Кориолан Кай Марций


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «angels_chinese» > "Кориолан": Кай Марций Вольдеморт с татуировкой дракона
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Кориолан»: Кай Марций Вольдеморт с татуировкой дракона

Статья написана 5 февраля 2012 г. 18:45

Писалось опять же для родной газеты. Будем считать, что и это — почти фантастика. Кстати, интересно, много было попыток поставить Шекспира в декорациях не настоящего, а будущего? Я уверен, что были, но припомнить не могу. Хотя ведь просится буквально, нет? 8-)

***

Актеру Рэйфу Файнсу слово «амплуа» чуждо. С одинаковой легкостью он играет кого угодно – от нациста Амона Гёта в «Списке Шиндлера» до графа Ласло в «Английском пациенте», от Аида в «Битве титанов» до Евгения Онегина в «Онегине», от Сами-Знаете-Кого в саге о Гарри Поттере до Иисуса в «Чудотворце» (справедливости ради стоит сказать, что кукольного Христа он всего лишь озвучивал). И каждая вторая роль приносит актеру урожай если не премий, то номинаций на престижнейшие премии. Однако Рэйфу Файнсу этого мало. Побывав на «Онегине» в шкуре продюсера, он захотел попробовать себя в режиссуре.

Режиссер Рэйф Файнс не стал искать легких путей.

Замахнуться он решил не абы на что, а сразу на Вильяма нашего Шекспира. И более того, не просто на Шекспира, а на одну из самых забытых его пьес – «Кориолан». Ставят эту трагедию куда реже, чем «Отелло» или «Гамлета», правда, Файнс, переигравший в театре почти всего великого барда, в 2000 году исполнил роль Кориолана. Но одно дело – сцена и чужая постановка, другое – съемочная площадка и собственный, да еще и дебютный фильм. Дело осложняется тем, что «Кориолан» – это длинная и занудная пьеса о легендарном древнеримском военачальнике, написанная весьма мудреным английским языком, и совсем не очевидно, что такое сочетание должно нравиться привычной к голливудским блокбастерам публике. Пусть даже бритый наголо главный герой будет выглядеть точь-в-точь как Лорд Вольдеморт.

Так вот, как ни удивительно, у Файнса все получилось. Для начала – он перенес действие в наши дни, вручил героям наряду с ножами автоматы, одел политиков в костюмы, а военных – в мундиры, заставил их ездить на бронетранспортерах, выступать по телевизору, участвовать в ток-шоу. Но при этом оставил Рим Римом (съемки велись в Белграде), консулов – консулами, сенаторов – сенаторами, и вообще отнесся к антуражу очень бережно. Даже вымышленный новостной телеканал в фильме носит латинское название «Fidelis». Это как бы Римская республика, только успешно дожившая до наших дней. Шекспир в «Кориолане» и осовременен, и сохранен одновременно.

То же касается шекспировского текста. Разумеется, он значительно сокращен – если бы фильм начался с длинных рассуждений сенатора Менения о власти как брюхе, провал был бы гарантирован, – но при этом то, что осталось, почти не подверглось переделке. Все без исключения герои говорят почти тем же архаичным и богатым английским, что и в оригинале, более того – они говорят практически стихами, и стихи отлично ложатся на «современную» картинку. Получилась условность в квадрате – условный Рим у Шекспира, ставший еще более условным современным Римом у Рэйфа Файнса, – и это ровно то, что нужно, чтобы зритель перестал обращать внимание на декорации и сосредоточился на главном. А главное и вечное тут – история римлянина Кая Марция, прозванного Кориоланом за взятие в ходе войны с вольсками города Кориолы, храброго, но горделивого и обидчивого полководца, в результате интриг изгнанного из Рима, переметнувшегося к своим врагам, вольскам, и во главе их армии осадившего Вечный город.

Кориолан в трактовке Файнса – честный вояка, не понимающий, отчего граждане Рима ополчились против него. Да, он, как профессор Преображенский, «не любит пролетариат», то есть чернь, – и что с того? Риму Кай Марций служил верой и правдой, а его предали, опозорили и выгнали. Вот Кориолан и решил отомстить, для чего подался к военачальнику вольсков Туллу Афвидию (Джерард Батлер), заклятому врагу, которого так и не смог победить. Ключевую роль в этом сюжете играют женщины, и Файнс нашел актрис, способных воплотить на экране шекспировские характеры: мать Кориолана играет гранд-дама Ванесса Редгрейв, супругу – восходящая звезда Джессика Честейн; обе исполняют свои роли филигранно. Единственного друга Кая Марция, сенатора Менения, изображает Брайан Кокс.

И не беда, что Кориолан носит камуфляж, а на шее у него красуется татуировка дракона. Страсти в этом фильме кипят вполне шекспировские, а они по определению не могут оставить зрителя равнодушным. И свои законные номинации, а то и премии Рэйф Файнс за «Кориолана», конечно, получит.





355
просмотры





  Комментарии
Страницы: [1] 2 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 18:49 цитировать

цитата

Кстати, интересно, много было попыток поставить Шекспира в декорациях не настоящего, а будущего? Я уверен, что были, но припомнить не могу.
«Запретная планета» по мотивам «Бури».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 19:10 цитировать
А, да. Чего это я. «The Forbidden Planet», молодой Лесли Нильсен, все дела. Разумеется. Спасибо :)
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 20:36 цитировать
а «Ромео и Джульетту» недавно (в пределах лет пяти) снимали? Современный город, мобильные телефоны. Или я путаю?
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 22:30 цитировать
В конце 90х, с Лёней ДиКаприо. Там Монтекки и Капулетти -- мафиозные кланы в Нью Йорке. Я очень опасался туфты, но вышло очень достойно!
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 22:44 цитировать
«Romeo must die»? Или с Ди Каприо? Но это не фантастика все-таки.


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 19:09 цитировать
о, приятно. люблю эту пьесу. персонаж такой... близкий по духу :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 19:10 цитировать
Ты тоже отбирала хлебушек у голодного плебса? :-)))
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 19:16 цитировать
и по сей день
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 19:23 цитировать
Я как плебей требую свою долю! :-D
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 19:26 цитировать
ты вообще иноземец, варвар и можешь разве что в цирке выступать. в роли львиной закуски :-)))
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 19:49 цитировать
*из пасти льва* Но Рим будет христианским — ты в курсе? Так что давай переметывайся к нам, пока Константин Великий в империи порядок не навел ;-)
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 21:52 цитировать
хуле, через 40000 лет я все равно буду Императором Галактики :-)))
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 22:45 цитировать
Мечтать не вредно :-)))
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 22:52 цитировать
не знаю. мечтания мне несвойственны :-)))
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 12:15 цитировать
Ааа! Так ты Яйцо Императора! То, из которого он вылупится через сорок тысяч вах! :-))):-))):-)))
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 12:52 цитировать
император че тебе, курица? я скромный зародыш :-)))
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 13:22 цитировать
А он гуманоид вообще? ^_^^_^^_^
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 13:32 цитировать
ну, если не считать трехметрового роста и истинно арийской внешности... :-)))
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 15:46 цитировать
Мутант. Ты зародыш мутанта! Я подозревал :-(((
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 16:55 цитировать
так, че ты имеешь против зародышей мутантов?! >:-|
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 17:18 цитировать
Вдруг ты в следующий раз на меня два стакана вотки выльешь пятой и седьмой руками? Вот и не имей потом против вас ничего... :-(((:-(((:-(((
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2012 г. 00:14 цитировать
нет, два стакана вотки я в следующий раз выпью. пятым и седьмым ртом
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2012 г. 01:01 цитировать
Окей. Тем легче будет заливать тебя фантой!


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 19:18 цитировать
Файнс, как всегда, играет великолепно, видно, как отдает всего себя роли, приятно было посмотреть. Правда в кинозале, кроме меня с женой, было всего два человека, хотя нет, вру, еще трое сидело с самого начала (то есть семеро было), но они, так сказать, не выдержали напора классики и ушли минут через 10-15 после начала.:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 19:23 цитировать
Та же фигня — в день премьеры в зале было десять человек, включая нас двоих, правда, никто не ушел, но молодежь явно готовилась к военной драме, а не к шекспировской 8:-0


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 22:05 цитировать
Дизельпанковый «Ричард Третий» с Лоуренсом Оливье был великолепен. Тут вроде бы тоже что-то сходное получается.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 22:34 цитировать
Эт что??? ??? «Ричарда Третьего» в антураже 30-40х годов (в закосе под Оруэлла) я знаю, но играл там Иэн МакКеллен. И это превосходный фильм. Особенно ценный тем, что весь шекспировский текст сохранён до последней буквы. Глядя его, я всё думал, как же они вырулят на фразу «полцарства за коня», и был вознаграждён виртуозным режиссёрским решением.
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 22:44 цитировать
Из фантастики там только одно — он фантастически скучный :)
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 22:50 цитировать
Я бы так не сказал. В отдельные моменты живости добавить не помешало бы, но в целом он мне скучным не показался.
А когда сюжет выруливает на Оруэлловские моменты, так это просто здОрово!
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 23:06 цитировать
Я не люблю Оруэлла и считаю «1984» поразительно скучным и довольно глупым романом, не очень талантливой перепевкой Замятина, к тому же на ходу подменяющей понятия. Может быть, дело в этом :)
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 14:35 цитировать

цитата angels_chinese

Я не люблю Оруэлла и считаю «1984» поразительно скучным и довольно глупым романом, не очень талантливой перепевкой Замятина

Субъективно, это, конечно, не очень удачное произведение, но его превратили в жупел. Точно так же произошло потом с Солженицыным, которому выдали Нобелевку явно не за какие-то там особые достоинства его прозы.

У Оруэлла есть гениальный сборник Памяти Каталонии, остальное — агитки.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 15:47 цитировать
«Скотский хутор» тоже вполне себе гениален, по-моему.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 18:15 цитировать
Но вот если бы он не написал ничего, кроме фразы из Памяти Каталонии

цитата

Когда идет война, лучшее, что можно сделать — остаться в живых, умножая тем самым число нормальных людей

этого бы уже хватило, чтобы запомнить его имя.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 21:14 цитировать
Протестую! А «Йорки прорвали фронт» и штурм генштаба Ланкастеров на танке? А французский десант? Скучный — это Ромео Ди Каприо и та, нелепая постановка «Зимней сказки» с оттенком ар-деко.


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 22:15 цитировать
Была интересная экранизация Гамлета Майклом Альмерейдой. Клавдий = Кайл Маклахлен, Гамлет = Итан Хоук, королева = Дайан Венора. Действие происходит в близком будущем. Предмет раздора — контрольный пакет акций ТНК Denmark Corporation.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 22:47 цитировать
Читал об этой экранизации вполне положительные отзывы, но самому видеть не довелось. Из всех Гамлетов для меня тему закрыл Кеннет Брана -- его Оскар за лучшую экранизацию заслужен раз 10 сразу. Кстати, там тоже осовремененный антураж, до середины 19 века -- эпохи революций, сотрясавших Европу, -- но главное там не это, а великолепная режиссура и игра.
После него я так и не смог нормально смотреть экранизацию Гибсона в аутентичном антураже 8 века. Ни режиссура, ни игра не вставляли!
После этого я стал тихо ненавидеть экранизацию Козинцева, исказившего смысл пьесы Шекспира: среди прочего он выбросил второй монлог Гамлета, суть которого -- довольно рефлексировать, пора действовать! В результате Гамлет в исполнении Смоктуновского -- характерный для русско-советского искусства рефлексирующий интеллигент и ничего более. :-(


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 22:45 цитировать
Сам вспомнил: «Тит» с Энтони Хопкинсом, конечно же. Полуфантастический такой.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 11:03 цитировать
Да, «Титус» с Хопкинсом отличный)
А последние сцены за «ужином» — вообще в стиле а-ля «Матрица» сняты. Не, как ни крути — суперская экранизация.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 11:12 цитировать
Но только почему «Титус»? ;)))
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 17:17 цитировать
Дык — Titus — же :-)))
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 21:23 цитировать
Дык и оригинал кагбэ «Titus Andronicus», однако ж ;)))


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 22:51 цитировать

цитата cat_ruadh

После него я так и не смог нормально смотреть экранизацию Гибсона в аутентичном антураже 8 века. Ни режиссура, ни игра не вставляли!

А вы почитайте Апдайка Гертруду и Клавдия. Там очень тонко и искусно проведена линия от VIII века как бы не к XIX-му.
http://fantlab.ru/work214573


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 23:29 цитировать

цитата cat_ruadh

Глядя его, я всё думал, как же они вырулят на фразу «полцарства за коня», и был вознаграждён виртуозным режиссёрским решением.
И как они туда вырулили?
(Кстати, Маккеллену неплохо удаются мерзавцы. В роли Гэндальфа — так, кажется? — он был куда менее адекватен.)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 00:53 цитировать
А кто сказал, что Гэндальф -- добрый? Да он железной рукой всех ведёт в светлое будущее, как он его понимает... Тот ещё тип! ;-)
МакКеллен ещё в театре Эстрагона играл в «В ожидании Годо» Беккета.

цитата FixedGrin

И как они туда вырулили?
Если я прямо отвечу на этот вопрос, это будет жёсткий спойлер. Вообще, в таком антураже фехтовальному поединку в кульминационной сцене явно не место. Но поединок есть, и все слова, которые нужно сказать во время его -- на месте! Лучше посмотрите сами! Фильм того стоит!

цитата FixedGrin

А вы почитайте Апдайка Гертруду и Клавдия.
Как-то проскочила эта книга мимо меня! Думал, что тему гамлетовских апокрифов закрыл Стоппард. Непременно попробую, даже недавнее переиздание есть...


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 12:02 цитировать
Продемонстрирую принадлежность к плебсу: «Хлеба! (и зрелищ)«!!! Ну или хоть одно из двух. Единственное достоинство фильма — Ванесса Редгрейв. Все остальное — режиссерский, актерский, да какой угодно провал, сумерки разума и предательство вкуса. Сохранить текст Шекспира в неизменном варианте и так лубочно перетащить в декорации, должные обозначать принадлежность к современному миру, с «патриотизмом», «шрамами» и прочими «изысками НЛП». Пытался найти какой-то символизм, но к середине фильма бросил это бесперспективное занятие, повесил ярлык «фарс» и с чистой совестью проржал всю вторую половину трагедии. До сих пор сокрушаюсь об отсутствии более откровенных сцен между «заклятыми врагами», фильм бы только выиграл (ну или заиграл новыми красками).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 12:14 цитировать
«Горбатая гора» — это не Шекспир, это другой автор ;)


Ссылка на сообщение7 февраля 2012 г. 01:07 цитировать
у Феррары замечательный фильм был по мотивам «Ромео и Джульетты» в антураже чайна-тауна и в нью-вейв эстетике, жутко стильный

трейлер евойный:
http://www.youtube.com/watch?v=oRYJXZ...
Страницы: [1] 2 



Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх