О чем мы говорим когда


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «angels_chinese» > О чем мы говорим, когда говорим о «Бёрдмене»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О чем мы говорим, когда говорим о «Бёрдмене»

Статья написана 3 февраля 2015 г. 09:29

[Для родной газеты.]

Новый фильм мексиканского кинорежиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту, снятый в Нью-Йорке, на Бродвее, с американскими и британскими актерами и заявленный на «Оскар» аж в девяти номинациях (столько же получил блистательный «Гранд-отель “Будапешт”» Уэса Андерсона, а больше ни у кого и нет) – очень, очень странное кино.

Настолько странное, что такого, пожалуй, никогда и не было. Само собой на язык просится ирландское присловье: «...И подобных ему уже не будет», – потому что в кино какие-то вещи можно сделать один раз, с одним актером, в одном-единственном контексте.

Проще всего описать «Бёрдмена» как китайскую головоломку: коробка внутри коробки внутри коробки, сюжет в сюжете в сюжете. Есть рассказ знаменитого американского писателя Раймонда Карвера «О чем мы говорим, когда говорим о любви»: две супружеские пары пьют джин и разговаривают о любви, пытаясь понять, что это такое.

Есть стареющий актер Ригган Томпсон (Майкл Китон), который на длящемся уже лет двадцать закате карьеры пытается поставить на Бродвее спектакль по этому рассказу, а у него ничего не получается, и в какой-то момент Томпсон с ужасом начинает понимать, что он – не столько режиссер постановки и не актер, играющий одну из ролей, сколько ее персонаж, точно так же запутавшийся в жизни, семье, близких, в славе и бесславии.

Собственно, история театральной постановки Томпсона – это и есть сюжет «Бёрдмена». И, наконец, третья коробка внутри второй внутри первой: есть стареющий актер Майкл Китон, который на съемках «Бёрдмена» должен был ощущать ровно то же самое, что его герой ощущает, когда ставит спектакль-внутри-фильма.

«Бёрдмен» начинается с кадров, которые никто так и не объясняет: пылающий болид рассекает ночное небо, что-то вроде обломков (корабля?), прибитых волнами к берегу. После чего мы видим Риггана Томпсона, который – в одних трусах – сидит в позе лотоса, точнее, висит в этой йогической позе в воздухе посреди собственной гримерки и мысленно разговаривает с невидимым собеседником. Вскоре мы узнаём, что Ригган Томпсон некогда сыграл в кино супермена Бёрдмена («человек-птица»), и это – его самая знаменитая роль.

С одной стороны, понятно, что Томпсон некогда хотел стать Актером с большой буквы, а известность (и деньги) ему принесли какие-то скорбные фантастические боевики, с которыми он расстался при первой же возможности. То есть – ему показалось, что он с ними расстался и поскакал в светлое артистическое будущее. Можно перестать сниматься в «Бёрдмене», но и для публики ты будешь Бёрдменом всегда, да и для себя самого, как ни жутко, тоже.

И вот профсоюз дарит тебе на юбилей раритетный постер «Бёрдмена», и прохожие на улице просят у тебя автограф, потому что помнят «Бёрдмена», и японский журналист во время интервью о твоей постановке Карвера скучает, когда ты сбивчиво рассуждаешь об Искусстве, Актерском Призвании, Сути Творчества и прочих прекрасных, но неинтересных вещах, однако стоит упомянуть о «Бёрдмене», как этот толстый самурай оживляется: «Вы сыграете в четвертом “Бёрдмене”, да? Правда? Расскажите, расскажите!..»

И вот уже ты сам разговариваешь с внутренним суперменом, который уговаривает тебя плюнуть на всю эту мутную философию – и стать в конце-то концов тем, кто ты на самом деле есть. Потому что на самом деле ты – Бёрдмен. Бёрдмен, а не седеющий, лысеющий, слабеющий актер, которому когда-то Раймонд Карвер под алкогольными парами написал на заляпанной салфетке «спасибо за честную игру», а ты и обрадовался, и поверил во всю эту чушь...

С другой стороны, мы, зрители, не знаем, что происходит на самом деле с Ригганом Томпсоном, когда он левитирует, или когда усилием воли сшибает с потолка прожектор, чтобы тот упал на никудышного актера, или когда силой мысли передвигает предметы. К чему эти кадры с болидом? Мы же помним, что примерно так прибыл на Землю ребенок с планеты Криптон, ставший впоследствии Суперменом.

Вдруг Томпсон – это действительно Бёрдмен, Человек-Птица? Вдруг мы смотрим не фильм про стареющего актера, а фильм про супермена, который всю жизнь успешно притворяется обычным человеком? Вдруг «Бёрдмен» – это грандиозная драма о несчастном инопланетном конформисте? (Похожий сюжет был в рассказе Кира Булычёва «Выбор».)

С третьей стороны, есть еще реально существующий Майкл Китон, играющий, фактически, самого себя. Как и Томпсона, Китона угораздило в свое время сняться в двух фантастических боевиках про Бэтмена. Как и Томпсон, он отказался от съемок в сиквелах и следующие двадцать лет жизни провел практически в безвестности – снимался тут и там, но для публики оставался Человеком Летучей Мышью.

А главное, как и Томпсон со своим спектаклем «О чем мы говорим, когда говорим о любви», Китон возвращается к славе и наградам, сыграв главную роль в «Бёрдмене». Уже полученный «Золотой глобус» и номинация на «Оскар» за лучшую мужскую роль тому порукой.

Изящно, правда? Конечно, разыгранная как по нотам комбинация не сработала бы, если бы Алехандро Гонсалес Иньярриту снял плохой фильм – или Майкл Китон скверно сыграл свою роль. Но Китон, судя по «Бёрдмену», и правда великий недооцененный актер, не зря прождавший своего часа 20 долгих лет.

Что до фильма, Иньярриту постарался на славу. Прежде всего поражает потрясающий монтаж: при помощи разнообразных уловок, компьютерной графики и прочих киночудес режиссер создал иллюзию того, что фильм снят практически одним дублем. Умом ты понимаешь, что это невозможно, но стыков и склеек невооруженным глазом не видно.

Изумителен актерский состав, номинированный на «Оскары» чуть ли не полностью. Эдвард Нортон играет знаменитого бродвейского актера Майка Шайнера, который Томпсона презирает за «Бёрдмена» и дешевую славу, пьет горькую на сцене и вообще творит такое, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Роль любовницы Шайнера, тоже актрисы, исполняет Наоми Уоттс; Андреа Райсборо играет другую актрису, участвующую в постановке «О чем мы говорим, когда говорим о любви», – любовницу самого Риггана Томпсона.

Получается, что на сцене, как и в рассказе Карвера, встречаются две пары, но в реальности всё куда запутаннее: Шайнер бросает любовницу и влюбляется в дочь Томпсона (Эмма Стоун), которая только что вышла из реабилитационного центра, где лечилась от наркомании. Одновременно героиня Райсборо бросает Томпсона – ей кажется, что он ее не любит, и, в общем, правильно кажется. С горя и от безнадеги актрисы влюбляются друг в друга.

Томпсону же на всю эту трагикомическую вакханалию и вовсе плевать. Он бесконечно устал от всех – от бывшей супруги, от дочери, от любовницы, от публики, от журналистов, от критиков, от постановки. От проклятого мира, которому нужны супергерои, а не актеры. От себя самого, наконец. Он хочет освободиться от всего и вся... и взлететь. Как в старые добрые времена. Как тогда, когда он еще был Бёрдменом.

Так о чем же мы говорим, когда говорим о «Бёрдмене»? Разумеется, об Искусстве, а еще об Актерском Призвании и Сути Творчества. О Бэтмене и Карвере. О кино и театре. О выборе и его последствиях. О популярности, славе и тщеславии. О таланте и бездарности. О жизни и сцене. О молодости и старении. О свободе и долге. О смысле жизни. О любви. Почти обо всем на свете. Мало кому под силу снять кино почти обо всем на свете. «Бёрдмен» – исключение, и подобных ему уже не будет.





800
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение4 февраля 2015 г. 16:56
Спасибо за рецензию. :beer: Посмотрю обязательно.:-)


Ссылка на сообщение5 февраля 2015 г. 17:42
Если б не пара интересных идей и операторская работа — абсолютно типичная волтуз-драма о кризисе среднего возраста. Все штампы в наличии — разведенный главный герой, беспутная дочка, завистливые коллеги, масса бессмысленных диалогов «про жизнь» и т.п. Сколько уже подобных фильмов мы видели. Но, повторюсь, за счет упомянутых фишек смотрится относительно свежо.
Хотя «Одержимость» понравилась больше — там и накал сильнее, и меньше пустой болтовни.


Ссылка на сообщение5 февраля 2015 г. 18:09
Спасибо. Рецензия хорошая. Фильм — посмотрел рекламный ролик и понял: смотреть не буду. Не хочу. Тут есть одна проблема, которая в рецензии ловко обойдена. Для всех, кто любит Кино, а не блокбастеры, Китон — не Бэтмен, а Битлджус. Им и останется... И трюки он в «Бердмэне» проделывает почти те же... И благодарность та же — слава и культ. И последствия — как в «Битлджусе»: заключение в персональном аду с бесконечной очередью...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2015 г. 18:42
Да.
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2015 г. 20:01
Я люблю «Битлджуса», но (а) все-таки совсем культовым этот фильм не стал (жаль, но); (б) отравной точкой «Бёрдмена» стал все-таки «Бэтмен».
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2015 г. 16:28
Параметры культовости — вещь ОЧЕНЬ спорная. Я «Битлджуса» просто люблю, а «Бэтмена» — даже не уверен, что смотрел, просто не помню. Конечно, в сюжете «Бердмэна» — «Бэтмен» является отправной точкой. но есть не только сюжет, но и концепция, в которой, кажется, учтены возможности актера, реализованные в «Битлджусе». Впрочем, не смотрев (и не собираясь смотреть) новый фильм, я не горазд и спорить; судя по ролику — как минимум «не только Бэтмен». А дальше — пусть зрители судят.
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2015 г. 15:29
А все-таки посмотрели бы ;) Уверяю, волшебная вещь (неожиданно). Настоящая магия кино 8-)


Ссылка на сообщение5 февраля 2015 г. 18:19
Смотрел, очень понравилось. Актерские работы хороши. Эдвард Нортон, наконец, в ударе. Операторская работа — это стопроцентный Оскар. Фильм заинтересовал на стадии проекта тем, что Иньярриту, который в Бьютифул ушел в какую-то беспросветную тоску, решил снять комедию. Решил и снял. Кино, где смешно и неглупо шутят про задницу и про член.


Ссылка на сообщение5 февраля 2015 г. 18:51
Вчера как раз отсмотрел. Что сказать... Умом понимаю, что фильм хороший, но сердце не ёкнуло. Нет, вру, наверное. Финал, улыбка дочери... Мне кажется, меня бы сильно пробило подобным лет 5-10 тому назад. Сейчас не очень получается погрузиться в проблемы стареющего американского актёра даже в таком многослойном контексте и его шедевральным проходом в белых трусах. Слишком много серьёзнейших собственных проблем и не менее серьёзнейших проблем вокруг.


Ссылка на сообщение6 февраля 2015 г. 00:44
Все хорошо, но немного запоздало — фильм с января доступен.
И нет, Китон играл и дальше отличные роли.
С перерывами, конечно.
Один «Веселый джентльмен» чего стоит.
А смотрел ли его Коля... это знает только он.
Если нет — смотреть обязательно.
Ради Китона, конечно. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2015 г. 01:04
«Веселого джентльмена» не смотрел. Но, видишь ли, что Китон не был звездой все эти годы — или был какой-то на редкость незаметной звездой, что то же самое, — это cultural fact.

Я смотрел фильм еще в ноябре, в прокате он у нас — две или три недели, запоздания не вижу )
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2015 г. 01:34
Для меня — один из лучших актеров, который никуда не уходил, а периодически играл в хорошем кино.
Да, бывал и проходняк.
А про запоздание — просто все стали про него писать — ну и вот.

А «Джентльмена» посмотри.
И да, он же режиссёр.


Ссылка на сообщение6 февраля 2015 г. 03:04
Всё это мило. Но если Вы взялись быть критиком, но не надо распускать фэнские сопли в последнем абзаце: «О кино и театре. О выборе и его последствиях. О популярности, славе и тщеславии. О таланте и бездарности. О жизни и сцене. О молодости и старении. О свободе и долге. О смысле жизни. О любви. Почти обо всем на свете. Мало кому под силу снять кино почти обо всем на свете. «Бёрдмен» – исключение, и подобных ему уже не будет». Это ведь, в сущности, неумение толком закончить рецензию. Фанфары. Восторженные вопли и розовое дерьмо. На грани потери лица.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2015 г. 08:56
Что означает, Дима, что у нас с вами разные представления о том, какими могут быть тексты о фильме. Это нормально.

(Еще раз спасибо за подаренную на «ИПК» книжку :)


Ссылка на сообщение6 февраля 2015 г. 10:47
Спасибо! Отличная рецензия.
И, видимо, дадут-таки ещё одного Оскара Любецки.


Ссылка на сообщение6 февраля 2015 г. 13:53
Да, великолепный фильм. Просто даже неимоверно великолепный.


Ссылка на сообщение10 февраля 2015 г. 22:21
Кстати, а замечено ли что начало фильма — отсылка к Трудно быть богом Германа? От фразы «Что за вонь, что мы тут делаем», и далее весь фильм снят сплошным непрерывным дублем?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2015 г. 00:01
Я тебя умоляю )))
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2015 г. 00:02
О чем?
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2015 г. 02:36
Ну хотя бы потому, что на самом деле фильм не снят «сплошным непрерывным дублем».
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2015 г. 12:08
Технически-то нет, но как называется этот прием?
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2015 г. 10:22
Не проводить странные параллели :)
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2015 г. 12:13
А почему проводить параллели с рассказом Булычева «Выбор» можно?
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2015 г. 13:43
Это ассоциация, не более.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2015 г. 13:50
А то цитата.
Страницы: 12

⇑ Наверх