Книга на все времена Выпуск


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Наш выбор!» > Книга на все времена. Выпуск #46. Русская фантастика
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Книга на все времена. Выпуск #46. Русская фантастика

Статья написана 1 мая 2015 г. 13:52
Размещена:


Очередная рекомендация Фантлаба в рубрике "Книга на все времена" посвящена теме Русская фантастика.
---
В рекомендации даётся одно произведение крупной формы. Для объективной оценки мы стараемся привести четыре отзыва на книгу — три положительных и один негативно-критический.
Помимо крупной формы, в статье предложены произведения средней и малой формы, заслуживающие по нашему мнению места в данной рубрике рекомендаций.
---
Рекомендация "Книга на все времена" служит для выбора популярных, известных фантастических книг различных направлений. Здесь мы стараемся показать признанные шедевры и эталоны фантастической литературы, которые заслуживают прочтения в первую очередь. Рубрика ориентированна преимущественно на начинающего читателя с небольшим "стажем" или на тех, кто желает "изучить" новые для себя направления в фантастике.
Выбор произведений происходит по специальной методике и осуществятся не только администраторами, но и специально приглашёнными для этого посетителями сайта.
---
Напоминаем, что все рекомендации общим списком можно посмотреть на следующей странице:
Сводный список рекомендаций в данной рубрике






Аннотация:
Землянин Максим Каммерер, попав на планету Саракш, сталкивается с апокалипсической жестокостью, подлостью, цинизмом. Ему предстоит сделать непростой выбор между правдой и ложью, долгом и предательством, честью и бесчестьем.

Рейтинг Лаборатории Фантастики
(средняя оценка/количество оценивших)


Интересные факты:
  1. Это произведение, жанрово определённое братьями Стругацкими как повесть, фактически имеет объём романа.
  2. Книга до сих пор, несмотря на высочайший рейтинг и лавры "классики", не имеет официальных литературных наград высокого статуса. Повесть лишь номинировалась на эстонскую премию "Сталкер" в 2000 году.
  3. В повести, как и в другом похожем, классическом для советской фантастике произведении "Незнайка на Луне" Н. Носова, использована идея "полой планеты". С той лишь разницей, что Стругацкие воспользовались принципом оптической иллюзии.
  4. Содержимое, тон и атмосфера произведения послужили поводом для критики, цензуры и нападок не только до выхода книги, но и позже — в советское время.  
  5. Книга была переведена на зарубежные языки (более десятка) и вызвала за пределами СССР значительный интерес. Текст во время запрета широко ходил в самиздате, появлялись даже "пиратские" издания. Существует две основные версии текста — первоначальная "восстановленная" и советская "отредактированная".
  6. "Обитаемый остров" послужил базой для театральных постановок, компьютерных игр. А в  2009 году повесть была экранизирована Ф. Бондарчуком по сценарию украинских фантастов С. и М. Дяченко. Двухсерийный фильм идейно и художественно отличался от книжного оригинала и получил неоднозначные отзывы, включая оценку Б. Стругацкого.
  7. Популярность повести постепенно привела к возникновению межавторского проекта, посвящённому событиям на планете Саракш.
  8. После "Обитаемого острова" Стругацкими были написаны ещё две истории о главном герое — Максиме Каммерере — "Жук в муравейнике" и "Волны гасят ветер".
  9. Цитаты и характерные слова из "Обитаемого острова" широко разошлись среди читателей. Например, ругательство "массаракш" можно встретить даже в литературе, не связанной с творчеством Стругацких или просто где-нибудь услышать.
Отзывы посетителей сайта:

ivan2543:
«Обитаемый остров» — одно из лучших произведений Стругацких, да и вообще одно из лучших произведений российской и советской фантастики.
Первый раз я прочитал эту книгу где-то классе в седьмом. Помню, она произвела на меня сильное впечатление, можно сказать, потрясла. Это действительно страшная книга – мне казалось, что от страниц пахнет железом, кровью и дымом. Первое впечатление было скорее гнетущим, хотя я и не назвал бы его негативным. Просто жутко, когда представляешь, до чего бы могло докатиться человечество. Ощущение, что речь идет не о какой-то непонятной планете, а о нашей Земле усилилось тем, что Страна Отцов резко напоминала Европу и СССР 30-х. гг. XX века. Мне кажется, такую книгу могли написать лишь в стране, пережившей сталинские репрессии и испытавшей на себе все ужасы фашизма.
Нельзя не восхититься мужеством главного героя, который нашел в себе силы бороться не только за выживание, но и за будущее всей планеты, осознавая, что, возможно, никогда не вернется домой. «Я – дома» — заявляет Максим Страннику в конце книги. Дом Максима – там, где он нужен, там, где ему есть, зачем жить. Он намерен вести войну до победы.
Потрясает разница в методах Максима и Странника. У них общая цель – но совершенно противоположные средства ее достижения. Странник – политик, агент земных спецслужб, шпион-дипломат. Он ломает систему диктатуры изнутри, исподволь направляя развитие государства в нужное русло. Его путь – путь реформ и направленного развития, минимума потрясений и катастроф.
Максим не знает, что спасение Саракша предрешено, нужно только подождать… несколько веков. Он – человек действия, наивный порой, словно супергерой из комикса. Его суровое добродушие не позволяет ему наплевать на аборигенов – он испытывает горькую жалость по отношению к ним, не сумевшим разумно устроить свою жизнь. Один безумный план срывается за другим, очередной союзник оказывается предателем или просто слишком слабым – но Максим не останавливается. Он переходит к подпольщикам, понимает что те погрязли в интригах и политике; ищет помощи у мутантов, но те хотят только покоя; даже сотрудничает с правительством в лице прокурора – лишь для того, чтобы получить необходимые данные о расположении Центра. Он готов на все, чтобы как можно скорее уничтожить башни, кажущиеся ему (небезосновательно) воплощением зла в этом несчастном мире. Его путь – революция, уничтожение зла и бесчеловечной диктатуры.
Странник считает, что революция приведет к хаосу и колоссальным человеческим жертвам. Однако Максим видит, как относительна существующая стабильность. Он выбирает решительный бой и бросает вызов всем, кто надеется возродить диктатуру. На глазах Максима гибнут его друзья: погибают в нелепых боях подпольщики, пытаясь разрушить башни, загоняют на ядерные мины танки штрафников, лезут на кинжальный огонь противника одурманенные излучением солдаты. Максим решает, что цена победы не станет слишком высокой.
Можно долго рассуждать, кто прав. В этом споре две правды. Революция может захлебнуться, реформы могут долго водить людей по бесплодным полям экспериментов. Истина в том, что Саракш будет спасен. Но какова будет цена этого спасения?
Книга является самым сильным антифашистским романом, несмотря на отсутствие связи с реальной историей. Повторюсь, но нужно вырасти в мире тоталитаризма, чтобы создать такую сильную книгу. И несмотря на то что мы понимаем наивность Максима и его волюнтаризм, мы не можем не восхищаться бесстрашием и революционной решимостью героя, его обостренным чувством справедливости, так характерным для героев русской классики.
оценка 10

primorec:
"Обитаемый остров", наверное, один из самых насыщенных романов Стругацких. Он полон яркими героями, тайнами, событиями и  — идеями, скрытыми, подчас, за приключенческой фабулой.
Чего еще надо любителю фантастического боевика? Молодой и чистый душой герой, попадающий на охваченную войнами, болезнями и голодом планету, чтобы начать вмешиваться в ход ее истории и переделывать все на свой лад, примеряя самые различные социальные «маски», выступая поочередно в роли Робинзона, солдата,  террориста, каторжника. Какие возможности дает такой сюжет: разнообразие героев, декораций, характеров. Захватывающее воображение динамичное действие, которое стремительно переносится то в город, то в лес, то в пустыню и снова — в город.
Восторженный и честный Максим попадает в мир далекий от его почти идеального мира Полдня, мир, находящийся в шаге от последней черты, когда уже никакие усилия не помогут выживанию разумных существ. Его обитатели — усталые и несчастные люди, прошедшие все круги ада, испытавшие голод, болезни, гибель близких, все усилия которых направлены на личное выживание и у которых больше нет сил на высокие идеалы и мечты. Что будет делать такой герой, как Максим, выросший на понятиях честности, социальной справедливости, равенства и братства? Он начнет перекраивать мир под свои понятия справедливости, не очень считаясь с мнением его обитателей, т.е. займется Прогрессорством.
В романе есть, с моей точки зрения, ключевой эпизод. Диалог Максима и Колдуна о совести. О том, как тяжело для честного человека бывает воспринимать действительность с ее темной стороной — преступностью, обманом, насилием. Всезнающий Колдун пытается донести простую мысль, что руководствуясь только своими понятиями справедливости, а не доводами разума и исторического опыта, можно легко стать на путь злого Бога, присвоив себе право решать судьбу миллионов, не считаясь с их мнением и желаниями. И конец этого пути всегда один: кто-нибудь всегда под благовидным предлогом становится «хозяином» жизни, прибирая к рукам нити истории.
Прав ли он? Или может правда на стороне Максима, считающего, что можно вести людей к свободе, даже если они этого не хотят и для достижения этой цели возможно все, в том числе и бросить в неравный бой измученных и слабых духом обителей Саракша? Или истина лежит где-то посередине? Опять в книге не найдете однозначного ответа, сторону читателю предстоит определить самому. И этот диалог о больной совести и благих намерениях, подчас, ведущих в Ад — современен и, как никогда, актуален.
Но все же. Если прочитать этот спор внимательно, то станет понятно, почему, ставший легендарным Прогрессором, Максим через несколько лет оставит свою профессию и займется противоположным родом деятельности. И может быть, чуточку понятнее станет то, чего добиваются Странники своими экспериментами над Разумными существами.
оценка 9

Ruddy:
Довольно долго я шёл к этому произведению Стругацких, нужно было какое-то время. И определённо мои ожидания оправдались.
Есть произведения-однодневки, которые забываются в те года, в которые выпущены. Есть произведения на несколько лет, их чтут в течение ближайших пяти лет. Есть произведения оригинальные, которые помнят десятилетия. А есть произведения Стругацких, которые будоражат сознание полвека. Роману больше 40 (!) лет, но можно ли назвать «Обитаемый остров» неактуальным и несовременным? Вовсе нет, даже не осмелится язык такое провернуть. Взбудораженный и испуганный мир, который алчно втягивает болезненные и никому не нужные увещевания о радости жизни, люди, которые хотят только одно — спокойствие после пережитых бед, испытаний и лишений, готовых даже признать фальшивую радость. Только бы не беспокоиться, только бы просто жить. И всегда найдутся люди, готовые этим воспользоваться, готовые прибрать к рукам все богатства душевные и материальные ради себя любимых. Но и найдутся также люди, готовые им противостоять со всей возможностью, бесконечным рвением, терзанием, даже глупостью и нерешимостью, но готовых идти до конца.
Замечательный и вечный приключенческий роман, читающийся очень быстро и нескучно, с жаркой динамикой, с интересными, хоть и слегка простоватыми героями (Странник, Умник и Максим не в счёт), которые в начале показаны в одном в свете, а в итоге поворачиваются с вовсе иной, неожиданной для читателя стороны. Невозможно предугадать исход сюжета, как невозможно и понять многие поступки людей, их мотивы, что толкает их делать одно, а не совсем другое. В который раз убеждаешься, что душа человека — потёмки, и большой грех кому другому соваться и пытаться что-то в ней изменить. Хоть и в лучшую сторону.
оценка 9

---
Критический отзыв:
Полновесного критического отзыва, отражающего проблематику произведения, на нашем сайте найти не удалось. Приводим здесь отзыв, отмечающий отдельные "технические" недостатки:

zohcain77:
Эх, «Обитаемый остров»... Честно говоря, я разочарован. Роман, актуальный, видимо, в шестидесятые, слишком злободневен и явно перенасыщен политикой и революционно-освободительной борьбой, которыми авторы бессовестно;-) подменяют собственно «фантастическое» в произведении.
Недоумение вызывают развитие героя и удивительные метаморфозы текста. Судите сами: Г.Г., который ничего в начале не понимает и в упор не узнает культурные артефакты времен недавнего прошлого своей цивилизации (видимо, весомые пробелы в образовании или предложите свою версию), по ходу романа быстро адаптируется и встраивается в столь знакомую нам реальность. И вот уже железные повозки, драконы, желтые и фиолетовые бумажки, белые палочки и пр. (список продолжите сами), превращаются в автомобили, танки, вагоны, деньги сигареты; уголовники в карты играют и упоминается, всуе, салат из креветок — полный массаракш! Сам герой из девственно чистого, наивного молодого человека с планеты Земля века XXII  с необходимостью (по причине совести) эволюционирует в беспартийного революционера — сверхчеловека (или наоборот) волею судьбы влипшего в повторяющуюся, только значительно мутировавшую историю той же самой Земли века XX.
Если в первой части романа морщится заставляют непонятки, то во второй — партийное, около партийное и революционное действо: видимо, таким приемом авторы уводили идеологизированное сознание в сторону от разгадки.:-) Правда,заставляет встряхнуться «неожиданный» (до этого читал «Жука в муравейнике») и динамичный финал, где все становится на свои места, но... так ничего и не решается.
оценка 7

Малая форма



1. Кир Булычев "Корона профессора Козарина"  
Аннотация:
Когда каждый день похож на предыдущий, и кажется, что жизнь идет мимо тебя; когда пребываешь в полной уверенности, что окружающие тебя презирают, вдруг случается чудо, и ты понимаешь, что жизнь — замечательная штука!

2. Вадим Шефнер "Человек с пятью «не», или Исповедь простодушного"
Аннотация:
Отец Стефана с юных лет определил своего сына как «человека с пятью «не»», то есть НЕуклюжий, НЕсообразительный, НЕвыдающийся, НЕвезучий, НЕкрасивый. Так и идет Стефан Петрович по жизни с этим нелегким грузом «не». А навстречу ему попадаются удивительные личности, каждый раз круто изменяющие его жизнь.

3. Леонид Каганов "Хомка"
Аннотация:
В будущем у детей появляется новое развлечение – зверек хомка, которого можно выращивать в инкубаторе. Одна беда, живет он всего три недели, а потом превращается в шоколадку и детям приходится изготавливать новых хомок.
Но одноклассников Стасика и Анну-Марию такое положение вещей не устраивает, ведь им хочется чего-то большего, чего-то более захватывающего и интересного. Что же делать? И тогда они решают создать с помощью инкубатора живого… человечка.

Награды:
Интерпресскон (малая форма), 2004
Бронзовая Улитка (малая форма), 2004
Странник (малая форма), 2004
РосКон (повесть, рассказ — 3 место), 2004

4. Евгений Лукин "С нами бот"
Аннотация:
У Лёни Сиротина с детства была проблема взаимопонимания с окружающими. Теперь эту проблему ему помогает решать бот — «AUTO-700»...

Награды:
Сигма-Ф (средняя форма), 2009
РосКон (повесть, рассказ — 1 место), 2009
Портал (средняя форма), 2009
Астрея (повесть), 2009
Серебряная стрела (лучший главный герой), 2009
Литературная премия имени И.А. Ефремова (повесть), 2009
Интерпресскон (повесть), 2009
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award (лучшая повесть или рассказ отечественного автора),  2009

---
Если вы что-то желаете добавить к материалам статьи, предложить или посоветовать, то пишите в комментариях или непосредственно автору статьи.




1421
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 мая 2015 г. 14:14
Здорово! Спасибо за проделанную работу.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 мая 2015 г. 07:20
Да какая тут особенно работа... Извиняюсь, что проверка статьи затянулась — поэтому пришлось ждать так долго.
«Остров» давно напрашивался в рекомендацию. Гораздо лучше, что мы потихоньку популяризируем относительно малоизвестного Шефнера. Или вот дали неплохой, но подзабытый читателем, рассказ Каганова.
Малая форма в этот раз очень удачная подобралась!


Ссылка на сообщение2 мая 2015 г. 15:48
Насчет попадания под запрет преувеличено. Переделать заставили, а так бери в библиотеке и читай. Это не «Сказка о тройке»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 мая 2015 г. 23:46
Справедливо. Особенно это касается провинциальных библиотек, и особенно — деревенских: там детлитовское издание вообще было в свободном доступе.
 


Ссылка на сообщение3 мая 2015 г. 07:19
Давайте исправим. А то у меня, когда смотрел материалы по книге, сложилось впечатление, что «Остров» практически изымали.
 


Ссылка на сообщение3 мая 2015 г. 17:46
Существует ещё и третья версия текста — журнальная, в ней главного героя зовут Максим Ростиславский.
 


Ссылка на сообщение4 мая 2015 г. 08:25
Это, кажется, один из самых ранних прототипов, который был переделан под давлением первичной цензуры — потребовали убрать видимую связь со всем «советским».
Я не читал. Даже не знаю, стоит ли выделять его...


⇑ Наверх