Герберт Уэллс «Искушение Хэррингея»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Как известно, каждого великого художника хотя бы раз в жизни искушает дьявол. Однажды Р.М.Хэррингей подвергся подобному испытанию. Сможет ли он выйти из него победителем?..
Входит в:
— сборник «Похищенная бацилла и другие рассказы», 1895 г.
— сборник «The Short Stories of H.G. Wells», 1927 г.
— антологию «Human?», 1954 г.
— журнал «Startling Mystery Stories, Spring 1967», 1967 г.
— антологию «Devils & Demons: A Treasury of Fiendish Tales Old & New», 1987 г.
— журнал «Супер Триллер №36 (87)», 2005 г.
Экранизации:
— «Пуговица» 1982, СССР, реж. Владимир Тарасов
- /языки:
- русский (32), английский (6)
- /тип:
- книги (34), периодика (2), аудиокниги (1), другое (1)
- /перевод:
- С. Антонов (2), О. Богданова (1), А. Гретман (1), М. Колпакчи (23), Т. Меликова (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Прочие издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
stioba, 26 апреля 2024 г.
Был удивлён прочитав сначала рассказ Служитель искусства/The Devotee Of Art (1888), а потом Искушение Хэррингея/The Temptation of Harringay (1895). По большому счёту это две вариации одного и того же рассказа. Только в рассказе 1895 отброшено всё лишнее и он более лаконичный и даже «сатирический». А в Служителе искусства ещё присутствует драма выбора между обычной (семейной) жизнью и служением искусству.
URRRiy, 26 июня 2024 г.
Лёгкий иронический рассказ на бесконечную тему искушения творца врагом рода человеческого. В плане развлекательного чтения нисколько не утратил своей харизмы и вполне способен доставить читателю несколько приятных минут, пусть и без блеска оригинальности идеи.
Gorhla, 2 сентября 2020 г.
Не очень понятно, почему читатели классифицировали рассказ как психологический — это же откровенная хохма. На самом деле это и круто, хороший юмористический рассказ поди напиши, и здесь Уэллс в очередной раз доказывает, почему он — один из величайших фантастов ХХ века. Не только прозорливец, не только мастер сюжетов, но и, как выясняется, большой шутник.
Конечно, здесь я немного сгущаю краски, у Уэллса много юмористических рассказов, тот же Красный гриб или остров Эпиорниса, тоже вещица анекдотическая, если вдуматься. Причём юмор этот не шеклиевский и не лемовский (и даже не белянинский, прости, Господи). Автор не стремится угодливо смешить читателя по три раза на страницу, нет — Уэллс спокойно рассказывает историю и мощным пуантом её завершает. Смеяться здесь.
Так бывает чаще всего. но именно эта вещица юмористическая от начала и до конца, автор даже не пытается притвориться, что пишет серьёзно. Но сам рассказ ни капли не наивный, творчество Уэллса не устареет и через триста лет. Он короткий, композиционно совершенный, в меру абсурдный, в нём присутствует, как и почти везде у Уэллса, толика чёрного юмора... Что ещё нужно?
Однозначный вин классика британской фантастики. Думаю, именно такие вещи и надо называть «английский юмор».
Тимолеонт, 2 февраля 2021 г.
Своеобразный антипод то ли «Портрета» Гоголя, то ли скорее «Фауста» Гёте. Только здесь ГГ проявил завидную стойкость к искушению славой и деньгами и достаточно прямо и решительно расправился с нечистой силой. Рассказ хорош остроумием, отсутствием пафоса и отходом от стандартного шаблона, по которому молодой творец не в силах устоять перед искушением и сохранить свою душу.
martinthegod9, 24 октября 2015 г.
Рассказ поднимает вопрос искусства, творчества, какова его природа и цена. Дьявол, появляющийся на портрете, действительно, говорит дельные вещи о природе творчества: нельзя приступать к работе «что получится — то получится», необходимо иметь изначальную цель и стремиться к ней, не нужно подходить к творческому процессу, постоянно делая себе оговорки, мол, такое уже было — нужно делать то, что хочешь. А по поводу цены.. не знаю, мне кажется, здесь затронут такой особенный пикантный момент, гласящий, что зачастую хорошему творцу приходится быть не самым хорошим человеком, и как минимум, приходится воровать идеи и облики персонажей из окружающих. Главный герой отказался сотрудничать с дьяволом, и не создал за всю последующую жизнь ни одного шедевра, он как бы не продал душу... Максимальный градус эта идея находит в одной из моих любимых повестей в литературе (всем советую) — «Портреты его детей» Джорджа Мартина. Вот там эта идея накаляется до предела и буквально электризует читателя своим напряжением. Данный рассказ можно считать предпосылкой этой идеи, её началом.
Oreon, 5 декабря 2014 г.
Не первое уже произведение, которое я читаю про мистический портрет и про искушение его художника. Можно признать, что у Уэллса получилось не лучше и не хуже, но как-то оптимистичней что ли:). Ведь в большинстве подобных произведений акцент ставится на искушение и, в основном безуспешные, попытки ему противостоять. Тут же, у героя даже сомнения не возникает в правильности принятого решения, за чем следуют немедленные и решительные действия. Правда концовка склоняет к мысли, что, получается, без договора с нечистой силой сотворить шедевра не дано. А вот эту мысль как-то приемлить и не очень-то хочется. Все таки нужно верить и стремиться к лучшему:)!
kapelyushka, 16 декабря 2007 г.
Забавно. А этот Хэррингей оказался стойким противником! Думаю Ван Гог, Рембрант и др. были менее стойкими:shuffle: