Z значит


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Dragn» > Z — значит зомби
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Z — значит зомби

Статья написана 21 июля 2009 г. 15:18

Макс Брукс «Мировая война Z»

В культуре фантастики некоторые идеи-образы играют заметную роль. Например, зомби. Эти медлительные любители человеческих мозгов освоили огромные пространства и прекрасно себя чувствуют и в кинематографе, и в литературе, и в компьютерных играх. До сих пор в большинстве сюжетов, изданной у нас литературы, зомби выступали как один из факторов возможной угрозы человечеству. Что за ними числилось? Ну, какое-нибудь локальное вмешательство в мирную жизнь, ничего не соображающих обывателей небольшого городка. Или проживание в отдельном зомби-ареале в соответствие с законами своей психологии, со своими причудливыми привычками и установившимися законами. Зомби пользовались даже некоторый снисходительной симпатией читателей как угроза не такая уж и страшная, всегда побеждаемая главными героями, конечно не без потерь. Но вот Макс Брукс решил представить глобальное восстание зомби по всему миру и противостояние всему человечеству. Мировая война Z. Такое название приобрели эти события.

Мир охвачен странной болезнью. Тяжело установить, где именно находился источник заражения. Скорее всего Китай. Заразившись, человек через некоторое время умирает и восстает уже в виде ходящего трупа. Вскоре становится понятным: заразиться можно только одним способом — быть укушенным зомби, а уничтожить нападающего можно единственным способом — прострелить ему мозг. Правительства разных стран не смогли вовремя оценить угрозу, принять меры и вирус быстро распространился по всему миру, не оставив  в покое ни одного континента. Китай, Америка, Россия — все страны превращаются одна за другой в отдельные фрагменты большой страшной истории. Вне досягаемости не остался ни один ареал обитания человека.

История войны от начала и до конца представлена как интервью со свидетелями событий. Все рассказы (доктора, пехотинца, летчика, пехотинца, обычной  маленькой девочки и многих других) лишь детали ужасной мозаики событий. В каждом — кровь, страхи, боль, потери. У каждого своя правда. Вот доктор, самоотверженно спасающий пациентов, а вот кинолог — его предмет забот собаки, которые как оказалось лучше всех опознают наличие заражения. Рассказы бьют по нервам своей пугающей правдоподобностью.

Автор создает гипотетическую всемирную панораму, используя свои солидные знания о жизни разных стран мира. Как действуют разные страны в борьбе с инфекцией? Каковы последствия этих действий? Что будет после? Какими станут правила войны? Ведь зомби это особая угроза, это совсем не то, с чем готовились сражаться солдаты разных стран.

Брукс как виртуоз шахматист просчитывает партии геополитической игры, выписывает историю за историей в разных странах. В его арсенале много ходов, можно походить пешкой, ферзем и даже королем. Главное — добиться решения задачи. Максу удается держать читателя в таком напряжении, что накал страстей ощущается на реальном физическом уровне. Действительно воображение заполняет картина: в одно мгновения на земном шаре появилась маленькая белая точка, потом еще и еще и еще, и вот уже вся Земля в белом пламени хаоса и зомби.

Каждая страна выступает отдельным персонажем, который прожил свою историю, многое понял и теперь устанавливает новые правила игры. Брукс проделал поистине мощную работу: он показывает каждую страну с позиции своего внутреннего видения (с позиции собственного внутреннего центра). Не обошлось без промашек. Россия предстает старой советской империей. Автору видно хорошо знакома советская история. Под таким же «советским углом зрения» рассматриваются и события на Украине. Вся правдоподобность Украины в географическом колорите. Но если смотреть картину в целом, то эти промашки незнания автору можно простить. Тем более это извинительно, потому что Брукс не проявил себя апологетом какой-то конкретной государственной идеологии, и не отдал предпочтение какой-то стране и ее правительству. Он рисует разные варианты действий правительств: радикальные решения, изоляция, попытки восстановить порядок; некоторые страны ловят удачу за хвост и вырываются из гнета.

Брукс также рисует варианты различий на психологическом уровне — уровне поведения отдельного человека. Что свойственно человеку — изменится или остаться прежним. Есть примеры, что сталкиваясь с ужасами люди кардинально меняются: один японский отаку, полностью погруженный в Интернет пространство до того момента, пока зомби не ворвались в его квартиру. Или человек, ненавидевший собак, бросается защитить от солдат таксу. А вот другой пример — бизнесмен, удачно зарабатывает на страхе людей. Брукс создает страшные и пугающие картины.

В целом сама война создана во всей страшной полноте и фантастической экспериментальной мыслительной достоверности. Автор принял во внимание классические зомби-наработки и искусно воспользовался ими. Здесь есть все хорошо знакомое по фильмам про зомби и в наличии выразительные ремарки в сторону классики зомби-муви (Ромеро привет!). Любители кровавостей не обделены: кровь, мозги и иные ужасы все в приличном количестве. Но есть и авторские находки. Брукс задействовал идею зомби в глобальном всемирном варианте. Не осталось свободного уголка от зомби. Они настигают на воде и под водой, в подземных глубинах, и в космическом пространстве. Автор детально прорабатывает все типы войны и применяемых средств. Весьма мастерски до деталей Брукс представляет военную технику, аспекты жизнедеятельности военных подразделений. В этом и многом другом писатель обаятельно обстоятелен в деталях.

И, конечно, много мелких плюшек для своих. В частности, замечательный эпизод о британцах, привлекающих к себе внимание зомби песней Iron Maiden «The Trooper».

При этом, самый главный недостаток книги — это зомби. Самая обидная промашка. Уж больно много не объясняется и не состыковывается. Способ заражения, как они выживают, почему именно так. Хотя и тут Максу можно простить, ведь на место зомби можно с легкостью поставить другого врага и проблему. И при этом структура, главная цель и суть романа не пострадают.

Итог: Интересный и умный апокалитический роман. Весьма актуальный в контексте осмысления современного мира. Пугающий и пронизывающий холодом. С необычайно сильной атмосферой и живыми просто до дрожи персонажами. Необычной манерой подачи и мыслями. Многие отдельные истории украсили бы любую антологию ужасов. Мощный дебют.





488
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 15:44
Спасибо, хороший отзыв. Книгу возьму на заметку.
Кстати, недавно где-то прочел, что уже готовится экранизация.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 15:48
Спасибо, что прочитали! :beer: Книга самого удивила, ибо зомби не люблю))

цитата lokiman

Кстати, недавно где-то прочел, что уже готовится экранизация.
Так и есть. И если им удастся воссоздать атмосферу книгу, то будет страшно.
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 15:53

цитата Dragn

И если им удастся воссоздать атмосферу книгу, то будет страшно.

В этом-то как раз и приходится сомневаться. Жаль Джордж Ромеро уже не тот:-(((, может Сэм Рейми? Этот бы точно снял шедевр.
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 15:59

цитата lokiman

Сэм Рейми?
Тогда это было бы весело! :-)))


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 15:56
По экранизации уже более-менее все известно.
Режиссер — Марк Форстер (Бал Монстров, Останься. Квант Милосердия); продюсер — Брэд Питт; сценарий — сам Брукс и Майкл Стражински (создатель Вавилона-5 и иствудовской Подмены), выходит в 2010 году
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 15:59
Хм, да все очень даже неплохо. Спасибо за информацию! :beer:
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 16:07
Пожалуйста. По идее, проект должен быть значимым для компании Питта Plan B. А так у них довольно значительный портфель экранизаций. В планах еще Atlas Shrugged Эйн Рэнд и «Птица малая» Дории Расселл. А так компания уже поучаствовала в производстве таких фильмов как «Троя», «Чарли и шоколадная фабрика», «Отступники» и «Убийство Роберта Форда»
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 16:11
Очень даже... жду-с теперь =)


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 16:23
Не могу понять кому может понравиться данная книга, редкостный бред, написанный после просмотра всех американских блокбастеров, с русскими героями(«иваны с медведями и бабалайками и ППШ»). Читал долго и мучительно(не люблю не дочитанных книг), после прочтения не кому не порекомендую эту книгу.
P.S. Книгу купил, только потому что в зимой узнал что будут снимать фильм по этой книге, после прочтения смотреть категорически не буду.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 16:28
Убираем иванов (с этим согласен, раздражало), что остается? Весь остальной мир =) И там я встречал мало промашек. Хотя есть.

И уж американизмом тут и не пахнет. Брукс не показывает ни одну сторону как героя и победителя. ;)
 


Ссылка на сообщение1 августа 2009 г. 17:05

цитата Mr. RED

с русскими героями(«иваны с медведями и бабалайками и ППШ»).

это реально забавно звучит из уст Бориса Бритвы :-)))
 


Ссылка на сообщение1 августа 2009 г. 17:34
:-))):-))):-)))


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 16:36
Очень интересно. Обязательно найду и прочту.
Спасибо.:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 16:37
:beer:


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 18:29
Две рецы на одну и ту же книгу одновременно...Праздник какой-то!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 18:45
Да, мы стараемся! :-D


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 19:12

цитата Dragn

До сих пор в большинстве сюжетов зомби выступали как один из факторов возможной угрозы человечеству. Что за ними числилось? Ну, какое-нибудь локальное вмешательство в мирную жизнь, ничего не соображающих обывателей небольшого городка. Или проживание в отдельном зомби-ареале в соответствие с законами своей психологии, со своими причудливыми привычками и установившимися законами. Зомби пользовались даже некоторый снисходительной симпатией читателей как угроза не такая уж и страшная, всегда побеждаемая главными героями, конечно не без потерь.


Всё-таки из вредности напомню, что относительно недавно малоизвестный американский автор Стивен Кинг в маргинальном издательстве мизерным тиражом выпустил роман «Cell», с тех пор ни разу не переиздававшийся: http://fantlab.ru/work16183 :-)))

Спасибо за рецензию. Прочесть было интересно, убедился, что, пожалуй, саму книгу искать не буду: не моё. 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 19:17

цитата Vladimir Puziy

Всё-таки из вредности напомню, что относительно недавно малоизвестный американский автор Стивен Кинг в маргинальном издательстве мизерным тиражом выпустил роман «Cell», с тех пор ни разу не переиздававшийся: http://fantlab.ru/work16183
Ууу)))) А я думал «Мобильник» это совсем про другое. И там тоже это охватытвает весь мир? И в разных странах по разному происходит реакция на ЭТО?

цитата Vladimir Puziy

Спасибо за рецензию. Прочесть было интересно, убедился, что, пожалуй, саму книгу искать не буду: не моё.
За чтение спасибо! :beer:
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 19:21

цитата Dragn


Ууу)))) А я думал «Мобильник» это совсем про другое. И там тоже это охватытвает весь мир? И в разных странах по разному происходит реакция на ЭТО?


Там показана только Америка (Кинг -- профи, зачем ему заведомая «клюква» в романе), но эпидемия, похоже, охватывает весь мир. Люди превращаются в нечто зомбиподобное. (Я всегда говорил, что мобилы -- зло! :))) ).

То есть на уровне идеи -- да, наверное, про другое (Брукса не читал). Но фантдопущение в общем то же самое.

(Хм... Чё-то много уточнений в скобках. Ну ладно, будет ещё одно -- для симметрии :))) ).
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 19:26
Ну все же я был прав!)) В большинстве.

цитата Vladimir Puziy

Кинг -- профи, зачем ему заведомая «клюква» в романе
Правильное решение. Брукс только с Россией и Украиной сплоховал. )

цитата Vladimir Puziy

То есть на уровне идеи -- да, наверное, про другое (Брукса не читал). Но фантдопущение в общем то же самое.
Заинтриговал) Я потихоньку с Кингом хочу ознакомится)) В сливных он появляется! :-)))
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 19:32

цитата Dragn

Ну все же я был прав!)) В большинстве.


Для этого и существуют такие слова-отмазки. ;)

цитата Dragn


Правильное решение. Брукс только с Россией и Украиной сплоховал. )


Фиг его знает. Просто мы знакомы лучше всего с реалиями этих двух стран. Может, в какой-нибудь Португалии (в романе есть Португалия?) его читали и тоже плевались, дескать, да шо он знает про наших португальских зомбяков!..

цитата Dragn


Заинтриговал) Я потихоньку с Кингом хочу ознакомится)) В сливных он появляется!


o_O «Зелёную милю» ОЧЕНЬ рекомендую. Ну и «Тёмную башню», само собой. Ну и много всего другого...

Блин, завидую. Человек не читал Кинга...
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 19:40

цитата Vladimir Puziy

Для этого и существуют такие слова-отмазки. ;)
Ну так! :-)))

цитата Vladimir Puziy

Фиг его знает. Просто мы знакомы лучше всего с реалиями этих двух стран. Может, в какой-нибудь Португалии (в романе есть Португалия?) его читали и тоже плевались, дескать, да шо он знает про наших португальских зомбяков!..
Португалии нет :-))) В целом те страны что я знаю подробно, там промашек не увидел. Плюс Брукс много консультировался. Но думаю ты прав, кто-то свою клюквочку откопает))

цитата Vladimir Puziy

«Зелёную милю» ОЧЕНЬ рекомендую
Уже купил. Как раз в «Все по 15» =)) Сам завидую. Прочитал Кэрри в целом слабо, но видно что писать он умеет. И прослушав рассказ «Мужчина, который любил цветы» понял, надо продолжать с ним знакомство.
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 19:45
«Кэрри» -- дебют (хотя ДО неё он написал несколько романов, которые издали потом, под псевдо «Ричард Бахман). Вещь действительно не лучшая у Кинга.

Ну, успехов на пути к ТБ. ;)
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 19:49

цитата Vladimir Puziy

Вещь действительно не лучшая у Кинга.
О чем он сам всегда говорит ))

цитата Vladimir Puziy

Ну, успехов на пути к ТБ. ;)
Надо было добавить.. Стрелок! :-))) :beer:
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 19:50
:-)))
 


Ссылка на сообщение1 августа 2009 г. 17:14

цитата Dragn

Но думаю ты прав, кто-то свою клюквочку откопает))

ну если уж подходить к «войне Z» совсем серьезно, то там при описании ситуации в каждой стране применены стереотипы. хитрые евреи первыми прочухали угрозу. у военизированных китайцев — строгая субординация и упор на людскую массу. япошки — либо прикованные к компу отаку, либо непобедимые самураи с кодексом чести (хотя вот эти японские эпизоды для меня — лучшие в книге). америкосы просто любят свою страну, ценности демократии и хотят вытащить свою гребанную задницу из этого гребанного кошмара. а потом снимаются на фоне заката, в Героическом, ёкарный пин-код, Городе :-)))

но все это, тем не менее, не мешает получать удовольствие от книги, в первую очередь от тщательно продуманных последствий зомби-эпидемии :-)
 


Ссылка на сообщение1 августа 2009 г. 17:34
Вот-вот! :beer:

цитата Din Tomas

хотя вот эти японские эпизоды для меня — лучшие в книге
:beer:
 


Ссылка на сообщение1 августа 2009 г. 17:19

цитата Dragn

Я потихоньку с Кингом хочу ознакомится))

хочешь ребус? два слова.

первое: таким бывает шоколад. а еще девушки )
второе слово: это тебе сносит, когда читаешь отдельные эпизоды данного цикла Кинга.
 


Ссылка на сообщение1 августа 2009 г. 17:39
Да-да! :beer: ТБ ждет своего часа))

Хотя круче когда из ребуса выходит => Сладкие крыши :-))):-)))
 


Ссылка на сообщение1 августа 2009 г. 17:42

цитата Dragn

Сладкие крыши

:-))) :-)))


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 22:08
Кинговский «Мобильный», по-моему, на порядок лучше произведения Брукса. Может, просто, не так захватило... и, конечно, масштабизм подпортил впечатление.
Ну и конечно, Кинг надавил на больную мозоль. Написал современную поучительную сказку о том, что бывает, если долго возишься с мобилой. Она и правда как будто бы зомбирует человека... впрочем, я отвлекся...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 22:11
Ну Кинг мастер же)

А почему масштабизм не пошел на пользу? Как по мне наоборот из-за этого он выигрывает. Сгущая атмосферу и демонстрируя разные культуры и разное восприятие.


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 22:10
На самом деле — ляпы не только с «иванами».
На одном забугорном зомби-жж-сообществе об этом, кстати, говорили. В целом, оценили на 4 с минусом. Я, например, согласен. Утомляет под конец.
Экранизация откладывается. Ничего пока не готово. В первую очередь, сценарий.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 22:13

цитата Сноу

На самом деле — ляпы не только с «иванами».
Да, там есть и по другим странам. Но «иваны» самые режущие взгляд.

цитата Сноу

В целом, оценили на 4 с минусом. Я, например, согласен. Утомляет под конец.
Есть такое. Но я читал быстро и не успел потерять заряда интереса. Плюс действительно необыная манера подачи.

цитата Сноу

Экранизация откладывается. Ничего пока не готово. В первую очередь, сценарий.
Эх.


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 22:44
Спасибо за рецензию! Вообще я давно уже хочу ознакомиться с данным проиведением, но вот все как-то руки не доходят, хотя ввиду грядущей экранизации, может соберусь и все же прочту)
Относительно упоминаемого здесь «Мобильника», имхо, один их худших кинговских романов.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 22:47
Спасибо, что прочитал)) :beer:

Пусть руки дойдут. Все же не часто нам предлагают так оригинально оформленные книги (в плане текста)=)
 


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 00:10
А что там оригинального в оформлении? Насколько понимаю, книга вышла в «Холоде страха». Что, там какие-то особые кунштюки?
 


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 00:12
Неа, плохо выразился) В плане подачи сюжета. Интервьюшки)
 


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 00:15
А, тогда ясно. :-)))


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 23:04
Любопытная книжка. Сам я вряд ли обратил бы на нее внимание.
Имхо, самая интересная разработка темы зомби в фантастике у Люциуса Шепарда в его первом романе Green Eyes. 8-) Там зомби как явление исследуют врачи, биологи и прочие ученые, причем в полевых условиях -- на карибских островах. И, как всегда у Шепарда, находят очччень много интересного. ;-) (При всей любви Азбуки к Шепарду, удивительно, как они обошли вниманием этот роман. ???)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2009 г. 23:07
Вот этого Бруксу не хватает. Иследование зомби. Почему? Как? Откуда? =(
 


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 00:11
Я так понимаю, что «Валентинка» и прочие вещи, которые были в покетах, продавались неважно. Поэтому удивительно, что они вообще продложили его издавать и выпустили «Молитвенник».
 


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 00:48
Любовь -- сложное чувство... :-D
 


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 00:50
О, да! :-)))
Страницы: 12

⇑ Наверх