Чайна Мьевиль


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Чайна Мьевиль «Рельсы»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Чайна Мьевиль «Рельсы»

Статья написана 11 марта 2016 г. 15:53

Аннотация:

Рельсоморье. Обширные пространства отравленной земли, покрытые сетью стальных рельсов и деревянных шпал. Колеи, соединяющие времена и страны, проложены во всех направлениях, куда ни глянь. Они уходят в вечность. Но с острова на остров ходят слухи, что где-то за горизонтом есть выход туда, где нет рельсов, туда, где находится Рай, преисполненный богатств… И именно он, Шэмус ап Суурап, помощник доктора на поезде-кротобое «Мидас», находит ключ к разгадке этой тайны. Но сможет ли он добраться до края Рельсоморья, прежде чем пираты и рельсовый флот доберутся до него?




Перед нами история юноши, стоящего на крыше локомотива и возглавляющего целую колесную армаду: парусные тележки, кротобойный состав и даже сальважирская проходческая машина. Вот он едва сдерживает волнение, нетерпеливо высматривая следы друзей, которым грозит опасность...

Но мы начали слишком рано. Прелесть историй заключается в том, что рассказчик сам решает, где прозвенит колокол отправления, а где поезд повествования замедлит ход и подойдет к перрону. Поэтому сдадим назад туда, где гигантский крот едва не заманил своих преследователей в смертельную древнюю ловушку. Еще назад, туда, где гремел бой между пиратами и манихийским бронепоездом. Туда, где мальчишка обнаружил в руинах разбитого поезда крохотный фрагмент утиля. Еще дальше. Вот! Это история Шэма, юного помощника поездного доктора, и она начинается с его первого рейса на кротобое.

Море рельсов растекается от горизонта до горизонта, вливаясь во впадины, расступаясь вокруг островов и континентов, перепрыгивая мостами через провалы, и наполнено ритмами без устали мчащихся поездов. Драгндрагун — поют колеса мчащегося за добычей кротобоя, на высокой скорости колеса вопят — радагадан, а по мерзлым рельсам — шеккачашек. А если оторвать взгляд от рельс, шпал и виднеющейся между ними смертельно опасной земли — грязной, отравленной, населенной хищными созданиями, лениво проследить за уносящимися ввысь нагорьями и пиками вершин, то взору откроется низкое лохматое небо, за токсичными желтыми облаками мелькнут обитающие на большой высоте чудища. Но вернемся к земле, к рельсам.

Обратившись в «Рельсах» к подростковому жанру, как и в «Нон-Лон-Доне», Мьевиль в своей фирменной манере пародирует, иронизирует, высмеивает и отражает сложившиеся штампы, устои и символы. Подтрунивает «философиями» над одержимостью гонки в «Моби Дике». Отсылает к «Пикнику на обочине» Стругацких сальважирами — охотниками за утилем, в том числе и высотным, то есть выброшенным на орбите визитерами из иных миров. Издевается над робинзонадой Дефо. Отдает дань уважения приключенческим романам Стивенсона — как отдельными сюжетными поворотами, так и общей атмосферой, увлекательной, задорной и по-юному искренней. Но приключение немыслимо без тайны, героя и путешествия!

У кажущегося бескрайним рельсоморья есть конец, утверждают легенды. Есть Рай, где обитают духи всех богатств. Поэтому за сведения об этом месте готовы убивать многие — от манихийских военных до одиночек-авантюристов. В отличие от большинства своих сверстников, Шэм понятия не имеет, к чему у него имеются склонности. Тщетно перепробовав многие занятия, он так и не выяснил, чего жаждет его душа. Слишком задумчивый, неуклюжий и любящий безделье, Шэм размышляет о стезе сальважира, полной странствий, древних руин и загадок утиля. Впрочем, кто сказал, что для этого обязательно быть сальважиром? Ведь когда ты невольно окажешься вовлечен в погоню за сведениями о крае рельсоморья, то в пути повидаешь далекие уголки и затерянные земли, а в финале, быть может, даже найдешь свое призвание.

Стоит отметить, что роман получился чрезвычайно атмосферным за счет необычных декораций, включающих в себя проработанную мифологию, теологию, биосферу и технические детали. Антураж оказался достаточно диковинным, чтобы, затаив дух, следить за фантазией Мьевиля, и достаточно сложным, вычурным, чтобы не придираться к условностям. Автор регулярно делает небольшие лирические отступления, охотно иронизирует над героями и читателем, неизменно сохраняя доброту и благожелательность. И конечно, Мьевилю не удалось обойтись без традиционных шпилек в адрес капитализма и корпораций.

Итог: антуражное и атмосферное путешествие по рельсам классических приключений.

Моя оценка: 9/10





1481
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 марта 2016 г. 15:56
Спасибо за обзор, со всем согласен. Голосовал за книгу года=)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 марта 2016 г. 16:00
:beer:

цитата scafandr

Голосовал за книгу года=)

Я очень долго колебался между «Героем веков» Сандерсона и «Рельсами» Мьевиля. Но в итоге остановил свой выбор на романе Сандерсона из-за ударного эмоционального и идейного финала) Хотя, в принципе, оба романа весьма высокого уровня.


Ссылка на сообщение12 марта 2016 г. 11:37
Люблю так называемые «подростковые» книги, написанные авторитетными авторами книг для взрослых: они всяко лучше того низкосортного чтива, которое превалирует у традиционных создателей young adult литературы. Хорошая книга для подростков сейчас большая проблема, школьники просто одержимы «Дивергентами» и «Бегущими в лабиринте», а о книгах Мьевиля, Сандерсона или Танни никто не знает.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 марта 2016 г. 19:27
В этой нише также есть романы Макдональда, Бачигалупи («Разрушитель кораблей»), а также работающие чисто в ней и не менее талантливые — Янси, Страуд, etc.

цитата knihar

школьники просто одержимы «Дивергентами» и «Бегущими в лабиринте»

Я сейчас выскажу такое спорное мнение, что немногие романы из этого ряда на уровень середнячка по гамбургскому счету вполне себе тянут. Хотя общий уровень по больнице, включая даже «бестселлеры», прискорбно низок, ага. Я неоднократно разносил типовые романы зарубежного янг-эдалта.
Однако ту же Роулинг довольно долго пытались негативно склонять на все лады, что не помешало «Гарри Поттеру» стать новой классикой. Поэтому, возможно, не стоит отметать все подобные романы, как полный шлак. Кое-какие, как узковозрастные развлечения, из которых ребенок неизбежно вырастет и позабудет, свое отрабатывают.
 


Ссылка на сообщение12 марта 2016 г. 20:10
Цикл «Эвернесс» Макдональда действительно неплох, но он больше адресован мальчишкам (главный герой, стимпанковская романтика и т. д.). То же с книгами Мьевиля. А вот девчонкам нужна героиня и любовные страдания, поэтому в топах «Голодные игры» и иже с ними. В этом плане интересно, оправдает ли надежды «Молли Блэкуотер» от Перумова.
Что касается Роулинг, то Поттериана действительно стала явлением, а своё писательское реноме Роулинг подтвердила детективами для взрослых (что ещё раз подтверждает простую истину: нет взрослых или детских авторов, а есть талантливые или посредственные произведения).
 


Ссылка на сообщение12 марта 2016 г. 20:26

цитата knihar

В этом плане интересно, оправдает ли надежды «Молли Блэкуотер» от Перумова.

Я планирую прочесть и высказать свое мнение) Интересно, ага!

цитата knihar

А вот девчонкам нужна героиня и любовные страдания, поэтому в топах «Голодные игры» и иже с ними

Угу, вот как раз сегодня размышлял, что именно «любовные страдания» и женский взгляд очень сильно определяют целый пласт янг-эдалта. Еще бы кто-то из опытных мэтров удовлетворил этот запрос. Потому что все вышеперечисленные именитые авторы писали вещи более мальчикового или универсального плана, угу. Эх... Линдгрен бы сюда.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2016 г. 16:37
Вот интересно — у меня почти везде герои — девочки, но нет любовных страданий. Кто ЦА? ;-)

Как мне говорила редактор, в YA главные герои — подростки, и темы должны подниматься соответствующие возрасту. Иначе это уже не YA.

Ну и по сравнению с тем же Гаглоевым, «Бегущий в лабиринте» — это, действительно, шедевр.
 


Ссылка на сообщение14 марта 2016 г. 14:35

цитата Ghost of smile

Вот интересно — у меня почти везде герои — девочки, но нет любовных страданий. Кто ЦА?

Унисекс — вспомните, например, Алису Булычева или цикл «Астровитянка» Горькавого:)

цитата Ghost of smile

в YA главные герои — подростки, и темы должны подниматься соответствующие возрасту. Иначе это уже не YA.

Угу. Но никто не мешает закладывать второй и третий слой, как у того же Шварца в сказочных детских пьесах.

цитата Ghost of smile

Ну и по сравнению с тем же Гаглоевым, «Бегущий в лабиринте» — это, действительно, шедевр.

Мне Гаглоев известен лишь странным пиаром клоноводов на различных книжных ресурсах. Когда на «Мирах Фэнтези» поймали двух таких с одинаковыми ай-пи, те сразу растворились на просторах сети))
Полистать что ли какие-то из его сочинений?)
 


Ссылка на сообщение14 марта 2016 г. 21:19

цитата Green_Bear

Полистать что ли какие-то из его сочинений?)

Только если есть настроение читать текст, который целиком состоит из фраз, вроде: «Сестра Тьмы, рожденная от Созерцательницы, могла освободить его от вечного рабства.» И почти каждое предложение с восклицательным знаком.
 


Ссылка на сообщение16 марта 2016 г. 14:13

цитата Ghost of smile

Только если есть настроение читать текст, который целиком состоит из фраз, вроде: «Сестра Тьмы, рожденная от Созерцательницы, могла освободить его от вечного рабства.» И почти каждое предложение с восклицательным знаком

Большими буквами после «Гибели богов» Перумова меня точно не напугать)) А восклицательные знаки... вот и поглядим)
 


Ссылка на сообщение16 марта 2016 г. 20:25
Я пытался читать 5 разных его книг (на гугл-плее, там фрагменты выложены страниц по 70-80), у меня не получилось.
Человек просто не владеет языком.


⇑ Наверх