Лекция о сериалах с точки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «snovasf» > Лекция о сериалах с точки зрения культурологии
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Лекция о сериалах с точки зрения культурологии

Статья написана 2 апреля 2014 г. 12:55

Лекция «Теория “большого сериального взрыва”»

Почему сериалы торжествуют над традиционным форматом кино? В начале 1990-х, когда на российские телеэкраны пришли мыльные оперы, казалось, что сериалы – это запоздалое удовлетворение тоски по сладкой жизни, которой так недоставало в СССР.

Сегодня сериал – трендовый культурный продукт, потребляемый как интеллектуалами, так и актуальной молодежью. О культурно-социальных предпосылках эпохи сериалов и пойдет речь в лекции «Теория “большого сериального взрыва”» кандидата философских наук, профессора, заведующего отделением культурологии и кафедры наук о культуре факультета философии НИУ ВШЭ Виталия Куренного.

Вход свободный. Приглашаются все желающие.

Лекция состоится 3 апреля в 18:00 по адресу: 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Центр современного искусства «Винзавод» (Винтажный зал).





346
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 13:18
Хорошо обыграли название лекции!

Фишка в экономике: деньги ушли из кинотеатров в кабельные сети, по подписке (нам не понять, у нас нет культуры потребления кабельного ТВ), поэтому в ТВ сейчас лучшие сценаристы, операторы и режиссеры (в том числе и оскароносные гении мирового уровня — Скорсезе, Финчер, и т.д.). Так что никаких   культурно-социальных предпосылок нету — есть голая экономика производства.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 13:32
Однако голой экономикой без смысла любитель фантастики жив не будет:) Масса примеров, когда в красивую обертку укладывают весьма профессионально жёваную-пережёванную трактовку. Вот, к примеру, «Star-Crossed».
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 13:54
А в обычном прокатном кинематографе разве не так? Если насыпать на одну чашу весов сериалы за 2013 год, и фильмы за 2013 год, и сделать такую же таблицу за 2010, за 2005, за 2000, 1995, 1990 — будет видно куда идет крен, куда ушли высококлассные специалисты и где сейчас работают актеры, режиссеры, визажисты, и кого обслуживают студии по спецэфектам. Причем тут категория смысла, смысл появится там где будут сценаристы, и они сейчас в ТВ.
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 14:14
Если полностью следовать этой логике, то, раз сценаристы на ТВ, то и должно на ТВ быть инновационнее. Таки в этом случае как раз нет. Жвачка.
Не так тут просто.
И деньги сами не уходят. Всё же запрос и ожидания их и уводят.
Сериал всегда рассказывает более развёрнутую историю, чем любой фильм. Тут одна из главных причин. А зрительско-читательских симпатий к хорошо рассказанной истории с продолжениями ещё никто не отменял.
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 14:20

цитата snovasf

Сериал всегда рассказывает более развёрнутую историю, чем любой фильм


Более длинную всегда, более развернутую все-таки — нет.
Редкий сериал после тройки сезонов не сводится к самоповторам.
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 15:24
Если мы говорим о сериалах, взорвавших представление о сериалах — о тех картинах, что делает каналы HBO, BBS и которые подняли планку качества на уровень мировых киношедевров — то нет, любой этот сериал можно аккуратно сократить и сделать из 12 серий по 45 минут одну динамичную киноленту в пристойные 180-200 минут, строго по заветам Хичкока. убрать титры — это уже минус 10 минут, убрать длинноты, убрать паузы, неважные сценки — в рабочем материале обычного кинопроизводства на обычный двухчасовой фильм с такой лапшой справляются за пару недель монтажа, из 300 часов пленки делая полнометражку для проката.

Кстати, у меня всё-таки вот прямой вопрос в лоб: вы смотрели современные сериалы «Подпольная империя», «Песнь льда и пламени», «Карточный домик», «Шерлок» — или у вас представления о сериалах на уровне советских показов «Просто Мария» и Санта Барбара»? Иначе откуда такое странное слово «жвачка» в предыдущей реплике? Потому что если сериалы кажется что остались на том же уровне что и в 1990е — то смысла вышеуказанной лекции вообще нет абсолютно никакого, смысл есть только в том что состоялся прорыв по всем параметрам: качество картинки, качество кастинга, качество сценария.

Деньги из кинозалов ушли потому что кинотеатры переместились из кинотеатров под открытым небом (для автолюбителей, а автолюбитель — это по умолчанию человек старше 16 лет, взрослый человек) — в моллы, огромные торговые центры с фонтанами и кафешками, куда ходят всей семьей закупить продуктов и одежду и заодно кино посмотреть, всей семьей — а для этого рейтинг показа должен быть +6, ну +12, кинотеатр не возьмет картину с рейтингом +18. Боле-менее умные сложные фильмы получают высокий заградительный рейтинг не столько из-за обнаженки или сцен насилия, сколько из-за сложности восприятия вообще. Кабельное ТВ продается только взрослым, ребенок не может подключить себе кабель и платить за каналы, поэтому по умолчанию всё что показывается по кабельному — это для взрослых, которые уже сами решают стоить ли их отпрыскам смотреть сцены с насилием и сексом, или не стоит. Круг повторяется, аудитория сложных фильмов — это снова взрослые. Поэтому режиссеры которым давно стало тесно работать для проката — быстро уходят на ТВ, где бюджет сериала уже сопоставим с бюджетом киноленты, это 20, 40 млн долларов — огромные деньги, не от рекламы заметьте (рекламодатели те еще цензоры, они тщательно выбирают где и что рекламировать ай как бы имидж не подмочить), а именно от подписки на кабель. «Мыльные оперы» родились как оболочка для рекламы, а сейчас, через 70 лет, они живут и процветают без рекламы.
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2014 г. 01:19
Я имела в виду как пример текущий год и сериал Star Crossed.
Тюдоры-ПЛИО и прочие макиавеллические иллюстрации тоже оригинальностью не отличаются.
Их в зрительском плане спасает игра актёров.
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2014 г. 14:51
Год только начался.
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 13:42
Серега, ты же понимаешь, это все базис и надстройка ))

Ну вот навскидку, социальная предпосылка — откуда деньги у Netflix (которая «Карточный домик»)? Компания занималась видеопрокатом, а затем video-on-demand. То есть, грубо говоря, часть их денег — это деньги, которые зрители могли бы оставить в кинотеатрах, если бы не предпочли диван и домашний просмотр. То есть изменение способа потребления/времяпрепровождения.
Вызванное, кстати, технологическим развитием — увеличением пропускной способности канала.

Как тебе версия?
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 13:55
И размером экрана. Всё-таки на экране в 1,5 м лучше чем в пузыре 20*30 см.
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 14:20
Имеет значение, да.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2014 г. 05:33

цитата shickarev

Ну вот навскидку, социальная предпосылка — откуда деньги у Netflix (которая «Карточный домик»)? Компания занималась видеопрокатом, а затем video-on-demand

Вы полагаете, что в этом бизнесе нет денег? Они занимались не просто видеопрокатом, а видеопрокатом по почте, и весьма успешно: к своему 10-летнему юбилею в 2007 они выслали в прокат миллиард ДВД! А число их подписчиков было порядка 10 миллионов.

Ну а на сегодня они имеют 33 миллиона подписчиков и годовые обороты 1.5-1.8$ млрд. Так что денежки там водятся... ;-)
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2014 г. 10:48

цитата yyvv

Вы полагаете, что в этом бизнесе нет денег?


Удивления или непонимания в моей реплике нет. ;)

Я полагаю, что этот бизнес достаточно доходен, чтобы финансировать создание собственных сериалов. О чем и написал.

За конкретные цифры спасибо!
Это всегда интересно ;)


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 14:28
Куренной очень неплохой исследователь, с интересом бы его послушал.


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 14:42
очень прошу помощи. у меня девочка диплом пишет о социально-антропологическом аспекте сериалов. Ей бы эту лекцию... как-нибудь.. или контакты лектора... А то она немножко, того, в Новосибирске((( Пожалуйста!!!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 15:03
Может быть полезным — http://www.intelros.ru/readroom/l...
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 16:32
спасибо)))
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 17:18
Пожалуйста ;)

Там, кстати, и искомый и анонсируемый Куренной есть.
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 17:34
девушка у меня уже хлопает в ладошки и пищит)))
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 20:13
Какое прекрасное выражение эмоций!

Передавайте девушке привет и пожелание успехов в работе ;)
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2014 г. 08:44
конечно)))
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2014 г. 01:15
Может у меня тоже проконсультироваться — я читаю курс об истории нф сериалов три года.


Ссылка на сообщение3 апреля 2014 г. 21:22
Что-то в них есть.
Возможно, эффект ожидания новых серий.
Возможно, смотреть не на диване, а на работе в 23 с копейками.
Возможно, больший выбор хороших сюжетов.

цитата

культурно-социальных предпосылок нету — есть голая экономика производства

смешно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2014 г. 14:50
Смейтесь дважды: вы не таржет-группа сериалов о которых идёт речь.
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2014 г. 19:08
Да хоть трижды. А то такая жалость находит...

цитата С.Соболев

таржет-группа

Совсем не удивлен. Русских слов нам не хватает. Бывает.
Но Брабары и рабыни не мои. Угадали.
Мне просмотра куннилингуса от Спейси хватает.
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2014 г. 19:12

цитата

Русских слов нам не хватает


цитата

куннилингуса


Вас самого лексическое удушье охватило, прибегли-таки к иностранному.
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2014 г. 19:16
Таки да. Медицинский термин. Уже.
Но рад, что с остальным вы согласны.
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2014 г. 19:20
С чего б это вдруг согласен

цитата

с остальным
?
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2014 г. 19:35
Да я откуда знаю? Вы же согласны, а я так мысли в слух пишу.
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2014 г. 19:45
В монитор даже. А, всё пустое.
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2014 г. 20:09
Напомнило песенку —

цитата

Василий УРИЕВСКИЙ, «Песня ни о чем».
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2014 г. 20:15
Экие они страдальцы времен хищных вещей века и механического пианино.

А про

цитата

это русский кен кизи,
это он написал русскую над пропастью во ржи


— этот же певец пел?
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2014 г. 20:28
Я в таком не разбираюсь, сорри.


⇑ Наверх