Тед Чан отзывы

Все отзывы на произведения Теда Чана (Ted Chiang)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 538

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8 [9] 10 11

«Вавилонская башня»
–  [ 2 ]  +

zyxzyx2006, 25 мая 2010 г. в 16:22

Удивительная новелла. Вдохновляет на чтение фантастики и вообще качественной литературы. Хотелось бы конечно большей детальности при описании характеров — но тогда бы наверно пропала изюминка этого маленького шедевра. Концовка неожиданная но в то же время логичная в той картине мира, которую создал Автор.

Оценка : 9
«История твоей жизни»
–  [ 16 ]  +

bbg, 13 мая 2010 г. в 13:04

Каюсь, после «Деления на ноль» приступал к прочтению этой вещи с предубеждением. Но автор меня приятно удивил. По мере чтения всё более к месту оказывались врезки об истории жизни дочери главной героини. Они, на самом деле, являются главными в рассказе. Читал и завидовал этой девочке, какая у нее замечательная мать.

Интересна также оказалась и чисто фантастическая часть произведения, особенно в смысле лингвистики, поскольку эта область знания для меня совсем неизвестна. Не знаю, как ее воспринимают профессионалы, но было хорошо. К концу стали отчетливо понятны и цели появления Гептаподов на орбите Земли. Но их диверсия не удалась, так как оказалось, что человеку вполне достанет мужества (и женственности) жить, разыгрывая при этом пьесу с известным концом. Это тяжело и больно, иногда невыносимо, но можно и нужно. Мы все знаем, чем всё кончается, но знаем также, что жить — стоит.

Оценка : 9
«Деление на ноль»
–  [ 9 ]  +

bbg, 12 мая 2010 г. в 16:06

Рассказ, конечно, к математике не имеет никакого отношения. Он про то, как люди не могут понять друг друга. Это ситуация обычная и жизненная, и описана должна быть совсем по-другому. Так что меня это всё не впечатлило, за что прошу прощения у поклонников. Незачем привлекать математику там, где требуются совсем другие инструменты. Этих инструментов, видимо, у автора нет.

Что же касается собственно трюка:

8) вынесем за скобку в левой части «a», а в правой «b»: a(a-c+b)=b(a-c+b)

8.1 подставим в левую и правую часть значение выражения a+b = c: a*0 = b*0; 0=0. Никакого противоречия.

9) сократим в левой и правой части на «a-c+b»: a=b

Тот же самый результат можно получить из выражения 0=0

1) подставим в левую и правую часть выражения любые числа: a*0=b*0

2) Обозначим 0 символом c: ac=bc

3) сократим c: a=b

И что? Вполне математическая абстрактная логика утверждает, что из противоречия следует все что угодно. Так что математику не знает ни автор, ни его герои. Либо автор выбрал негодные средства для выражения мыслей. Увы.

Оценка : 3
«Понимай»
–  [ 11 ]  +

bbg, 12 мая 2010 г. в 10:03

Очень двойственные впечатления у меня от этого рассказа.

Поначалу, прочитав его быстро и практически не отвлекаясь, оценил на восемь баллов... Качественно, динамично, интересно, да и идея хороша. На это бы вроде все и должно было закончиться. Мало ли рассказов я в свое время прочитал.

Но что-то не давало мне покоя. Что-то с ним не так...

.................

Иногда, когда мне не спится, начинаю размышлять о всякой ерунде. Например, был бы у меня универсальный дубликатор, или был бы у меня универсальный преобразователь материи в энергию, или обладал бы я секретом мгновенного перемещения в пространстве. И что бы из этого получилось. Сам для себя такие мечтания я называю «мечтами идиота». Они бессмысленны и бесплодны. Но помогают заснуть при бессоннице, в чем их плюс ;-).

Это к вопросу о сверхспособностях и сверхвозможностях. Сам по себе рассказ о таких вещах совершенно неинтересен, поскольку они появляются ниоткуда и непонятно для чего.

Читать о сверхспособностях и сверхвозможностях, по моему мнению, интересно только тогда, когда они появляются в результате тяжелого труда героя над самим собой и тяжелой борьбы с обстоятельствами. И смысл имеют только если есть адекватное приложение или равноценный противник. Иначе описание таких возможностей и способностей бесцельно и бессмысленно.

В рассматриваемом рассказе герой получает свои способности сразу, без борьбы и труда. Нельзя же всерьез считать трудом и тяжелой борьбой с обстоятельствами инъекцию некоего препарата. Также и борьба со своим противником полностью надумана и искусственна, а мораль, к которой автор нас настойчиво подводит — слишком проста и скорее подходит басне Крылова про стрекозу и муравья. Покрутив эти мысли так и эдак, я решил исправить оценку на шестерку, не более...

...Но не решился. Возможно, именно в том и состояла цель автора? Заставить задуматься о таких вещах? Об их смысле вообще, и смысле их появления в художественном произведении?

Поэтому я оставляю оценку, как и была, а сам предпочитаю думать, что сам рассказ — провокация, направленная расшевелить умы читателей, а все в рассказе описанное — ни что иное, как последние лихорадочные движения распадающегося сознания так и не вышедшего из комы главного героя.

Оценка : 8
«Вавилонская башня»
–  [ 9 ]  +

bbg, 11 мая 2010 г. в 16:51

Интересный рассказ...Для меня, в первую очередь своим взглядом на технологию строительства Вавилонской башни. Ведь этот классический сюжет всегда воспринимался как аллегория невозможности приблизиться к божеству, как запретность такого деяния, чреватая последствиями для посягнувших. Но башня предстаёт перед нами как детально разработанный инженерный проект, реализуемый по четкому плану в течении столетий с учетом всех возможных последствий — и блестяще реализованный. Каждый вынесет для себя из этого произведения своё. Я обнаружил вполне обоснованный вывод о том, что Творца нет, есть только мир Человека, организованный сложно и неожиданно и не нуждающийся в богах.

Оценка : 8
«Выдох»
–  [ 2 ]  +

adanet, 26 апреля 2010 г. в 16:35

Рассказ посвящен теме: «Да у тебя ветер в голове гуляет!». :-)))

«Давно уже сказано, что воздух (который иначе еще называют аргоном) является источником жизни. На самом деле все не так, и я пишу эти строки, чтобы поведать вам, как я пришел к пониманию истинного источника жизни и, в конечном итоге, причины ее исчезновения в один прекрасный день.

...

Хотя я давно уже умер, ребята, я предлагаю вам свое прощальное напутствие. Осознайте чудо своего существования и наслаждайтесь им. Я чувствую за собой право сказать вам это, потому что пока я пишу эти строки, я именно это и делаю — наслаждаюсь.»


P.S. Если кому интересно, пишите в личку, пришлю перевод рассказа на русский язык.

P.P.S. Еще вариант http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?...

Оценка : 10
«История твоей жизни»
–  [ 4 ]  +

Dark_Warlock, 25 апреля 2010 г. в 16:16

Начну с банальности :) : интереснейший рассказ. Да, всё верно. Постановка проблемы, контакт двух цивилизаций, разумов. Попытка «навести мосты». В этом аспекте всё замечательно, превосходно даже. Вскользь упомянутые особенности физики и лингвистики ложатся на ткань повествования лёгкими, элегантными мазками.

А теперь о плохом. Развязка и финал отвратительны. Они вызвали у меня ассоциации с «Вавилоном 17», Дилэни и «Горами судьбы», Франсиса Карсака.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот только там, в «Вавилоне», главная героиня осознала что такое этот новый сверх-язык и даже попыталась что-то изменить, а тут — «видать не судьба». И никому из лингвистов даже в голову не пришло что это может быть ловушкой, способом покорить или уничтожить конкурентов а-ля «Горы судьбы».

Оценка : 5
«Ад — это отсутствие Бога»
–  [ 12 ]  +

Dark_Warlock, 25 апреля 2010 г. в 16:01

Прочитал я как-то на сайте Джорджа Локхарда (дракиа ком) описание процесса приготовления собак на востоке: не-то Корея, не-то Китай. В какой именно стране это происходит я запамятовал.

Если вкратце, то суть процесса приготовления такова.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Есть загон для собак. Щенков, фактически. Клиент может подойти и выбрать какого-то конкретного экземпляра или же просто сделать абстрактный заказ. После этого специальный человек (то-ли повар, то-ли помощник) берёт этого щенка, и... избивает его палкой до полусмерти — мясо так становится гораздо нежнее. И, как вы думаете, что делает собака в ответ на избиение? Думаете рычит, вырывается? Ничуть не бывало. Собака скулит и ластиться к избивающему.

Вот и этот рассказ один в один соответствует вышеупомянутому примеру. За тем маленьким исключением, что вместо собак — люди и повествование происходит от лица «собаки».

Оценка : 1
«Выдох»
–  [ 11 ]  +

Babai, 16 апреля 2010 г. в 18:40

Впечатление, как от «Вавилонской башни», хотя последняя написана ярче, зато в «Выдохе» фантазия побогаче.

Рассказ выполнен в виде отчета ученого, отсюда сухость. По логике делится на три части. Сначала мы знакомимся с миром, необычным, но хорошо продуманным. Не буду спойлерить, тут гражданин ниже уже наспойлерил по самое нехочу. Но мир действительно необычный, автор раскрывает его, используя свой старый метод «новый абзац — новый штрих».

Потом подробное описание эксперимента, немного гимнастики для ума, все продуманно, логично и суховато. Отчет-с. Далее — спекуляции ученого об устройстве мира, заключительная часть, где опять разворачивается фантазия автора, границы мира раздвигаются, и он становится еще более необычным. В отчет прорываются эмоции, и персонаж становится более зримым и даже вызывает какие-то чувства (сочувствие, симпатию).

Соглашусь с мнением, что неэффективная растрата идеи. Хорошо бы немного развернуть, добавить персонажей. Но увы, Чан, насколько понимаю, фантаст идей, не словоблудия. После современных «Спинных слепотей» воспринял как конфетку, в которой не хватает чуть-чуть сладости.

Оценка : 10
«История твоей жизни»
–  [ 3 ]  +

Батя, 23 февраля 2010 г. в 20:15

После прочтения я был в каком-то нокауте, что ли. Очень качественная фантастика, да и вообще Тед Чан стал уже моим любимым автором. Так хорошо писать мало кто умеет.

Оценка : 10
«Тебе нравится, что ты видишь?»
–  [ -1 ]  +

Батя, 23 февраля 2010 г. в 00:09

Я всеми своими четыремя конечностями за каллиагнозию! Черт подери, я сделал бы его себе.

Оценка : 8
«История твоей жизни»
–  [ 2 ]  +

cryoflamer, 15 февраля 2010 г. в 20:07

Это нечто невероятное. Понять нефизику красоту того, что описал Чан довольно сложно. Идея настолько нетривальная, что просто дух захватывает. Когда ПОНИМАЕШЬ смысл того что хотел сказать Автор, то просто хочется кричать как Архимед: «Эврика!».

P.S. Никакой ошибки или «ляпа», как предполагают здесь некоторые, нет. Вариационный принцип (и как частный случай принцип Ферма) именно таков.

Оценка : 10
«Вавилонская башня»
–  [ 1 ]  +

renin_van_loki, 30 января 2010 г. в 22:30

Тед Чан сильный автор. И в этом своем произведении он раскрылся во всём своем таланте. Хороший сюжет, нетривиальные образы. Попадание в сновидческую реальность.

Оценка : 10
«Выдох»
–  [ 15 ]  +

zmey-uj, 15 января 2010 г. в 19:20

Новый замечательный рассказ, традиционно (для данного автора) отмеченный премиями, соединивший в себе черты, характерные для прозы Чана.

Как всегда, странный, непривычный мир. Вокруг него стена из хрома, тела жителей состоят из титана, мозг — из золота, а по артериям движется аргон. Книги гравируются на листах меди... Поначалу пытаешься провести аналогии, ждешь, что существа окажутся аллегорически описанными автомобилями, или механизмами, в общем, чем-то из реального мира. Но нет — фантазия автора достаточно мощна, чтобы не переиначивать существующее, а выдумывать абсолютно новое.

Опять же, характерные герои. Мне всегда казались безосновательными претензии, что персонажи Чана «картонные», «деревянные», «бездушные». Откуда??? Поймите же, это — не «приключения тела» (пришел-увидел-и т.д.) и не совсем «приключения духа» (тварь ли я дрожащая, или...). Это — «приключения мысли». Да, Чан передает в основном рассуждения, а не эмоции, однако представить переживания героев, проследить их «перерождение» (один из признаков качественной фантастики) лично для меня не составляет никакого труда. Но, даже если и правы критики, здесь «бездушность» как раз в тему! Это мир механических людей: мы не знаем, как зовут героев и есть ли у них вообще имена, ничего не говорится о том, есть ли у них семьи, родственники (только друзья и знакомые), но существа, такие иные, живут, а главное — мыслят — практически так же, как мы! Их тянет друг к другу, они любят общаться, обмениваться слухами и маленькими знаками вежливости (наполнить легкие воздухом для другого). Им интересен окружающий мир, из жажды познаний они способны провести опыт над собой. А когда выясняется неизбежная истина, они испытывают страх, а затем находят утешение в философии — и надежде...

Философия. Тоже традиционная для Чана сторона рассказа. Но если во многих произведениях автора она имеет оттенок депрессивности — новые знания ничего не меняют в жизни тех, кто их получает, — то здесь все обстоит наоборот. Да, сделать что-то вряд ли удастся, но в данном случае это необходимый закон природы. Общий для механических созданий и для нас, да и скорее всего для всех остальных Вселенных, какие только можно себе представить. А главное — надежда ГГ не беспочвенна, ведь мы читаем его записи и видим, что в своих рассуждениях он прав.

Отличная история, помогающая понять совершенно иных существ и законы нашего мира.

Оценка : 10
«Ад — это отсутствие Бога»
–  [ 13 ]  +

Narizhna, 13 января 2010 г. в 16:45

Пока я читала этот рассказ, в моей голове постоянно крутилась мысль о том, что вот так маленьких детей учат считать. Когда тебе, еще не очень ловкому в отношениях с абстракциями крохе, говорят: «Сколько будет два плюс три?», ты теряешься. В отрыве от «здесь и сейчас» слова «два», «три» и уж тем более «плюс» ничего для тебя не значат, они — пустой звук. Но когда тебе говорят: «Вот у тебя два яблока, а я дам тебе еще три. Сколько теперь яблок у тебя?», становится совершенно очевидно, что яблок у тебя теперь пять. Это я не к тому, что рассказ Теда Чана примитивный и детсадовский. Наоборот, я восхищена тем, как этому автору удалось тысячи лет философский изысканий упростить до состояния задачки с яблоками — и ни в чем не исказить суть. Это та простота, которая происходит не от ограниченности мышления, а напротив, от ясности ума. С легкомысленным изяществом наброска ему удалось в таком коротком тексте изобразить все основные типы отношений человека и Бога (в рамках авраамических религий, конечно).

Тед Чан раскрыл тему любви к Богу и гипотетической Божьей справедливости с той безжалостной точностью, котора доступна только очень верующему человеку. И во время чтения меня не покидала еще одна мысль: не даром все-таки религиозный экстаз так часто сравнивают с сексуальным переживанием. Из этого рассказа я вынесла четко сформулированную мысль: Бога вообще невозможно полюбить, в него можно только влюбиться. Кому-то приходится пережить это чувство, а кому-то — нет. Все остальное — только страх или попытки сделки со Всевышним.

Великолепный рассказ. Даже не знаю, приходилось ли мне читать что-либо, одновременно отмеченное такой простотой и такой глубиной.

Оценка : 10
«История твоей жизни»
–  [ 3 ]  +

Пта, 07 декабря 2009 г. в 07:04

Оценить данное произведение достаточно сложно, автор как будто написал два разных рассказа (грустное повествование жизни главной героини – задушевную, лирическую прозу и непосредственно фантастическое действие претендующие на оригинальность). И если жизнь героини и ее дочери читать интересно (создает грустное настроение при чтении), то изучение языка пришельцев читать довольно скучно, а результаты его изучения более чем фантастичны.

Оценка : 7
«Понимай»
–  [ 0 ]  +

Пта, 02 декабря 2009 г. в 10:15

В этом рассказе раскрывается тема устройства человеческого мозга потенциально неограниченного в своем развитии. Главный герой произведения, стремясь к самосовершенствованию, меняется до неузнаваемости. И если бы ему сказали заранее в кого он в последствии превратится, он бы ужаснулся и вряд ли согласился на такие эксперименты. Он стал существом, в котором мало что осталось от человека.

Оценка : 8
«Деление на ноль»
–  [ 8 ]  +

Пта, 25 ноября 2009 г. в 09:13

Данный рассказ повествует о женщине посвятившей все свое существование любимому делу, как выяснилось лишенному смысла. Это открытие разбило ее жизнь, лишило смыла. Она попыталась с ней расстаться. По достоинству оценить это повествование может только человек прошедший через это (познавший горечь полного разочарования в жизни), только он может понять те чувства, которые испытывала героиня.

P.S. Интересно, какова была бы реакция врачей средневековья узнавших, что лечение кровопусканием, которое они практиковали, не только не приносило пользы, но и очень вредно сказывалось на больных, а к медицине ни какого отношения не имело.

Оценка : 7
«Вавилонская башня»
–  [ 4 ]  +

Пта, 24 ноября 2009 г. в 07:29

«Вавилонская башня» является произведением, воспоминания о котором не померкнут и через много лет после его прочтения. Так красиво и реалистично автор описал окружающий главного героя мир. Перед нами открылась потрясающая картина восхождения к вершине мира, где автор как художник дал насладиться красотой момента.

P.S. Есть замечательная повесть «Стена мрака» написанная Артуром Кларком в 1949 году, с интересным сюжетом и неожиданной концовкой. В рассказе «Вавилонская башня» концовка (и отчасти сюжет) практически идентична. Не смотря на это, оригинальная интерпретация библейского сюжета и потрясающая атмосфера рассказа с лихвой компенсирует повторение (надеюсь случайное) автором некоторых идей.

Оценка : 9
«Тебе нравится, что ты видишь?»
–  [ 8 ]  +

Shybzd, 15 ноября 2009 г. в 19:31

Слабо. Начиная от неточностей в самой задумке (чистая, красивая кожа очень часто бывает у чахоточников) и кончая принципиальной непроработкой последствий этой идеи.

Форма документального фильма просто требует выражать эмоции через позиции героев, через их мнение. А тут при всем множестве героев, мнений мы видим с гулькин нос.

А ведь подобная штука должна зацепить жизнь очень многих людей!

Да и обычные люди побывав в городке с калли должны были бы заметить что люди там отличны от других Почему? Если такие люди не обращают внимание на внешний вид, им не зачем стричься, расчесываться, бриться...

Далее. Свято место пусто не бывает. Нельзя выделиться внешностью будут выделяться запахом, одеждой, ходить на курсы по улучшению голоса...

Еще из текста рассказа совершенно непонятно насколько глобален процесс. Можно подумать что это пару городков, а можно — что людей с калли миллионы. Как на самом деле не поймешь.

Очень мало проблем в рассказе высвечивается. Сюда надо лемовский «библиотечный» прием с мнениями философов и футурологов. Но увы...

Жаль, а ведь умеет автор делать рассказы информационно насыщенными, например «История твоей жизни». Ну а тут явная недоработка, недодумка

Оценка : 4
«История твоей жизни»
–  [ 5 ]  +

Shybzd, 30 октября 2009 г. в 21:19

А все-таки до чего хорошо мотивы высветлены! Совершенно не удивляешся ни поступкам героини ни инопланетянские мотивы вопросов не вызывают. А именно потому что само понятие мотив просто неприменимо.

Вообще-то принципиально нового тут нет. Любой Коэльо ноет — «ты мыслишь неправильно! Это все твои шаблонные причинно-следственные связи! Откажись от них и ты увидишь мир по-другому!»

Ага, щас. Вот так прям возьму и откажусь :) А что взамен?

Просто Коэльо обычные метафоры стороит плохо, а сделать метафорой физический принцип вообще никогда ему в голову не придет.

Есть конечно недочеты в рассказе. Точнее даже не недочеты, а недомолвки. Какое социальное действие оказало прибытие инопланетян? Еще хоть кто-нибудь начал учить язык? Это же переворот в философии должен был случиться.

Но видимо чтобы полностью использовать потенциал рассказа нужно роман написать, а Чан романов не пишет.

Ну и неплохо. Зато рассказ (или это повесть?) оказался довольно таки насыщеным. И лингвистика и физика и философия (вполне, кстати Чановская если судить по «Вавилонской башне» и «Купцу и волшебным вратам»).

Композиция недурна. Очень подчеркивает идею рассказа, да и реплики дочери очень умело подобраны.

Оценка : 8
«История твоей жизни»
–  [ 12 ]  +

Pouce, 20 октября 2009 г. в 22:20

Сборник включает восемь рассказов, написанных в 1990 — 2002 гг. Что сказать. Впервые за долгое время я прочитал научно-фантастические рассказы такого уровня. Не удивительно, что почти все они удостоены престижных наград. Конечно, не все рассказы равноценны, но все интересны.

Ценителям «литературы идей» рекомендую настоятельно. В каждом рассказе автором рассматривается некая идея, и весьма тщательно продумываются и описываются её следствия. Начиная от проблем сверхразумных индивидов и заканчивая «политкорректным» требованием уравнять всех людей в плане внешности.

К сожалению, качество перевода обычное для АСТ. Меня лично больше всего раздражало постоянное употребление в одном из рассказов «атрибута» вместо «параметра». Очевидно, ни одного физика или математика в окрестностях издательства не водится.

Насчёт литературных достоинств. Один знакомый критик заметил, что сюжеты рассказов несколько картонные. Я бы сказал — пластмассовые. Сюжет, в американских традициях, добротно слеплен из типовых деталей. Это заметно, но у меня лично отвращения не вызвало. Очевидно в силу того, что самостоятельной ценности сюжет не имеет, а служит лишь раскрытию идей. А идей, повторюсь, в этой тонкой книжке побольше, чем в некоторых многотомных эпопеях.

Оценка : 9
«Купец и волшебные врата»
–  [ 6 ]  +

gi-ant, 18 октября 2009 г. в 23:55

Большинство почему то отмечают антураж рассказа, но помоему смысл и идея тут играют гораздо большую роль. Стилизованных под Ближный Восток и арабские страны романов много, а вот таких ярких произведений о судьбе и о жизни в мире с самим собой мало. Это можно назвать фатализмом, но на самом деле не обязательно путешествовать по времени чтобы понять, что изменить сделанного уже нельзя, а надо просто жить с этим.

Оценка : 10
«Купец и волшебные врата»
–  [ 5 ]  +

Okapi, 10 октября 2009 г. в 11:11

Тед Чан безусловно является ярким представителем современной фантастики. По-моему у него есть шанс войти в нетленный золотой фонд мировой литературы. Его небольшие повести все разные, но их объединяет тщательная проработка сюжета, ясный и четкий посыл — идея произведения. Можно с автором соглашаться или не соглашаться, но размышлять на заданные темы он заставляет практически любого читателя.

«Купец» — это настольная книга фаталиста в антураже арабского Востока. Все в жизни происходит так, как оно должно происходить. И если человек не в силах изменить ни свое прошлое, ни свое будущее, то с этим надо смириться. И посмотреть на жизнь с другой точки зрения, а не тешить себя иллюзиями.

Оценка : 9
«Ад — это отсутствие Бога»
–  [ 3 ]  +

Okapi, 28 сентября 2009 г. в 14:27

Интересный и необычный рассказ. Редко бывает, когда я не могу однозначно сформулировать свое отношение к прочитанному. Это произведение Чана — как раз такой случай. Мир, созданный Чаном, безусловно «зацепил» и породил много разных чувств. Вот только не могу понять, каких эмоций больше — положительных или отрицательных.

В основе идеи рассказа лежит достаточно свежий взгляд на религиозно-философскую доктрину, называемую теодицеей. Теодицея — «богооправдание», термин христианского богословия для выражения теологической задачи: примирить существование зла и несправедливости в мире с благостью, премудростью и правосудием Творца.

Читать «Ад — это отсутствие бога» рекомендую обязательно. Произведение не развлекательное и не пустое; оно наводит на размышления. А в каком направлении будут течь мысли после прочитанного, зависит скорее от такой тонкой материи как отношение читателя к религии. Но равнодушными вы вряд ли останетесь.

Оценка : 8
«Купец и волшебные врата»
–  [ 8 ]  +

Shybzd, 26 сентября 2009 г. в 16:00

Все же умеет Чан писать. И Небьюллу и Хьюго в данном случае он получил абсолютно заслужено.

Другое дело что стилизации «под что-то» ему удаются лучше чем классическое написание НФ-рассказа.

Данный случай — прекрасный пример того как форма «вытягивает» содержание. Тяжело же сказать что-то новое в теме путешествий во времени. И парадоксы мешают. Но если избрана форма похожая на сказки «1001 ночи» вопросы о парадоксах пропадают сами по себе. На все воля Аллаха — вот правильный ответ на вопрос о парадоксе.

Сначала рассказ идет не очень, но с ходом повествования все больше и больше увлекает. Истории рассказанные купцом в буквальном смысле — одна лучше другой.

И если рассказ Чана «Вавилонская башня» можно назвать вавилонской научной фантастикой, то этот рассказ — средневеково арабская научная фантастика :)

Резюме: если знакомиться с творческтвом Чана, то данный рассказ пройти просто непростительно.

Оценка : 8
«История твоей жизни»
–  [ 6 ]  +

Okapi, 30 августа 2009 г. в 14:10

Хорошая повесть хорошего автора. Прочитала с большим интересом. Идея ,на мой взгляд, состоит в том, что человек при желании может все. Даже изменить структуру своего мышления и приспособится к казалось бы невозможному нарушению причинно-следственной связи. Вот только понять и принять близких нам людей мы почему-то не желаем... Сюжет построен на подробном описании научного поиска. В данном случае это постижение языка и мировоззрения абсолютно чуждой нам внеземной цивилизации. Но в целом, также кропотливо протекает работа ученого при решении любой земной задачи. Отдаю себе отчет, что многим этот процесс может показаться весьма нудным.

Улыбнуло, как creator уже заметил, описание принципа наименьшего времени Ферма. Создается ощущение псевдоразумности поведения луча света. Так и правило буравчика можно одушевить.:-))) Но в целом я не против такого литературного приема. Он может вызвать искорку интереса к скучной науке физике. Также показалось спорным утверждение, что структура языка определяет логику мышления. Вызывает вопросы и сформулированный Чаном принцип дуализма свободы воли и знания будущего. Но, по-моему, это очень хорошо, когда с автором хочется поспорить. Значит его идея затронула читателя.

А больше всего мне в этой повести понравился последний абзац в «Примечаниях автора».;-)

В итоге: качественная философская фантастика. Приготовьтесь к непростому прочтению текста и к размышлениям Post scriptum.

Оценка : 9
«Выдох»
–  [ 9 ]  +

GrandDuchess, 12 августа 2009 г. в 22:42

Ну чтож, «Выдох» ещё раз напоминает нам что в научной фантастике главное это состояние души а не оболочка в которой эта душа заключена. На каждый выдох должен быть вздох, восстанавливающий равновесие. и ужас из за того что мир жителей «Выдоха», вселенной, родившейся в момент когда неимоверно огромное дыхание задержалось (The universe began as an enormous breath being held) как мы её видим катится в тар-тарары вполне понятен. Спасибо автору, так скурпулёзно и дотошно он описал нам привлекательность неведения.

К сожалению, меня эта история не вдохновляет. кроме несчастных случаев эта пневмо-механическая расса не знает смерти. не задаётся вопросом о смысле жизни, или о загробном мире. зачем им, они вечны, perpetuum module, пока есть порох в пороховницах(ладно, воздух в поршнях), не считая коллективной заправки аргоном, никакого духовно-религиозно-интелектуального обмена не происходит, так откуда берётся массовый страх и ужас? просто из желания существовать вечно несмотя на то что память о рождении отсутствует? что-то не верится. такая механически-совершенная нация с холодным умом и горячим сердцем (или что там у них гоняет воздух по поршням), почему то они не пракничны и, не заправляются концентрируя аргон из окружающего их воздуха обратно в легие. газ есть газ, тем более наш прекрасный, благородный и инертный аргон который... инертый он, не то что кислород или водород

не проняло, не идеально и потому печально что ненашлось ни одного достойного конкурента на такое количество премий.

да, интересно описание этих живых роботов и их микро-мира. может механики и восхитятся, мне так вполне хватает увлекательнейшиех историй о залипающих калиперах и прикипевших клапанах которыми наполнены мой будни

Оценка : 7
«Выдох»
–  [ 5 ]  +

Nebula85, 12 августа 2009 г. в 10:04

Что тут можно сказать — Чан, есть Чан. Как всегда очень необычно, интересно, сюжетно, с массой занимательных идей, но при этом, опять же в стиле Чана, сухо, строго научно, без глубокого эмоционального раскрытия персонажей (в этом плане меня куда больше порадовал другой номинант на Hugo Майкл Резник с замечательным рассказом «Article of Faith», за которого и болел).

«Exhalation» лично мне все же кажется несколько слабее того же «Купца» или «Вавилонской башни», но это очень мощное произведение, читать которое я рекомендую всем, и лучше в оригинале, еще неизвестно как и когда его переведут на великий и могучий.

Оценка : 9
«Выдох»
–  [ 6 ]  +

steve78, 29 июля 2009 г. в 14:56

Рассказ о вселенной, которая началась с «Большого Выдоха» , а не с «Большого Взрыва». На мой взляд лучший рассказ из финалистов Хьюго-2009, надеюсь он получит статуэтку.

Оценка : 10
«История твоей жизни»
–  [ 9 ]  +

vve, 28 июля 2009 г. в 11:24

Насколько для меня рассказ оказался интересен, настолько и труден для прочтения и осознания. Заставляет о многом задуматься, перечитывать. В послесловию к рассказу сам автор подчеркивает, что его больше всего интересовала следующая проблема: как может жить мыслящее существо со знанием того, что ему известно будущее. Эта идея отображена блестяще, но хотел того Тед Чан или так вышло, а рассказ получился многогранным, с множеством вещей, о которых стоит задуматься. Если когда-то и произойдет контакт с представителями инопланетного разума, то конечно возникнут лингвистические проблемы, но возможно не они будут главным препятствием в общении. Как понять представителей иного разума, если человек зачастую не понимает другого человека. Во взаимопонимании есть извечные проблемы: отцов и детей, нет понимания между черными и белыми, между христианами и мусульманами...

Что нужно, чтобы понять другого? Наверное большое желание сделать это и умение встать на позицию другого. Наша героиня не находит взаимопонимания ни с мужем, ни с собственной дочерью, а вот очень захотела и сумела понять пришельцев, как бы сложно это не было. У них другое восприятие физических законов мироздания, другая база для мышления и язык, иные представления о пространстве и времени. И еще один очень интересный момент. Нам, людям, наиболее важны такие вопросы, как: откуда они, пришельцы с дальних миров, с какими целями прилетели, почему не хотят обмениваться мыслями и знаниями, почему улетают, контакт, собственно, только начался? Им эти вопросы не понятны и не интересны по своей сути. Прилетели, улетели. Вот и все, конец связи.

Оценка : 8
«Купец и волшебные врата»
–  [ 9 ]  +

sanchezzzz, 21 июля 2009 г. в 18:51

Отличное повествование от Теда Чана! Гремучее смешение жанров, поджанров и течений мировой литературы этими «повестями в повести» являют нам оригинальное, изобретательное, взаправдашнее чтиво, в которое веришь. В одном месте сошлись и склеились в одно целое и научная фантастика своих лучших проявлений и традиций, и немного фэнтези, и восточные сказки, и мудрые притчи. И, кстати, эти три притчи-повести о канатчике, о ткаче и о жене с любовником, рассказанные мудрым учёным Башаратом завораживали и заслужили отдельного внимания.

Все три истории разные и одинаковые одновременно; различные по содержанию, они едины представленным в них смыслом, который хотели донести Башарат – купцу, а Тед Чан – нам, читателям: будущее предопределено и неизменно, и прошлое – одно, что бы мы не предпринимали для его изменения, и лишь «искупление и покаяние – единственное, что способно его перечеркнуть» и записать в твоей памяти заново, поверх прежнего прошлого. Все три притчи одинаково интересны и мудры, я даже не могу выделить ту, которая понравился мне больше других. Они сложны и просты в понимании одномоментно; за их внешней «интересностью» скрыта (правда, не глубоко) мудрость, но не всем дано её узреть. Ведь верно сказано древними: пока сам не изведаешь, — истинно не поймёшь, и я вот думаю, что купец, кивая головой в восхищении от историй Башарата, не вынес из них ту мудрость, что была в них. Не к тому вёл его изобретатель Врат Лет, но… отправился купец в прошлое, дабы исправить его и вернуть того, кого потерял. И, тем не менее, эта четвёртая, и главная притча повести показалась мне наиболее интересной и привлекательной, ибо заняла моё внимание своей трагичностью и даже фатальностью исхода, который не заметил (не захотел, не смог…) купец, а жаль…

А ещё у меня возникли забавные ассоциации по поводу этой повести с одним блюдом. Смешение жанров показалось мне похожим на винегрет, но я люблю его только в том случае, если он обильно сдобрен зелёным горошком. Здесь горошком выступил отличный слог и стиль, которым подчевал меня Тед Чан. Вкусно!

Оценка : 9
«Деление на ноль»
–  [ 5 ]  +

vve, 16 июля 2009 г. в 07:40

Рассказ неплохой, написан в оригинальной манере, к месту интересные цитаты из высказываний ученых прошлого. Но когда пытаются представить рассказ шедевром... а собственно за что? Узнала ученый- математик нечто такое, чего не знают другие; подумала, а вдруг это не нужно никому знать; а вдруг все это узнают и мир рухнет; чтобы этого не случилось я должна покончить с собой. Логическая цепочка с таким же изъяном, как в математическом фокусе 1=2.

Вспоминаю, как в юности мы показывали друг другу подобные матемаматические метаморфозы, никто с ума не сошел, плохо стало лишь хозяину книги «Математические фокусы», из которой мы вырвали страницы.

Оценка : 6
«Ад — это отсутствие Бога»
–  [ 10 ]  +

Вертер де Гёте, 13 июля 2009 г. в 22:50

«Но Бог не ангел, Он просто такой, как он есть». Б. Гребенщиков ©

Странный и страшный мир показывает Чан в этом рассказе: мир, в котором религия не требует Веры, не требует Чуда. Зачем? Существование Бога, Дьявола и потустороннего мира здесь не только доказано, но и является неопровержимой аксиомой — ангелы регулярно совершают посещения и жизнь в Преисподней можно наблюдать. Да, люди средневековья или современники Данте тоже представляли ангелов и демонов неотъемлемой частью окружающего мира, облекали их в определённую физическую форму, буквально воспринимали все утверждения о географии Рая и Ада. Но их Вера основывалась на невозможности её доказательства. В мире, созданном Тедом Чаном, Веры, как непостижимого шестого чувства, попросту не существует. Вера давно превратилась в рутину, работу; в зависимости от этой работы человек попадёт в Рай или Ад. Впрочем Ад и Небеса не слишком разнятся. Пожалуй, Ад отличается от Рая только отсутствием Бога. И даже в этом кошмарном мире, есть чувство не подчиняющееся никакой логике — любовь.

Оценка : 9
«Ад — это отсутствие Бога»
–  [ 3 ]  +

ruizAw, 13 июля 2009 г. в 15:54

Что чувствуют муравьи, живущие рядом

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с ядерным реактором, которому они придумали название. Бог.
Картинка мира очень интересная и язык хороший. С удовольствием прочел бы роман, а лучше два. Только тогда придется четче очертить свое отношение к «богу».

Оценка : 8
«Понимай»
–  [ 22 ]  +

Вертер де Гёте, 03 июля 2009 г. в 23:10

«Стоя по стойке смирно, танцуя в душе брейк-денс,

Мечтаешь что ты генерал, мечтаешь что ты экстрасенс,

Зная что ты воплощение вековечной мечты —

Весь мир это декорация и тут появляешься ты.»

© Борис Гребенщиков

Судя по отзывам, сравнение этого рассказа с «Цветами для Элджернона» стало просто общим местом. Хотя на тему резкого поумнения и сверх-интеллекта писали многие авторы и определённые параллели можно найти даже у писателей «Золотого века». Итак, герой произведения колоссально, чудовищно умнеет и становится сверхчеловеком прямо-таки в ницшеанском смысле этого слова, ибо выходит за грань деления окружающего мира на добро и зло, и не потому, что он настолько порочен, просто его новому сознанию скучно с людьми, скучно жить по их законам. Помните у Ницше: «Что такое обезьяна по сравнению с человеком? Посмешище либо мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для Сверхчеловека – посмешищем либо мучительным позором.» Люди становятся для героя почти что микроорганизмами, живущими совсем в ином мире. Но кто более опасен для людей: сверх-эгоист , которому люди «до лампочки» или добрый сверх-интеллект, решивший облагодетельствовать человечество? Это один из основных вопросов рассказа.

Оценка : 9
«Тебе нравится, что ты видишь?»
–  [ 20 ]  +

Вертер де Гёте, 03 июля 2009 г. в 22:28

«Красота — это страшная сила

И нет слов, чтобы это сказать.

Красота — это страшная сила,

Но мне больше не страшно —

Я хочу знать.» © Борис Гребенщиков

Очередная грандиозная идея от Теда Чана. В этом рассказе автор предлагает нам мир близкого будущего, в котором каждый человек по желанию (пока ещё) может установить себе так называемое «калли» , блокирующее восприятие красоты. Цель подобного изобретения безусловно благородна: люди будут воспринимать друг друга «такими, какие они есть» — в соответствии с высшими принципами политкорректности. Автор не показывает своего отношения к фактору «калли» , сохраняет нейтралитет, оставляя за читателем право решать к чему приведёт использование этой системы: к раю истинного равенства на Земле, когда фраза «я не прекрасен, может быть, наружно, зато душой красив наверняка» потеряет смысл; или к тоталитарной уравниловке и потере людьми способности вообще воспринимать прекрасное? Скорее всего рассказ написан Чаном на основе его собственных впечатлений, со своей ярко выраженной китайской внешностью, он вряд ли считался красавцем в США. Но вот что я подумал: давайте поставим всем «калли», давайте уравняем Квазимодо и Давида, Бабу Ягу и Венеру Ботичелли, а как же способность человека преодолеть себя, увидеть прекрасное в уродливом, вопреки всему? Красавица полюбила Чудовище безо всякого «калли», она и теперь его полюбит, но без стресса и переживаний. Всё просто: ты моя женщина, я твой мужчина. И ещё одним чудом любви станет меньше.

Оценка : 9
«Вавилонская башня»
–  [ 8 ]  +

jonx, 02 июня 2009 г. в 09:31

Рассказ не взволновал нисколько. Зачем городить какую-то башню? Свинцовая тяжесть бытия, стремление к высшему знанию, кривое спасение из замкнутого пространства... Да, посмотрите любой фильм про подводников! ... По моему король просто голый. А метафору и скрытый смысл можно найти в любой газетной строчке.

Оценка : 2
«Вавилонская башня»
–  [ 20 ]  +

Вертер де Гёте, 23 мая 2009 г. в 20:06

«Вавилон, город как город, печалиться о об этом не след,

Если мы идем, то мы идем в одну сторону, другой стороны просто нет!» Б. Гребенщиков ©

Да, Вавилон — город как город, но есть в нём Вавилонская башня, которой нет больше нигде. Как известно из текста Ветхого Завета, строительство этого циклопического сооружения не было завершено, но что если бы людям удалось довести до конца эту стройку многих веков? Об этом и повествует рассказ Чана. Стройку он описывает деловито, достоверно и рассказ порой приобретает черты «производственного романа», но от масштабности, грандиозности замысла всё равно захватывает дух. Ритмичная мелодия сюжета нарастает, приближаясь к развязке, как «Болеро» Равеля. Многомесячные доставки стройматериалов к месту строительства, целые поколения, привыкшие жить между небом и землёй, страх высоты и восхищение человеческой дерзостью — вот из таких кирпичиков строит свой рассказ Тед Чан, а раствором, скрепляющим эти фрагменты, служит Вера. Ведь именно ради Веры и ради Познания, а не из-за гордыни, работают вавилоняне и «гастарбайтеры» из близлежащих стран. Впрочем, нашей стране это тоже хорошо знакомо — здесь тоже в едином порыве и во имя Великой Цели построили немало каналов, дворцов, городов, потемкинских деревень и прочих «вавилонских башен» малого масштаба.

Оценка : 9
«Деление на ноль»
–  [ 24 ]  +

Вертер де Гёте, 21 мая 2009 г. в 21:51

«Математика соблазнила нас, математика казнила нас...» Б. Гребенщиков ©

Только рассказ совсем не о математике. Да, в основе рассказа — опровержение фундаментальных законов, но речь идёт о математике нашей жизни. Живёт себе человек на свете, радуется, печалится, но какой бы не была его жизнь, в ней всегда есть основополагающие, вечные истины, аксиомы, на которых эта жизнь и держится. Они, эти аксиомы, есть у каждого, только у каждого свои. И вдруг — бац! всё рушится... Причины здесь могут быть самые разные: предательство, разочарование или какой-то злой рок, но итог один — потеря веры, потеря опоры в жизни. Вся твоя предыдущая жизнь оказалась пустотой, вся она была поделена на ноль. И как теперь жить? Арифметика просто объясняла нам, что на ноль делить нельзя, не вдаваясь в подробности; только высшая математика пыталась понять суть этого деления. Мы уже выросли из арифметики, а взрослая жизнь не делит поступки на «хорошо» и «плохо»; она переходит к более сложным формулам...

Что же касается софизма, который упоминается в рассказе и позволяет доказать, что 1=2 , да и вообще, что любые числа равны друг другу , то вот один из таких примеров из сети:

1) Пусть c=a+b, где a, b -произвольные числа .

2) a2-b2=(a-b)(a+b)

3) т.к. a+b=c, то получим следующее тождество: a^2-b^2=(a-b)c

4) раскроем скобки в правой части: a^2-b^2=ac-bc

5) добавим к правой и левой части «ab»: a^2+ab-b^2=ac-bc+ab

6) перенесём из левой части в правую «b^2»: a^2+ab=ac-bc+ab+b^2

7) перенесём из правой части в левую «ac»: a^2+ab-ac=ab-bc+b^2

8) вынесем за скобку в левой части «a», а в правой «b»: a(a-c+b)=b(a-c+b)

9) сократим в левой и правой части на «a-c+b»: a=b

10) Т.к. a и b -произвольные, то все числа равны друг другу.

Оценка : 8
«Ад — это отсутствие Бога»
–  [ 6 ]  +

Nog, 19 мая 2009 г. в 18:26

Пожалуй, один из самых удачных и впечатляющих рассказов в сборнике. На мой взгляд, подобный вариант присутствия бога, ангелов, рая и ада в мире намного убедительнее и реалистичнее, чем предлагаемый любой из существующих религий. Мир этот неприветлив и на первый взгляд исключительно жесток к человеку... Хотя на самом-то деле не слишком отличается от того, что мы видим за окном.

Оценка : 9
«Вавилонская башня»
–  [ 6 ]  +

Nog, 18 мая 2009 г. в 17:34

Рассказ довольно любопытный и по выбранной теме, и по построению, но какой-то тусклый. Взгляд на строительство грандиознейшего сооружения с точки зрения самого рядового носильщика, сознающего и величие осуществляемого людьми замысла, и важность своего, пусть и маленького, вклада в строительство, производит очень приятное впечатление своей взвешенностью и логичностью. Но именно эти взвешенность и логичность, выдержанные на всём протяжении повествования, удерживают рассказ на уровне одного произведения из многих, не позволяя ему хоть чем-то выделиться и зацепить читателя.

Оценка : 7
«Тебе нравится, что ты видишь?»
–  [ 3 ]  +

straut, 13 мая 2009 г. в 16:47

Не понравилось. Сама идея не плоха, но стиль, изложение, форма, очень желают быть лучше. Идея подачи сюжета в форме документального кино интересна, но сам сюжет рассказа абсолютно утопичен в подаче автора, огромное количество абсурда в представлениях действующих лиц сметают любую попытку заинтересовать читателя. И получилось, где то глубоко между строк зачаток интересной мысли, а сверху строк нагромождение бессмысленных переливаний о главном и высоком.

Оценка : 7
«Понимай»
–  [ 5 ]  +

Nog, 02 мая 2009 г. в 21:34

Весьма и весьма достойный рассказ. Буду далеко не первым из тех, кто увидел его сходство с «Цветами для Элджернона», однако такую связь, согласитесь, грех не упомянуть. Чан, правда, пошёл другим путём, чем Киз, и попытался представить, как будет действовать обычный, в общем-то, человек, один из множества, приобрети он поистине сверхчеловеческий интеллект. Сценарий вышел, прямо скажем, не слишком-то оптимистичный, однако вполне реалистический. В антологии хватает других рассказов, посвященных различным действиям по управлению разумом, но «Понимание», пожалуй, лучший из них.

Оценка : 9
«Тебе нравится, что ты видишь?»
–  [ 4 ]  +

rusty_cat, 27 апреля 2009 г. в 18:40

Этот рассказ в конце сборника оказался для меня субстратом современной фантастики. Много разных людей. Много противоположных точек зрения. Мы живем в обществе, разделенном на субгруппы и у любого решения правительства или любого возможного события найдутся и сторонники, и противники. У каждого могут быть благие, или, по крайней мере, объяснимые цели. Много целей — у отдельных людей, у общественных институтов, у рекламщиков, у религиозных деятелей. Много «за». Много «против». Много смысла в коротком рассказе.

Оценка : 8
«Ад — это отсутствие Бога»
–  [ 4 ]  +

rusty_cat, 16 апреля 2009 г. в 11:42

Я думаю, в центре рассказа рассуждение о том, что такое абсолютная ЛЮБОВЬ, т.е. любовь божественная.

Автор подробно описывает все степени любви обоснованной, любви рациональной, любви за что-то. Автор наглядно показывает, что хорошего/красивого/великого человека всегда можно полюбить. Но такая любовь не абсолютна, поскольку подразумевает рациональную причину, пусть подсознательную.

Любовь же Бога, как и любовь к Богу должна быть иррациональной, безусловной, поэтому автор и изобразил такое божество — не рациональное, подверженное случайному выбору, случайности, вообще, и полным отсутствием обоснованности своих действий.

Автор показывает, что Бог награждает или карает не по каким-то объяснимым причинам, а просто потому — что он Бог.

Очень спорная позиция, особенно с т.з. гуманизма, но при этом чувствуется мастерство автора и неординарность его идей.

Оценка : 9
«История твоей жизни»
–  [ 1 ]  +

rusty_cat, 15 апреля 2009 г. в 17:00

После рассказа «Понимай» вторая вещь, где автор пытается представить иную форму человеческого мышления, взамен известной и привычной.

В первом рассказе — сверхразум со сверхспособностями, в этом рассказе — непоследовательная форма мышления.

И если история с пришельцами раскрывает нам внешнюю часть нового мышления — откуда взялось, как появилось, на что похоже, то история дочери героини — форма мышления «изнутри», где прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, где дочь, и погибла, и еще жива, и взрослая, и крохотный ребенок и даже еще только в планах.

Хорошая научная фантастика

upd. 18.05.10 снимаю один балл оценки этому рассказу, из-за «Бойни №5» Воннегута, инопланетяне Чана — это Воннегутовские Тральфамадорцы, а главная героиня — клон Воннегутовского героя:-(

Оценка : 7
«Понимай»
–  [ 15 ]  +

rusty_cat, 14 апреля 2009 г. в 13:32

Хорошая научная фантастика.

С ключевым словом «современная» НФ.

С должным вниманием отнесся к словам >ааа иии<, однако на то она и фантастика, чтобы отличаться от реальности, а раз уж фантастам прощают космооперы, то Чану грех не простить.

Обидно, что в конце мы получаем лишь противостояние Магнето и Профессора-Х, но рассказ обладает рядом завидных достоинств.

1. очередная попытка представить себе сверхчеловека, хотя еще Лем доказывал, что выход даже на самопознание для индивида возможно лишь при наличии ему подобных и их взгляда со стороны, что уж тогда говорить о самопознании сверхразума; так что попытка очень даже приличная;

2. выявлен ряд моментов совершенствования, которые можно считать ближним горизонтом: управление гормонами, углубление восприятия, скорость реакции, параллельное мышление, отказ от подсознания;

3. замечание >ааа иии< верно для обычных людей, но могут не сработать для сверхчеловека, наш герой — манипулятор с КПД ~ 99%, а кроме того, такие вещи, как курс валюты и акций на бирже, подчиняются фрактальным алгоритмам, что доказано, поэтому отчего бы и не снабдить нашего героя такими способностями;

4. главный герой обычный человек, которому интересно только то, что ему интересно, поэтому он не стремится захватывать мир, контролировать его, он делает лишь то, что его интересует по возможности не контактируя с обществом, это выглядит правдоподобно;

5. главный герой не показан плохим или злым, просто он — универсальный эгоист, эстетический творец, а его антипод — универсальный манипулятор, таких как ГГ, по историческому опыту, часто называют дьяволом, а его антипод — Христом, после чего распинают.

в общем, рассказ имеет главное достоинство — «глаголом жжет» и заставляет задуматься.

отличная вещь

ЗЫ. для меня отдельным удовольствием было читать рассказ, поскольку я профессиональный программист и кое-что знаю про НЛП

Оценка : 9
«Вавилонская башня»
–  [ 16 ]  +

rusty_cat, 13 апреля 2009 г. в 15:22

Такое переосмысление библейского сюжета характерно для современной литературы.

Если в Библии люди строили башню из гордыни, дабы вознестись и стать равными Богу, то строители башни у Чена строят ее из любви, во имя восславления Бога.

Теперь вавилонская башня это не притча, это целый мир — «нить, связывающая небо и землю», — и мы видим караваны тех, кто вверх-вниз таскает грузы (подобно железнодорожнику у Гришковца снует туда-сюда только по своему этажу, не зная ничего выше или ниже), видим тех, кто завел жилье на этом «караванном тракте», детей, которые выросли не на земле, но между землей и небом, видим острие этого меча — уткнувшееся в потолок небес в стремительном последнем порыве...

Рассказ предполагает несколько финалов:

— классический сюжет с падением башни

— встречу с творцом на небе

— обнаружение, что выше неба еще один мир, с еще одним небом, где все можно начинать сызнова

— финал автора.

Прекрасный рассказ, атмосферный, образный, яркий. Может быть, развязка не так сильна, но — уверен, — что начни автор писать более «сильную» развязку, рассказ вышел бы за рамки рассказа и стал повестью.

замечательная вещь

Оценка : 8
«История твоей жизни»
–  [ 8 ]  +

sanchezzzz, 01 апреля 2009 г. в 16:55

Рассказ понравится тем, кто сходу поймёт всю его суть, кто увидит за всеми хитросплетениями, лигвистическими терминами и отрывками из «воспоминаний о будущем» весь тот стройный каркас, которым силён этим рассказ. Этот читатель, несомненно, получит гораздо больше настоящих, вкусных эмоций, чем тот, кто к пониманию истории придёт посредством скрупулёзного анализа и перечитывания. Я, к великому сожалению, отношусь ко второму варианту. Потому положительных эмоций не испытал, а даже небольшое разочарование. Нет, не к самому рассказу, и к автору, а скорее к самому себе.

Более всего меня угнетали специальные лингвистические термины, все эти синтагмы, семаграммы, супрасегменты, они утомляли и навевали скуку. Чувствуя, что вряд ли я буду их когда-либо использовать в своей речи, я впоследствии не стал мучить себя запоминанием их и сосредоточился на сути сюжета. Но, чёрт возьми, и тут я промахнулся! Не увлекло, вот что ты будешь делать! Изучение языка пришельцев-гектаподов показано уж слишком высоколобо, завёрнуто и скучно. Так, спросил я себя, а что там у нас с «воспоминаниями» Луизы о своей дочери? Стал читать и перечитывать их с особой тщательностью, но и тут не уловил для себя ничего ценного. Путанно, не эмоционально (вернее, слишком отвлечённо-грустно), серовато...

Так вот непросто сложилось моё знакомство с этим рассказом. Будем пробовать ещё, и обязательно немного погодя перечитаю «Историю твоей жизни» ещё раз (или не раз), хочу всё же отведать ту изюминку, которую пропустил сегодня.

Оценка : 7

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8 [9] 10 11



⇑ Наверх