадеянной и ей остро не хватает опыта и знаний дворцовой жизни. Линия Хармона – это линия торговца, которому необходимо провернуть главную сделку своей жизни. Именно этот персонаж наименее предсказуем, и, по иронии судьбы, его линия показалась мне наименее интересной из трёх. Среди второстепенных персонажей можно выделить как яркие и интересные образы, типа Адриана, Бекки, Ворона Короны, Джоакима, так и довольно блеклые и серые, типа леди Сибил, Луиса, Аланис, Полли.

• Сюжет. Структурно представляет собой три параллельные сюжетные линии, которые между собой не пересекаются. Разгоняется действие очень медленно, первые 30-40 процентов книги происходит только расстановка фигур и знакомство с персонажами. Если бы не предупреждение знакомого, что начало надо перетерпеть, а потом уже захватывает так, что не оторваться, я бы точно забросил книгу. Не хватает какой-то интриги в самом начале. В этом плане «Игра престолов» Мартина и «Путь королей» Сандерсона смотрятся выигрышнее, именно за счёт прологов, которые своей интригой помогают преодолевать неспешность дальнейшего повествования. Что касается жанра, «Стрела, Монета, Искра» совмещает в себе эпическое фэнтези с детективом, плюс линия Эрвина содержит элементы тёмного фэнтези.

• Мир. Условное средневековье с вкраплениями развитых технологий, типа железных дорог. Сам по себе мир прописан достаточно слабо, больше внимания уделено персонажам, но чувствуется, что множество загадок и недосказанностей оставлено на потом. Меня, например, больше всего заинтриговало происхождение мира с этой непонятной историей прихода Праотцов и Праматерей, заложивших основу общества. Кто это такие, откуда они пришли, зачем они временами присылают Дары, как они это делают, – вопросов много, и они подталкивают поскорее взять следующую книгу.

• Диалоги. В целом, хороши, передают индивидуальность персонажей, хотя временами звучат слишком пафосно. Ну не говорят живые люди настолько красивыми и отточенными фразами. Но такое случается не часто и по большей части диалоги могут похвастаться и юмором, и интересными деталями.

• Магия. В первой книги её немного и заключается она в Предметах, своего рода артефактах, которые обнаруживаются в спонтанно появляющихся пещерах, примерно раз в столетие. Предметы эти используются не так уж часто, хоть и играют важную роль в повествовании.

В целом же, впечатления остались приятные, продолжать чтение однозначно буду. Среди русскоязычного фэнтези «Стрела, Монета, Искра» – это, пожалуй, лучшее, что я читал.

Оценка: 9
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередной пример того, как не стоит доверять хвалебным отзывам, особенно если это дебютный отечественный роман.

Впрочем, обо все по порядку.

В некоторых отзывах роман сравнивают с творчеством Мартина, Аберкромби и прочих знакомых

и многими любимых авторов, вот только общего с ними у романа Суржикова абсолютно НИЧЕГО нет.

Это достаточно легковесное, авантюрно-приключенческое чтиво в духе Пехова, Камши, упрощенного Скотта Линча с налетом Дюма и

Анжелики — маркизы воров.

Мир является стандартным средневековьем, где по неведомой причине существуют изредка упоминаемые железные дороги.

Как подобное уживается друг с другом, не объясняется ровным счетом никак. К жанру фэнтези роман практически отношения не имеет,

в качестве магического предмета здесь выступают Предметы (именно с большой буквы), приносимые людям богами в количестве сотен штук,

сиречь стандартные артефакты из любой фэнтезийной РПГ. Собственно, на этом жанр фэнтези в этом романе заканчивается.

С другой стороны, мы имеем достаточно ладно скроенное, хорошо написанное авантюрное чтиво с ожидаемыми скандалами, интригами и расследованиями.

Глубины и психологизма в них не больше, чем в романах Дюма, к тому же объем романа искусственно раздут за счет бесконечных, утомительных диалогов,

от которых устаешь уже к середине книги. Никаких оригинальных идей и свежего взгляда на известные клише обнаружено не было, роман в этом плане

стандартен и ничем не удивляет.

Отсюда вывод, если вы соскучились по подобному чтиву, например, в ожидании очередного тома Скотта Линча, если вам надоел Дюма, а Анжелика вся перечитана

в 90-х, то милости прошу. Остальным, как и мне, лучше время не тратить, благо более оригинальной и свежей фэнтези, с меньшим количеством воды, на рынке хватает.

Оценка: 7
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ей Богу, не совсем понимаю, откуда такие восторженные отзывы на данную книгу. Причем не только здесь, но и от парочки моих знакомых. Точнее, наверное понимаю, но лучше бы не понимал.

Видимо, отечественные издатели таки в конец доконали родных читателей валом однообразной макулатуры, и те вполне искренне радуются любому произведению, которые хоть как-то выбивается из всех этих «попаданец-метростроевец в магической академии». Да, на рынке конечно полно и переводной фантастики самого разного качества, но порой ведь хочется и чего-то родного. И тут уж действительно придется хватятся за любой мало-мальски удобоваримый текст словно утопающий за соломинку.

Да, в сравнении с тем, что нынче на полках книжных, произведение выглядит весьма достойно, но скажу сразу — мне оно не зашло совершенно. Почему? Попытаюсь объяснить, сравнив эту книгу с трудом какого-нибудь «проклятого буржуина». И для чистоты эксперимента давайте возьмем кого-то, кто мне не особо нравится. Например, Брендона «Пишу силикатные блоки вместо книг» Сандерсона, а конкретно его серию «Супер-сентай в средневековье», в смысле «Архив Буресвета».

Вроде бы что «Архив», что «Полари» примерно об одном и том же. Фентезийный мир с потугами на оригинальность, три независимые сюжетные линии, целые ведра «воды»… Но. Буржуин сразу же использует простой, однако действенный прием. Прежде чем выдать сотни страниц, на которых в плане сюжета происходит примерно «ничего», он выдает весьма бойкий пролог с битвой и покушением на короля. Да, впоследствии это вызывает только раздражение, но сперва ты все же листаешь книгу страница за страницей в тщетных надеждах, что автор вот-вот объяснит, что же произошло или что дальше будет столь же бойкие события. Тут же дело сразу начинается с не самой интересной и затянутой экспозиции, которая никак не увлекает и не подвигает читать дальше.

Второй проблемой для меня стала манера написания автора. Диалоги, тонны диалогов по поводу и без. Куча пустопорожней болтовни, гнетущее ощущение от которой усугубляется тем, что сюжет постоянно скачет между тремя никак не пресекающимися персонажами. Герой несколько страниц треплется с сестрой, потом с батюшкой, затем фокус переключается на героиню и начинается очередная порция трепа уже о ее покойном родителе… Начинает складываться ощущение, будто ты очутился в не самой качественной компьютерной РПГ и пальцы сами начинают судорожно искать кнопку «промотать диалог». К сожалению, это все-таки книга, и такой кнопки здесь нет.

В результате я осилил несколько первых глав и понял, что далее продираюсь сквозь книгу буквально через силу. Слишком уж рыхло подан текст, слишком неинтересно расставлены акценты в сюжете. Может неопытность автора сказалось, может еще что, не мне судить. Да и объем несколько отпугнул от дальнейшего ознакомления, «водицы» я уже у других авторов напился сполна, и на подобные тексты уже даже сформировалось что-то вроде аллергии. А учитывая, что это только первая книга цикла...

Да, может здесь и мир интересный есть, и герои прописанные, но только я об этом уже, скорее всего, никогда не узнаю… Потому что порой просто написать интересную книгу мало. Нужно еще и уметь закидывать «крючки», способные подцепить читателя. И для себя я тут подобных крючков увы не нашел.

Оценка: нет
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не оценила. Язык хороший да. Мир вроде интересный. Но сравнивать с Мартином и Рутфусом? Я не люблю ни того ни другого. Однако, у Рутфуса был герой перед поэтическим флером которого было невозможно устоять, у Мартина мастерство писать так,что от его интриг невозможно оторваться, даже если от них тошнит,а у Сандерсона мир поражающий воображение.

Это больше похоже на Камшу, но и у Камши был, простите, Ворон и завлекательные апокалиптические намеки, рассыпанные по тексту, так что хоть я и не люблю политику читать было интересно. А у Суржикова просто какие -то малопривлекательные герои, ме-е-едленно бредут к своим малопривлекательным целям.

Сын лорда, правда держал интерес, и после приключений на болотах, пожалуй, интересно было бы почитать какой гитлер из него в конце- концов вызверится, но сюжет еле ползет. Все немногочисленные события обстоятельно размазанные на полкниги, иной автор уместил бы в первые пару глав. Фентези, практически нет. Просто средневековье с электричеством, ну и ладно. Детектив тоже не особо, убитого вначале героя, не знаешь, как и короля, и потому никому не сочувствуешь.

когда- нибудь, через годы, я, возможно, прочту краткое содержание цикла. Но это не точно.

Оценка: 4
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давно себе взял за правило — если книга не нравится — не надо ее домучивать до конца. Но сотню страниц одолеть все же надо. Так и здесь, перевалил за сотню и решил прекратить. Главная претензия — герои: ни к кому не смог «подключиться». Сказать, что они «картонные» у меня язык не поворачивается, но интереса не вызвал ни один. К сожалению. Ибо питал надежды. Лично для себя обнаружил только один плюс — хороший язык. В остальном, видимо, не мое совсем...

Оценка: нет
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга вызвала у меня шквал положительных эмоций и бурю восторга. Для меня это открытие года и самое лучшее в жанре фэнтези, а тем более русскоязычного, что я читала за последние много месяцев. Как же рада, что информация об этой книге попалась мне на глаза и зацепила. Можно сказать, что я читала её запоем, а такого уже давно не случалось, я ждала каждой свободной минуты, старалась быстрее закончить дела, даже на работе выхватывала минутки для чтения. Для меня это безоговорочное признание лучшего произведения, которое однозначно войдёт в разряд любимых и будет перечитываться.

Замечательно выдуманный мир – рыцарство и искровая механика здесь уживаются рядом. Есть древние говорящие магические дары, которые имеют вес и признание в мире и среди великих домов и просто богатейших людей империи и являются признаком не просто богатства и состоятельности, но и могущества высшего дворянства. А дворянство здесь могущественно, дико богато и влиятельно, но в своей могущественности оно не вечно, рано или поздно начинается упадок, а оно этого пока не замечает. Есть молодой император, который решает изменить ход событий в империи и делает это тонко и умно, а вокруг него, с помощью него, благодаря и вопреки ему возникают интриги, убийства, да просто происходят события, которые меняют судьбы и ход привычных событий и заводят персонажей туда, куда они вовсе и не стремились попасть – и вот уже думаешь, а кто же всё это подстроил, кто рулит, кто главный то во всех событиях. Есть великолепные персонажи – продуманные, выдержанные, интереснейшие. Каждый из них замечателен, все мне были интересны, ни один не вызвал раздражения или сомнения, будь то положительный или отрицательный герой – да и в их оценке то тоже нельзя быть уверенным окончательно. Персонажи растут, меняются и удивляют на протяжении всей книги – а события захватывают всего то несколько месяцев из их жизни, но сколько всего интеренсного происходит вокруг и с ними.

Три сюжетные линии развиваются перед читателем и кажется, что они никак не связаны между собой – соверешенно разные герои, в разных местах империи проживают, испытывают себя, знакомят нас с мироустройством, традициями, параллельными персонажами, древней историей, открывают в себе новые качества, влияют на события и людей в них живущих. Где–то там на горизонте мелькает их призрачная связь и понятно, что она обязательно выльется во что–то грандиозное.

Автор ничего не подаёт сверхзаумно и сложно – чтение идёт очень легко, Автор великолепно пользуется литературным языком. В его исполнении книга даёт потрясающий и увлекательный эффект. Он постоянно держит интригу, переворачивает очевидное, заставляет волноваться и преживать, строить планы, догадки и тут же их разрушает и вновь подкидывает что–нибудь интересное. И я уже не знаю чего ждать от событий. Сфомировались ли герои или они опять поменяются, всёж таки что же с этими древними дарами, откуда пришли эти первые древние в этой империи… много вопросов и все они требуют развития, тем более в конце Автор так закрутил и так напряг события, что финал первой книги получился очень эпическим и предполагает грандиозные и масштабные грядущие события в мире Полари.

Роман очень большой, но это совершенно не замечается и объём не напрягает, потому что нисколько не скучно читать. Отличная работа, великолепная книга – спасибо Автору за задумку, за мир, за персонажей, за интригу, за события, за время, проведённое в мире Полари.

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучшее, что читатель может сделать для понравившейся книги – это рассказать о ней, а потому я хочу найти для работы Суржикова правильные и верные слова, потому как отличные книги заслуживают правильных и верных слов. “Без помощи вашей” – отменное фэнтези, достойное того, чтобы его читали и обсуждали. Если угодно, это одна из тех жемчужин, ради которых стоит нырнуть в пучины самиздата.

Сразу оговорюсь, что роман нельзя назвать знаковым произведением, он не двигает жанр вперед, и, закрыв последнюю страницу, вы не броситесь строчить фанфики или малевать арты. Все банальнее: “Без помощи вашей” – первоклассная вещь, написанная на уровне топовых западных авторов. Не больше, не меньше. Лично для меня данный роман стал открытием года, и этим открытием я хочу поделиться с вами.

Многим читателям “Без помощи вашей” более известен как “Стрела, монета, искра”. Когда речь заходит о названиях для фэнтези, то я тот ещё ортодокс, и прежний вариант мне импонирует куда больше. Однако в новое название заложена важная смысловая нагрузка: каждый из трех героев романа оказывается в ситуации, когда помощи ждать неоткуда, и приходится выкарабкиваться самим. Классическая формула работает: под гнетом обстоятельств протагонисты меняются, причем меняются кардинально:

Так юная дворянка Мира, прежде зажатая и нелюдимая, открывает в себе недюжинные таланты к интригам и манипуляциям. Расчетливый купец Хармон Паула идет на поводу у эмоций, что в итоге приведёт к фатальным последствиям. Белая кость и светлая голова Эрвин попадает в ситуацию, когда его титул, ум и блестящее образование становятся бесполезны. Ещё один связующий момент: герои не выступают с позиции силы. Они не воины и не маги – их козырь интеллект, и большинство конфликтов решаются с его помощью.

Сюжет Миры стартует с арбалетного болта, что пробивает голову её отцу. Скачка через лес, и вот Миру берет под опеку добродетельная герцогиня Сибил. Вместе они отправляются в столицу империи, блистательную Фаунтерру, искать справедливости у владыки Адриана. Но со справедливостью тут туго: столица похожа на бассейн с пираньями-аристократами, для которых Мира не более, чем закуска. Сразу несколько дворянских фракций грызутся за влияние на императора, реформы коего подрывают их власть, и точкой кипения обещают стать летние игры, на которых Адриан объявит имя невесты. Героиня распутывает политический клубок, пытаясь отыскать нить заговора, из-за которого погиб её отец. Где друзья? Кто враг? Автор водит читателя за нос, и по ходу романа подозреваемые сменятся ни один раз. Да и сама Мира не так проста, как кажется: героиня убеждает себя, что ею движет месть, но на деле она кайфует от происходящего: расследования, интриги, загадки. И как мне кажется, ей суждено стать одной из самых опасных пираний в империи.

Если Мира попадает в эпицентр событий, то Эрвин от него удаляется. Суровый батя, герцог Ориджин, не оценил махинаций наследника, и отправил сына в турпоход на север, в terra incognita, известную как Запределье. Проветрится, так сказать. Если линия Миры – детектив, то у Эрвина сюжет приключенческий. Возглавляемая героем экспедиция или как её именуют местные, эксплорада, должна пересечь дикие земли и найти реку пригодную для строительства плотины. Долгие месяцы в пути, натертый конем зад, суровая природа, презрение бывалых вояк – к такому Эрвина жизнь не готовила. Его место в столице, в мире блеска, среди недомолвок и полунамеков, а не в палатке на краю ойкумены. Ближе к финалу, сюжет Эрвина и вовсе заиграет натуральным дарком, и чтобы выжить, герою придется аки змее сбросить старую кожу.

Наконец, третий протагонист – Хармон Паула, представитель купеческого сословия. Если линии Эрвина и Миры показывают жизнь нобилей, то через Хармона читателя знакомят с рядовыми жителями империи. В сюжетном плане нас ждет дорожное приключение: фургоны торговца будут колесить по городам и весям, а герой и его подручные встревать в различные передряги. Да и сам Хармон герой противоречивый. Сложно не восхититься ловкостью, с которой купец проворачивает дела, поступает “по смыслу”, но то как он использует своих людей в конечном счете вызывает отторжение. Временами так и хочется крикнуть: “Что ж ты, сволочь, творишь-то?!” Впрочем, неоднозначность персонажей – лично для меня плюс.

Пускай герои друг с другом не пересекаются, но они накрепко связаны самим миром романа. Персонажи, география, события – все элементы сеттинга стянуты в плотный узел. Вот Хармон проезжает мимо города, в котором свирепствует эпидемия, а следом, в главе Миры, горожане просят императора снять карантин. Вот Эрвин у костра вспоминает свои интриги, а вот Мира расхлебывает их последствия. Мир романа похож на часовой механизм, в котором важна каждая деталь. Цельность – одно из главных достоинств “Без помощи вашей”.

Сам сеттинг – на первый взгляд, привычное высокое средневековье с герцогами, графьями, рыцарями и прочим феодализмом. Обширную империю Полари составляют разномастные области, каждая со своими культурными особенностями и знатью. Важную роль играет религия, в основе которой лежит почитание святых. Именно они, праотцы и праматери, посылают в дар смертным предметы. Предметы – это артефакты, часть из которых обладает чудесными свойствами. Они чтятся как святыни, за них воюют, им поклоняются, и чем больше у аристократа предметов – тем он считается круче. Ну и как уж заведено, знать жаждет охолостить власть монарха, а император не прочь прижать вассалов к ногтю. Орудием владыки должен стать прогресс, — в первую очередь, железные дороги.

Именно так, железные дороги. Проскочив мимо пороха и пара, местные сразу взялись за электричество, которое тут называют искрой. В результате реки перегораживают плотины, замки освещаются прожекторами, а мимо таверн несутся поезда. Однако искровые технологии — штука затратная, и для большинства обывателей остается диковинкой. В целом, подобная технологическая эклектика выглядит занятно, и я надеюсь, что в будущем автор уделит ей больше внимания.

В завершение разговора о Полари, стоит отметить подачу сеттинга. Аккуратно, ненавязчиво, органично. В последствии лекции по естествознанию все же мелькают, но к тому времени ты уже достаточно втянулся, и ликбезы не напрягают. Отмечу также удачный подбор имен – несмотря на обилие персонажей, я почти не путался.

От мира перейдем к языку, и тут я не удержусь от сравнений с “Архивом Буресвета” Сандерсона. Сюжет обоих романов ползет как улитка, экшном авторы не балуют, а объемы книг более чем внушительны. При таких раскладах есть лишь один способ не дать читателю заскучать – быть отличным рассказчиком. Повествование в “Без помощи вашей” плотное, насыщенное, уверенное. Что бы не описывал автор: придворный бал, бескрайнюю топь или заурядный лес — получается выразительно и сочно.

Ну как я вылил достаточно елея? Теперь по минусам…

А минусов и нету. Ну то есть объективных минусов. Да, для кого-то в романе будет мало схваток, другим нужна любовная линия, третьим – магия. Четвертые скажут: “Многа букаф, неасилил”. Мне, например, не понравилось исполнение первой и последней главы Миры. Да и название, имхо, ни к черту. Но это голый субъективизм. Если подходить к “Без помощи вашей” объективно, то роман хорош по всем фронтам. Язык, персонажи, мир, сюжет – придраться не к чему.

Итого, “Без помощи вашей” – лучшее, что читал в жанре фэнтези за последние годы, и я готов покаяться в том, что недооценивал нашего автора. Да, в ответственном фэнтези есть сильные романы – у тех же Олди или Дяченко, не забудем блестящего “Многорукого бога Далайна” Логинова, но все названные работы весьма самобытны. А вот Суржиков играет на поле западных авторов, и ни в чем им не уступает. Зуб даю, если бы “Без помощи вашей” сваяли за бугром, а после издали у нас, то комьюнити писалось кипятком, а здесь, на Fantlab’e, ломали копья, обсуждая перевод и обложки, но…

Но наши издательства роман не заинтересовал, и этот факт – всё, что надо знать об их отношении к русскоязычному фэнтези. Черт бы с ними. Я же рекомендую “Без помощи вашей” всем любителям качественного фэнтези и надеюсь, что данный роман зацепит вас не меньше, чем зацепил меня.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читаю вот. Прочитал половину книги. На самом деле просто заставляю себя читать. Нудно невозможно, но очень надеюсь что дальше станет веселее и интереснее. Переизбыток диалогов и описания мелких деталей. Полное отсутствие экшна. Многовато соплей и переживаний. У меня имеют место быть сомнения что писал сие произведение мужчина, т.к. слишком много внимания уделено чувствам и ощущениям и полностью отсутствует боёвка. За 600 страниц было 2 боевых сцены в стиле «он рубился с ним на мечах около 10 минут и потом завершил дело ударом ножа».

Книгу домучаю до конца, потом выставлю оценку. Пока довольно посредственно.

Upd. 11/03/22

Дочитал первую книгу. Начал вторую. Настолько долго читал т.к. объективно скучновато.

Констатирую, что во второй половине книги стало пободрее, поинтереснее, но не так, чтобы сильно. Разочарования нет, но и восторга тоже. Середнячок.

И кстати, начало второй книги такое же занудное как начало первой.

Итоговая оценка — 6 баллов.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень понравилась, прям не ожидал. Честно говоря, не совсем понимаю, о какой затянутости идёт речь. Мне темп и развитие сюжета зашли идеально — и не вскачь, и не размазано. Бывало и помедленнее.

Понравилось, что персонажи все очень разные, вот прям ощутимо по их главам. Персонажи объемные, не картонные, у каждого есть свои преимущества и недостатки, супер-героев нет. Не возникает ощущения «не верю». Явно прослеживается развитие героев.

Язык — прекрасный, полное погружение в атмосферу. Мир довольно интересный. Больше средневековье, чем фэнтези, но это даже и хорошо. Между прочим, в некоторых других известных произведениях (у Мартина) фэнтези часть практически отсутствует поначалу, и ничего. Сперва я был не уверен насчёт уместности искры и всяких механизмов, но они вписались довольно органично, атмосферу и антураж не портят, а даже наоборот. Мир, как мне кажется, продуман хорошо, но прописан не до конца. Я это воспринял как задел на будущее, чтобы не открывать все карты и загадки.

В произведении имеется три сюжетные линии, которые не пересекаются (пока что). Понятно, персонажи рано или поздно встретятся, потому что, как известно, параллельные линии пересекаются в бесконечности. Мне это говорит об объеме серии и масштабе задумки. По всем признакам, общий жанр должен быть эпическое фентези, но есть элемнеты детектива, приключений и средневековых интриг.

Прочёл с удовольствием, под конец не мог оторваться.

Оценка: 9
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Однажды в мир под названием Полари пришли шестнадцать женщин и девяносто шесть мужчин. Пользуясь превосходством (техническим? магическим? – непонятно) над аборигенами они основали Империю и стали основателями ведущих аристократических родов. В основу власти они положили своё «божественное» происхождение, доказательством которого являются Священные Предметы. В руках Праотцов и Праматерей (так стали звали этих людей) эти предметы были способны творить чудеса, однако их потомки утратили знание, как их использовать и теперь загадочные артефакты являются лишь объектами религиозного культа. Очень ценными объектами.

Прошло восемнадцать веков. Империя властвует над всем известным миром и стоит на пороге великих перемен. Прогресс идёт медленно (гораздо медленнее, чем в нашем мире), но неотвратимо. Уже проложены сотни километров железных дорог. Вовсю строятся электростанции и запускаются всё новые и новые станки. Власть аристократии постепенно приходит в упадок, однако это пока ещё мало кто замечает. И вот молодой император принимает решение резко форсировать развитее промышленности. Для этого ему требуется деньги. Очень много денег. Денег в таких объёмах, которые можно получить только если заставить дворянство платить налоги. Император силён, но переломить мнение большинства Великих Домов будет непросто…

Вот на фоне таких событий мы и знакомимся с тремя главными героями. Стрела – это двадцатичетырёхлетний наследник одного из Великих Домов, отправленный в далёкую экспедицию. Монета – сорокашестилетний странствующий торговец, которому поступило предложение, от которого невозможно отказаться. Искра – семнадцатилетняя девушка, дальняя родственница Императора, оказавшаяся в центре политических интриг. Волею судьбы им предстоит пережить массу событий, которые полностью изменят их судьбы.

Сам роман огромен. Истории главных героев, которые пока никак не пересекаются между собой, занимают больше тысячи страниц. И при этом «Стрела, монета, искра» – всего лишь первая часть огромной эпопеи. При этом автор не обделён талантом рассказчика и очень хорошо (а местами даже – виртуозно) держит интригу. Нельзя не упомянуть в отзыве и достойный язык, которым написан данный роман.

Если говорить об ассоциациях, то у меня они почему-то связанны с «Отблесками Этерны» Веры Камши. Не сюжетом и не героями, а неторопливостью повествования и атмосферой, которой пронизан роман.

Если же говорить о недостатках, то пожалуй самый серьёзный состоит в том, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Главная Героиня никак не могла пережить последнюю главу книги. Своим существованием она представляла слишком большую опасность для своих оппонентов. Будь дело в реальной жизни, её бы непременно убили бы. А так автор приберёг её для дальнейшего сюжета.

Тем не менее, меньше десятки по фантлабовской шкале я не могу поставить. Слишком интересна задумка, слишком масштабна история и слишком хороша первая часть, чтобы не оценить её по максимуму.

Итог: неторопливо, масштабно, психологически достоверно. Пожалуй «Стрела, монета, искра» – самое сильное фентези-произведение, которое я прочитал за последние пару лет.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Буду краток.

Плюсы:

Хороший язык.

Не картонные герои. Свои характеры, развитие.

В целом интересно. Интриги, интриги.

Минусы:

Затянуто, очень.

Очень мало фэнтези. Если его убрать ничего почти не изменится. Интриги, интриги.

Развязка сюжетной линии Миры понятна примерно с половины книги.

В целом не могу понять супер восторгов. Но потраченного времени не жаль.

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Только прочитал первый том и дико захотелось поделиться. Очень хорошо. Даже не так, ОЧЕНЬ хорошо. Психология героев, логика поступков. Блин, вы не поверите, в фэнтази книге у героев есть абсолютно адекватная мотивация!

Мир прописан плотно, он логичен на мой взгляд. Не успев прочитать дальше, рискну предположить, что роман все таки не фэнтази, а научная фантастика. Соответственно, все вышесказанные нестыковки, насчет средних веков и наличия электроприводов становятся логичными. Если предположить, что проматери- это засланцы из космоса, предметы- продукт технологий будущего, а искровые цеха- результат прогрессорства, то , лично для меня все становится логичным.

Теперь еще о несомненнном и очень важном положительном моменте- отличный литературный язык и неспешная манера повествования. При этом не возникает желание бросить все нахрен. В эпоху клиповых сериалов и книг- это не с чем несравнимое удовольствие. Искренне надеюсь, что автор не скатиться в продолжениях. Очень рекомендую.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне долго рекламировали эти книги,мол лучшее среди росийских фентези последнего 10-ти летия. В общем цикл везде обсуждаем,его сравнивают с культовыми вещами,пишут трёх листовые отзывы. Кто ещё опирается на форум фантлаба(я уже много лет на него не опираюсь) скажу вам так. Первая книга кофе с молоком: картонные герои,интриги все на уровне Он сказал-тот подумал. Короче первая книга как приключенческая слюняво-любовная пьеса. Рояли в кустах,не кому из героев не переживаешь. И возникает куча вопросов по миру. Например фейерверки есть,значит открыт порох. Магнитные катушки,электричество по проводам (из поезда это троллейбусы) в общем не спойлерю. Но автор собрал все от 5 века до 16 века и впихнул в этот котёл . Что устройство мира,что политический мир,ибо в феодализм приписались управленческие идеи которые появились на 10 веков позже. Вторая книга. Автор удивил ,более менее прописал мир,теперь хоть есть эффект присутствия,герои начинают раскрываться и немножечко ,самую малость начинаешь верить в эту историю,соответсвенно переживать за них и их чувства. Вторая книга на уровень выше. И слог и диалоги уже не плоские и пресные,правда опять цитат нет,но есть уже достаточно много сильных мыслей и рассуждений которые погружают в эту эпоху. Вторая книга прям очень хорошая. Третья значит,кукла на троне... это вообще графоманство. Из всей книги радует ,что автор ещё более интересно выражает мысли, и текст ещё больше похож на качественную литературу. Что-что ,а с каждой книгой автор выражает мысли на бумаге все лучше и лучше. Но это единственный плюс. Опять герои-картонный рояль,ноль глубины,ноль сопереживания. Какие то сопли на кулак. Самые удачные главы -Перо. Остальное такое себе. Там и Джоакин которому 20 с копейками лет в первой книге было-уже ветеран с сединой на висках. Короче не буду цепляться к мелочам. Как говорится -не Верю. Так.. и вот сегодня дочитал 4-ю книгу. Баян баянович.

Не буду утомлять почему и от чего плясал мой вывод. Скажу кратко -в историю не Верю

. Собственно эпилог . Если тебе больше 30-ти и ты хочешь отдохнуть за фентезийной книгой то много не ожидай. Графоманства много,сюжет закручен перекручен до степени абсурда,если читатель ещё и любит подумать о чем читает то найдёт в каждой главе вопросы и противоречия. Я бы не писал этот отзыв,но реально неприятное послевкусие. 4 килограммовых книги,а интрига так и не раскрыта,мол тайна!!! Мол это держит читателя в тонусе. Хотя автор сам часто в книге писал мысль: все гениальное-просто. Закрутил-завертел ... теперь даже не интересно как автор выкручиваться будет,кто такой кукловод. Потому что уже не интересно. Передержанное вино превращается в уксус. Напомнило Лукьяненко,шикарные книги и слитые финалы. Здесь будет так же,ибо автору придётся городить и придумывать велосипед что б свести концы с концами.Ах да.. жанр эпопеи совершенно не выдержан... глобализм минимален) увы,разбросать героев по всем частям света и описывать 50 листов как он рубился на мечах и пил в кабаке... это не эпопея. Слишком много внимания мелочам и мало внимания общей картине. Не жаль потраченных 12 вечеров на эти книги,но и восторгов тоже не вызвала. Обычная сказка,без трагедий и реализма,без драм и переживаний. Может более молодому поколению лучше зайдет. Если б автор раскрыл интриги и показывал как движутся шестеренки в колесе борьбы за власть,может послевкусие не было б таким кислым. А так ждать год или два что б узнать кто главный злодей... ну не серьезно это.накидать загадок и тонуть кота за яйца... подставляя постоянно всех по подозрения. Ладно заканчиваю со словоблудием .Автор талантлив,и уверен большое будущее. И несомненно в стиле фантастики приставлению с современными попвдвнцами он крут. Но если брать 90-е и 2000-е , то он неплохой среднячок.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх