Полтора десятка авторов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «visto» > Полтора десятка авторов советской фантастики на одной картине маслом
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Полтора десятка авторов советской фантастики на одной картине маслом

Статья написана 16 февраля 2014 г. 04:22
Дело его неожиданно увенчалось даже ещё большей удачей, чем он ожидал, но это-то его и смущало.
                      Ю. Либединский. «Большие пожары» (Глава VI. «Пять героев пролетарского происхождения»)


Главный герой нашего повествования в двух частях, имеющий отношение к истории советской фантастики: Заслуженный деятель искусств Литовской ССР, лауреат Государственной премии, Народный художник РСФСР Анатолий Никифорович Яр-Кравченко (1911-1983), уроженец города Благовещенска Амурской области.




Часть первая

ТОВАРИЩИ ХУДОЖНИКИ, ВСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА ВАС!

Две сотни работ художника Яр-Кравченко сегодня находятся на его родине — в фондах Амурского областного краеведческого музея. В 2012 году музейщиками была подготовлена специальная выставка. Особое место в экспозиции занял графический эскиз к картине  «Ответственность на вас!» (картон размером 330 x 213 см). В 1960 году на его основе Яр-Кравченко совместно с А. Зарубиным создали картину, которая сейчас хранится в Москве в Государственном литературном музее.

Мгновение первой неформальной встречи советских писателей, состоявшейся 26 октября 1932 года на квартире A.M. Горького на Малой Никитской, «восстановлена» красками на огромном холсте в мельчайших деталях. Хотел сказать — документально, но воздержусь до выяснения всех обстоятельств. Начнём с замысла картины. Яр-Кравченко вспоминал о об этом моменте так: «В 1947 году я гостил у писателя Петра Андреевича Павленко в Ялте, где он тогда жил, и писал его портрет. Однажды к Павленко зашли отдыхающие в то время в Ялте Маргарита Алигер и Савва Голованевский. Завязалась дружеская беседа, во время которой Петр Андреевич рассказал о встрече писателей на квартире у А.М. Горького в 1932 году, накануне Первого съезда писателей. Блестящий рассказчик, Павленко сумел так образно нарисовать картину этой знаменательной встречи, что мне почти наяву представился этот большой разговор о судьбах советской литературы».

И так, замысел картины возник с подачи Павленко...  Несмотря на то, что Пётр Павленко с молодых лет носил очки, он всё же не мог не заметить присутствия на встрече таких людей, как Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов и Постышев. У меня нет сомнения, что они присутствовали и в его устном рассказе. Но где же они на картине? Увы, мы их не видим... Этот факт, мне думается, привносит в это полотно некую нереальность происходящего. В названии картины всё же остались отголоски фразы Сталина: «На вас лежит ответственность, чтобы люди отдавали свои силы построению самого передового строя в мире — социализма и защите его от всяких завоевателей».




Картон из Амурского областного краеведческого музея — это начальный этап работы над живописным полотном, когда, в основном, решаются композиционные задачи построения многоперсонажного полотна. Удивительно, но нём первые лица государства уже отсутствуют. Неужели художник принял решение затушевать роль партийного руководства советской литературой, или дата написания картона — «1930-е годы», указана в карточке учёта неверно? Искусствоведы музея склоняются ко второму мнению — над ним художник работал после 1956 года, когда Н.С. Хрущев уже выступил с докладом «О культе личности и его последствиях», имевшим ещё и другое название — «Секретный доклад Хрущёва на XX съезде КПСС». Есть сведения о том, что большое эпическое полотно «Писатели» художник задумал написать еще до Великой Отечественной войны. Скорее всего, речь идёт о какой-то другой картине. Ведь, как признавался сам художник, замысел «Ответственности...» возник в 1947 году.

Чувствую ваше закипающее возмущение: «В конце-то концов, покажите нам полотно!»

Показываю.


«Ответственность на вас!». Встреча писателей на квартире у А.М. Горького в 1932 году.

Художники А.Н. Яр-Кравченко, А.П. Зарубин. Холст, масло. 1960 г.

Картина хранится в Литературном музее (г. Москва)




Чтобы понять для чего я затеял разговор об этой картине на сайте «Лаборатория фантастики», внимательно рассмотрим каждого присутствующего на полотне и уточним его (её) причастность к НФ. Для удобства, участников встречи, изображённых на полотне, я расположил по алфавиту, а Репродукция-2 с указателями поможет вам найти их на картине.


Репродукция-2




1. Афиногенов Александр Николаевич (1904-1941) — советский драматург, впоследствии — писатель (под псевдонимом Н. Степной).
Его отношение к НФ пока для меня не выяснено. Возможно, «Малиновое варенье» (1926 год)? О которой сказано в Вики: «...коммунистическая мелодрама с гипертрофировано негативным изображением представителей буржуазии». Более близкой к теме НФ мне показалось вот это место из дневников Афиногенова: «...Вторая тема [для пьесы, подсказанная Горьким Афиногенову. — visto] о СССР и отношении к нему... Белые в Париже организовали контрчеку, у них свои штабы, проникают в посольства, охраняют белых, нападают на граждан СССР, работают, словом. То же самое в других странах. Это можно здорово разделать, как моменты окружения нас, подготовки войны, как столкновение сил и миров. В обозрении можно противопоставить министра, выступающего с речью — долой машины, банкира, который хапнул миллионы и потому пользуется всеобщей завистью и уважением, и — с другой стороны, рабочего, ленинградского маляра, кот(орый) внёс предложение о дне индустриализации. Приходит на завод деревенский парень. Поля рождают просторы в мыслях и неопределенности их. И тут машины, воля, скованная в станках, человек и его могущество, от одной руки — тысячи лошадиных сил приходят в движение,— это сковывает, но это и двигает вперёд. Тема сатирическая, бытовая. Перед занавесом чёрт. Он в сюртуке, он извиняется за своё существование, но он существует. Он здесь будет организовывать цепь, заговор случайностей, чтобы люди через эти случайности пришли в соприкосновение и обнаружили тем самым свои внутренние качества, свои бытовые уродства. Чёрт передвигает вещи, подсовывает письма, чёрт создает внешние мотивировки для развития поступков людей в их бытовом окружении. Он порой язвительно усмехается и спрашивает в публику: «Каково, хорошо ведь работаю, вот как людишки сталкиваются, вот какая чертовщина разыгрывается»» (А. Афиногенов. Дневники и записные книжки». М., «Советский писатель», 1960, с. 108, 110-111). Существует ли пьеса с таким сюжетом у Афиногенова — не знаю. Поэтому ставлю в скобочки (?) — «сомневаюсь» значит.




2. Багрицкий Эдуард Георгиевич (настоящая фамилия — Дзюбин, Дзюбан) (1895-1934) — русский поэт, переводчик и драматург. Его отношение к НФ пока для меня не выяснено. Ставлю (-) «минус».




3. Бахметьев Владимир Матвеевич (1885-1963) — русский советский прозаик, публицист, литературный критик, классик социалистического реализма. В жанре НФ авторством не отметился. Зато, Владимир Бахметьев, как персонаж (не прототип!) появился в фантастическом рассказе Сергея Павловича Залыгина «Однофамильцы» (см.: http://100pudov.com.ua/library/5/769/?page=2 )

»...Вл. Бахметьев был обескуражен, обескураженный предложил:

— Перейдем к художественной литературе. Пора к художественной! Какие произведения выдающегося писателя революционной эпохи Бахметьева Владимира Матвеевича вы читали? — спросил он. — Читали «Преступление Мартына»? Поняли, что это полемика с «Преступлением и наказанием» Федора — забыл отчество — Достоевского? Знаете, что Мартын почти что получил Государственную премию эС эС эС эР? У вас захватывало дух, когда вы читали «Мартына»?

— Захватывало! — приврал Бахметьев К.Н.

— Тогда — начнём!

— Начнём. У меня цитаты из «Мартына» выписаны, и вот я читаю: «Мартын знающими глазами оглядывал чёрное небо, тонким слухом ловил призывные крики рожка и не сторонясь встречал галоп курьера». Пожалуйста, поясните — какой галоп и какого курьера не сторонясь встречал Мартын? Здесь, в тексте, больше ни о галопе, ни о курьере — ни слова?

Вл. Бахметьев молча, с закрытыми глазами слушал цитату из него самого, попросил цитату повторить, потом сказал:

— Если бы я не знал, что это написал я, я бы подумал, что это написал Лев Николаевич... Еще вопросы?..»

Для причисления к НФ — маловато. Ставлю в скобочки (?).




4. Герасимова Валерия Анатольевна (1903-1970) — русский советский писатель, первая жена Александра Фадеева. Рассказ «Баба» (о будущей войне) (благодарность за информацию лаборанту ameshavkin). Ставлю (+) «плюс».




5. Гладков Фёдор Васильевич (1883-1958), русский советский писатель, классик социалистического реализма. Принадлежность к НФ мною не замечена. Ставлю (-) «минус».




6. Горький Максим (литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова (1868-1936) — русский писатель, прозаик, драматург. Отношение к НФ: «Девушка и смерть» (поэма-сказка, опубликована в июле 1917 в газете «Новая жизнь»). Об этой поэме-сказке и о художнике Яр-Кравченко мы ещё сегодня поговорим (см. ниже). Ставлю твёрдый (+).




7. Ермилов Владимир Владимирович (1904-1965), литературовед, критик. Был редактором «Юношеской правды», «Молодая гвардия», главным редактор журнала «Красная новь» (1932-1938). Главный редактор «Литературной газеты» (1946-1950). Начал печататься в 1920 году. Ермилова называют одним из самых одиозных партийных и литературных функционеров 1930-х — 1950-х годов, ратовавшего за идейность литературы, выступавшего против «формалистов», в конце 1940-х — против «космополитов» и «низкопоклонничества перед Западом»). Был одним из лидеров кампании против творчества Достоевского. К НФ имеют косвенное отношения книги Ермилова: Н.В. Гоголь. М., 1952.; Гений Гоголя. М., 1959. Ставлю в скобочки (?).




8. Зелинский Корнелий Люцианович. Единственный участник изображённой на картине встречи, кто оставил подробные записи об этой встрече (См.: Зелинский К.Л. Одна встреча у М. Горького, журн. «Вопросы литературы» 1991, № 5). К НФ имеют отношения: его содействие изданию посмертного сборника новелл А.С. Грина, к которому он написал предисловие. Выражение «Гринландия» принадлежит ему (см.: Жизнь и творчество А.С. Грина. // Грин А. С. Фантастические новеллы. М., 1934). Зелинский автор статьи «Литература и человек будущего» // Вопросы литературы (М.). — 1962. — № 2. В статье есть фраза: «У всех наиболее видных и серьезных писателей-реалистов мы встретим в их произведениях высказывания о человеке будущего, о коммунизме. И это закономерно, поскольку советские писатели, изображая сегодняшнего человека, неизбежно связывают сегодняшнюю борьбу с теми общими идеями, которые положены в основу всей народной борьбы за коммунизм в советские годы». Ставлю в скобочки (+).




9. Иванов Всеволод Вячеславович (1895-1963), русский советский писатель и драматург. НФ в творчестве Иванова представлена «Фантастическим циклом» и опубликованным посмертно романом «У». Ставлю в скобочки (+).




10. Катаев Валентин Петрович (1897-1986), советский писатель, драматург и поэт. Автор авантюрно-утопических романов «Повелитель железа» (1924), «Остров Эрендорф» (1924) и многих рассказов. Ставлю в скобочки (+).




11. Либединский Юрий Натанович (1898-1959). В 1927 году принял участие в коллективном романе-буриме «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». (Моё мнение — если роман «Большие пожары» относим к фантастике, то и всех, кто его написал — к фантастам). Он же — автор НФ повести «Пушка Югова». Магадан: Советская Колыма, 1946 г.; М.: Миллиорк, 2012 г. Ставлю в скобочки твёрдый (+).




12. Малышкин Александр Георгиевич (1892-1938), русский советский писатель, классик социалистического реализма. Принадлежность к НФ мною не обнаружена. Ставлю в скобочки (?).




13. Маршак Самуил Яковлевич (1887-1964), русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Великолепный сказочник. Ставлю в скобочки (+).




14. Никулин Лев Вениаминович (Лев Владимирович Ольконицкий) (1891–1967). Автор НФ рассказов «Долг», «Патент 78925» и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе-буриме «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». Ставлю в скобочки твёрдый (+).




15. Никитин Николай Николаевич (1895-1963), советский писатель и драматург. Начал писать с 1922 года. Был в объединении «Серапионовы братья». В ранних рассказах Никитин изображал эпизоды гражданской войны. Политическим действиям своих персонажей («Рвотный форт», «Полёт») давал сексуальную мотивировку, утверждая, что революция дала простор для повышено-эротического восприятия мира. Это убеждение автора сопровождалось подчеркнутым натурализмом, отсутствием стройной композиции, чёткого сюжета, пристрастием к заумно-«оригинальным» определениям. Показывая в своих произведениях «мелкого человека», гипертрофировал мещанский быт. В романе «Шпион» (1930), разоблачая шпиона, руководителя диверсионных актов, по словам критиков, «абстрагировался от изображения советской действительности». Принадлежность к НФ мною не замечена. Ставлю в скобочки (?).




16. Огнев Н. (иногда «Николай Огнёв»), настоящее имя Михаил Григорьевич Розанов (1888-1938), русский советский писатель. НФ в творчестве автора: рассказы: «Рассказ о необыкновенной школе», «Щи республики» и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе-буриме «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». Ставлю в скобочки (+).




17. Павленко Пётр Андреевич (1899-1951), советский писатель. Лауреат четырёх Сталинских премий первой степени (1941, 1947, 1948, 1950). НФ в творчестве автора: роман «На Востоке». Ставлю в скобочки (+).




18. Панферов Фёдор Иванович (1896–1960), русский советский писатель. Принадлежность к НФ мною не замечена. Ставлю в скобочки (?).




19. Пешкова Надежда Алексеевна (урожденная Введенская) (1901-1971). Невестка Максима Горького, жена его сына Максима Пешкова. Член союза художников СССР. Портреты Горького и его друзей кисти Пешковой находятся в нескольких музеях России. Принадлежность к НФ мною не замечена. Разве что портрет Вс. Вяч. Иванова её кисти? Ставлю в скобочки (?).




20. Погодин Николай Фёдорович Погодин (настоящая фамилия — Стукалов (1900-1962), советский сценарист и драматург. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). Лауреат Ленинской (1959) и двух Сталинских премий (1941, 1951). Принадлежность к НФ мною не замечена. Ставлю в скобочки (?).




21. Пришвин Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954), русский советский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Отношение к НФ: сказочные мотивы в его повестях-сказках и романах-сказках, повесть «Женьшень» (1932). Ставлю в скобочки (+).




22. Сейфуллина Лидия Николаевна Сейфуллина (1889-1954), русская советская писательница. О её отношении к НФ? Мне известно лишь о том, что выступая на заседании Союза писателей в 1930 году, она обрушилась на А.С. Грина, назвав его идеологическим врагом, которому нельзя помогать ни при каких обстоятельствах. Каким это образом могло и повлияло ли на развитие советской НФ? Короче, ставлю в скобочки (-).




23. Серафимович Александр Серафимович (настоящая фамилия — Попов (1863-1949), русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Принадлежность к НФ мною не замечена. Ставлю в скобочки (-).




24. Сергеев-Ценский Сергей Николаевич (1875-1958), русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Академик АН СССР (1943). Принадлежность к НФ мною не замечена. Ставлю в скобочки (?).




25. Сурков Алексей Александрович (1899-1983) — русский поэт, общественный деятель, подполковник (1943), Герой Социалистического Труда (1969), дважды лауреат Сталинской премии (1946, 1951). Ставлю в скобочки (-).




26. Тихонов Николай Семёнович Тихонов (1896-1979) — русский советский поэт. Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат Международной Ленинской «За укрепление мира между народами» (1957), Ленинской (1970) и трёх Сталинских премий первой степени (1942, 1949, 1952). В молодости поэт был последователем Гумилева, испытал также мощное влияние творчества Киплинга. Входил в литературное объединение «Серапионовы братья». Автор сказки для детей «Умный танк». Что-то ещё стихотворное... Ставлю в скобочки маленький (+).




27. Толстой Алексей Николаевич (1882-1945) — русский советский писатель и общественный деятель. Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941; 1943; 1946, посмертно). «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» — думаю достаточно для причисления к цеху. В 1927 году принял участие в коллективном романе-буриме «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». Ставлю в скобочки самый твёрдый (+).




28. Фадеев Александр Александрович (1901-1956), русский советский писатель и общественный деятель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Его отношение к НФ пока для меня не выяснено. Давным-давно сделал выписку для себя из чьей-то библиографии НФ, где рассказ Александра Фадеева «Письмо», опубликованный в газете «Тихоокеанская звезда» (Хабаровск. 1940. 3 нояб. № 258), был назван фантастическим. Оказалось, он вовсе и не фантастический, а про партизан Гражданской войны на Дальнем Востоке. Можно было бы поговорить о вкладе Александра Фадеева в создание фильма-поэмы Александра Довженко «Аэроград», да тоже много неясного. Начали вместе набирать материал к фильму: Довженко, его супруга Юлия Солнцева (та самая Аэлита из знаменитого немого фильма) и Фадеев. Потом бац! Дружба врозь — всё «порвато-растоптато». А ведь, как начиналось! Осип Резник, советский критик и литературовед (1904–1986), по просьбе Довженко приступает к написанию фантастического сценария «Гринландстрой», где советские самолёты посыпают полярный лёд углём... Наступает потепление... В Сибири зреют бананы... и всё такое прочее. Короче, «притянуть» Фадеева к кинофантастике не получается. Ставлю в скобочки (?).




29. Федин Константин Александрович (1892-1977), советский писатель. В 1927 году принял участие в коллективном романе-буриме «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». Маловато будет. Но, как сам же говорил выше... Ставлю в скобочки малюсенький, но (+).




30. Форш Ольга Дмитриевна, урождённая Комарова (1873-1961), русская советская писательница. Отношение к НФ: сказки «Духовик», «Пумпин сад», «Русалочка Ротозеечка» и др. Ставлю в скобочки (+).




31. Чуковский Корней Иванович (1882-1969) — русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. Отношение к НФ: кинороман «Бородуля» (1929) и всем с детства известные сказки. Ставлю в скобочки (+).




32. Чумандрин Михаил Фёдорович (1905-1940), русский советский прозаик. Был членом редколлегии нескольких журналов, редактор журнала «Ленинград» в 1930-1931 годах. В 1935-1936 жил на Дальнем Востоке. Заведующий литературной частью Большого драматического театра в 1936-1937 годах. В 1937 году Чумандрину пришлось принести публичное покаяние за то, что в его ранних произведениях действуют левые коммунисты. Погиб на финской войне. Посмертно награждён Орденом Ленина. Принадлежность к НФ мною не замечена. Ставлю в скобочки (?).




33. Шишков Вячеслав Яковлевич (1873-1945) — русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946 — посмертно). Его отношение к НФ пока для меня не выяснено. Восхищает великолепное использование Шишковым аллегории, символики, легенд старообрядчества. И всё же, ставлю в скобочки (?).




34. Шолохов Михаил Александрович (1905–1984) – советский писатель, лауреат Нобелевской премии, лауреат Сталинской премии, академик, дважды Герой социалистического труда. Принадлежность к НФ мною не замечена. Можно вспомнить роман «Икс» Дмитрия Быкова... И всё же — нет. Ставлю в скобочки (-).




35. Неопознанный литератор. (-).




Подведём итоги. Из 35 человек, «присутствующих» на полотне — 16 авторы фантастических или сказочных произведений. Встречали ли вы в истории мировой живописи картину, где бы на одной плоскости было бы изображено столько фантастов? Нет? Вот и я не встречал. Значит — полотно претендует на регистрацию и фиксацию рекорда в книге «Сверх-фантастическое в истории НФ». Если такая имеется. Или я не прав?




P.S. Готов исправить количество фантастов (желательно в сторону увеличения), с условием аргументированных замечаний. Буду благодарен, если кто-нибудь поправит мою идентификацию персонажей, изображённых на картине «Ответственность на вас!»





Часть вторая

ОЗВУЧКА КАРТИНЫ МАСЛОМ

Анатолий Никифорович Яр-Кравченко в 1939 году начал работу над картиной «А.М. Горький читает 11 сентября 1931 года И.В. Сталину, В.М. Молотову и К.Е. Ворошилову свою сказку «Девушка и смерть». Картина была закончена в 1941 году, и в том же году экспонировалась сразу на трёх художественных выставках. Более двух лет длился подготовительный период создания полотна. Давайте попробуем восстановить события этого периода: Яр-Кравченко узнаёт (скорее всего из газет), что Сталин похвалил юношескую поэму-сказку «Девушка и смерть», написанную Горьким ещё в 1892 году (первая публикация в июле 1917 года в газете «Новая жизнь»). И как похвалил: «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гете (любовь побеждает смерть)». Случилось это в октябре 1931 года.



Первых лиц государства и известных писателей Яр-Кравченко рисовал до этого многократно. Оставалось уточнить место и участников чтения сказки и, разумеется прочесть саму «эту штуку». Прочесть её вслух, с выражением, для того, чтобы правдиво изобразить реакцию слушателей и жест чтеца. Вот мы и подошли к естественному вопросу: Какие слова из сказки звучат из уст Горького в момент, изображённый на картине?



В помощь выполняющему заданию, и чтобы не искать сказку и не «стирать» глазки, — включите видео с исполнением «Девушки и смерть» и «ловите» момент, глядя на реакцию слушателей, изображенных на картине:

М. Горький. «Девушка и смерть». Читает Широков Виталий. См.: http://www.youtube.com/watch?v=9Mr27NyuXUA
М. Горький. «Девушка и смерть». Читает Виталий Кашперский. См.: http://www.youtube.com/watch?v=pb4V2p1ch18




Мои варианты:


             «...Не сердись,- ответила девица,-
              За што на меня тебе сердиться?
              Целовал меня впервые милый
              Под кустом зеленой бузины...»

Или:


             «...Час прошла и видит: в перелеске,
             Под росистой молодой орешней
             На траве атласной, в лунном блеске
             Девушка сидит богиней вешней.
                 Как земля гола весною ранней.
                 Грудь её обнажена бесстыдно.
                 И на коже шелковистой, ланьей
                 Звёзды поцелуев ярко видны».


Листавшие книгу М. Горького «Стихотворения». М., 1951 год из сталинской библиотеки, где есть страница горьковской сказки с автографом Сталина и репродукция картины Яр-Кравченко, утверждают — Сталин трижды синим карандашом перечеркнул крест-накрест их. Как это понимать? Как хотите, я лишь своё скажу: Иосиф, ты был не прав. «Фауст» всё же сильнее!




Примечание:

* Изображение картона любезно предоставила учёный секретарь Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского Васина Инна Владимировна. Она же — автор статьи «Из истории картины А.Яр-Кравченко и А.Зарубина «Ответственность на вас». В сопроводительном письме она, в частности, написала: «...К сожалению, качество только такое. Идентификация всех персонажей картона, я думаю, невозможна, т.к. лица многих изображённых литераторов (я имею в виду непосредственно картон к картине) прорисованы нечётко и их расположение не совпадает с картиной, хранящейся в Государственном литературном музее. Следовательно, соотнести их (писателей) вряд ли предоставляется возможным».




Ссылки для заинтересовавшихся темой этой страницы:

И. В. Васина. Из истории картины А. Яр-Кравченко и А. Зарубина «Ответственность на вас!». Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского, г. Благовещенск См.:
http://www.museumamur.ru/otvetstvennost_na_vas.html

Видео-репортаж с открытия выставки А.Н. Яр-Кравченко, на котором сын художника рассказывает о работе отца над картиной «Ответственность на вас!». 3 Мая 2011 г. См. Boris Martynov: http://www.youtube.com/watch?v=2wiQpzTJc5g

«Девушка и Смерть»- рок-опера по одноимённой сказке М. Горького. Постановка Георгия Ковтуна. Музыка Евгения Лапейко. См.:
http://www.youtube.com/watch?v=mOnUSWaUH70




Файлы: Поцелуй.jpg (550 Кб)


1692
просмотры





  Комментарии
Страницы: 123


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 04:38
К сожалению, не могу найти у себя в колонке текст на эту тему, там была картинка с бОльшим разрешением, но -- вот здесь с десяток фантастов наберется. А если бы еще найти оригинал... 8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 04:44
Ну во-первых «с десяток» :-D А во-вторых — картина маслом :-[ Но, несомненно, интересно — тоже надо в книгу рекордов!!! :beer:
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 04:49
Так с картиной маслом -- пойди посоревнуйся. :) Но случай интересный, вот и вспомнился. В комментах у меня тогда узнали почти всех или всех, уже не помню; жалко, что не найти...


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 04:55
О да! Та самая резолюция Сталина!!!


цитата

Когда-то Сталин написал на свеженапечатанном экземпляре поэмы Горького «Девушка и Смерть»: «Эта штука посильней, чем «Фауст» Гете. Любов побеждает смерть». По тогдашним правилам всякая резолюция Сталина немедленно покрывалась лаком и публиковалась. А исправить такую резолюцию было столь же опасно, как и опубликовать в ошибочном виде. Тогда один мудрец навалял целую монографию о том, что есть гнилая и растленная буржуазная «любовь», а есть крепкая и чистая пролетарская «любов». Ее уже хотели печатать, но решили напоследок показать-таки вождю. Его отзыв был по-спартански лаконичен: «Дураки! Это просто описка. И.Сталин».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 12:48
Значит, что эта публикация автографа Сталина ИСПРАВЛЕНА!!! На ней слово «любовЬ» — буржуазное! ???
Спасибо! Не знал о таком труде (монография). Как бы нам пригодилось в годы выпуска «Лаборатории ЛЭФ» (КЛФ Любителей Эротической Фантастики). Тема такая была — «Как это у них, у нас и на др. планетах? В СССР-то не было :-D«.


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 07:47
Отличная статья. Конечно многие писатели попали в фантастику по требованию времени. Одни по времени НЭПа, а другие по указанию Сталина
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 13:19

цитата тессилуч

другие по указанию Сталина
Вслед за персонажем Гайдая воскликну: «Огласите, пожалуйста, весь список!» 8:-0
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 13:59
Например: Павленко придворный писатель -основатель «Военной фантатики»
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 19:10
Специально перечитал http://www.independent-ac...
Книга о взаимоотношениях Вождя Народов с деятелями искусств. Много интересного, но намека на «указания» стать писателем-фантастом (!) что-то не нашёл :-( Два описания, где фигурируют авторы фантастики. Никакого, даже намёка, на фантастику нет :-(
«Встреча» Сталина с Павленко:
Разрешение
В процессе работы над фильмом «Клятва» у Павленко и Чиаурели возникла необходимость поговорить со Сталиным. Берия организовал им такую встречу. В назначенный день шесть человек творческой группы фильма пришли на прием. Их пригласили в комнату, где был накрыт стол. Вскоре пришел Берия, а чуть позже Сталин.
Гости и хозяин сели за стол. Сталин спросил:
– Почему вы без жен?
– В Тулу со своим самоваром не ездят, – пошутил Чиаурели.
Сталин встал, вышел из-за стола и покинул комнату.
Все застыли. Подождали пять… десять… пятнадцать минут… Берия побледнел и вышел. Вскоре он вернулся и сказал Чиаурели:
– Ты дурак! У тебя дурацкие шутки. Уходи. Все уходите. Сталин не будет с вами беседовать.
Несмотря на этот весьма неудачный случай, Чиаурели и Павленко через Берия удалось проконсультировать у Сталина одну из сцен будущего фильма: можно ли снимать речь – «клятву» Сталина над гробом Ленина не в Колонном зале, где согласно всем известной официальной версии она происходила, а на Красной площади.
– Ну что же, – ответил Сталин, – если художник так видит, то можно.

Сталин и автор книги «Месс-Менд»
«Не тянет»
Обсуждался список писателей, представленных на Сталинскую премию. Докладывал Фадеев. Сталин ходил, курил трубку.
Когда был оглашен список представленных к премии I степени, Сталин поинтересовался:
– А как насчет премии товарищ Шагинян?
– Мы обсуждали ее книгу, товарищ Сталин, пришли к выводу, что она не тянет.
Фадеев зачитал список представленных к премии II степени. Сталин опять спросил:
– А как же с премией товарищ Шагинян?
Фадеев с упорной последовательностью ответил: обсуждали ее книгу, не тянет она.
Сталин нахмурился. Фадеев зачитал имена кандидатов на премию III степени. Сталин снова спросил:
– А как же все-таки с премией за книгу Мариэтты Шагинян?
– Не тянет она на премию – слабая книга, товарищ Сталин, – упрямо ответил Фадеев.
Тогда Сталин подошел к Фадееву, ткнул в него трубкой и сказал:
– Ну тогда сами и объясняйтесь с ней по этому вопросу. А то я ее боюсь.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 19:22
Так я не утверждаю, что его лично Сталин направил. Просто имея связи в верхних эшелонах власти Павленко понял какие Утопии ей требуются и из реалиста превратился в фантаста. Правда это я со слов И Можейко пишу.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 19:48
Уважаю мнение Можейко, но и он не всегда был прав. Он высказывал своё мнение. Если выдернуть из контекста, то можно, к примеру, сказать, что Можейко не считал Ефремова классиком советской фантастики: «Ефремов не мой любимый писатель, когда пишет «Туманность Андромеды». Его рассказы о необыкновенном — вот мои любимые вещи...» Возвращаясь к Павленко — не он первый

цитата тессилуч

писатель -основатель «Военной фантастики»
и не последний. В романе «На Востоке» фантастики меньше чем в «Дороге а Океан» и она еще и «ближняя». Мне думается, что время не требовало утопий, оно дрожало от приближающихся войн. Весь мир вокруг полыхал... И никакие «железные занавеси» не были способны заглушить треск огня и запах человеческого мяса. Все содрогались от мысли: Что будет завтра?»
Я вот так думаю про темы утопий того времени.


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 11:59
Автор комментариев забыл упомянуть, кто из портретированных спокойно дожил до старости и умер собственной смертью...
Впрочем, к утопической фантастике так или иначе можно отнести творчество всех представленных здесь мастеров соцреализма.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 12:56

цитата мрачный маргинал

кто из портретированных спокойно дожил до старости и умер собственной смертью...

Их, на удивление, в этой группе большинство... Рисовали на заре «оттепели», если бы консультировал Солженицын — была бы совершенно другая картина — ближе жанру хоррор...


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 13:01
Круто! Но чистых фантастов там всё-же нет ☻
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 13:15

цитата С.Соболев

чистых фантастов

Зато, без некоторых, не было и советской фантастики — Алексей Толстой — к примеру 8-)
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 13:56
И антисоветской тоже.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 15:17

цитата С.Соболев

И антисоветской тоже.

А кто из перечисленных отметился антисоветской?
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 15:34
Это диалектически.


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 13:36
Статья, безусловно, замечательная. Спасибо!
Вот только немного непонятно, — при чем тут фантастика? Почти все талантливые писатели отдали ей дань. Но на картину маслом они ведь попали не за нее. А, скорее, вопреки, учитывая тогдашнее отношение властей к НФ, как к детской развлекательной литературе.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 21:14

цитата Dentyst

при чем тут фантастика?

Видимо я невнятно что-то сказал, прошу прощения. Для меня, как для любителя фантастики и краеведа, показалось интересным поделиться с вами — строителями и посетителями сайта — результатом собственных изысканий. Я и не думал о публикации, просто стало интересно: в списке присутствующих на встрече столько имён, которых я больше знаю из библиографии НФ (по Пруткову — я «подобен флюсу»). Опять Яр-Кравченко — земляк. Про картину с читающим Горьким — тоже ведь о фантастике... Давайте чуть-чуть пофантазируем: Если бы Вы узнали, что существует работа художника Яр-Кравченко на которой Сталин крепко целует автора и где-то даже критика фантастики. Заинтересовались бы? Захотели бы посмотреть? Если Вы ответите — «да»? Значит Вы поймете «причем тут фантастика». Если же Вам это будет совсем не интересно — значит я действительно невнятно выражаю свои мысли :-(((
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 22:04

цитата visto

показалось интересным поделиться с вами — строителями и посетителями сайта — результатом собственных изысканий.

Разумеется интересно. И ещё как. Но у меня даже не претензия была, — так придирка. Даже придирочка. Не принимайте её всерьёз.8-)
И повторюсь, — статья замечательная и полезная, не только любителям НФ, но и вообще любителям отечественной литературы.:cool!:


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 14:20
Скажу, что появляется замечательный повод открыть на Фантлабе ещё десяток авторов.:-)))
Спасибо за репродукцию и последовавшее расследование, интересно.


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 19:23
Спасибо за занимательную статью.
Понятно, что речь не о писателях-фантастов, а о писателях, имеющих некоторое касательство к фантастике. Впрочем, отыскивать у казалось бы однозначных «писателей-реалистов» фантастические, мистические сюжеты и мотивы бывает весьма любопытно.
Если же про «наибольшее количество писателей-фантастов на одной картине», то надо посмотреть полотна Глазунова «Вечная Россия» и «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» — и писателей на них изрядно, и отыскать фантастику и мистику у наших классиков обычно получается.
Хотя — у вас же про советских фантастов, а там больше предтечи представлены.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 21:25
У Глазунова меньше (по памяти — Пушкин, Достоевский, Гоголь, Горький, Солженицын — то есть те, кто как-то отметился в НФ... 15 не наберётся). Есть «многоликая» картина у китайца (там народу — больше чем людей :-D И всё равно 15 фантастов нет. И, главное, ПЕРВЕНСТВО за Яр-Кравченко (шутка!).


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 22:46
Но как мало, большей частью, они все прожили!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 23:16

цитата bbg

как мало
Можно уточнить у Вас, какова средняя продолжительность жизни персонажей картины? Заметьте, не я это первый начал про возраст :-)))
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 23:20
Думаю, меньше 60-ти лет.
===
Да.
Впечатление моё оказалось ошибочным.
Больше. 68 лет. Тоже немного, но больше.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 23:51
Я так и думал. Это вполне нормальные показатели для России. С учетом войны, так вообще даже выше среднего. За проделанную работу — отлично!
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2014 г. 23:53
Для художественного сословия это таки маловато...
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2014 г. 01:05
Судьба — злодейка. По их биографиям можно создать нечто в горьковском стиле «Литератор и Смерть». Афиногенов — погиб от осколка фашистской бомбы, Багрицкий — с детства страдал астмой, от её обострения и умер,...
Для Бабушки Мойры «художественного сословия это таки маловато...» (По bbg [/q])


Ссылка на сообщение17 февраля 2014 г. 01:10
Отличный материалъ, но согласно схеме Вячеслав Яковлевич Шишков присутствовал в двух лицах (верхние подписи, второй слева и шестой справа).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2014 г. 01:31

цитата Siver-Snom

Шишков присутствовал в двух лицах

:beer: — это в Вашу честь, а это — 8-] для меня.
Благодарю за ценное замечание, но теперь работы подвалило — на картине их 35, из них 2 неизвестных, список растёт, а литераторов не прибавляется. Надо крепко подумать. Фраза, взятая мною для эпиграфа, начинает сбываться o_O

цитата visto

Дело его неожиданно увенчалось даже ещё большей удачей, чем он ожидал, но это-то его и смущало. Ю. Либединский. «Большие пожары» (Глава VI. «Пять героев пролетарского происхождения»)
Страницы: 123

⇑ Наверх