2001 Сателлиты


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Толкователь» > 2001: Сателлиты «Часового»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

2001: Сателлиты «Часового»

Статья написана 30 марта 2018 г. 02:43


Когда речь заходит о том, что послужило основой для создания «Одиссеи–2001», чаще всего встречается информационное лекало гласящее, что фильм и роман основаны на рассказе «Часовой». После подобной справки может сложиться ложное впечатление, что «Часовой» был единственным предтечей эпопеи «2001». Однако Артур Кларк при любом удобном случае раздраженно и дотошно уточнял, что в Космическую Одиссею «...также были включены идеи из нескольких других историй. И даже элементы, тех идей, которые использовал Стэнли Кубрик, были значительно изменены».

Ввиду этого интересно разобраться: Что это были за произведения? Сколько их было? Как они повлияли на сюжет «Одиссеи-2001»?



2001: Сателлиты «Часового»


В апреле и мае 1964 года в результате интенсивных совместных обсуждений, Кубрик и Кларк рассмотрели и отбросили огромное количество идей, и после этого вернулись к изначальному варианту – рассказу «Часовой» – предложенному Кларком в самом начале сотрудничества (9 апреля 1964 г). В рассказе «Часовой» имелась занятная интрига, однако, материала для масштабной картины, откровенно говоря, там не хватало. Поэтому требовались дополнительные идеи.

Кастинг для «Космической Одиссеи»

Интересно подметить, что в договоре об участии Кларка в проекте «2001», заключенном с Кубриком в конце мая 1964 года, фигурировал не один, а несколько рассказов, из которых «Часовой» считался базовым вариантом. «Двадцатого мая 1964 года мы подписали соглашение по шести рассказам Артура. — Вспоминал Скотт Мередит, литературный агент Кларка. – Мы получили десять тысяч долларов за опцион* на эти рассказы, в числе которых был и “Часовой”». [*option — опцион или опционный контракт, специфическая договорная форма, которую любят использовать киношники при разработке сценария.]

Вот список этих произведений: «Двое в космосе» («Breaking Strain», из сборника «Expedition to Earth»); «Колыбель на орбите» («Out of the Cradle»), «Кто там?» («Who’s There»), «С кометой» («Into the Come»t), «До Эдема» («Before Eden»), (последние четыре – из сборника «Tales of Ten Worlds»).

В некоторых источниках, нерадивые исследователи, к этим пяти прибавляют еще и шестой рассказ – «Endlessly Orbiting…» (видимо, чтобы с математикой был полный порядок), однако на самом деле это всего лишь альтернативное название уже учтенного рассказа «Колыбель на орбите». Поэтому полную полудюжину составляют «Часовой» вкупе с пятью вышеперечисленными рассказами.

<i>«В космической ловушке» (1995)</i>
«В космической ловушке» (1995)

На тот момент – в мае 1964 года – концепция будущей картины представлялась соавторам следующим образом: Большую часть фильма происходили различные события и приключения, связанные с исследованием Луны и других планет солнечной системы, что, в конце концов, должно было привести к открытию внеземного артефакта. Таким образом, история «Часового» располагалась в финальной части и была кульминацией всей ленты. Всё это мыслилось, как полудокументальный фильм, этакая хроника о космических первопроходцах-пионерах, осваивающих новые границы Солнечной системы. У этой версии даже было придуманное Кубриком подходящее название (конечно же, временное) – «Как была завоевана Солнечная система».

Впрочем, эта сюжетная линия вскоре была отброшена, так как Кубрик и Кларк решили, что обнаружение артефакта, погребенного на Луне, будет не в конце, а в первой части фильма. Такое переосмысление требовало радикальных сюжетных преобразований. По мере энергичной работы над романом до конца 1964 года, все рассказы, за исключением «Часового», один за другим утратили актуальность. А еще год спустя, Кларк выкупил обратно у Кубрика свои пять рассказов. Им двигали следующие соображения: Во-первых, Кларк рассудил, что взял деньги с Кубрика за те рассказы, которые в итоге оказались не нужными для проекта «2001»; и, Во-вторых, Кларк подумал, что эти истории могут когда-нибудь пригодиться и стать основой для других хороших фильмов. Кстати, по одному из рассказов – «Двое в космосе» – позже действительно был снят фильм «В космической ловушке» (1995).

В какой-то момент (вероятно в мае, либо летом 1964 года), заметное влияние на сюжет будущей картины оказал еще один, седьмой рассказ, «Встреча на заре истории» (Encounter in the Dawn). Идея из рассказа «Встреча на заре истории» послужила основой для вступительной части фильма (сюжет о встрече питекантропов с монолитом). По словам Кларка, этот рассказ, не входил в число шести рассказов, бывших предметом майской сделки 1964 года.

Какие элементы рассказов перекочевали в роман?

Некоторые заимствования из семи рассказов очевидны и легко просматриваются. Но есть ряд мыслей, которые можно назвать всего лишь предположениями.

«Часовой» (The Sentinel).

  1. Первая публикация в журнале «10 Story Fantasy», №1 1951, стр. 41–47. (Подробности см. «Семидесятилетняя история «Часового»»)

  2. «Одиссея» позаимствовала из этого рассказа идею обнаружения на Луне внеземного артефакта. Также, некоторое сходство можно усмотреть в описании лунного вездехода (из рассказа) и передвижной лунной лаборатории (в романе, глава 12).

«Встреча на заре истории» (Encounter in the Dawn).

  1. Первая публикация в журнале «Amazing Stories», июнь/июль 1953, стр. 4–17.

  2. У этого рассказа есть три варианта названий: «Encounter in the Dawn», «Expedition to Earth» и «Encounter at Dawn». Историю чехарды с названиями этого рассказа Кларк прокомментировал следующим образом: «Редактор издательства Ballantine Books дал ему остроумное название «Экспедиция на Землю» (Expedition to Earth), когда он был опубликован в одноименной книге, но я предпочитаю «Встреча на заре истории» (Encounter in the Dawn). Однако, когда издательство Harcourt, Brace and World выпустило мой сборник «Девять миллиардов имён Бога», таинственным образом название было изменено на «Встреча на заре» (Encounter at Dawn). До сих пор не знаю почему».

  3. Это рассказ о встрече в далеком прошлом между посетителями из космоса и примитивным человеком (но в рассказе это далеко не питекантроп), которому они кажутся «богами».

  4. Также, в рассказе фигурирует один из пришельцев с именем Клиндар. Интересно, что в первых версиях сценария и романа (см. «Путешествие по ту сторону Одиссеи»), появляется пришелец с таким же именем. Этот вариант сценария использовался еще до того, как была развита идея монолита обучавшего питекантропов.

Как и в случае с «Часовым», связь рассказа «Встреча на заре истории» с эпопеей «2001» прочна́ и многократно упоминалась автором. Сегодня некоторые составители англоязычных библиографий, с известными оговорками, причисляют рассказы «Часовой» и «Встреча на заре истории», к циклу «Космической одиссеи». Два этих рассказа были даже включены в сборник «2001: A Space Odyssey» (1990 и 1991 года издания).

<i>«Thrilling Wonder Stories», декабрь 1949</i>
«Thrilling Wonder Stories», декабрь 1949

«Двое в космосе» (Breaking Strain).

  1. Впервые опубликован в журнале «Thrilling Wonder Stories», декабрь 1949, под названием «Тридцать секунд – тридцать дней» (Thirty Seconds — Thirty Days).

  2. В аннотации к этому рассказу, в сборнике «The Collected Stories of Arthur C. Clarke» (2000), прямо указано, что «Двое в космосе» — одна из историй, включенных в фильм «2001: Космическая одиссея». Это побуждает присмотреться повнимательнее к этому произведению.

  3. Некоторое сходство, но далеко не идентичное, можно усмотреть в описании корабля «Стар Куин» из рассказа и «Дискавери» из «Космической одиссеи». Во всяком случае, оба корабля имеют сферический командный модуль, который расположен на большом расстоянии от атомных двигателей корабля и между собой они соединяются стометровым «позвоночником».

  4. В рассказе «Двое в космосе», «Стар Куин» описывается так: «Он состоял из двух сфер, диаметрами пятьдесят и двадцать метров, соединенных цилиндром около ста метров длиной. Большая сфера предназначалась для команды, груза и систем управления, меньшая — для атомных двигателей».

  5. А вот как описывается «Дискавери» в романе «2001»: «Герметическая сфера, укрепленная на довольно легкой стреловидной конструкции длиной около ста метров, служила головной частью корабля... Там, где кончались, крылья радиатора, в девяноста метрах от жилой сферы находились экранированный ад реактора и фокусирующие электроды, между которыми вырывалось наружу раскаленное звездное вещество – плазма».

<i>«Техника-Молодежи», №7 1979, стр. 56</i>
«Техника-Молодежи», №7 1979, стр. 56
<i>«Стар Куин» («ТМ», №7 1979, стр. 63)</i>
«Стар Куин» («ТМ», №7 1979, стр. 63)
<i>«Дискавери»</i>
«Дискавери»

Оставшиеся четыре рассказа имеют весьма небольшую связь с «Одиссеей-2001». Но вот некоторые аллюзии, которые с определенной натяжкой можно узреть в этих произведениях:

<i>«Вокруг света», №2 1964, стр. 40</i>
«Вокруг света», №2 1964, стр. 40

«Колыбель на орбите» (Out of the Cradle; Endlessly Orbiting…).

  1. Первая публикация в журнале «The Dude», март 1959.

  2. Сходство можно усмотреть в эпизоде о рождении первого человека вне Земли. Это является главной мыслью рассказа, и отголоски похожего сюжета встречаются в 10 главе романа, где доктор Флойд вспоминает, что дочь Хэлворсена была первым человеком, родившимся вне Земли.

  3. Также в самом начале рассказа встречается упоминание о 2001 годе, что напоминает нам дату из названия фильма и книги.

«Кто там?» (Who’s There).

  1. Первая публикация в журнале «New Worlds», ноябрь 1958, стр. 91 – 95.

  2. Персональный космический корабль, описанный в рассказе, с помощью которого герой выходит в космос из космической станции, немного напоминает три капсулы или «космические гондолы» имевшиеся на «Дискавери». Диаметр капсул почти такой же, как размеры цилиндрического персонального космического корабля – около 2-х метров.

«С кометой» (Into the Comet).

  1. Первая публикация в журнале «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», октябрь 1960, под названием «Inside the Comet».

  2. Сюжет рассказа строится на том, что бортовой компьютер корабля летящего к комете выходит из строя. Но он не просто ломается, а, по словам одного из героев – астронома Мартенса – «...Машина сошла с ума. Она даже не может складывать и вычитать». Таким образом, эта мысль напоминает историю «безумия» корабельного компьютера ЭАЛ-9000 на «Дискавери».

<i>«Пионер», 4-1966, стр. 26</i>
«Пионер», 4-1966, стр. 26
<i>«Пионер», 4-1966, стр. 27</i>
«Пионер», 4-1966, стр. 27
<i>«Пионер», 4-1966, стр. 28</i>
«Пионер», 4-1966, стр. 28
<i>«Пионер», 4-1966, стр. 30</i>
«Пионер», 4-1966, стр. 30
<i>«Пионер», 4-1966, стр. 32</i>
«Пионер», 4-1966, стр. 32

<i>«Amazing Stories», June 1961</i>
«Amazing Stories», June 1961

«До Эдема» (Before Eden).

  1. Первая публикация в журнале «Amazing Stories», июнь 1961, стр. 36–46, 66.

  2. В рассказе описывается экспедиция в полярную область Венеры и обнаружение там примитивной формы жизни.

  3. Каких-либо параллелей с «Космической одиссеей» в тексте этого рассказа я не обнаружил. Вероятно, эта сюжетная линия могла оказаться востребованной в рамках первой версии сценария (хроника о космических первопроходцах).

<i>«Amazing Stories», June 1961, с.36</i>
«Amazing Stories», June 1961, с.36
<i>«Amazing Stories», June 1961, с.37</i>
«Amazing Stories», June 1961, с.37






Может быть, кто-то из читателей этой статьи знает о других сходствах между рассказами упоминаемыми в этой статье и романом «2001» – в таком случае, прошу вас, оставляйте ваши мысли в комментариях, чтобы можно было расширить материал этого исследования.







Все статьи цикла «2001»:

  1. 2001: Путешествие по ту сторону «Одиссеи» (1964–1966)

  2. 2001: Через тернии к «Одиссее» (1966–1968)

  3. 2001: Сателлиты «Часового»

  4. 2001: Конец и начало детства

  5. 2001: Имя для шедевра

  6. 2001: Как они выглядят?

  7. 2001: Бунт на корабле! (В разработке, еще не опубликовано)






945
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 апреля 2018 г. 15:21 цитировать
Любопытно, что точно такая же исходная идея

цитата

Всё это мыслилось, как полудокументальный фильм, этакая хроника о космических первопроходцах-пионерах,
была у Хайнлайна с Фрицем Лангом, позднее с Джорджем Палом, когда начиналась работа над фильмом «Цель-Луна». Потом точно так же идея была задвинута и началась работа над традиционным сюжетом.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2018 г. 15:42 цитировать
Видимо в то время витали в воздухе такие идеи. Может быть это как-то связано с началом «космической эры».




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх