Роджер Желязны Хроники


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Тиань» > Роджер Желязны. Хроники Амбера
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Роджер Желязны. Хроники Амбера

Статья написана 16 апреля 2016 г. 00:28
Пятикнижие Корвина
Пятикнижие Корвина

Что есть наш мир? Нечто, существующее само по себе или всего лишь тень тени фантазии создателя? Это один из основных вопросов Пятикнижия Корвина — первой части «Хроник Амбера».

Роджер Желязны начал свой цикл как философское фэнтези, ключевую роль в сюжете которого играют фундаментальные вопросы метафизики. Придуманный им мир был создан бунтарем из Царства Хаоса с помощью магического артефакта, собственной крови, силы духа и воображения. Внутри постоянно изменяющегося Хаоса появился жестко структурированный сегмент — Лабиринт, Вселенная обрела дуальность и стала развиваться с учетом внезапно обретенного нового свойства. Все интриги первой части Хроник суть иллюстрации различных проявлений данного принципа.

Само название Королевства Амбер (или Янтарь) является говорящим. В природе янтарь обволакивает доступные фрагменты живой материи и они застывают, не живые и не распадающиеся. Рожденный Хаосом Дворкин совершил революцию, придал новое качество Вселенной и стал родоначальником королевской семьи Амбера. Оберон ничего принципиально в устройстве мира не изменил, но Янтарное королевство продвинулось в развитии до уровня земного Средневековья. Следующее поколение — девять принцев — практически застыли в янтаре. Они — вечные рыцари с мечами, конями, доспехами. Тени развиваются по своим законам, на Земле наш двадцатый век в разгаре, телефоны, автомобили, самолеты, а Амбер неизменен, и каждый его принц проходит военную подготовку мечника, лучника, всадника. Первозданный мир тормозит развитие теневых миров-отражений, привносит в них элемент янтарного консерватизма.

Приблизившийся к Хаосу принц Бренд повредил изначальный Лабиринт, и одновременно был поврежден рассудок создателя Пути Дворкина. Видимо, Путь был начертан им не только в Пространстве и Камне, но и в себе самом. Отсюда обратная связь, и дискомфорт, вызывающий желание уничтожить создание, от которого внезапно оказался зависимым. Желание это понятно и продиктовано отнюдь не сумасшествием, чем дольше существует Янтарь, тем больше он обволакивает первое и второе поколение, замедляя развитие. Для личности с потенциалом Творца нести в себе Амбер непереносимо, особенно если эта личность — чистокровное порождение вечно изменяющегося Хаоса.

Дворкин

Дворкин является самым интересным персонажем Первого Пятикнижия, наверное, потому, что его невозможно понять в полной мере. Все остальные герои — обычные, кто-то более симпатичный и заметный, кто-то менее, а Дворкин до конца остается загадкой, ведь если сознание создателя Тени первично, то первоосновой амберской стороны мира является сознание Дворкина. Видимо, поэтому Оберон не рискнул убить его, не было у короля Амбера полной уверенности в независимом существовании первоосновы мира, а мир этот он ставил превыше своей жизни, как подобает настоящему Королю.  

Пятикнижие Мерлина
Пятикнижие Мерлина

Катаклизмы с изначальным Путем, Дворкиным и Амбером в финале первой части несколько размягчили янтарь. В «Пятикнижии Мерлина» мир Амбера претерпел существенные изменения. Так, в первой части умение пользоваться картами было присуще только членам королевской семьи. Во второй же карточными коммуникациями занимаются все, кому не лень, даже слепая королева Вайол. Также и Путь внезапно оказывается проходимым в Тенях для любого желающего, пусть и с определенными оговорками. Грань между королевской семьей Амбера и обычными смертными размывается.

Соответственно изменяется менталитет следующего поколения королевской династии. Из тщательно сохраняемого отцами Средневековья Мерлин, Ринальдо, Мартин шагнули в двадцатый век. Этим парням меч на бедре в тягость, а лошадь не кажется особенно удобным  средством передвижения. Если Корвин, Блейз, Бренд всеми силами рвались в Амбер, Мерлин, Ринально и Мартин стремятся к жизни вне королевства. Тени им в чем-то ближе первоосновы.

Такое развитие сюжета поначалу вызывало внутренний протест — не хотелось верить, что карты и Путь могут быть доступны любому земному сенситиву. С другой стороны, в финале первой части произошло глобальное событие: Корвин повторил деяние Дворкина. А потом Мерлин сконструировал свое Призрачное колесо. Полюсов мира стало как минимум четыре, причем Призрачное Колесо выступило своего рода Серым Ферзем амберского мира. При таких условиях утрата эксклюзивности амберских артефактов вполне допустима.

А вот с развитием сил Хаоса и Порядка Желязны явно перемудрил. Если в первой части Хроник силы эти выступают как базовые принципы мироздания, которые герои стремились познать и использовать, то во второй части каждая из сил внезапно персонифицируется в нечто, подобное олимпийским богам, деятельное, могущественное и склочное. Такая трансформация убивает философскую основу сюжета. Фундаментальный принцип не воюет, не жаждет власти, не манипулирует людьми. Он просто есть и ему невозможно противиться. Логрусу же и Путю из «Пятикнижия Мерлина» противиться можно, на проявление фундаментальных принципов они уже не тянут.

Тему противостояния Хаоса и Порядка как основы стабильности Вселенной Желязны благополучно слил, когда позволил Оберону починить изначальный Путь. У порядка стало два полюса, а мироздание никаких глобальных изменений не претерпело. Да, наблюдается развитие мира и персонажей, Царство Хаоса выглядит (а, возможно, и становится) более упорядоченным по сравнению с первой частью Хроник, Королевство Амбер теряет свой блеск и величие, превращаясь в обычный довольно грязный и криминальный портовый город. Сюжет плавно скатывается в пародию на магический боевик.

Пародию, потому что акции высших сил уж очень мелкие для вселенских масштабов — королевский дворец взорвали, Мерлина в межтеневом пространстве заперли и обманом вынудили сделать выбор в пользу Пути, за Призрачным Колесом гонялись, как кот за мышкой, торговались не хуже коммивояжера Люка, подстрекали Дару к генетическим экспериментам, и все это с целью посадить на престол Хаоса потомка принца Амбера. А Логрусу это зачем, спрашивается?  

Непонятен также ход с трансплантацией Камня Судьбы в глазницу Корэл. Девушка эта в политических интригах практически не участвовала.  В чем здесь выигрыш для сил Порядка, одному Пути известно.

В «Пятикнижии Мерлина» явственно ощущается отсутствие единой сюжетной идеи, в отличие от первого Пятикнижия, в котором последовательно раскрывалось устройство и происхождение Амберского мироздания. Как часто бывает, продолжение качеством сильно уступает начальным книгам. Цикл, начинавшийся как философское фэнтези с собственной космогонией в итоге свелся к банальному заговору с целью борьбы за власть. Это обидно.

Но цикл все равно классный. Эпизод с похоронной процессией Оберона незабываем. Как и многие другие яркие моменты.





375
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 апреля 2016 г. 02:41
Тема для Желязны основополагающая. И он к ней подбирался давно. Вообще, романы, возможно, не самая его сильная сторона.
А подбирался он ещё в рассказе «Любовь — величина мнимая» https://fantlab.ru/work1504
Думаю, читать Амбер без этого рассказа сложновато. Там-то он как-то чётче всё обозначил.
И как раз про прогресс, да.
Не знаю, как рассказ и цикл стыкуются (скорее всего, никак), но в голове Желязны, уверен, они переплетались.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2016 г. 11:29

цитата Gourmand

Не знаю, как рассказ и цикл стыкуются (скорее всего, никак), но в голове Желязны, уверен, они переплетались.

Мне не показалось, что рассказ связан с Хрониками. В нем раскрывается тема прогрессорства, не связанная с фундаментальными началами мироздания.:-)


Ссылка на сообщение16 апреля 2016 г. 09:12
Фундаментальному принципу противиться можно, вот закон всемирного тяготения тянет и тянет вниз к Земле, а люди садятся, встают, ходят, прыгают, и даже летают. Хотя птицы летают естественней ;-).

У порядка два полюса, но два маленьких полюса, а хаос один большой.

Портовых грузчиков, моряков, портовой шпаны и девиц очень легкого поведения вроде не наблюдалось — вряд ли Амбер стал портом.

«похоронной процессией Оберона», э-м-м, может этого, как его, Свейвила, короля Хаоса?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2016 г. 11:46

цитата fantaction

У порядка два полюса, но два маленьких полюса, а хаос один большой.

Это да. У Хаоса даже не полюс, он просто везде, ибо был до и будет после.

цитата fantaction

Портовых грузчиков, моряков, портовой шпаны и девиц очень легкого поведения вроде не наблюдалось — вряд ли Амбер стал портом.

Помните прогулки Мерлина по Амберу? Портовый кабачок «У кровавого Билла»...

цитата fantaction

«похоронной процессией Оберона», э-м-м, может этого, как его, Свейвила, короля Хаоса?

Нет, я имею в виде эпизод из 11 и 12 глав «Владений Хаоса»:

цитата

Грозовой фронт разорвался — в том самом месте, где из под него выходила Черная Дорога. Призрачный всадник на черном коне, появившийся из прорыва, поднес к губам трубу <...> Через мгновение к первому всаднику присоединились еще две призрачно-бледные фигуры на черных конях; теперь поле недавней битвы оглашали звуки трех труб. <...> На Черную Дорогу выезжали все новые и новые призрачные фигуры. <...> За призрачно-бледными трубачами двигались верхом на белых конях знаменосцы; среди массы знамен попадались и незнакомые. Над головой высокого человека (во всяком случае, он был очень похож на человека), возглавлявшего знаменосцев, развевалось полотнище с изображением Единорога – королевский штандарт Амбера.
<...>
Они шли и шли, и не было им конца, и за все это время грозовой фронт не сдвинулся ни на йоту.
<...>
А затем из-за сверкающего занавеса выплыли длинные черные дроги, запряженные четверкой черных коней. Высокие жезлы, установленные по углам, горели холодным голубоватым огнем, посреди платформы располагался гроб, обернутый королевским штандартом Амбера. Управлял дрогами горбун в пурпурных с оранжевым одеяниях – Дворкин...

От этой процессии захватывает дух. :-)


⇑ Наверх