Роберт Джексон Беннетт


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Роберт Джексон Беннетт "Город Лестниц": к вопросу о множественности Городов Богов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Роберт Джексон Беннетт «Город Лестниц»: к вопросу о множественности Городов Богов

Статья написана 6 февраля 2017 г. 05:07

Позвольте в общий хвалебный хор внести некоторую нотку критики. Критика — вещь полезная, хоть и болезненная, но избавляющая от самонадеянности и розовых очков. По этому поводу можно много говорить, но меня же в данном конкретном случае беспокоит другое: Города Богов однотипной застройки на картах фэнтезийных миров появляются с завидным постоянством.  Я же — за разнообразие архитектурных стилей. Но судить вам: Роберт Джексон Беннетт   «Город Лестниц»:

Хотя сначала сыграем в угадайку, которая, в общем то, вполне ясно обозначит мои претензии к этому роману.

Итак, в  одном мире стоит город. Некогда он был прекрасен и полон магии, жители в нем были богаты, здоровы и счастливы, поскольку в том городе обитали сами боги, которые правили миром и щедро делились со смертными своими благами. Но вот однажды случилось нечто ужасное. Боги оставили Мир,  и вместе с ними ушла магия. Город, некогда прекрасный и могучий, пришел в упадок, красивое стало ужасным, жители растеряли веру и могущество, превратившись из правителей в изгоев. И теперь вопрос: что это за город? Да, вы угадали. Это Город Богов. И, нет, вы не правы. Его название не Элантрис. Речь идет о городе Миграде, где жили и правили Боги, где они умерли, ввергнув мир в войны и хаос.

Все дело в этом. Что бы ни придумывал автор — таинственные письмена, подземные храмы, двери в параллельные миры, волшебные артефакты, бесконечные лестницы, ведущие в некуда и даже поезда, все равно отделаться от чувства, что это уже было, невозможно. Перед глазами стоит разрушенный Элантрис с его несчастными обитателями, хоть тресни. Примечательно, что это тоже дебютный роман автора. Может это такое посвящение в писатели фэнтези, обязательный ритуал — паломничество к местам, которые в свое время пробудили фантазию и соблазнили взяться за перо?

И герои... они такие сандерсоновские. Страдающие, закомплексованные, предпочитающие «думать сердцем», а не тем органом, который для этого предназначен. Вроде бы не юные, но поступающие и мыслящие, как неопытные подростки-максималисты из первых романов любимого автора. Вот скажите, возможно ли поверить, что опытный секретный агент Шара Тивани, за плечами которой, как уверяет история, десятки опасных и сложных расследований, разоблаченных заговоров и ликвидаций, неугодных режиму опасных личностей, поступает и относится к людям именно так, как описывается- с бесконечными возвращениями в прошлое, любовным перебиранием обид и личных неудач, и почти детским восхищением собственными достижениями и умениями?

Кто-то из рецензентов написал, что книга «подростковая», и его тут же заклевали. Мол, о какой «подростковости» идет речь, если тут и нетрадиционная сексуальная ориентация упоминается, и постельные сцены в наличии? А я вот возьму на себя смелость поддержать: книга подростковая. Именно так может написать о вышеперечисленных «взрослых» вещах подросток для своих сверстников: наивно, поверхностно и с придыханием о пока запретном, но манящем. И уж совсем подростковым выглядит «подгонка» сюжета под задуманную концовку (если нельзя, но очень хочется, то можно).

Еще одним разочарованием стало то, что те самые лестницы, анонсированные в названии, никак не были использованы в сюжете — даже просто в качестве декорации. А ведь они вроде бы открывают большие возможности в развитии действия, использовании магии и путей богов, каких -то новых символов и тайн. Можно с ходу придумать десятки поворотов сюжета без всяких изысков, только с простым перемещением по ступеням в некуда, простым вверх-вниз, в небо — под землю.

Не красит текст и повествование в настоящем времени, и упрощенный язык, которым это повествование излагается. Подлежащее — сказуемое. Простота может и есть хорошо, но волей-неволей заставляет  вчитываться в каждую строчку, от чего недостатки сюжета, логические нестыковки и откровенное «проталкивание» к определенному заранее финалу становятся еще более явными.

Но есть одна вещь, которая мне понравилась, не оригинальная, но которая вполне может стать той деталью, которую стоит развивать, и которая немного (чуть-чуть) сглаживает разочарование от вторичности. Идея о зависимости богов от верующих,  подчиненности их желаниям хоть и не нова, но вполне может стать тем спасательным кругом, который позволит вывести цикл на новый уровень, чтобы читатель не ломал голову, где он оказался — в Элантрисе, Миграде или еще одном из многочисленных фэнтезийных Городов Богов.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru





306
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 февраля 2017 г. 13:38
Мда... Опять «среднее фэнтези средней полосы», можно спокойно не читать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2017 г. 13:44
Знаете, Меня уже просто бесят страдающие герои. Может просто кто- нибудь напишет о нормальных ребятах? Просто про психически и физически здоровую личность, без маний и фобий, без тяжелой судьбы и без склонности к меланхолии. Не знаю какие деньги бы заплатила за такую книгу.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2017 г. 13:48

цитата primorec

Просто про психически и физически здоровую личность, без маний и фобий, без тяжелой судьбы и без склонности к меланхолии.
Тогда перечитайте книги Элеоноры Раткевич8-)


⇑ Наверх