Очередная история о том, как яйцо выворачивают скорлупой внутрь.
Современный немецкий городок, где готовятся закрывать атомную станцию.
У людей есть секреты, у АЭС тоже, да и у кого в нашем мире все делается без секретов?
Но вот пропадает ребенок, находя непонятный детский труп — и странности начинают накручиваться одна на другую, как нить на катушку. Потому как ребенка вообще-то отправляют не куда подальше, а в прошлое, в 1986. А современный полицейский, нашедший труп мальчика —
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Общая задумка — показать, что наш мир довольно хрупок, возможно вся та жизнь, к которой мы привыкли — это побочная временная петля, и завтра все начнет рушиться. Останутся лишь человеческие отношения, которые мы приобретали, накапливали — и вот они-то так просто не исчезают, если сохраняются хоть немногие люди.
Между стереотипностью наших поступков и полным хаосом — очень тонкая грань. Могущественные силы спорят, как вообще надо жить, на шаг отступая от обыденности. При том, что «много званных, да мало избранных» — далеко не все, прикоснувшиеся к тайне, имеют на неё влияние.
Не самый оригинальный мотив.
Проблема создателей в том, что они чуть не с транспарантами в руках заставляли актёров доносить эту мысль до зрителей.
Сериалу бы очень, очень пошло бы, окажись он серии на три короче.
Эпиграфы к сериям, рассуждения персонажей, их сопоставление с разницей больше, чем в тридцать лет, длинноты в демонстрациях окрестностей городка и прочее, и прочее. Ме-е-едленный разгон фантастического сюжета, который маскируется в бытовых подробностях.
Сериал как бы выступает антиподом «Твин Пиксу», одновременно надевая на себя маску подражания С. Кингу — ситуация разъяснена с немецкой тщательностью, потом еще раз, потом снова (табличка «коварный убийца» на груди садовника).
Но — не сразу. Не вдруг. И не целиком.
Тут не только тщательность, но и основательные философской традиции — надо проехаться по мозгам раз, другой, третий, и только потом до зрителя начинает доходить некоторое изменение в ситуации. Необычность. А чтобы зритель не впал в оцепенение, подобное параличу разума от гегелевских текстов — требуется облегчать подачу, рубить материал небольшими кусками.
Поэтому при общем объяснении «как», вопрос «зачем?» получает самый поверхностный ответ, а главнейший из вопросов «почему?» — вязнет в моралитических рассуждениях, которые висят над персонажами. Вот показали, как идет подбор помощников из этого времени — и лица тех, кто это делает. Вот — как отправляют в прошлое (или как не получается отправить). Вот — как приходится прятать ядерные отходы.
Если бы всё этим и ограничилось — сериал получился бы куда хуже, чем на самом деле.
Но в после очередного повторения шаблонных фраз — персонажи попадают в совершенно незнакомые им ситуации (а в 50-е не хотите провалиться?) — у них буквально рвет крышу от необходимости принимать нестандартные решения. Нарастает темп событий.
А мир вокруг начинает пошатываться.
И только этим пошатыванием получается объяснить часть нестыковок — а часть не выходит (если при современном уровне медицины у вас есть труп, в котором вы почти узнаете своего брата, и жива ваша общая мать, то не проще ли сделать анализ ДНК, чем выносить себе мозг?).
В остальном — сериал производит впечатление «уютного апокалипсиса с элементами домашнего хоррора». Создатели хотели показать немецкий городок разных времен — и своего достигли. Вот продуманность мелочей, вот светотень и цвета, вот интерьеры домов, машины, фуражки и холодильники.
Актёры адекватны ролям. Люди разных возрастов (с дельтой в тридцать лет) подобраны узнаваемо. Их стрижки, грим, жесты, выражения лиц — на месте.
Всё заточено под создание собственной атмосферы, неповторимого отпечатка в душе зрителя.
Итого: крепкий продукт в своей нише. На 8 баллов.