Тёмная сторона города


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > «Тёмная сторона города»: послесловие
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Тёмная сторона города»: послесловие

Статья написана 25 мая 2014 г. 17:17

Наконец подержал в руках недавно вышедшую антологию «Тёмная сторона города», которую составляли мы с Виктором Точиновым. Полистал, перечитал -- очень неплохо получилось (да, конечно, я предвзят). Несколько просто отличных текстов, остальные просто хорошие и очень хорошие. Жаль только, бумага подкачала: при объеме 512 страниц выглядит вдвое тоньше, чем «Конец света с вариациями», где 544 страницы. Ну и верстка у «Эксмо» -- как обычно. Мое послесловие венчает колонтитул «Святослав Логинов. Золушка-New». Зато названия рассказов никто не перепутал, что уже радует.

Ну а пока поделюсь тем самым послесловием. Читайте спокойно: спойлеров нет!

Вместо послесловия, или Прощание с нуаром

Если из сборника, который вы только что прочитали, надергать развернутых цитат, перемешать их произвольным образом и распечатать стык в стык, не указывая авторство, все равно будет видно, что перед нами тексты десятка разных писателей. У каждого участника этой антологии свое лицо, свой темперамент, темп и ритм повествования, любимые словечки и сюжетные ходы. Иными словами, у каждого из них свой собственный, легко узнаваемый стиль. Аренева ни за что не спутаешь с Колоданом, Трускиновскую с Резановой, а Точинова — с Логиновым. В противном случае в этом сборнике было бы немного смысла: кому нужна усредненная, стандартизированная проза, скроенная по одному лекалу?..

Но какими бы разными ни были все эти тексты, каждый из них рано или поздно заставит вспомнить одно слово, ласкающее слух знатока и ценителя.

И слово это — «нуар».

Нуар — одно из самых противоречивых явлений в современной европейской культуре. Достаточно сказать, что главные «нуарные» книги и «нуарные» фильмы были написаны и сняты американцами в двадцатых-сороковых годах минувшего века, однако появлению этого термина мы обязаны французскому кинокритику Нино Франку, запустившему его в оборот в 1946-м.

Споры о том, что такое нуар и какие черты его характеризуют, не затихают по сей день. Неясно даже, стиль это или жанр — киноведы и литературные критики десятилетиями ломают копья в бесплодной схватке. Скажем проще: нуар — это криминальные истории Дэшила Хэммета и Рэймонда Чандлера, фильмы «Тень сомнения» Альфреда Хичкока и «Незнакомец на третьем этаже» Бориса Ингстера, эталоном же жанра считается «Мальтийский сокол» Джона Хьюстона. Да-да, тот самый, где одну из главных своих ролей сыграл легендарный Хамфри Богарт.

А еще нуар это атмосфера: сумрачный город, расчерченный резкими тенями, немногословные, как у «папы Хэма», мужчины в мягких шляпах, скрывающие душевные раны и чувство вины под маской напускного мачизма, смертельно опасные женщины в мехах и брильянтах. Атмосфера зыбкости, ненадежности окружающего мира, в котором нельзя доверять никому, даже самому себе. Городские джунгли, населенные хищниками всех пород, где добро и зло — понятия субъективные, а герой отличается от злодея только тем, что в душе его время от времени просыпается (и начинает шумно ворочаться, как медведь в берлоге) нечто человеческое.

Разумеется, нуар, запустивший свои щупальца во все массовые жанры, давно и тесно породнился с фантастикой. К нуару относят фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» и роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», положенный в основу сценария, «Темный город» Алекса Пройяса, сознательно снятый в этой стилистике, киноработы Тима Бёртона, в том числе «Сонную Лощину» и «Бэтмена». Особенно чувствительны к этой эстетике авторы «графических романов». Несомненный нуар — «Sin City», «Город грехов» Фрэнка Миллера, прославленный экранизациями Роберта Родригеса и Квентина Тарантино. В 2009-2010 годах один из гигантов комикс-индустрии, компания «Marvel», даже запустил цикл «Marvel Noir», где в соответствующих традициях переосмыслялись судьбы популярных супергероев: Человека-Паука, Сорвиголовы, Карателя, Людей Икс и Железного Человека. Представляете: тридцатые годы, Великая депрессия, сухой закон, гангстеры с «томпсонами» наперевес, продажные копы, и посреди этого ретротриллера — Люди Икс во всей своей красе... Нуарную атмосферу старательно воссоздают писатели-фантасты Джордж Алек Эффинджер в трилогии о Мариде Одране («Когда под ногами бездна», «Огонь на солнце», «Поцелуй изгнания»), Джонатан Леттем в «Пистолете с музыкой», Ричард Морган в цикле о Такеси Коваче («Видоизмененный углерод», «Сломанные ангелы», «Разбуженные фурии») и многие другие. Да что там, сам Уильям Гибсон, «киберпанк номер один», не раз признавался в интервью, что написал «Нейроманта» во многом под влиянием Дешила Хэммета и Реймонда Чандлера.

Что ж, при смешении стилей часто рождаются самые яркие, самые выразительные произведения, взявшие все лучшее от своих прародителей. Но в то же время размытие границ— это начало конца любого жанра. Заимствуя для своих целей отдельные повествовательные приемы, растаскивая по теплым норкам детали сложного механизма, писатели постепенно разрушают целостность структуры. Явление, в общем, распространенное: это произошло в двадцатом веке с классическим романом, это буквально на наших глазах случилось с киберпанком, только-только появившимся из пеленок... В чистом, первозданном виде ни того, ни другого жанра больше не существует — вот вам результат.

По сути дела, та же судьба постигла и нуар. Стоило Нино Франку назвать демона по имени, и тот угодил в ловушку. Нынче нуар растащен на цитаты, тонким слоем размазан по самым разным жанрам, от хоррора до мелодрамы. Обращение к «чистому нуару» возможно только в рамках постмодернистской игры — как в романе «Поймать незнакомку» Елены Хаецкой и Тараса Витковского, например.

Впрочем, это не повод печалиться. Да, «классический нуар» истаял, расточился, как дым, — но при этом напитал литературу и кинематограф новыми оттенками и обертонами, мотивами и образами. Не самая плачевная судьба, особенно если вспомнить о множестве других новаторских направлений, сгинувших без следа.

(С) Василий Владимирский, 02.09.2013




И вместо постскриптума: боюсь, на ближайшее время это последняя антология, которую я готовлю для «Эксмо». По коммерческим причинам. «Ничего личного, только бизнес» (с). Но, к счастью, есть другие издательства, как говорил товарищ Дивов.





238
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 мая 2014 г. 22:51
Как всегда очень выпуклая, богатая и образная «критика». Но причём здесь «Сонная Лощина»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 мая 2014 г. 23:00
Это не критика. Скорее, публицистика.

цитата isaev

Но причём здесь «Сонная Лощина»?


А там используются изобразительные приёмы нуара -- например, вплоть до финала, снятого в подчеркнуто иной стилистики, применяется фильтр, приглушающий цвета.
 


Ссылка на сообщение25 мая 2014 г. 23:29

цитата

используются изобразительные приёмы нуара

Я об этом подумал. Ещё можно сказать про «детективное начало». Ну да, помрачнил Бертон картинку. Но в целях ли нуара? Если «Бегущего» кинематографические приёмы делают нуаром, видны цитаты, «Сонную лощину», по-моему, нуаром делают больше некоторые киносправочники или киносайты. Ещё недавний сериал куда ни шло. Но бертоновский фильм... Хотя можно придумать какой-нибудь ретро-нуар.
Словом, когда начинаешь задумываться: «Сонная лощина», завязка, Бертон-бэтмен, картинка, даже нарочитая неотвратимость съёмки оператором некоторых сцен. Да, нуар получается. Нуар? Да какой нафиг нуар? Если только достаточно тонкая пародия на.
 


Ссылка на сообщение26 мая 2014 г. 09:00

цитата isaev

«Сонную лощину», по-моему, нуаром делают больше некоторые киносправочники или киносайты.


Ну, я с этими справочниками согласен. Разумеется, это не нуар в чистом виде, но отсылки безусловно есть. И фабульные ходы (роковая красавица, детектив-неудачник, неоднозначность всех без исключения героев), и технические приемы. Более того, об этом в интервью говорил сам Бёртон. 8-)
 


Ссылка на сообщение26 мая 2014 г. 09:33

цитата

этом в интервью говорил сам Бёртон

Так бы сразу и ;-)
 


Ссылка на сообщение26 мая 2014 г. 10:13
Ну, для меня мнение автора о его произведении -- далеко не главный решающий фактор. 8-)
 


Ссылка на сообщение26 мая 2014 г. 14:43
Прочитал ещё раз. А вообще забавное получилась иллюстрация размытости жанра в моём вопросе по контексту статьи. :-)


Ссылка на сообщение27 мая 2014 г. 13:49

цитата vvladimirsky

нуар — это криминальные истории Дэшила Хэммета и Рэймонда Чандлера


Слишком узкое ограничение. Причем узкое в тематическом плане — только частные детективы и произведения об организованной преступности (Хэмметт и Чандлер). Даже к «классике» уже давно относят гораздо больше писателей.

цитата vvladimirsky

По сути дела, та же судьба постигла и нуар. Стоило Нино Франку назвать демона по имени, и тот угодил в ловушку. Нынче нуар растащен на цитаты, тонким слоем размазан по самым разным жанрам, от хоррора до мелодрамы.


Приемы и элементы могут быть использованы в разных жанрах, это правда. При этом правда совсем необязательно произведение перейдет в соответствующий жанр. Но --->

цитата vvladimirsky

Обращение к «чистому нуару» возможно только в рамках постмодернистской игры

цитата vvladimirsky

Да, «классический нуар» истаял, расточился, как дым, — но при этом напитал литературу и кинематограф новыми оттенками и обертонами, мотивами и образами. Не самая плачевная судьба, особенно если вспомнить о множестве других новаторских направлений, сгинувших без следа.


О чем совершенно очевидно не ведает очень много современных писателей из Франции, США, Италии, Испании, пишущих вполне себе успешно романы-нуар, совершенно разные тематически, композиционно и т.д. Причем у многих прослеживается именно склонность к классической схеме. Но опять-таки не только тем, что было у Хэмметта или Чандлера.

Суживать нуар до этих имен и приводить их в пример как характерных представителей (и только их) — значит просто рассписывать в том, что о многих общепризнаных и знаковых книгах не иметь никакого понятия.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 мая 2014 г. 14:38
Спасибо за комментарий. Крайне ценное мнение.


Ссылка на сообщение30 мая 2014 г. 12:33
А почему тираж на 600 шт. меньше чем у «Семьи. нет», или «Настоящая фантастика 2014»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 мая 2014 г. 13:01
Понятия не имею. Наверное, маркетологи рассчитали, что такой тираж быстрее продастся. Могу только сказать, что «Эксмо» завязывает со сборниками кроме: а) ежегодников; б) сборников с топ-авторами (Перумов, Панов, Орловский и т.д.) в роли «паровозов»; в) безгонорарных изданий; г) изданий с внешним финансированием.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2014 г. 20:14
Не удивлён. Ибо в этом году очень много антологий выпущено различными издательствами. Хотя лично мне тематические антологии прошлого года понравились. Особенно эксмовские «А зомби здесь тихие» и «Конец света с вариациями». А вот «издание с внешним финансированием» (Либеральный апокалипсис) разочаровало. И если честно, то я сильно сомневаюсь, что что-то из подобного сможет в ближайшем будущем повторить успех «Беспощадной толерантности». В любом случае, заказал себе и «Тёмную сторону», и «Семьи нет». Проверим.
P.S. Сейчас читаю ежегодник «Русская фантастика 2014», пока где-то половина рассказов нравится
 


Ссылка на сообщение30 мая 2014 г. 20:43
Главный успех «Беспощадной толерантности» в том, что после нее Чекмаеву продолжают давать денег. Уже хорошо.


⇑ Наверх