Джеймс Хедли Чейз Это ваш


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Тиань» > Джеймс Хедли Чейз. «Это ваш венок, леди!»: трагедия в стиле нуар
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Джеймс Хедли Чейз. «Это ваш венок, леди!»: трагедия в стиле нуар

Статья написана 23 февраля 2018 г. 23:41
Джеймс Хедли Чейз (1906-1985)
Джеймс Хедли Чейз (1906-1985)

Осторожно, спойлеры!

Джеймс Хедли Чейз. «Это ваш венок, леди!» (1940)

Роман написан на стыке жанров "крутого" и "чёрного" детектива. В сюжете присутствуют два преступления. Одно уже совершено, его расследует главный герой — журналист Ник Мейсон. Второе совершается непосредственно по ходу сюжета, о нем мы узнаем только в конце книги, но именно скрытое преступление придает произведению самобытную атмосферу "нуара", пронизанную обманом, жаждой любви и безнадежностью.

Не будь в романе преступления "второго плана", это был бы обычный криминальный боевик, в котором частный сыщик расследует убийство гангстера, совершенное другим гангстером, посещает разные "злачные" места, где расположенные к нему или просто жаждущие подзаработать лица снабжают его нужной информацией, много дерется, не расстается с оружием, иногда убивает, если без этого нельзя обойтись, в финале остается живым и даже не в бегах, благополучно выпутавшись из опасной переделки. Всё перечисленное в романе есть.

Издание 1990 года
Издание 1990 года

Но кроме этого есть еще представленная с тонким психологизмом любовная линия. Появившись почти в самом начале тонкой ниточкой, линия эта быстро набирает силу и становится главной. Она мотивирует героя продолжать расследование, когда он уже готов был от него отказаться. Она показывает уязвимость так называемого "крутого" парня, который много чего повидал и научился жить в окружении преступлений самых разных видов, не становясь преступником, перед соблазном обычной человеческой жизни. Она раскрывает трагическое болезненное желание влюбленного мужчины поверить в возможность счастья, его готовность быть обманутым и не пытаться раскрыть обман ради безопасности любимой, простить и изо всех сил пытаться создать для нее и себя островок счастья.

В результате получается насыщенный действием и чувством микс. Главный герой что-то приобретает, что-то теряет. Пережив данную историю, он возвращается на свое место в системе, несколько поднимается вверх в профессиональном плане и продолжает жить. Он журналист, сыщик, "крутой" парень, к нему еще не раз обратятся с предложением выполнить опасную и не всегда чистую работу. А вот история второго плана завершается трагически. Жертва попыталась встать на один уровень с убийцей, перехитрить тех, для кого ситуации такого рода отработаны до автоматизма, и, разумеется, не справилась. Билет в газовую камеру, с которого начинается роман, стал первой веточкой ее венка, погребального.

Всё могло бы сложиться иначе, если бы между ними было чуть больше доверия и чуть меньше обманывания самих себя. Но у них были только любовь и обман. Немного счастья тоже было, пока обман не рассеялся.

Роман начинается и завершается смертью человека. За первой герой наблюдал, она была связана с будущим расследованием, которое ему предстояло провести. На вторую он не захотел смотреть, она завершала второе, закулисное преступление, которое и было главным.

Обманите меня... но совсем, навсегда...
Чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда...
Чтоб поверить обману свободно, без дум,
Чтоб за кем-то идти в темноте наобум...
И не знать, кто пришел, кто глаза завязал,
Кто ведет лабиринтом неведомых зал,
Чье дыханье порою горит на щеке,
Кто сжимает мне руку так крепко в руке...
А очнувшись, увидеть лишь ночь и туман...
Обманите и сами поверьте в обман.

Максимилиан Волошин, 1911 год


Это стихотворение как будто написано про них, жаждущих обмануться навсегда и забыть о чужих и своих преступлениях.





1503
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 00:26
У меня почему-то у Чейза ничего как нуар не воспринялось. Каждый раз читал «залпом» по пачке произведений подряд и, возможно, просто взгляд замыливался... но абсолютно всё просто как крутой детектив читалось... не запомнилось нуара нигде...
Даже озадачился. Если найду время и наберусь решимости перечитать (весьв бумаге есть) — обращу внимание на этот роман отдельно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 13:41
Было бы интересно прочитать ваш отзыв на эту вещь. В целом вы правы, это в первую очередь «крутой» детектив — в центре внимания частный сыщик и действие ближе к боевику. Но на втором плане виден именно нуар — манипуляции жертвы, которая решила, что в мире крутых парней она сумеет стать кукловодом и отхватить своё. Ну и лирическая составляющая совсем не из крутого детектива. Эта линия и герой в ней поданы неожиданно хорошо.


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 01:30
Как всегда, в сравнительно небольшом объёме блестяще передан «идейный смысл» (как говорили в СССР) произведения.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 13:43
Спасибо:-) Мне очень приятно, что вам нравятся мои отзывы-рецензии.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 13:54
Ваши отзывы всегда хороши :beer:
И много кто так считает. Люди комменты не пишут по разным причинам. Кому некогда, у кого ещё что. Я вот тоже высказываюсь, комменты оставляю, очень редко, лишь когда действительно есть что сказать (уточнить, удивиться и т.п.) А читаю Ваше всегда, с удовольствием, принимаю к сведению. 8:-0
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 14:06
Спасибо большое:-)


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 09:37
«Это стихотворение как будто написано про них, жаждущих обмануться навсегда и забыть о чужих и своих преступлениях».

По-моему, стихотворение еще о любителей детективов, особенно первая строчка. Спасибо огромное.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 13:45

цитата AmelieM

стихотворение еще о любителей детективов, особенно первая строчка

Это правда. Оно и про нас тоже. А ведь когда написано! В 1911 году, за 30 лет до романа.

цитата AmelieM

Спасибо огромное.

И вам спасибо, что читаете.:-)


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 17:28
Спасибо за труды...

Не слишком жалую Чейза (мне его опусы видятся нарочито примитивными), но эту вещь теперь потянуло полистать... :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 17:38
Спасибо на добром слове:-) А роман совсем неплох. В нем показана грустная история обреченной любви, которой совсем не место в мире крутых парней и преступления.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 17:41

цитата Тиань

А роман совсем неплох. В нем показана грустная история обреченной любви, которой совсем не место в мире крутых парней и преступления.
Сей сюжет смутно напоминает мне старинный фильм с моей любимицей Ритой Хейворт — увы, никак не припомню название...
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 17:43
Понимаю. Этот сюжет кочует из произведения в произведения. Но не перестает волновать, когда приходится под настроение:-)


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 20:23
Замечательный просто текст, спасибо Вам огромное!
Люблю Чейза, Хэммета и Майбенйна. Люблю — но как то периодически. Внезапно проваливаюсь в их мир нуара. и выхожу из него недели спустя. Чтобы через год-другой вернуть обратно...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 21:05
Рада, что статья вам понравилась:-) Наверное, в мир нуара и можно погружаться только ненадолго. От него довольно быстро устаешь, уж очень безнадежно всё в этом мире. Каким бы классным ни был герой и что бы он ни делал, хэппи-энд всё равно невозможен, и он сам об этом хнает.


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 21:16
возможно... Только вот нравятся мне все эти крутые копы, оперативники неких агентств и вернувшиеся с войны в свой родной городок... Беда лишь в том что эти герои могут жить, лишь преодолевая. Они подобны акуле. остановка для них — начало конца. Помните «Стеклянный ключ» Хэммета? Ведь главный герой идёт до конца в своём максимализме. И тем теряет своё счастье... Такие герои тоже нужны. Но порою уходишь от них — к Холмсу и Мэгре. которые тоже по-своему прекрасны.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 21:28

цитата Пушок

эти герои могут жить, лишь преодолевая. Они подобны акуле. остановка для них — начало конца.

Это вы очень верно отметили. Им противопоказан покой.

цитата Пушок

Помните «Стеклянный ключ» Хэммета?

Не читала пока.

цитата Пушок

Но порою уходишь от них — к Холмсу и Мэгре. которые тоже по-своему прекрасны.

И с этим согласна. Побывав в «крутых» мирах, хочется оказаться там, где справедливость торжествует хотя бы иногда, и люди не только сражаются с обстоятельствами, но и просто живут:-).
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 21:41
При этом справедливость ведь торжествует порой и в нуаре. Просто обычно дорогой ценой...
Мэгре... Он человечен. как своими трубками и обедами, так и стремлением найти виновных. Он не манкирует следствием. в отличие, скажем, от судебного следователя... или, тем паче, (бывшего) инспектора Кадавра...
А Холмс! Многое из содеянного им вполне можно описать замечательной фразой из замечательного же фильма про Высокого блондина в чёрном ботинке —
— Просто невиновного хотелось защитить.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 21:45

цитата Пушок

При этом справедливость ведь торжествует порой и в нуаре
В современном нуаре, по-моему, уже нет — яркий тому пример Общак Лихейна или его же Мистик-ривер...

Может быть, поэтому классический нуар сейчас зачастую и видится несколько наивным-искусственным...
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 21:56
Лихейна я почти люблю, как и романы про того же Гарри Босха. Но Вы верно подметили эту нехорошую особенность. Злая энтропия постмодернизма. Но она противоречит всем вековым устремлениям человечества (э, западного + частично восточного, в том числе и нас, как евразийцев). Зло будет всегда и в принципе неуничтожимо целиком — но с отдельными особо наглыми его представителями можно и нужно бороться. Что и делали герои старых нуаров. и холмс с Мэгре и Пуаро. Да и герои наших «милицейских» детективов тоже.
Почему вот я стал меньше читать современные книги западных авторов — именно что вот из-за такого вот душка. Детектив должен либо услаждать ум, либо развлекать. И/или дарить лучик надежды. Как те же старые добрые приключенческие романы для мальчишек и девчонок — я имею в виду Вальтера Скотта, Майн Рида, Л.Стивенсона, М. Твена, А. Дюма, Ф.Купера... А ужаснуться тому, куда катится этот мир, я отлично могу и сам.
Всегда должна быть надежда. Даже на самом краю ночи. Или хотя бы шанс на неё. И/или хотя бы на отходную молитву.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 22:08
НЕ то, чтобы я с Вами была не согласна, просто давайте взглянем с точки зрения, так сказать, коммерции...

Современный жанровый автор так-иначе вынужден идти навстречу запросам своей аудитории, а она сейчас:

1. в книгах-фильмах осознанно-бессознательно хочет Жути — тогда жизнь вокруг вроде и не так страшна

2. желает, чтобы плохим парням было в итоге плохо, даже очень плохо, а ещё и тем, кто с ними зачем-то так-иначе связался

Как-то вот так — лучше уж беспросветная мерзость будет в фантазиях сочинителей, нежели в пресловутой школе Columbine...
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2018 г. 05:46
Да нет, я сам отлично понимаю что
«секс и насилие хорошо продаются».
Просто я во многом почему современные детективы читать почти перестал — слишком много там маньяков. и чернухи. Где-то это можно ещё понять — скажем, тот же цикл о Гарри Босхе. Но в общем и целом, по-моему, уже перебор. Что-то нездоровое.
само собой что хотелось бы чтоб злодеям больно было. :cool!:
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2018 г. 22:21

цитата Пушок

При этом справедливость ведь торжествует порой и в нуаре. Просто обычно дорогой ценой...

Да, вы правы. Такое тоже есть, и это хорошо. Всё-таки в детективе должна торжествовать справедливость.

цитата Пушок

Мэгре... Он человечен. как своими трубками и обедами, так и стремлением найти виновных. Он не манкирует следствием

И с этим согласна. Мне Мегрэ всегда был интересен больше, чем собственно его расследования. И другие персонажи историй Сименона тоже.

цитата Пушок

А Холмс! Многое из содеянного им вполне можно описать замечательной фразой из замечательного же фильма про Высокого блондина в чёрном ботинке —
— Просто невиновного хотелось защитить.

И снова — да! Холмс справедлив. И в книгах о нем встречаются совершенно удивительные люди. Сами расследования я даже оценивать не берусь — уж очень специфичен его дедуктивный метод. Но персонажи замечательные.
Кстати, а в нуаре и крутом детективе ведь наоборот. Там действие интереснее героев. Драйв, атмосфера — на первом месте, а герои уже потом.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2018 г. 05:51
Именно! Справедливость (в идеале — совпадающая с законом. Впрочем, тот же Холмс мог и отпустить оступившегося и даже понять убийцу. Мэгре... Он мог (в редчайшем случае!) шагнуть на самую грань — но не далее. Далее он мог лишь рассказывать и переживать)
Люблю Сименона. И книги про комиссара, и без него. Они — человечные. И вновь орешник зеленеет... Значит — будем жить! :-)
Холмс — величина в себе. и да — рассказы о нём — это по сути срез всей викторианской Англии. Срез эпохи. и источник.
Нуар... Сложно вот так сразу сказать. У того же Хэммета герой и вправду часто обезличен.
а вот у Макбейна и Спиллейна могут быть интересны как герои, так и драйв-экшен.
Атмосфера в нуаре — минимум уже половина успеха. 8-)
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2018 г. 09:47

цитата Пушок

Холмс мог и отпустить оступившегося и даже понять убийцу. Мэгре... Он мог (в редчайшем случае!) шагнуть на самую грань — но не далее.

Холмс — частное лицо. А Мегрэ — государственный служащий. Он связан служебным долгом. Грань между классическим и полицейским детективом. Первый стоит на службе справедливости, второй — на службе закона.

цитата Пушок

Холмс — величина в себе. и да — рассказы о нём — это по сути срез всей викторианской Англии. Срез эпохи. и источник.

Для меня Холмс — особенный. Первые прочитанные детективы. «Собака Баскервилей» — как же мне было страшно, когда я ее читала в первый раз! В 9 лет поздно вечером одна дома.)) От фразы «Остерегайтесь выходить на болота ночью, когда силы зла властвуют безраздельно» до сих пор по пробегает холодок по рукам) А «Желтое лицо«! Одна из самых красивых историй о любви и благородстве, которые мне когда-либо попадались. В той очень чопорной и консервативной Англии герой ни минуты не колеблясь принял чернокожую дочку жены от первого брака под свою защиту...

цитата Пушок

а вот у Макбейна и Спиллейна могут быть интересны как герои, так и драйв-экшен.

Да, согласна. Только у Макбейна разве нуар? Мне кажется, у него уже вполне сложившийся полицейский детектив, где в роли сыщика — структура государства, а цель — восстановление закона.

цитата Пушок

Атмосфера в нуаре — минимум уже половина успеха.

Она и привлекает в первую очередь. Человек жаждет счастья, « темный» мир предлагает только квест на выживание.


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 09:09

цитата Тиань

Холмс — частное лицо. А Мегрэ — государственный служащий. Он связан служебным долгом. Грань между классическим и полицейским детективом

Именно! Хотя и тот же Мегрэ может позволить себе человеческие вольности — но он не отпустит преступника. Как и тот же Лейстрейд бы не отпустил.

цитата Тиань

Для меня Холмс — особенный. Первые прочитанные детективы. «Собака Баскервилей» — как же мне было страшно, когда я ее читала в первый раз! В 9 лет поздно вечером одна дома.)) От фразы «Остерегайтесь выходить на болота ночью, когда силы зла властвуют безраздельно» до сих пор по пробегает холодок по рукам)

Как я вас сейчас понимаю! Холмса хорошо читать в детстве, юности, зрелом возрасте — и в старости. У меня соседке под 90 — и она сейчас как раз перечитывает эти старые добрые романы Конан Дойля. Приносил я ей более современные детективы — не понравились. А вот Холмса она читать любит. :-)

цитата Тиань

олько у Макбейна разве нуар? Мне кажется, у него уже вполне сложившийся полицейский детектив, где в роли сыщика — структура государства,

гхм. Хороший вопрос. Мне думается что макбейн — это аналог своеобразной пограничной полосы между нуаром и полицейским романом.

цитата Тиань

Человек жаждет счастья, « темный» мир предлагает только квест на выживание.

Да. фактически это реинкарнация мифа. как в фэнтэзи. Пройти квест, пройти долиной смертной тени. пройти — и измениться в том числе и самому. обновить душу, очистить её.
но не все могут пройти такой страшный путь... Вот — тот же «Стеклянный ключ» Д.Хэммета.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 16:49

цитата Пушок

Приносил я ей более современные детективы — не понравились. А вот Холмса она читать любит. :-)

Перечитывая знакомую книгу, человек как бы заново переживает те моменты собственной жизни, когда в прошлые разы эту же книгу читал. Наверное, поэтому пожилые, да и не только, люди так любят перечитывать некоторые вещи.

цитата Пушок

макбейн — это аналог своеобразной пограничной полосы между нуаром и полицейским романом

Я у него только про 87-й полицейский участок читала. Он писал что-нибудь вне этого цикла?

цитата Пушок

тот же «Стеклянный ключ» Д.Хэммета.

Надо как-нибудь прочесть.


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 17:45

цитата Тиань

Перечитывая знакомую книгу, человек как бы заново переживает те моменты собственной жизни, когда в прошлые разы эту же книгу читал.

Безусловно. Но помимо чистой ностальгии тут важен и фактор таланта автора. Классики на то и классики, что поднимают вечные вопросы и талантливо пишут притом.

цитата Тиань

Я у него только про 87-й полицейский участок читала.

аналогично. Сам очень люблю этот его цикл. и немало моих родных и знакомых тоже.

цитата Тиань

Надо как-нибудь прочесть.
хорошая книга. классика жанра, даже,пожалуй, книга на стыке «просто» детектива и т.н. «большого романа». Жаль что Хэммет ушёл довольно рано...


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 17:51
Подумал вот. Герой нуара в чём то подобен тем же древнегреческим героям. героям мифов. Какстор и Поллукс. Тезей и Полидевк. Семеро против Фив. Лабиринт с Минотавром.
Или вот Ромул и Рем, вскормленные с сосцов волчицы. Чем не герои нуара? Или те же диадохи Александра Македонского?
И есть в них некий фатум. некое стремление к смерти (танатос). и — одновременно — стремление к высшему идеалу. Правды и справедливости. Любой ценой.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 18:41

цитата Пушок

Герой нуара
А не трикстер ли он?
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 19:13

цитата lena_m

А не трикстер ли он?

Разве героя нуара можно считать фальшгероем? Нуар-сыщики в своем историческои кластере вполне себе подлинные. Мне так кажется%-\
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 19:16
Соглашусь с Вами. Тем паче что тот же Хэммет сам работал на агентство Пинкертона. И не он один — были среди авторов детективом и полицейские (как тот же автор Гарри Босха).
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2018 г. 16:49
И в романе Чейза Ник Мейсон выглядит вполне достоверным героем. Такой вполне мог быть на самом деле в то время и в той стране. Мне так кажется, по крайней мере.:-)
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 19:10

цитата Пушок

Герой нуара в чём то подобен тем же древнегреческим героям. героям мифов.

Литературоведы вообще пишут, что античный миф является предтечей детективного жанра. Припоминая некоторые мифы, с этим хочется согласиться, как вы верно подметили для нуара.
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 19:18
А это один из вечных мифов — поиск справедливости. и скорого и праведного суда.
как там у того же М.Спиллейна —
Я сам вершу свой суд.
Мало кто понимает сейчас, что и право талиона (око за око), и та же инквизиция были благом для современников. Ибо серьёзно ограничивали произвол толпы и вождей.
А так я где-то читал что первые детективы ещё в Древнем Риме выходили. Ну да ведь вспомним того же Лукиана — чего только нет в его рассказах.
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 19:22

цитата Пушок

Ну да ведь вспомним того же Лукиана — чего только нет в его рассказах.

Да... столько ответвлений и взаимной связи жанров, что читать, не перечитать:-)
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 21:06
дык это же просто прекрасно вообще-то! ;-)8-):cool!:
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 21:10
это да, скука нам не грозит точно:-)


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 21:52
Главное, не бороться со скукой методами Шерлока Холма. уж лучше пусть будет даже капитан Ахав. 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2018 г. 07:59
Ох, не знаю. Как по мне, так бокал вина предпочтительнее гонки за китом))
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2018 г. 08:51
Красивое сравнение. :-)
Кстати, с удовольствием пообщался бы с вами за бокалом -другим сухого. :-)О литературе поговорили бы... :beer:
Кстати, а что Вам наиболее симпатично из Чейза? Мне вот, пожалуй, «Мёртвые молчат». И, с небольшим допуском, «Гроб из Гонконга».
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2018 г. 18:13

цитата Пушок

Кстати, а что Вам наиболее симпатично из Чейза?

Наверное, «Меткий стрелок». Я читала его вот в этой книге, под названием «Снайпер». И самая известная его вещь — «Весь мир в кармане». ... Только слово «симпатично» не очень подходит. У Чейза нет героев, которые были бы мне именно симпатичны. Они пугают, мне не хотелось бы оказаться в их мирах. Просто эти две вещи оставили особенно яркое впечатление.
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2018 г. 19:03
А... Хорошие книги. И снятая ещё у нас в СССР прибалтами экранизация очень хороша.
Наверное, Вы про главных героев его книг. Это да, там кого только нет... но встречаются нормальные второстепенные герои. просто они или порождения ненормального мира (его изнанки) или просто люди, попаашие в беду. впрочем, второе есть и у Холмса, и у комиссара Мегрэ...
а как Вам не-нуар, скажем, романы того же Дика Френсиса?
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2018 г. 19:37

цитата Пушок

порождения ненормального мира (его изнанки)

Наверное, это ключевой момент. Для меня мир нуара, как и крутого детектива, именно ненормальный. Кругом бандиты, мордобой, обман и никакого просвета... Иногда почитать хочется, но в меру, с перерывами)

цитата Пушок

романы того же Дика Френсиса?

Очень нравится. И сами детективы, и герои, и тема скачек. «Фаворит» — одна из любимых книг, много раз читанная и все равно читаемая.
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2018 г. 23:31
А это обычно и есть мир изнанки. к которому обычный нормальный человек и не должен иметь никакого отношения.
да. сам люблю его книги. И Фаворит, и Перекрёстный галоп, и Ставка на проигрыш, и Испытать себя... Душевные у него книги. И , в отличие от классического нуара, всёж в основном со светлым концом.   :-)
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2018 г. 07:53

цитата Пушок

в основном со светлым концом

Мне кажется, Френсис ближе к классическому детективу. Его герои живут в нормальном мире, преступление является отклонением от нормы, а сыщик-любитель восстанавливает нормальный порядок вещей. Да и по историческому времени событий это уже не нуар, в лет на 25-30 позже.
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2018 г. 08:04
согласен что ближе к классическому. Пусть даже и встречается и там порою настоящая жестокость...
А вот насчёт нуара. Хэммет и Чейз — да, это его классика. Но я думаю что сам нуар по сути — явление вневременное. Он не только дитя 20-40-50-х гг. минувшего уже века.
Те же романы про Гарри Босха (ветерана Вьетнама) — чем они не нуар?
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2018 г. 09:40

цитата Пушок

я думаю что сам нуар по сути — явление вневременное. Он не только дитя 20-40-50-х гг. минувшего уже века.

Это верно. Главные признаки нуара — расследование жертвы+атмосфера. Время действия совсем не главное. Это у меня субъективный глюк: нуар — Америка -20-50 годы, когда везде гангстеры и ночные клубы.:-)

цитата Пушок

Те же романы про Гарри Босха (ветерана Вьетнама) — чем они не нуар?

Босха не читала. Но идея верная, конечно.
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2018 г. 11:45
Да, в нуаре главное — «та самая» атмосфера.

а цикл про Босха мне понравился. Только мелкие царапки в последних романах немного раздражали. Но первые были вполне нуарны. «Чёрное эхо», например.
Или вот тот же «Нетопырь» Нёсбе. Вполне нуарно получилось. И даже экзотично вдобавок.
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2018 г. 16:44
Возьму авторов на заметку. Спасибо.:-)
 


Ссылка на сообщение2 марта 2018 г. 09:58
да не за что.
Нёсбе сейчас в тренде, но по-настоящему хороши там первые романы.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2018 г. 18:40

цитата Пушок

но по-настоящему хороши там первые романы.

буду знать)
 


Ссылка на сообщение2 марта 2018 г. 19:33
Знаете, что буквально только что пришло мне в голову? Главные злодеи в старых добрых нуарах, это, как правило, гангстерские биг боссы >:-|, коррумпированные полицейские >:-|, роковые женщины (фемина фаталь o_O), «просто» оступившиеся и сорвавшиеся. Наконец, опасные подонки, навроде крыс из трущоб. Но в современных «нуарах» обычным злом стали маньяки. И вот что мне не совсем по душе. Можно говорить и о историчности этих романов (маньяки были признаны публикой где-то скорее уже в 80-х, хотя о существовании зла знали. Но в моде оно не было. ) , и о жареном интересе что хорошо продаётся... Но есть в этом некое дуновение зла (в этом со мной солидарны многие психологи и психиатры). Интерес к этой теме в чём-то болезненен. А если слишком долго смотреть в бездну — бездна может взглянуть и на на тебя. В общем, те старые преступники, которых брали Холмс, Пуаро, Шелл Скотт, оперативники агентства «Континенталь» и т.п. — они были привычным злом. Они убивали и преступали закон ради денег, влияния, женщин. Крайне редко попадались выродки, которые наслаждались своими преступлениями. И уж тем паче — подлинное зло во плоти.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2018 г. 19:43
Если современные нуар в основном маньячный, то это не моё совсем. Про маньяков не люблю. В детективе самое интересное — психологическая составляющая, мотивация человека, перекосы этических воззрений. А у маньяка какая мотивация, он просто болен и нам его никогда до конца не понять. А если поймем, то это страшно) ... Но вообще эта тема имеет давнюю детективную традицию и во всех детективных жанрах присутствует. Вспомним хотя бы Джека-Потрошителя.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2018 г. 20:18
вот-вот! Если понять маньяка — самому можно слететь с катушек. Прошлогодний киносениал с Хабенским о том же. 8-);-)
Джек Потрошитель же — это некий водораздел. Как и история американского уже монстра — «дьявол в белом городе».
Самое любопытное, что, в принципе, Холмс вполне мог бы попытаться потягаться с этим Потрошителем. Холмс, а не Ватсон или Лейстрейд. Понимаете?
герои старых нуаров вели бой в принципе понятной системе координат. зло там было понятное обычному человеку. но вот сейчас... Вы знаете, вот тот же сериал «Декстер». многие хвалят... я посмотрел один сезон — и как отрезало. зло всегда зло. об этом помнили герои старых стильных детективов и забыли многие современные обыватели и писатели сейчас. увы...
и да — сейчас прям засилье какое то маньяков. и в кино и в литературных детективах. сам бегу от этой темы.
но «Нетопыря» всёж советую.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2018 г. 20:40

цитата Пушок

зло всегда зло. об этом помнили герои старых стильных детективов и забыли многие современные обыватели и писатели

Это правда. В результате детектив вырождается в какой-то иной жанр. Теряется главная идея — восстановление нормального порядка вещей, нарушенного преступлением...

цитата Пушок

«Нетопыря» всёж советую.

Буду иметь в виду.
 


Ссылка на сообщение9 марта 2018 г. 22:31

цитата Пушок

в принципе, Холмс вполне мог бы попытаться потягаться с этим Потрошителем. Холмс, а не Ватсон или Лейстрейд.


Эллери Квин «Шерлок Холмс против Джека Потрошителя»
https://fantlab.ru/wor...
 


Ссылка на сообщение13 марта 2018 г. 06:54
спасибо — надо будет обязательно ознакомиться.
Страницы: 12

⇑ Наверх