Возможно ли появление новых видов искусств в 21 веке? Или, может быть, уже существующие приобретут какие-то новые формы? С чем это будет связано? В каких направлениях будут развиваться литература, живопись, театр, кино? Чем нас удивят деятели культуры?
На вопросы уважаемого БВИ отвечают фантасты.
Сергей Жарковский, писатель (Волжский):
Конечно. Возможно и неизбежно.
Кино начнут снимать с давно умершими актёрами, создавая совершенно неотличимые виртуальные их модели. Половина зрителей будет протестовать, половина будет рада новым встречам с любимцами. Я лично буду рад.
Живопись. Всегда останутся в цене «рисовальщики по-старинке», но новые инструменты всегда порождают и новые техники. Так что прекрасные (и, возможно, вполне осязаемые) 3D картины мы увидим. Кто доживёт. Кстати! Искусством станет медицина. Впрочем, она всегда была искусством. Но есть ощущение, что и рак, и Альцгеймер вот-вот, вот уже скоро, уже при нашей жизни перестанут человечество пугать своей безысходностью. Не говоря уже о слепоте и ампутированных конечностях. Успеть дожить бы.
Театр. Не знаю, что там можно улучшить, кроме сценотехники. Всё равно не пойду.
С литературой будет всё ОК, надо только учить языки.
А лично я бы желал (кроме медицинских, доступных всем, чудес), чтобы в искусство наконец превратилась политика.
Василий Щепетнёв, писатель и эссеист (Воронеж):
Думаю, что появятся домашние киностудии. Пакеты программ, позволяющих создавать фильм или спектакль дома. Набор AI-актеров, виртуальных декораций, шаблонов сценариев, мизансцен и т.п. Конечно, производительность «железа» будет превосходить нынешнюю на несколько порядков.
Любое произведение можно будет конвертировать сначала в литературный сценарий, а потом и экспликацию, раскадровку и т.п. В зависимости от применяемого шаблона историю «Трёх поросят» можно подать как комедию, триллер или производственную драму, действие перенести в Кремль или на антарктическую станцию. Наф-Нафа будет играть AI Фернандель, Нуф-Нуфа AI де Фюнес, а Ниф-Нифа AI Краморов, Волка же AI Шварценеггер. Или «Три Мушкетёра»: Вицин, Моргунов и Никулин. Энтузиасты будут сами писать сценарии и менять шаблоны, порой наделяя AI артистов своей внешностью и пластикой.
Кто-то сделает фильм за день, а кто-то будет трудиться год или пять. В стране будут выходить десятки тысяч фильмов и спектаклей, появятся конторы по размещению видеопродукции на «Амазоне» и прочих торговых площадках, критики станут сетовать на закат культуры, отвыкли-де люди от хорошего кино. Актёры белковые попытаются высмеять актеров программных, называя их электронными марионетками. Но отличить первых от вторых будет всё труднее и труднее.
Вдогонку:
Книги будут различать по цвету. Зелёные обложки появятся у книг со словарным запасом до пятисот слов, жёлтые – до тысячи, и красные – свыше тысячи. Читателей последних обяжут встать на учёт в психоневрологическом диспансере.
Алексей Евтушенко, писатель, поэт и художник-карикатурист (Москва):
Один новый вид искусства уже, как мне кажется, появился, – это видеоигры. Просто не все пока осознали, что это уже искусство. Некоторые из них по уровню проработки образов персонажей и сюжету не уступают литературным произведениям и кино. Собственно, в какой-то мере они и есть синтез кино и литературы.
Что же касается искусств будущего, то, вероятно, когда-нибудь появится искусство сновидений. А следовательно, и художники-сновидцы. Лучшие сны будут пользоваться бешеным спросом и приносить своим создателям большие деньги.
Сейчас много говорят о том, что в кино сгенерированные компьютером актёры заменят живых. Вполне возможно, но вряд ли это примет массовый характер. Если говорить о живописи и музыке, то она изменится в случае изменения самого человека и появления у него, скажем, более совершенных органов чувств и расширенного за счёт непосредственной связи с ноосферой сознания. Самый грубый пример – инфракрасная живопись или ультразвуковая музыка.
К слову, о связи с ноосферой. При условии развития данной связи возможно появление новых коллективных видов искусств, когда одно произведение будут создавать сотни, тысячи или даже миллионы людей. И та же музыка здесь – первая в очереди.
Ответы Николая Калашникова, Александра Лукашина, Геннадия Прашкевича, Марии Галиной, Александра Бачило и Юлия Буркина на странице проекта.
Также рекомендую (настоятельно!) очень визионерский, богатый на выдумки сайт как раз об искусстве будущего — http://imaginaryfutureart.com/