Не могу назвать себя большим поклонником или знатоком исторической прозы. Нет, у родителей было собрание В. Пикуля, которое не прошло мимо моих жадных до чтения глаз, но на этом, пожалуй, и все. Не считать же «Айвенго» и «Три мушкетера», прочитанные в раннем детстве. Тем сильнее было впечатление, когда по рекомендации в одной из тем форума я открыл для себя роман Юлии Беловой и Екатерины Александровой «Бог, король и дамы!» из неоконченного пока цикла «Виват, Бургундия!».
Авторами роман назван историко-фантастическим, но из фантастики там пока несколько измененная география, кажется. Я не настолько хорошо разбираюсь в истории, чтобы говорить о какой-либо четкой исторической достоверности. Впрочем, Юлия Белова по образованию историк, так что с достоверностью, думаю, все в порядке. Да и не ради нее мы открываем исторические романы. Даты и события можно в учебнике истории уточнить, а вот та непередаваемая атмосфера, вкус эпохи… очарование давно ушедших дней – вот этим текст и берет.
Впрочем, к делу. В прологе нам рассказывается о некоем проклятии, наложенном на древний род де Бретеев и, конечно же, даются туманные пророчества, по поводу того, как его снять. Полагаю, что к концу трилогии "…мертвый король отдаст свой меч, Бургундия вернет былую славу, а дух графини де Бретей обретет покой", но пока до этого ох как далеко.
История начинается в 1560 году, когда молодой кавалер Жорж-Мишель-Ролан-Готье-Ален де Лоррен граф де Бар и де Лош, направляясь в Сорбонну, чтобы учиться вместе с тремя принцами: Анри де Лорреном, Александром де Валуа и принцем Беарнским, становится свидетелем праздника по поводу помолвки трехлетнего Александра де Бретея.
Собственно, взрослению, приключениям и хитрым переплетениям судеб этих двух молодых людей и посвящен роман, заканчивающийся страшной ночью 24 августа 1572 года, но, конечно же, ими не ограничивается. Жизнь королевских дворов Франции, Испании и сопредельных держав выписана ярко и четко, со вкусом и глубоким знанием дела.
Историческая масштабность, возможно, отпугнет неопытного читателя, запутавшегося в многообразии персонажей и родственных связях монархов средневековой Европы. Но тот, кто проявит к тексту чуть больше внимания и уважения, несомненно, получит море удовольствия, как получил его я.
Абсолютно покорила великолепно прописанная атмосфера французского двора с шокирующим неподготовленного читателя (зрителя?) соседством блестящего великолепия, утонченности и в то же время грубости и грязи.
цитатаВид короля Карла и его братьев, испепелявших друг друга ненавидящими взглядами, фрейлин королевы-матери, предающихся наслаждениям с каким-то истеричным весельем, разряженных придворных, готовых абсолютно на все и, возможно даже, в виде исключения, на порядочный поступок, мог напугать кого угодно.
Влюбленность и любовь, коварство и предательства, роскошные залы Лувра и грязные подворотни парижских трущоб, знатные дамы и уличные проститутки, зачастую, не слишком отличающиеся друг от друга, благородные дуэли и резня в темном переулке, верные друзья и враги, интриги и божий промысел – все это ожидает героев в их нелегкой, но жутко увлекательной жизни.
Язык... Может быть, кто-то найдет его недостаточно достоверным, или слишком вычурным, но, опять же, на мой взгляд, он великолепно вписывается в создаваемую авторами картину. Некоторые пассажи доставляют почти физическое удовольствие.
Почему-то при прочтении возникают ассоциации именно с картиной, где все, начиная от общей композиции масс и выбора красок (акварель, масло или уголь?), заканчивая техникой мазков и выбором рамы, работает на одну конечную цель, создавая полотно, которому веришь, которым наслаждаешься.
Герои хороши. Конечно, кто-то скажет о недостаточной глубине характеров, возможно, их статичности. Скажем, та же Аньес Хагенау, чья история, прописанная ярко и с большим чувством, вызывает сострадание, но при этом сама принцесса практически не меняется. Как была наивной, романтичной девочкой, проявляющей твердость характера скорее с перепугу, так и осталась. И речь не только о ней, таких персонажей достаточно. Но на самом деле – это еще один мазок в общую картину, делающий ее еще рельефнее, еще достовернее. Ведь мы говорим не о наших современниках, а о французах века шестнадцатого, когда и любили до гроба и радовались до слез и ссорились навсегда, чтобы поклясться в вечной дружбе через пару бокалов. Когда и краски и мир и чувства были ярче, насыщеннее. К тому же, большинство героев люди достаточно молодые, не склонные к рефлексии и самокопанию, еще не успевшие приобрести достаточный жизненный опыт. Даже графу де Лош не исполнилось на момент окончания и тридцати лет. Вся жизнь впереди!
Как я уже говорил, авторам удалось создать великолепную, захватывающую историю и в то же время, красивое историческое полотно с тщательно проработанными деталями и стилизацией под эпоху. Искренне рекомендую к прочтению, тем, кто с произведением еще не знаком.