Я так понял, хотят выпустить четыре фильма (с небольшим, буквально месячным, интервалом), а потом из материала сделать сезон на восемь серий.
«Это многое объясняет».
Фильм — типичная попытка российского кино сдать экзамен в каком-то жанре или традиции.
Скажем, «Непобедимый» был ответом на экзаменационный билет «Джеймс Бонд». Фильм получился (сериал на его основе — хуже).
«Хардкор» стал недурственной вариацией киберпанковского боевика.
С «Гоголем», кмк, генезис более сложный:
— есть традиция накручивать на фрагменты произведений известного автора пару-тройку более сложных сюжетов, рассказывая, «как всё было на самом деле». Мэшап. «Шерлок Холмс» (2013) с А. Паниным в роли Ватсона — пример из удавшихся картин. Из западных тут круче всех «Влюблённый Шекспир». С Гоголем российское кино уже пыталось работать, и родился недоделок, с кривоватыми метафорами, которого попытались выдать за философскую комедию — «Дело о мёртвых душах»;
— Гоголь — это про ужастики. Был совместный проект со сложной судьбой — «Вий» (2014). Деньги в прокате собрал;
— наконец, есть явно видимые исходники, как части сюжетной канвы, так и отдельных фрагментов. Тут и «Сонная лощина», и «Ван Хельсинг», и «Дикая охота короля Стаха», и вообще из ужастиков понадёргано.
Что получилось? В смысле, что за тушка виднеется на столе д-ра Франкенштейна?
Да, это ужастик. Есть как рациональная опасность, так и вполне иррациональные страхи, когда герой не понимает себя, не верит себе, или ему не верят другие. Часть спецэффектов работает «в тему», да и вообще, «иллюзорная часть» сделана на уровне.
Историчность? Японский городовой... Даже я, который в Российской империи никогда не жил, и если машину времени не найду, жить не буду, сильно подозреваю липу в три слоя :) Это мягко, корректно выражаясь. Я бы посоветовал не напрягаться. Вот если смотреть «Гензель и Гретель», то там напрягает лишь отсутствие стационарной ПВО вокруг населенных пунктов. К остальной механике и магии — в декорациях вроде как начала 19-го века! — быстро привыкаешь. Тут пулемётов в России гоголевских времён пока нет, но шансы на их появление остаются :)
Актёры? Вот тут — хорошо. С типажами работали, очень много подали на высоком уровне. Люди стараются. Первую половину фильме Меньшиков тащит на себе, как Терминатор, но с ним этот же гроб (я не совсем про фильм) тащат и Стычкин (начальник местной полиции, косплеит Павла I), и Петров (сам Гоголь). Часть барышень тоже играет, а не только фигуру демонстрирует (хотя маммологическая демонстрация — присутствует).
Сюжет? Увы, местами рваный. Часть сцен великолепна по динамике, по иронии, столкновению персонажей. Но вот лакуна, рывок, ни черта непонятно и т.п. В каком статусе там остался Гоголь после смерти «чиновника из столицы»? Писарчук без начальства? Его должны спросить, ласково так придерживая за пуговицу — кто он вообще в табеле о рангах (за окнами сословная монархия), и какого рожна ему тут надо? Мотивы части персонажей, мягко говоря, туманны. То есть молодой талантливый автор найдёт 100-500 оправданий, но нет охоты их слушать. Требования голливудского ужастика, гоголевских образов и хоть какого-то соответствия реальности — делают из сюжета как бы мозаику-витраж-мостовую. Вот тут целое, после разлома снова будет целое, а узор вроде идёт. Или не идёт...
Иногда — очень хороший юмор, в котором не последнее место отведено самоиронии. Иногда треш-постмодерн (Акакий Акакиевич в образе Потрошителя, «Вы мне все за шинель ответите!»)
Есть нотка политизации — я понимаю механизмы её работы, но назвать удачной на 100% — не могу.
Ощущения, как от хорошего полуфабриката. Вот если бы Франкенштейн сшивал на своём столе тушку свиньи, я бы на неё посмотрел и сказал, что отбивные, котлеты и даже копчёный окорок — из неё будут высший класс. Но там же ж не свинья была? Нет?
Собственно, у фильма еще остаются шансы стать отличным началом истории — если в следующих частях возникнет какое-то развитие, качественный рост.
Только они могут устранить еще одну, чрезвычайно серьезную, проблему — вторичность.
Да, я понимаю, что и «Братство волка», и «Сонная лощина» — много чего взяли в других картинах. Но они подняли планку, закрепились на своём уровне, потому именно их будет помнить зритель. Так надо делать своё, тем более, что это ж Гоголь, и сатира в фильме изрядно выручает. Здесь решили клепать материал строго по канону удачных фильмов. Поэтому когда Гоголя барышня приподнимает за шею, движением типичного голливудского злодея — хочется сделать фейспалм. Блин, ну в том же «Непобедимом» был великолепный финал. Панин в роли Ватсона — это же здорово было! И там он сквозной персонаж! А тут полицейский-косплейщик-императора-Павла, который так понравился Лимонову, не может всё вытянуть.
Кроме того, для превращения «половинки фильма» (первый фильм состоит из двух связанных сюжетов, но полным единством не пахнет) в нормальную серию — требуется подкинуть ей еще 10-15 минут экранного времени. Чтобы разобраться с самыми жуткими ляпами, улучшить динамику.
«Зачёт» сдан, но на экзамене оценку «отлично» я бы не поставил. Если у создателей не припасено в рукавах по несколько тузов, то фильм останется упражнением для операторов, актеров и гримёров.
Такие фильмы должны появляться в любом живом кинематографе, но хорошая киноиндустрия — должна выдавать картины и посильнее.