Максим Горький


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Максим Горький "Мать"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Максим Горький «Мать»

Статья написана 25 ноября 2011 г. 12:33

Я все-таки хорошая девочка — всегда даю вторые шансы. Непонравившимся авторам в том числе. В школе я отчаянно плевалась от «Данко» и «Буревестника», ядовитой слюной практически. Но тут решила восполнить свои пробелы в образовании и прочитать у Горького что-нибудь еще.

Увы, эффект тот же. Как, как *это* умудрилось стать классикой нашей литературы?! Даже закрывая глаза на Достоевского и Тургенева — даже среди писателей веремен соцреализма есть приличные вещи, но это уже ни в какие ворота. По мере чтения у меня постоянно возникало ощущение, что я смотрю старые советские мультики для взрослых — знаете, такие, черно-белые, с грубо прорисованными фигурами, и кадров в секунду не 24, а от силы 6. Это не литературы и не изображение характеров и персонажей, это какая-то очень грубая пародия для умственно отсталых. Неловкость, какая-то неестественная, нарочитая простота и пафос, ПАФОС!

Я не знаю, как воспринимать такой язык, и в глубине души все-таки надеюсь, что Горький прилагал усилия, чтобы сделать его таким корявым и неестественно пафосным — потому что ну не может человек сам по себе так писать! Словечко «так» надо вымарать из романа с кровью, потому что это уже паразит. Когда герои-одноклеточные пытаются своей единственной извилиной выразить какую-то сложную для них эмоцию, они с выражением произносят: «Так!» Аналогично со словами «хороший (вариант: хорошо)», «добрый», «сильный», «смелый». Вне контекста они, разумеется, имеют некий смысл, но в конкретной ситуации их начинают употреблять кипами и грудами, не особо заботясь значениями. С каких пор уклонение от уплаты налогов стало у нас «хорошим, сильным, смелым» и «за правду». Ах, да, еще — «по совести». Рефлексия уровня «Брата-2» и рекламы не-к-ночи-помянут Прохорова — «кто прав, за тем и сила» (или что-то вроде). Применительно к нашей отвратительной, страшной, кровавой и тупой революции эти словечки вообще не воспринимаются. Применительно к контексту романа, в общем, тоже — потому что никто из героев не делает ничего такого, что заслужило бы подобные громкие слова. Ну раздают тихонечко запрещенную литературку, ну перестали пить, как сволочи, и бить женщин — и сразу после этого заслужили мученнический венец борца за правду, само собой!

С психологией еще хуже — такое чувство, что через POV героев смотришь на мир глазами Полиграф Полиграфовича. Это ведь его лексика, его словарь и его отношение к жизни вообще! За период действия романа герои проходят путь интеллектуального и нравственного развития от хвощей и плавунов до беспозвоночных, но до нормальных человеков им еще расти и расти. Нет ни одного глубокого, интересного персонажа, который был бы личностью, а не функцией, не «представителем класса», типичным или атипичным. Только некие двухмерные проекции этих «представителей» — проекция матери, проекция «мужика от сохи», проекция «рабочего от станка», проекция «трудовой интеллигенции». Аналогично и противная сторона — злобные жандармы, «шпиёны» и судьи — они изображаются в том же стиле, в котором на советских плакатах рисовали западную буржуазию — с упором на злобные глазки, животы и общую «ауру зла». Выглядит забавно, но совершенно ненатурально. Где-то читала и согласилась, что признак того, что называется «большая литература» — это в меньшей степени борьба характеров с обстоятельствами и в большей — борьба характеров друг с другом. У Горького нет ни внятных характеров, ни интересных обстоятельств — а только какие-то невнятные картонные персонажи и громкие, но ничего не значащие слова. Еще раз убедилась, что не люблю Горького, в общем.



Тэги: горький


169
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 12:56
Горький советского периода дико пафосен, идеологизирован и картонен, бесспорно. «Мать» — это в этом смысле вообще показательное чудовище. Если еще совсем не отчаялись насчет автора, попробуйте почитать его ранние романы, про купцов и их быт. «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых» и тыды. Вот это действительно интересная проза. Есть психологизм, есть фактура. Произведения строго реалистичны, без всех этих псевдоромантических вывертов. И именно там видно, что Горький действительно хороший писатель, а не просто еще один из когорты совкового МАСОЛИТа, каким он обычно представляется.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 13:22
Спасибо за совет, при случае возьмусь. Печально, что на слуху как раз эти архисовковые вещи.
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 13:53

цитата Hed Rush

Горький советского периода дико пафосен, идеологизирован и картонен, бесспорно. «Мать» — это в этом смысле вообще показательное чудовище.


«Мать» 1906-07 годы. Простите, какой советский период?

цитата Hed Rush

«Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»


На мой взгляд, одного поля ягоды с «Матерью», ну не так сильно картон в этих ягодах очевиден, получше скрыт, но и только.
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 14:14
Насчет советского периода дал маху, признаю. Отчего-то мне казалось, что «Мать» написана позже. Настолько там все по-советски кондово. Что же до картона... В купеческих романах Горький по крайней мере отлично представлял себе среду, о которой пишет. Психологию купцов, особенности их быта. И этим они интересны. Эти романы мне у него было любопытно читать. Хотя, честно говоря, Горького люблю не особо.
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 14:43

цитата Hed Rush

Отчего-то мне казалось, что «Мать» написана позже. Настолько там все по-советски кондово


В определенном смысле Вы правы — именно «Мать» обычно считается первым соц.реалистическим романом. Классика, туды ее в качель.

цитата Hed Rush

В купеческих романах Горький по крайней мере отлично представлял себе среду, о которой пишет. Психологию купцов, особенности их быта. И этим они интересны.


Ну не знаю: среду рабочих, судя по его биографии, он должен был бы знать ведь даже еще лучше. Что же до купцов, на мой взгляд, даже Островский был тоньше и интересней в отношении быта, не говоря уж об Успенском.
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 15:22
а не просто еще один из когорты совкового МАСОЛИТа
До революции Горький был одним из самых популярных писателей Евпропы, греб деньги лопатой и жил в особняке на итальянском острове.

Советские писатели -- это какой-нибудь Платонов или Булгаков, которых при союзе запрещали. А Горький, хоть и входил в пантеон коммунистических полубогов, но был обычным попсовым писакой в русле европейской попсовой литературы.
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 15:30

цитата tkatchev

одним из самых популярных писателей Евпропы, греб деньги лопатой и жил в особняке на итальянском острове.


О, как Умберто Эко
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 15:37

цитата tkatchev

Советские писатели -- это какой-нибудь Платонов или Булгаков

Скорее уж тогда Алексей Толстой или Валентин Катаев.

Что же до того, что Горький до революции был одним из самых популярных писателей Европы, то я думаю, что вряд ли он мог сравниться по популярности с тем же Чеховым или Толстым. Насчет же заграницы — насколько помню, уехал он уже после революции, вследствие каких-то своих разногласий с правящей верхушкой.
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 15:39

цитата Hed Rush

вряд ли он мог сравниться по популярности с тем же Чеховым или Толстым


О, куда популярней
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 15:54

цитата Kniga

О, куда популярней

Любопытно. И показательно.
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 16:03

цитата Hed Rush

Любопытно. И показательно.


Но если говорить серьезней, то популярность ведь ложками не измерить. Толстой Л.Н. поднимал вечно бурю обсуждений, но не всегда своими художественными произведениями, Горького же радостно скупала молодежь — у немецких студетнов он был популярен.
Но не уверен, что по популярности можно судить о «качестве».
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 16:14

цитата Kniga

Но не уверен, что по популярности можно судить о «качестве».

Ну так о чем и речь. Примеры такой популярности есть и сейчас. Например, Паоло Коэлье, который раскупался в свое время и был куда популярнее других более толковых и достойных латиноамериканских авторов. Или какой-нибудь Бернар Вебер... Именно это на мой взгляд и показательно.
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 15:43

цитата Hed Rush

Алексей Толстой

Алексей Толстой, «советский граф»? Уже сама эта ключка звучит как анекдот. :)

цитата Hed Rush

уехал он уже после революции

Да, после революции 1905-го года!


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 22:40

цитата kerigma

отчаянно плевалась от «Данко»

А мне в контексте «Старухи Изергиль» было вполне читаемо.8-)

цитата kerigma

тут решила восполнить свои пробелы в образовании и прочитать у Горького что-нибудь еще.

Осталось еще «Вассу Железнову» прочитать и пробелы в школьном образовании можно считать закрытыми.:-D
На самом деле одна из самых непринужденных и интересных его вещей, по крайней мере для меня, это «Детство» и, как ни странно, «На дне».


⇑ Наверх