Земля атакована, цивилизация уничтожена. Большим взрывом начинается роман «Роза и червь» Роберта Ибатуллина, способный потягаться с лучшими представителями англо-американской космической оперы масштабом описываемых событий и проработанностью сеттинга.
Основное место действия книги – Солнечная система, осваиваемая потомками уцелевших при Ударе, который нанесла цивилизация из созвездия Орла. Поселения на Луне, Марсе и Венере, колонии на астероидах объединёнными усилиями успешно отразили атаку аквилианского флота, которая последовала спустя два столетия после бомбардировки Земли. И хотя командование Космофлота по-прежнему считает реальной угрозу нападения аквилиан, отсутствие общего врага обернулось интригами и соперничеством между бывшими союзниками, а тем временем на заново обживаемой Земле распускаются загадочные чёрные цветы.
Изображение жизни космиков удалось Ибатуллину. Антропофабрики и циклики, тьюринги и сигиллы, нульдевы и хайгравы — общественное устройство и технологии будущего выписаны детально, представляя цельную и весьма убедительную картину. Впечатляют и технические подробности противостояния, растянувшегося на несколько веков – с атаками на досветовых скоростях и орбитальными бомбардировками.
Однако за пределами этих механических конструкций автор не столь убедителен: сюжет книги незамысловат, а рассказ ведётся в традициях старой доброй космооперы, когда писатели лучше управлялись с техникой и приключениями, чем с персонажами и стилем изложения. К тому же в демонстрации архаизированного общества Земли роман подчас становится излишне карикатурным. А финал, скоропостижно обрывающий сюжетные линии, и вовсе предстаёт искусственным и чужеродным, завершая приключенческий сюжет философскими размышлениями о судьбе человеческой цивилизации.
Диссонанс такого рода вообще характерен для романа. «Роза и червь» оказывается на полпути между «старой» и «новой космической оперой», смешивая в себе характерные для обеих черты.
Увы, приключения главных героев – мужественного спецагента, подростка-наземника и дочери овер-коммандера Космофлота – оказываются самым архаичным элементом того будущего, механику и процессы которого красочно и подробно нарисовал Ибатуллин.
Несмотря на эти досадные обстоятельства, роман возвышается над общим – довольно-таки унылым — массивом современной отечественной научной фантастики и несомненно достоин прочтения.
Возможно ли появление новых видов искусств в 21 веке? Или, может быть, уже существующие приобретут какие-то новые формы? С чем это будет связано? В каких направлениях будут развиваться литература, живопись, театр, кино? Чем нас удивят деятели культуры?
Кино начнут снимать с давно умершими актёрами, создавая совершенно неотличимые виртуальные их модели. Половина зрителей будет протестовать, половина будет рада новым встречам с любимцами. Я лично буду рад.
Живопись. Всегда останутся в цене «рисовальщики по-старинке», но новые инструменты всегда порождают и новые техники. Так что прекрасные (и, возможно, вполне осязаемые) 3D картины мы увидим. Кто доживёт. Кстати! Искусством станет медицина. Впрочем, она всегда была искусством. Но есть ощущение, что и рак, и Альцгеймер вот-вот, вот уже скоро, уже при нашей жизни перестанут человечество пугать своей безысходностью. Не говоря уже о слепоте и ампутированных конечностях. Успеть дожить бы.
Театр. Не знаю, что там можно улучшить, кроме сценотехники. Всё равно не пойду.
С литературой будет всё ОК, надо только учить языки.
А лично я бы желал (кроме медицинских, доступных всем, чудес), чтобы в искусство наконец превратилась политика.
Думаю, что появятся домашние киностудии. Пакеты программ, позволяющих создавать фильм или спектакль дома. Набор AI-актеров, виртуальных декораций, шаблонов сценариев, мизансцен и т.п. Конечно, производительность «железа» будет превосходить нынешнюю на несколько порядков.
Любое произведение можно будет конвертировать сначала в литературный сценарий, а потом и экспликацию, раскадровку и т.п. В зависимости от применяемого шаблона историю «Трёх поросят» можно подать как комедию, триллер или производственную драму, действие перенести в Кремль или на антарктическую станцию. Наф-Нафа будет играть AI Фернандель, Нуф-Нуфа AI де Фюнес, а Ниф-Нифа AI Краморов, Волка же AI Шварценеггер. Или «Три Мушкетёра»: Вицин, Моргунов и Никулин. Энтузиасты будут сами писать сценарии и менять шаблоны, порой наделяя AI артистов своей внешностью и пластикой.
Кто-то сделает фильм за день, а кто-то будет трудиться год или пять. В стране будут выходить десятки тысяч фильмов и спектаклей, появятся конторы по размещению видеопродукции на «Амазоне» и прочих торговых площадках, критики станут сетовать на закат культуры, отвыкли-де люди от хорошего кино. Актёры белковые попытаются высмеять актеров программных, называя их электронными марионетками. Но отличить первых от вторых будет всё труднее и труднее.
Вдогонку:
Книги будут различать по цвету. Зелёные обложки появятся у книг со словарным запасом до пятисот слов, жёлтые – до тысячи, и красные – свыше тысячи. Читателей последних обяжут встать на учёт в психоневрологическом диспансере.
Один новый вид искусства уже, как мне кажется, появился, – это видеоигры. Просто не все пока осознали, что это уже искусство. Некоторые из них по уровню проработки образов персонажей и сюжету не уступают литературным произведениям и кино. Собственно, в какой-то мере они и есть синтез кино и литературы.
Что же касается искусств будущего, то, вероятно, когда-нибудь появится искусство сновидений. А следовательно, и художники-сновидцы. Лучшие сны будут пользоваться бешеным спросом и приносить своим создателям большие деньги.
Сейчас много говорят о том, что в кино сгенерированные компьютером актёры заменят живых. Вполне возможно, но вряд ли это примет массовый характер. Если говорить о живописи и музыке, то она изменится в случае изменения самого человека и появления у него, скажем, более совершенных органов чувств и расширенного за счёт непосредственной связи с ноосферой сознания. Самый грубый пример – инфракрасная живопись или ультразвуковая музыка.
К слову, о связи с ноосферой. При условии развития данной связи возможно появление новых коллективных видов искусств, когда одно произведение будут создавать сотни, тысячи или даже миллионы людей. И та же музыка здесь – первая в очереди.
Ответы Николая Калашникова, Александра Лукашина, Геннадия Прашкевича, Марии Галиной, Александра Бачило и Юлия Буркина на странице проекта.
Также рекомендую (настоятельно!) очень визионерский, богатый на выдумки сайт как раз об искусстве будущего — http://imaginaryfutureart.com/
Среди произведений, претендующих на премию, вручаемую за лучшее произведение фантастического жанра, оригинальное по тематике, образам и стилю, мифопоэтическая городская легенда и роман-геймификация истории, повесть о «зонах культуры» и хроники несостоявшегося конца света, космическая опера и ветхозаветный киберпанк.
Победителя определит жюри под председательством Андрея Василевского, главного редактора журнала «Новый мир».
Также в жюри:
Валерий Иванченко, литературный критик;
Константин Мильчин, литературный критик, журналист;
Валерия Пустовая, литературный критик;
Артём Рондарев, музыкальный и литературный критик, журналист;
Галина Юзефович, литературный критик.
Премия «Новые горизонты» вручается с 2013 года. Цель премии – поощрить авторов и произведения, способные напомнить о том, что фантастика не сводится к непритязательному развлекательному чтиву, а представляет собой интеллектуальное чтение, провоцирующее на размышления о будущем, прошлом и настоящем.
«Короткий список» премии будет оглашён в сентябре. Затем, в октябре — назван победитель.
Представления номинаторов на произведения номинационного списка будут опубликованы на Фантлабе.
«Если» — старейший в России литературный журнал, посвящённый фантастической литературе, выходит с 1991 года. В 2000 году Европейским конгрессом писателей-фантастов был признан лучшим жанровым журналом Европы. На страницах этого издания впервые увидели свет многие известные произведения как отечественных, так и зарубежных авторов. Целый ряд произведений, например, Гарри Гаррисона был сначала напечатан на русском языке в этом журнале и только потом работы выходили в США и Англии; здесь же состоялась и первая публикация ныне знаменитого «Ночного Дозора» С. Лукьяненко.
В 2012 году журнал прекратил своё существование, однако уже в 2015-м, подобно птице Феникс, возродился из пепла.
Поговорим об истории журнала, о нынешнем его бытовании, молодые авторы смогут задать свои вопросы, узнать, что нужно сделать для того, чтобы стать автором легендарного издания.
Среди гостей вечера: Дмитрий Байкалов, Олег Дивов, Александр Громов.