Главный редактор издательства «Азбука» Александр Жикаренцев представляет:
В апреле выходит первый том из трех антологий лучшей «советской» фантастики. Это был очень большой проект. Он готовился около двух с половиной лет. В основу его легла концепция знаменитых сборников «В мире фантастики и приключений». По их образу и подобию хотелось сделать два тома лучшей советской фантастики, ведь там были настоящие жемчужины, многие из которых уже много-много лет не переиздавались. В "Мире фантастики" уже вышли тома с лучшими вещами Булычева, вышел том лучшего Павлова, том крупной формы Савченко, том лучшего Гуляковского. Выходит том лучшего Владимира Михайлова. В этих антологиях была предпринята попытка собрать остальное — авторов, отдельных томов которых, скорее всего, в этой серии не будет. На самом деле, по отсутствию некоторых имен легко можно определить, какие советские фантасты у нас в серии еще, возможно, появятся (над этими томами уже ведется работа).
Но почему речь идет то о двух, то трех томах? Все просто. Изначально планировалось два тома. Первый том охватывал период с середины пятидесятых по начало семидесятых. Второй том — с начала семидесятых по 85-й год, когда в нашей стране все начало меняться. Но потом оказалось, что в два тома все, что хочется переиздать, не влезало. Хотелось взять у некоторых писателей побольше вещей, однако давать их подряд (рядом) не хотелось. Так и возник третий том, «добавочный», куда вошли добавочные вещи тех фантастов, которые уже были достаточно обильно представлены в основных двух томах, а также отдельные авторы, которые «не влезли» в первые тома, но которых очень бы хотелось представить. Этот том охватывает период с начала шестидесятых по 86-й год.
Была проведена гигантская работа по розыску наследников (к сожалению, очень многих авторов уже нет с нами). Огромное спасибо и большая признательность тем, кто нам помогал. И вот, наконец, в следующем году мы готовы представить этот проект на ваш суд. Ручаемся, все это замечательные произведения, с которыми по крайней мере стоит познакомиться, а большинство из них, мы уверены, любители фантастики будут перечитывать неоднократно. Это в некотором смысле лучшее из лучшего советской фантастики, причем некоторые вещи, как, к примеру, замечательный маленький роман Виктора Невинского «Под одним солнцем» (да, да, тот самый!), вообще издавались всего один раз и очень-очень давно. Конечно, в антологии не попали Стругацкие, Ефремов, Беляев. Книги этих авторов и так легко найти. Не попал Казанцев — по ряду причин, прежде всего по той, что сильной фантастической МАЛОЙ формы мы у него не нашли, а давать «абы что, чтоб было» не хотелось. По той же причине не попал Мартынов. Рассмотрим еще один пример. К примеру, не попал в эти тома Тупицын — яркий представитель советского «фантастического боевика». Но самая «сильная» (или выберем другие эпитеты — «яркая», «характерная») его вещь — это «В дебрях Даль-Гея», тогда как его малая проза очень и очень средняя, она очень плохо читается и сейчас интересна либо супер-знатокам, либо исключительно поклонникам автора. Включить «В дебрях Даль-Гея» не представлялось возможным из-за ее величины, а включать что-то малое не хотелось, поскольку главный критерий — это чтобы все произведения замечательно читались и сегодня, как читаются лучшие вещи Азимова, Хайнлайна, Саймака, Брэдбери и других Мастеров. Чтобы все эти рассказы-повести-минироманы (объем также был ключевым фактором, мы не брали очень большие произведения) хотелось перечитывать. Мы хотели отобрать именно такие, «вечные» произведения. Вам судить, получилось у нас это или нет. Еще один пример. У нас достаточно много Дмитрия Биленкина и Михаила Пухова. Это были замечательные фантасты, но выделять их в отдельные тома не хотелось — они в основном были знамениты благодаря «короткой» форме. Поэтому мы постарались включить побольше их творчества в эти антологии. Некоторые авторы, которые стали суперзвездами потом, начинали публиковаться еще в советское время (Логинов, Рыбаков, Столяров среди них), но это уже новое поколение писателей — расцвели они именно после 1985-го года. Поэтому мы их не включали. Как говорили Стругацкие, «это уже совсем другая история».
Оформление. Мы хотим оформить эти книги немного ностальгически. К каждому произведению планируется небольшой рисунок в самом начале. Обложки. Возможно, антологии выйдут в двух вариантах оформления обложек: один — типичный «МФ», второй — что-нибудь в ностальгическом духе — под Льва Рубинштейна, под оформление «В мире фантастики и приключений». Окончательного оформления у нас пока нет, мы над ним работаем.
Итак, встречайте звездный состав. Он еще не окончательный, возможны некоторые поправки и подвижки. Осталось еще несколько авторов, которые, скорее всего, будут включены, но с которыми пока не достигнута окончательная договоренность. Произведения расставлены по году их выхода, а не написания. Порядок тоже не окончательный, возможны уточнения.
- Владимир Савченко «Пробуждение профессора Берна» (1956)
- А.Днепров «Крабы идут по острову» (1958)
- Г.Альтов «Легенды о Звездных Капитанах» (1958-1960)
- Владимир Савченко «Странная планета» (1959)
- Игорь Росоховатский «Пришельцы из другого времени» (он же – «Встреча в пустыне») (1961)
- Г.Альтов «К взлету готов!» (1961)
- Роман Подольный «Мореплаванье невозможно» (1962)
- Александр Шалимов «Беглец» (1962)
- Владислав Крапивин «Я иду встречать брата» (1962)
- А.Днепров «Глиняный бог» (1963)
- Никита Разговоров «Четыре четырки» (1963)
- Е.Войскунский, И.Лукодьянов «Формула невозможного» (1963)
- В.Невинский «Под одним Солнцем» (1964)
- Валентина Журавлева «Нахалка» (1965)
- Натан Эйдельман – «Пра-пра…» (1965)
- Дмитрий Биленкин «Марсианский прибой» (1966)
- Борис Зубков, Евгений Муслин «Непрочный, непрочный, непрочный мир» (1966)
- Дмитрий Биленкин «Появление жирафы» (1966)
- Михаил Пухов «Охотничья экспедиция» (1968)
- Виктор Колупаев «Билет в детство» (1969)
- Дмитрий Биленкин «Операция на совести» (1969)
- Владимир Савченко «Жил-был мальчик» (1969)
- Георгий Гуревич «Глотайте хирурга» (1970)
- Дмитрий Биленкин «Город и волк» (1970)
- Роман Подольный «Четверть гения» (1970)
- Ариадна Громова, Рафаил Нудельман «Вселенная за углом» (1971)
- Виктор Колупаев «Газетный киоск» (1971)
- Дмитрий Биленкин «Его Марс» (1971)
- Дмитрий Биленкин «Чужие глаза» (1971)
- Виктор Колупаев «Девочка» (1972)
- Александр Шалимов «Профилактика» (1972)
- Аскольд Якубовский «Аргус-12» (1972)
- Дмитрий Биленкин «Проверка на разумность» (1972)
- Виктор Колупаев «Качели Отшельника» (1972)
- Зиновий Юрьев «Человек под копирку» (1973)
- Михаил Пухов «Случайная последовательность» (1973)
- Дмитрий Биленкин «Принцип неопределенности» (1973)
- Сергей Абрамов «В лесу прифронтовом» (1974)
- Михаил Пухов «Над бездной» (1974)
- Дмитрий Биленкин «Цель – летать!» (1974-80)
- Александр Шалимов «Стена» («За огненной чертой») (1976)
- Михаил Пухов «Человек с пустой кобурой» (1977)
- Борис Штерн «Безумный король» (1977)
- Сергей Другаль «У каждого дерева своя птица» (1977)
- Леонид Панасенко «Испытание огнем» (1978)
- Вячеслав Назаров «Восстание супров» (1978)
- Георгий Гуревич «А у нас на Земле» (1978)
- Борис Руденко «Экзотический вариант» (1979)
- Владимир Савченко «С ним надо по-хорошему» (1980)
- Борис Штерн «Чья планета?» (1980)
- Дмитрий Биленкин «Здесь водятся проволоки» (1981)
- Павел Амнуэль «Выше туч, выше гор» (1982)
- Сергей Снегов «Чудотворец из Вшивого тупика» (1982)
- Василий Головачев «Отклонение к совершенству» (1982)
- Михаил Пухов «Корабль роботов» («Станет светлее») (1982)
- Борис Штерн «Дед Мороз» (1983)
- Дмитрий Биленкин «Уходящих – прости» (1983)
- Борис Руденко «Подарки Семилиранды» (1985)
- А.Днепров «Мир, в котором я исчез» (1961)
- Александр Шалимов «Цена бессмертия»(1965)
- Дмитрий Биленкин «На пыльной тропинке» (1966)
- Валентина Журавлева «Цикл о Кире Сафрай»
- Дмитрий Биленкин «То, чего не было» (1971)
- Дмитрий Биленкин «Человек, который присутствовал» (1971)
- Михаил Пухов «Картинная галерея» (1972)
- Виктор Колупаев «Настройщик роялей» (1972)
- Дмитрий Биленкин«Поездка в заповедник» (1972)
- Аскольд Якубовский «Мефисто» (1972)
- Георгий Шах «И деревья, как всадники» (1972)
- Дмитрий Биленкин «Пересечение пути» (1973)
- Дмитрий Биленкин «Догнать орла» (1973)
- Виктор Колупаев «Самый большой дом» (1974)
- Михаил Пухов «Ненужное – уничтожить» (1975)
- Александр Шалимов «Приобщение к большинству» (1975)
- Михаил Пухов «Цветы Земли» (1976)
- Борис Штерн «Фокусники» (1976)
- Сергей Абрамов «Время его учеников» (1977)
- Михаил Пухов «Контратака» (1977)
- Зиновий Юрьев «Черный Яша» (1978)
- Вячеслав Назаров «Силайское яблоко» (1978)
- Борис Штерн «Дом» (1980)
- Олег Корабельников «И распахнутся двери» (1982)
- Борис Руденко «Охота по лицензиям» (1982)
- Владимир Пирожников «На пажитях небесных» (1982)
- Михаил Пухов «На перекрестке» (1983)
- Борис Руденко «Трудный случай в практике» (1984)
- Геннадий Прашкевич «Костры миров» (1985)
- М.Кривич, О.Ольгин «Очки» (1985)
- Дмитрий Биленкин «Ремонт электронов» (1986)