Z значит


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Dragn» > Z — значит зомби
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Z — значит зомби

Статья написана 21 июля 2009 г. 15:18

Макс Брукс «Мировая война Z»

В культуре фантастики некоторые идеи-образы играют заметную роль. Например, зомби. Эти медлительные любители человеческих мозгов освоили огромные пространства и прекрасно себя чувствуют и в кинематографе, и в литературе, и в компьютерных играх. До сих пор в большинстве сюжетов, изданной у нас литературы, зомби выступали как один из факторов возможной угрозы человечеству. Что за ними числилось? Ну, какое-нибудь локальное вмешательство в мирную жизнь, ничего не соображающих обывателей небольшого городка. Или проживание в отдельном зомби-ареале в соответствие с законами своей психологии, со своими причудливыми привычками и установившимися законами. Зомби пользовались даже некоторый снисходительной симпатией читателей как угроза не такая уж и страшная, всегда побеждаемая главными героями, конечно не без потерь. Но вот Макс Брукс решил представить глобальное восстание зомби по всему миру и противостояние всему человечеству. Мировая война Z. Такое название приобрели эти события.

Мир охвачен странной болезнью. Тяжело установить, где именно находился источник заражения. Скорее всего Китай. Заразившись, человек через некоторое время умирает и восстает уже в виде ходящего трупа. Вскоре становится понятным: заразиться можно только одним способом — быть укушенным зомби, а уничтожить нападающего можно единственным способом — прострелить ему мозг. Правительства разных стран не смогли вовремя оценить угрозу, принять меры и вирус быстро распространился по всему миру, не оставив  в покое ни одного континента. Китай, Америка, Россия — все страны превращаются одна за другой в отдельные фрагменты большой страшной истории. Вне досягаемости не остался ни один ареал обитания человека.

История войны от начала и до конца представлена как интервью со свидетелями событий. Все рассказы (доктора, пехотинца, летчика, пехотинца, обычной  маленькой девочки и многих других) лишь детали ужасной мозаики событий. В каждом — кровь, страхи, боль, потери. У каждого своя правда. Вот доктор, самоотверженно спасающий пациентов, а вот кинолог — его предмет забот собаки, которые как оказалось лучше всех опознают наличие заражения. Рассказы бьют по нервам своей пугающей правдоподобностью.

Автор создает гипотетическую всемирную панораму, используя свои солидные знания о жизни разных стран мира. Как действуют разные страны в борьбе с инфекцией? Каковы последствия этих действий? Что будет после? Какими станут правила войны? Ведь зомби это особая угроза, это совсем не то, с чем готовились сражаться солдаты разных стран.

Брукс как виртуоз шахматист просчитывает партии геополитической игры, выписывает историю за историей в разных странах. В его арсенале много ходов, можно походить пешкой, ферзем и даже королем. Главное — добиться решения задачи. Максу удается держать читателя в таком напряжении, что накал страстей ощущается на реальном физическом уровне. Действительно воображение заполняет картина: в одно мгновения на земном шаре появилась маленькая белая точка, потом еще и еще и еще, и вот уже вся Земля в белом пламени хаоса и зомби.

Каждая страна выступает отдельным персонажем, который прожил свою историю, многое понял и теперь устанавливает новые правила игры. Брукс проделал поистине мощную работу: он показывает каждую страну с позиции своего внутреннего видения (с позиции собственного внутреннего центра). Не обошлось без промашек. Россия предстает старой советской империей. Автору видно хорошо знакома советская история. Под таким же «советским углом зрения» рассматриваются и события на Украине. Вся правдоподобность Украины в географическом колорите. Но если смотреть картину в целом, то эти промашки незнания автору можно простить. Тем более это извинительно, потому что Брукс не проявил себя апологетом какой-то конкретной государственной идеологии, и не отдал предпочтение какой-то стране и ее правительству. Он рисует разные варианты действий правительств: радикальные решения, изоляция, попытки восстановить порядок; некоторые страны ловят удачу за хвост и вырываются из гнета.

Брукс также рисует варианты различий на психологическом уровне — уровне поведения отдельного человека. Что свойственно человеку — изменится или остаться прежним. Есть примеры, что сталкиваясь с ужасами люди кардинально меняются: один японский отаку, полностью погруженный в Интернет пространство до того момента, пока зомби не ворвались в его квартиру. Или человек, ненавидевший собак, бросается защитить от солдат таксу. А вот другой пример — бизнесмен, удачно зарабатывает на страхе людей. Брукс создает страшные и пугающие картины.

В целом сама война создана во всей страшной полноте и фантастической экспериментальной мыслительной достоверности. Автор принял во внимание классические зомби-наработки и искусно воспользовался ими. Здесь есть все хорошо знакомое по фильмам про зомби и в наличии выразительные ремарки в сторону классики зомби-муви (Ромеро привет!). Любители кровавостей не обделены: кровь, мозги и иные ужасы все в приличном количестве. Но есть и авторские находки. Брукс задействовал идею зомби в глобальном всемирном варианте. Не осталось свободного уголка от зомби. Они настигают на воде и под водой, в подземных глубинах, и в космическом пространстве. Автор детально прорабатывает все типы войны и применяемых средств. Весьма мастерски до деталей Брукс представляет военную технику, аспекты жизнедеятельности военных подразделений. В этом и многом другом писатель обаятельно обстоятелен в деталях.

И, конечно, много мелких плюшек для своих. В частности, замечательный эпизод о британцах, привлекающих к себе внимание зомби песней Iron Maiden «The Trooper».

При этом, самый главный недостаток книги — это зомби. Самая обидная промашка. Уж больно много не объясняется и не состыковывается. Способ заражения, как они выживают, почему именно так. Хотя и тут Максу можно простить, ведь на место зомби можно с легкостью поставить другого врага и проблему. И при этом структура, главная цель и суть романа не пострадают.

Итог: Интересный и умный апокалитический роман. Весьма актуальный в контексте осмысления современного мира. Пугающий и пронизывающий холодом. С необычайно сильной атмосферой и живыми просто до дрожи персонажами. Необычной манерой подачи и мыслями. Многие отдельные истории украсили бы любую антологию ужасов. Мощный дебют.





485
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 00:12
Данная книжица стоит в очереди на покупку. Узнал впервые о ней еще из рецензии в МФ. Да и по итогам года, если не ошибаюсь, она МФ названа самым страшным проектом 2008 года. Это уже интригует. Правда держал ее в руках — такой экземпляр пакоцанный был, вся вывернутая, изогнутая с туалетгой вонючей бумагой... В худших традициях АСТ.:-(
Блин, тоже завидую человеку, открывающему для себя Кинга...;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 00:15
Меня тоже заинтриговало в МФ, да и тут про нее говорили, но вот руки дошли только сейчас. Действительно пугает.

цитата Андрэ

Блин, тоже завидую человеку, открывающему для себя Кинга...

:beer:
 


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 00:16

цитата Андрэ

Правда держал ее в руках — такой экземпляр пакоцанный был, вся вывернутая, изогнутая с туалетгой вонючей бумагой... В худших традициях АСТ.
Ну в целом это не самое страшное что у АСТ было. Вполне ничего. Не «Божьи Войны» Сапика...
 


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 00:20
Да в ВД — это была жуть. Взял в ЗСФ — чуть терпимей.%-\
 


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 00:18

цитата Андрэ

Правда держал ее в руках — такой экземпляр пакоцанный был, вся вывернутая, изогнутая с туалетгой вонючей бумагой... В худших традициях АСТ.


Да ну, это новая фишка АСТ. Слияние сути и формы. «Ложная слепота» -- часть тиража плохо пропечаталась. Книжка про зомбей -- и пажалте вонючую туалетную бумагу. Выйдет сборник «После заката» -- в нём буквы при дневном свете будут исчезать, а вот после заката... 8-)
 


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 00:21
Пузий, Ты лучше обещанный отзыв по «после заката» напиши... А не каркай!:-[
 


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 00:23
Тут срочное и не менее интересное чтение подвернулось. Так что уже после него. 8:-0

Каркать, впрочем, не перестану, ни до, ни после.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 00:25

цитата Vladimir Puziy

Тут срочное и не менее интересное чтение подвернулось
Горгулья?
 


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 00:30
No comments 8:-0
 


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 00:30


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 05:50

цитата

До сих пор в большинстве сюжетов зомби выступали как один из факторов возможной угрозы человечеству. Что за ними числилось? Ну, какое-нибудь локальное вмешательство в мирную жизнь, ничего не соображающих обывателей небольшого городка. Или проживание в отдельном зомби-ареале в соответствие с законами своей психологии, со своими причудливыми привычками и установившимися законами. Зомби пользовались даже некоторый снисходительной симпатией читателей как угроза не такая уж и страшная, всегда побеждаемая главными героями, конечно не без потерь.
Ну это ты загнул. На Западе «зомбокалипсис» существует как отдельное направление хоррора)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 10:22
Я про нас. 8:-0 (У нас же такого мало издают?) Спешил и чувствовал что, что-то пропустил. Исправил)

Помню спор в теме про классификатор)


Ссылка на сообщение25 июля 2009 г. 12:16
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июля 2009 г. 12:58
Ну вообщем не к спеху! 8-)


Ссылка на сообщение2 августа 2009 г. 03:56
Не люблю я про зомбяков читать... Да и то, что автор помянул Россию, как-то настораживает 8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 августа 2009 г. 09:54
Ну зомби тут не главное, главное геополитика. Как реагирует мир? Где, как, что? Вот)

А Россия клюква) Но с ней всего 2-3 эпизода и достаточно маленьких.
 


Ссылка на сообщение2 августа 2009 г. 18:59

цитата Dragn

главное геополитика. Как реагирует мир? Где, как, что? Вот)

Интересно-с...
 


Ссылка на сообщение2 августа 2009 г. 19:01
:-)
Страницы: 12

⇑ Наверх