Роберт Ч. Уилсон, Слепое озеро (2003)
В американской глубинке, на Слепом Озере (Blind Lake), организован важнейший астрономический проект — первое в истории регулярное наблюдение за жизнью чужой цивилизации с планеты, обращающейся вокруг звезды в созвездии Большой Медведицы в 50 с лишним световых годах от Земли.
Нечто вроде Mars One Live, трансляции из невозвратной марсианской колонии, рейтинги которой, как ожидается, послужат существенным подспорьем в выводе марсианского космического проекта Человечества на хотя бы примерную самоокупаемость. Слепое Озеро — метафора не столько инопланетного общества (чужаки, как это станет ясно внимательному читателю, в общем-то догадываются о том, что за ними подсматривают, и даже используют сей факт в собственных целях), сколько земного.
Оборудование, применяемое в Проекте, управляется самомодифицирующимися искусственными интеллектами квантового уровня, и даже сами астрономы толком не понимают, как оно работает, в чем не стесняются признаться ревизорам из сенатских комиссий и настороженным воякам. В принципе, его вычислительных мощностей и разрешающей способности телескопов не должно быть достаточно для прямой трансляции из заокраинной космической дали. Тем не менее эксперимент идет, красивые картинки поступают, все в общем довольны.
Как гром с ясного неба, на Слепое Озеро и астрофизическую базу сваливается строгий карантин.
Русскому любителю фантастики известны два сценария развития такой ситуации — Саймака и Кинга.
Уилсон предлагает свой вариант: после поломки главного телескопа оказывается, что картинка, реконструированная компьютером, не только во многих чертах отлична от реальности, но и вступает с ней в петлю положительной обратной связи.
Всемерно учитывайте, пожалуйста, что кинговская авто-(и не авто-)компиляция Под куполом опубликована позже Слепого озера.
Что надеется упредить неизвестный Карантинный Надзор, полностью отрезав городок от внешнего мира? Как справиться с меметическим загрязнением — куда более опасным, нежели все виды оружия массового поражения, придуманные обезьянами-сновидцами (нейробиологическим деталям этого процесса у наших эволюционных предшественников уделено особое внимание)?
Много ли выиграет Человечество от замены Апокалипсиса Апокатастасисом?
На Слепом Озере меметическими антидотами, провоцирующими в качестве побочного эффекта ложную слепоту, выступают разархивированные со скуки видеоролики из локальных соцсетей, смонтированные на манер широкополосных телепередач позднего ХХ века.
... вредно присаживаться на эдакие антидепрессанты, если отражение в зеркале задает вам странные вопросы. В некоторых случаях Зеркальной Подруге полезнее ответить честно, хотя потом и возможны пытки, которыми будет проверяться искренность.
Смотри, что дают увидеть, или не смотри вообще. Никакого индивидуального подкастинга. Реалити-шоу внутри реалити-шоу для участников реалити-шоу.
Поэтому на самом деле ты ничего не в состоянии разглядеть.
Тебе придется представить, что ты Тесса Скаттер.
* * *
Слепое озеро чем-то напоминает За миллиард лет до конца света Стругацких, как атмосферой рушащегося гомеостаза локальной системы физических и этических координат, так и оборванными на половине абзаца или фразы эпизодами в конце глав. Хотя даже тонкие ценители экшена найдут для себя под водами Слепого Озера все то, чего им недоставало в знойном Ленинграде.
Mirror mirror on the wall, who's the sneakiest one of all?
Перед прочтением рекомендуется немного освежить в памяти (или открыть для себя) азы квантовой механики в ее копенгагенской и согласованно-исторической (сonsistent histories) интерпретациях. Не помешает пролистать Сумму технологии Лема в части, относящейся к фантоматике. Полезно знакомство и с конкурирущими истолкованиями парадокса Ферми. Наконец, — прикрывая инфодамп, — в Слепом озере Уилсон временами обыгрывает сказку о Белоснежке... причем Белоснежка эта и на коня, и в избу, с нее станется переварить отравленное яблоко и прокусить горло королеве.
(Да охранят нас голливудские боги от экранизации Слепого озера с Кристен Стюарт в роли Тессы.)
В отличие от Дарвинии, роман вполне целостен семантически и стилистически.