Предлагаем вашему вниманию рубрику, в которой мы попытаемся поговорить о том, как издают фантастику.
Мы приглашаем к участию в рубрике всех тех, у кого есть желание рассказать об изданиях своего любимого автора, необычно оформленных книгах, знаменитых и не очень сериях, дизайнерских решениях и удачных находках, шрифтах, титулах, журнальных иллюстрациях, ляссе и далее до бесконечности.
Никаких ограничений по времени и пространству нет. Единственное пожелание: ваша статья обязательно должна содержать иллюстрации, потому как лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть.
Администрация сайта надеется, что фантлабовцам есть что сказать. Так давайте же сделаем рубрику познавательной и интересной!
Знакомство с Шекли началось с рассказа "Премия за риск" (Искатель №3 1962 г). Он был даже не отмечен подзаголовком НФ и я подумал, что в США это происходит в 60-х годах ХХ века. В 1963 году его рассказ "Всё что вы есть" опубликовал альманах "На суше и на море". В 1962 году его рассказ "Стоимость жизни" опубликовал также журнал "Наука и жизнь".
Ну, а с 1964 рассказы Р Шекли начали публиковать в различных журналах и сборниках. В основном автора печатали журналы "Искатель", "Знание-сила" и "Вокруг Света", а также газеты "Литературная Россия", "Неделя" (Абсолютное оружие 1966 г) и "Комсомольская правда" (Зачем? 1968 г). Даже "Огонек" напечатал в 1965 году рассказ "Кое-что задаром".
Рассказ "Служба ликвидации" вошел в четвертый том Б-ка ФиП приложения к "Сельской молодежи"
Первый персональный сборник Шекли вышел в 1966 году в изд. Мир- "Паломничество на Землю". Видел его на полке книжного магазина, но не было денег. Хотя стоила книга всего 110 копеек. В 1966 году на эти деньги можно было три раза поесть, да ещё в кино сходить.
Том БСФ в 1968 году получил по подписке: там напечатали лучшие произведения автора.
В 1970 году выпустили диафильм "Человекоминимум"
И второй мировский сборник Шекли (1984 г) тоже удалось достать. Я считаю, что лучшие произведения написаны Робертом Шекли в 50-70-е годы ХХ века. Позже его романы стали бредовыми.
В перестройку Знание-сила напечатал роман "Цивилизация статуса" (1960 г)
Третий персональный сборник автора я купил уже через КЛФ в 1990 году.
А после этого различные кооперативные книжонки повалили одна за одной. Лишь изд. Мир издало итоговый сборник его произведений в 1991 году. Да ещё Шекли вошел в 18/2 том Библиотеки фантастики.
После 1992 года на русском поднялся вал его персональных книг. Его приглашали на конвенты отечественных фэнов.
Несколько произведений в 90-х годах Шекли написал в соавторстве с Р Желязны.
Я последний сборник автора купил в 2000 году и в 21 веке его уже не читал. Тем более, что ничего вразумительного он больше не создал.
В СССР на экраны страны выходило два зарубежных фильма по рассказам Роберта Шекли: "Десятая жертва" (1965 г) и "Цена риска" (1982 г). В передаче "Этот фантастический мир" было два эпизода снятых по его рассказам.
В 1965 году многие журналы опубликовали отрывки из его книги "Профили грядущего", которя вышла на русском в 1966 году.
В 1968 году переводят его известное научно-популярное произведение "Рифы Тапробэйна". Эта книга была на уровне произведений Ж-И Кусто. Ведь Кларк жил на острове Цейлон и увлекался подводным плаванием.
В 1965-68 годах в развитии своего рассказа "Часовой" (1951 г), опубликованного также в журнале Юный Техник в 1973 году, Кларк написал сценарий к знаменитому фильму С Кубрика "Космическая Одиссея 2001 года", впоследствии преобразованный в одноименный роман.
Ну, а какие только журналы не печатали его рассказы. Особенно старались "Вокруг Света" и "Техника-молодежи". В 1980 году Т-М целый год печатал из номера в номер роман"Фонтаны Рая", а Кларк посещал редакцию журнала и был в приятельских отношениях с гл. редактором Василием Захарченко, изобретателем космического лифта Юрием Арнаутовым и космонавтом Алексеем Леоновым.
Алексей Леонов даже написал под впечатлением фильма "Космическая Одиссея" картину: Около Луны.
К сожалению в 1984 году при публикации в Т-М романа "Одиссея-2" произошел скандал по идеологической линии. Несмотря на дружеский посыл романа в отношении СССР, Кларк российским космонавтам дал фамилии дессидентов. Я думаю не нарочно, а потому что англо-американская пресса постоянно трепала эту тему.
Поэтому публикация романа была свернута после двух глав, а Захарченко сняли с должности. Роман в Т-М полностью был опубликован только в перестройку.
В последствии автор написал ещё два романа на данный сюжет.
Знаменитые философские романы "Город и звезды" и "Конец детства" прочитаны, а фильм "Космическая Одиссея 2001 года" просмотрен на видике мною уже в начале 90-х годов.
Параллельно в эти годы писалась эпопея "Рама" (1973-96 гг) о гигантском космическом корабле другой цивилизации. На русском издано четыре романа из шести.
Потом автор увлекся защитой Земли от метеоритной опасности и выпустил роман "Молот Господень" (1993 г)
В 90-х годах возраст дает себя знать и Кларк пишет произведения уже в соавторстве:
Цикл "Рама" с Дж. Ли, цикл "Одиссея времени" со Стивеном Бакстером и романы с Грегори Бенфордом.
Я же прочитав в 1996 году повесть "Молот Господень" прекратил знакомство с его творчеством. Тем более, что оно стало коллективным. Тогда даже подумать не мог, что через 17 лет попаду под удар Чебаркульского метеорита.
Артур Кларк считается главным писателем-научным фантастом Великобритании и ведущим энтузиастом космических путешествий, а его творчество отмечено множеством премий.
Приложение: геостационарная орбита ещё называется "Орбита Кларка"
С этим великим фантастом и популяризатором науки советские читатели начали знакомится в 1962 году. Мною рассказ "Чувство силы" был прочитан в журнале "Наука и жизнь", но по причине возраста он не оставил впечатления. В последствии Азимов становится постоянным переводным автором этого журнала. Также был прочитан и рассказ "Хоровод" из сборника "Черный столб" ( Знание 1963 г).
1964 год стал для автора прорывным: вышел его знаменитый сборник "Я, робот" (Знание), в котором были сформулированы "Три закона робототехники", а также его рассказы в сборниках НФ. Для меня откровением стал рассказ "Уродливый мальчик" (журнал Смена) и большую роль сыграли прекрасные иллюстрации Г Новожилова.
Неожиданно рассказ "Сердобольные стервятники" напечатала даже газета "Известия" и я его также прочел, хотя он был написан для взрослых и не совсем понятен.
Уже позже в фильме "Его звали Роберт" (1967 г) главная героиня покупает книгу "Я, робот" на горном курорте и
ведет с роботом Робертом разговор по поводу рассказов о робототехнике.
Ну а в 1965 открывается серия "Зарубежная фантастика" и в ней Азимов становится постоянным автором-выходит его второй сборник "Путь марсиан" (1966 г). Его начинают печатать различные журналы, а "Техника-молодежи" издает роман "Космические течения" с иллюстрациями А Н Побединского.
Ну и конечно в 1967 году я был окончательно покорен его эпохальным романом "Конец Вечности" вышедшем в Библиотеке Современной Фантастики" (М.Г.). Гигантское полотно времени упало, как раз в юношеское сознание и осталось со мной на всю жизнь. Тем более там была и любовная линия.
Ну конечно том БП-2 "Стальные пещеры" (1969 г),где впервые появляется робот-детектив, хотя меня этот роман заинтриговал не сильно.
После этого, каждый год я знакомился с его различными произведениями, как НФ рассказами, так и детективами. Приходилось читать и научно-популярные статьи.
В конце 60-х годов в Т-М была статья "Рейс через человека" о съемках фильма "Фантастическое путешествие" по сценарию Азимова.
Даже выпустили два диафильма "Робот ЭЛ-76 попадает не туда" и "Поющий колокольчик"
В 1971 году в журнале НиЖ был прочитан научный детектив "Постоянная должность". Одновременно его напечатали в журнале "Аврора". В 70-е и 80-е годы постоянно читал его н-ф рассказы в основном в журналах Вокруг Света, Наука и жизнь, Юный техник и др., а вот книгу "Сами боги" (ЗФ 1976 г) так и не достал.
В 1975 отрывок из неё был помещен в сборник "Лунариум" ( М Г сост. Е Парнов), который я купил.
Ну а в 80-е годы с приходом перестройки его произведения стали издаваться как в сборниках, так отдельными книгами.
В 1987 году теле-новеллу по рассказу "Лжец" показали в передаче "Этот фантастический мир".
Тогда в КЛФ удалось взять самопальный перевод первой книги "Академии" и прочитать повесть "Обнаженное солнце" в минском сборнике 1990 года.
В 1988 году в СССР сняли фильм "Конец вечности", но слабый, несмотря на хороший актерский состав.
После же 1990 года книги Азимова пошли одна за одной.
На ряду с Рэем Брэбери и Артуром Кларком писатель А Азимов являлся самым издаваемым фантастом в СССР.
Я купил и прочитал в 1992 году 2 и 3 книгу "Академии", "Транторианскую империю" и "Немезиду" (ЗФ 1993 г), которая оказалась последней н-ф книгой Айзека Азимова-писатель умер в 1992 году.
А вот Лаки Старра даже не пробовал читать-детские повести.
Потом приобрел несколько томов рассказов из "Миров "Поляриса" (1994-96 г.г.) и собственно больше фантастику Азимова не читал. Ознакомился только с несколькими научно-популярными книгами.
В 2000-х посмотрел Голливудские фильмы "Я, робот" и "Двухсотлетний человек". Последний оказал наибольшее впечатление
.[/cut]
Приложение: "Его звали Роберт"
В конце 20 века писались и издавались фанфики Азимова.
П.С. В 1977 году на сцене Новосибирского ТЮЗ-а был поставлен спектакль И Ольшанского "Тимми-ровесник мамонта" по рассказу Азимова "Уродливый мальчуган"
С паном Станиславом я встретился в начальных классах школы. Конечно посмотрев в 1960 году фильм "Безмолвная звезда" я не знал, что этот фильм снят по роману С Лема "Астронавты"(1951 г).
Но вот рассказ "Существуете ли вы, мистер Джонс?" в журнале Техника-молодежи (№7 1957 г) уже прочитал. И что интересно в 1962 году Челябинская телевизионная редакция выпустила на голубой экран области одноименный спектакль.
В появившейся в Союзпечати газете Неделя в 1960 году Лема напечатали два раза: "Хрустальный шар"
и "В гостях у бжутов" (Ийон Тихий), а в ЮТ-е напечатали отрывки из романа "Магелланово Облако".
Посмотрев в кинотеатре фильм "Икар-1" (1964г.) я сразу понял, что он снят по этому роману. Поэтому взял его в библиотеке-он был издан два раза в серии БПНФ изд. Детская Литература. Затем в 1966 году его включили во вторую подписную Библиотеку Приключений.
И вообще в школьные годы посмотрел несколько телефильмов по романам и рассказам С Лема: "Верный робот" (1965 г.), "Испытание" и "Солярис" (1968 г.) с Лановым и Этушем в главных ролях.
А уж "Солярис", "Рассказы о Пирксе", "Сказки роботов" и "Звездные дневники Ийона Тихого" в 60-е где только не печатали ( ЮТ, З-С, Т-М, Искатель и др. журналы и газеты). Но наибольшее впечатление в юности на меня произвели романы "Непобедимый" (" В мире ф и п" 1964 г)
Илл. Алексея Андреева
и "Возвращение со звезд" (БСФ 1966 г). Затем по три раза их перечитывал в разных возрастах.
В 70-е годы Лем перешел в основном на научные сказки и всякие философские рассказы и эссе.
Наиболее вменяемыми из них было два произведения: "Маска" (1974 г) и детектив "Насморк" (1978 г). Вот их я с большим интересом прочитал.
Илл. к "Маске"
В различных сборниках и журналах опубликованы четыре пьесы о проф. Тарантоге.
В начале 80-х Лем отправился в Австрию- соответсвенно поменял мировоззрение и его новинки в СССР не печатали, но было много сборников старых произведений и несколько различных фильмов. Ну и конечно "Солярис" Тарковского (1972 г), который Лему не понравился.
Только в перестройку напечатали "Футурологический конгресс" (1971 г.), "Мир на Земле" и "Фиаско"-последнее произведение о пилоте Пирксе. Туда были вставлены отрывки из ранней повести "Хрустальный шар".
Затем в 1992 году подписался на "Текстовское" собрание сочинений Лема и собственно больше его книг не приобретал.
Только в 2000-х купил несколько покет-буков с вариантами романов и рассказов, да выменял три книги конца 50-х — начала 60-х годов издания. Из сборника 1961 года рассказ "ЭДИП" больше не печатали на русском.
Ну и недавно приобрел ЖЗЛ-ку с биографией Станислава Лема.
Приложение: кадры из фильмов "Солярис" (1972 г) и "Дознание пилота Пиркса" (1978 г)
В начале 1965 года, астроном Карл Саган получил приглашение от своего друга Артура Кларка поужинать в Нью-Йорке вместе с ним и Стэнли Кубриком. Впрочем, главная цель встречи была иной – обсуждение одной творческой проблемы. К этому моменту, Кларк и Кубрик проделали большую работу по созданию сценария для нового фантастического фильма, даже начиналась подготовка к съемкам, но один из ключевых моментов сюжета все еще оставался не решенным.
Какая проблема возникла у Кубрика и Кларка? Чем смог помочь Карл Саган?
2001: Как они выглядят?
Тридцатилетний астрофизик Карл Саган, приглашенный на ужин, был ярким ученым, который любил и умел популяризировать науку. В этом, он за свою жизнь преуспел, возможно, даже больше Артура Кларка. К тому же, он симпатизировал фантастике, а впоследствии даже написал прославившийся НФ роман «Контакт».
Сюжетный кризис
Ко времени встречи за ужином, Кларк и Кубрик уже около года работали над сценарием под названием «Путешествие по ту сторону звезд», впоследствии переименованным в «2001: Космическую Одиссею». Десять лет спустя после этой встречи, в одной из глав своей книги «The Cosmic Connection» (1975), Карл Саган подробно описал разговор с Кларком и Кубриком.
Сюжетный кризис в пересказе соавторов, вырисовывался следующим образом: пилотируемый космический корабль приближается к одному из спутников Юпитера (в книге, это один из спутников Сатурна). Там обнаруживается артефакт какой-то чрезвычайно мощной цивилизации. Вскоре выясняется, что это космические ворота, помогающие быстро добраться в другую часть Вселенной. Космический аппарат проходит через врата и появляется в другой звездной системе, в мире, где обитает продвинутая цивилизация. Приближается момент встречи с этими высокоразвитыми существами, но – что дальше? Экипаж космического корабля, или часть его, должны установить контакт с инопланетянами. Однако, как изобразить инопланетян? Позже Артур Кларк вспоминал о сложности этой задачи: «Мы должны были описать и показать на экране — действия и среду, и, возможно, физическую природу, существ, которые на миллионы лет опередили человека. По сути, это было невозможно».
Карл Саган был удивлен тем, что производство фильма должно было вскоре начаться, но авторы до сих пор не знали, как завершить фильм. Речь шла не о какой-то второстепенной сюжетной линии, а о кульминации всей кинокартины.
Кубрик склонялся к тому, чтобы показать в фильме инопланетян, похожих на людей, но с небольшими различиями. Помимо прочего, такой подход имел явное экономическое преимущество: это было относительно не дорого и даже если понадобились бы двадцать инопланетян, с макияжем вряд ли возникли бы непреодолимые сложности. Кларк придерживался иной точки зрения, считая, что инопланетяне должны своим видом существенно отличаться от людей. Но проблема была в том, что альтернативное изображение инопланетян было для киношников более дорогостоящим и сложным мероприятием. Итак, мнения Кубрика и Кларка значительно расходились. Карл Саган попытался помочь.
Он высказался о том, что маловероятно, чтобы где-то во Вселенной появились разумные существа подобные людям. С другой стороны он сказал, что было бы катастрофой для кинокартины изобразить инопланетян в каком-либо виде, так как изображение добавит элемент фальши в фильм. Неожиданно Карл Саган предложил третий вариант решения проблемы. Он посоветовал лишь обозначить существование внеземного разума, но не изображать его каким-то конкретным способом.
По словам Артура Кларка вопросы, связанные с внешним видом инопланетян, оставались открытыми долгое время: «Сегодня, наше окончательное решение кажется мне единственно правильным вариантом, но, прежде чем остановиться на нем, мы потратили месяцы на то, чтобы выдумать странные миры, города и существ – в надежде найти что-то, что могло бы вызвать признание. Весь этот материал был отброшен, но я бы не сказал, что те усилия оказались бесполезными. Этот материал содержал альтернативы, которые необходимо было устранить, и, следовательно, сначала требовалось их создать».
Вещи, которые лучше оставить воображению
Ка́к в процессе работы над сценарием эволюционировал внешний вид инопланетян? Некоторые записи в дневниках Кларка дают представление, о том, что было проработано и отброшено большое количество идей:
«28 мая 1964 года. Я предложил Стэнли, что «они» могут быть машинами, которые считают органическую жизнь отвратительной болезнью».
«31 мая 1964. Одна веселая идея, которую мы не будем использовать. Семнадцать инопланетян — безликие черные пирамиды — едут на открытых машинах по Пятой авеню, в окружении ирландских полицейских».
«22 ноября 1964. «Что, если наши E.T. [инопланетяне] застряли на Земле и нуждаются в обезьянах, чтобы те помогли им?» Эта идея (возможно, не оригинальная, но чем, черт не шутит) открыла новые области сюжета, которые мы изучаем».
В версии сценария датированной февралем 1965 года астронавт Боумен в финале оказывается в гостиничном номере, обставленном, как комнаты в старых сериалах, которые он когда-то смотрел. За ним наблюдают. Звонит телефон, он слышит в трубке инопланетный голос. Позже Боумен встречается с инопланетянами. В сценарии описывается их внешний вид следующим образом – они «прямоходящие, две руки, две ноги, но как будто сделаны из блестящего металла. На них нет одежды, не видно признаков пола, совсем нечеловеческие головы: два огромных фасеточных глаза и вместо носа маленький свернутый хобот».
В сценарии «Космической одиссеи» от 14 декабря 1965 года создатели отказались от нелепого вида инопланетян, отдав предпочтение более таинственному образу — в сценарии говорится о космических «механических сущностях», обладающих способностью «хранить информацию в самой структуре космоса и навеки запечатавших свои знания в застывших световых решетках». Эти высокоразвитые существа стали «излучением и, наконец, освободились от материи».
В сценарии за февраль 1966 года больше нет гуманоидных инопланетян; вместо этого закадровый голос объясняет, что инопланетяне — нематериальные существа, все еще наблюдающие за экспериментом на Земле, который их предки начали миллионы лет назад, оставив куб, призванный повлиять на землян (позже, по воле авторов куб будет изменен на монолит).
В определенный момент, во время производства фильма, Кубрик также проводил визуальные эксперименты с помощью танцовщицы выполняющей пируэты. На ней были черные колготки с белыми горошинами. Производя съемку ее движений на черном фоне, Кубрик добивался очень эффектного зрелища – завораживающего движения белых горошин в пространстве.
К весне 1966 года основная канва повествования, как для романа, так и для фильма была тщательно продумана. В итоге Кубрик и Кларк прислушались к совету Сагана – не изображать инопланетян каким-либо конкретным способом – и, несомненно, это стало важной находкой для сюжета. Не наделив сверхразум какой-либо конкретной формой, авторы фильма побудили зрителей задействовать свои собственные фантазии. Кларк на эту тему высказался следующим образом: «Есть вещи, которые лучше оставить воображению — вот почему так много фильмов ужасов рушатся, когда наконец обнаруживается какой-нибудь жалкий монстр из папье-маше». Действительно, скорее всего, нам сегодня трудно было бы серьезно относиться к «Космической Одиссее» с пластиковыми или резиновыми монстрами. Достаточно вспомнить, какое умиление сейчас вызывают вооруженные «вантузами» инопланетные монстры-Да́леки из сериала «Доктор Кто» образца 1960-х.
Три года спустя после ужина на котором обсуждалась творческая проблема сценария, Карл Саган присутствовал на премьере фильма «2001: Космическая одиссея». По его собственному признанию, он был рад тому, что смог оказать некоторую помощь Кубрику и Кларку.
Еще одно решение
Любопытно, что в своем романе «Контакт», опубликованном в 1985 году (также положившим основание для одноименного художественного фильма), Карл Саган еще раз коснулся темы внешнего вида высокоразвитых существ и сумел найти еще одно изящное решение того же самого вопроса, который беспокоил в свое время Кубрика и Кларка.
В чем-то сюжет «Контакта» повторяет «2001» — вместо артефакта у Юпитера (или Сатурна) роль звездных врат отведена Машине, чертежи которой получили земляне от сверхцивилизации. Позже, очутившись на «галактическом вокзале» где-то в центре галактики, земляне попадают в смоделированные для них земные локации в виде красивых пейзажей. Затем они встречаются с кем-то из близких людей, например, главная герой – Элли – видит своего любимого, но умершего отца. На самом же деле через образы близких, к людям обращаются высокоразвитые существа. По замыслу инопланетян, такой подход должен успокоить людей и помочь достичь взаимопонимания. Как же на самом деле они выглядят, для людей остается загадкой. Безусловно, этот подход чем-то напоминает идею бестелесного образа инопланетян из «Космической Одиссеи».
Таким образом, можно сказать, что Карл Саган, в каком-то смысле, даже не один раз, а дважды успешно справился с непростой задачей изображения облика высокоразвитых инопланетных существ.