Представления Новых


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Быстрые фантастические новости» > Представления «Новых горизонтов». Часть №1
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Представления «Новых горизонтов». Часть №1

Статья написана 18 мая 2018 г. 20:07

Виктор Глебов. Фаталист. – М.: АСТ, 2017.

Номинировал Дмитрий Малков

Лукавый мэш-ап взял от постмодернизма лучшее, выбросив его глупую серьёзность и сделав все ставки на игру. Недаром большая часть произведений обращается к «guilty pleasures» наподобие зомби, оборотней и прочего хоррор-трэша категории В.

«Фаталист» позаимствовал название у последней части «Героя нашего времени», но автор включил в повествование и «Тамань», и «Княжну Мэри», и «Бэлу», – при этом придав им инфернальное толкование. Наш добрый знакомец Григорий Александрович Печорин предстаёт в обличье не «лишнего человека», но хитроумного сыщика, помеси Шерлока Холмса с Ван Хельсингом, противостоящего самым натуральным Силам Зла (из-за угла периодически подмигивает Эраст Петрович Фандорин).

Читатель получит сполна, – оживших мертвецов, призраков, месмеризм, мистицизм, таинственный грот с не менее таинственными письменами, сатанинский культ, похищение душ, маниака-расчленителя, Эрос и Танатос в полный рост. И всё это в привычных нам декорациях минеральных вод Пятигорска, изысканных променадов под зонтиками и величественных вершин Бештау и Машука.

Особую прелесть роману придаёт – как и положено в мэш-апе – использование в тексте раскавыченных кусков лермонтовского текста. Но ложащаяся на них тень Безумного Банкомёта окрашивает привычные нам фразы в совершенно неожиданные тона. Пьяный казак, зарубивший свинью, становится исчадием ада, мирные таманские контрабандисты приносят человеческие жертвы морскому чудовищу, а за курортной интрижкой маячат козни Врага рода человеческого. И в окно, раскрытое по случаю душной южной ночи, скребутся бледные холодные пальцы.

Вместе с тем, у автора хватает чувства юмора придать всему происходящему лёгкий оттенок «Нападения помидоров-убийц». Ууу, как страшно, говорит он нам, ууу. Кррровь! Тленнн! Зловещее чавканье во мраке ночи! А денщик, скотина, снова нажрался и дрыхнет себе, скотина, покамест господин Печорин изволят с демонами сражаться.

Роман Шмараков. Автопортрет с устрицей в кармане (по рукописи)

Номинировал Николай Караев.

Новый роман Романа Шмаракова сочетает в себе достоинства предыдущих: парадоксальную структуру «Овидия в изгнании», викторианское мировидение «Каллиопы, дерева, Кориска», лабиринты античных историй «Книги скворцов». На первом уровне это типично английский детектив: деревня с очень древней и очень местной историей, группа чрезвычайно разных людей, сведенных воедино семейными и прочими обстоятельствами, таинственное колониальное наследство, запутанная игра преступного и иного разума, а также, разумеется, серия убийств, включая убийство попугая, который слишком много знал. На втором уровне это (весьма условная) фантастика: ночью, когда все расходятся спать, оживает висящая в гостиной картина, на которой беседуют пастушка и глядящий на нее из кустов волк; этот последний рассказывает бесконечные истории, забавные и поучительные, случившиеся с художником г-ном Клотаром и его друзьями г-ном де Корвилем, г-ном де Бривуа и г-жой де Гайарден за пару веков до того. Где-то внутри этих историй скрыт третий уровень, позволяющий читателю самому побыть детективом, но не обычным, а метафизическим: этот уровень не просто объединяет первые два, но трансформирует всё повествование – и читателя, если повезет, тоже.

Ксения Букша. Рамка. — М: АСТ. Редакция Елены Шубиной, 2017

Номинировал Василий Владимирский

«Рамка» Ксении Букши – роман экспериментальный во многих отношениях. Это книга, которая начинается как традиционная антиутопия в духе Владимира Сорокина (коронация президента, герои, случайно выхваченные опричниками из толпы и заключенные в келью монастыря, переоборудованную под тюремную камеру, электронные гаджеты, обеспечивающие лояльность режиму и прочие знакомые маркеры), но постепенно эволюционирует в абсурдистскую, почти психоделическую прозу с совсем другим мессаджем. Камерная (во всех отношениях) история, почти полностью состоящая из диалогов – но не теряющая внутренней динамики. Текст с четким внутренним ритмом, местами без заглавных букв и знаков препинания. Собирательный портрет нынешнего поколения – хотя действие вроде бы перенесено в ближайшее будущее (или нет). Парадокс на парадоксе, противоречие на противоречии – но все концы крепко связаны и надежно сшиты. Глоток свежего воздуха, новые горизонты как они есть.




Короткий список премиального сезона 2018-го года будет оглашен в октябре.

Более подробную информацию можно получить на официальном сайте премии или в группе https://www.facebook.com/newhorizonsf/.





1282
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 мая 2018 г. 20:09
Книжку Шмаракова аж почитать захотелось.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 13:08
Читал в прошлом году...захватывает. Интересно, да еще с учетом, что оригинальные произведения, положенные в основу книги, тоже знакомы.


Ссылка на сообщение18 мая 2018 г. 20:48
Шмаракова бы почитал. А Букша только нервирует своим одиозно-скрюченным стилем.


Ссылка на сообщение18 мая 2018 г. 20:58
Читала фрагмент в НМ 11-2017:

http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6...
Роман Шмараков. Автопортрет с устрицей в кармане

Вещь показалась очень достойной...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 08:05

цитата lena_m

Читала фрагмент в НМ 11-2017:
Спасибо за ссылку.
Там сверху пометочка очень интересная — полностью выйдет в издательстве ЭКСМО
 


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 09:02
Уже не выйдет, Шмараков писал, что эта публикация сорвалась.


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 08:03
Спасибо за новость.
Мэш-ап... Отзывов на «Фаталиста» достаточно.

цитата

традиционная антиутопия в духе Владимира Сорокина

ужасно, что это уже традиция.
А вот у Шмаракова есть кредит доверия.


Ссылка на сообщение19 мая 2018 г. 20:56
Нет, «Фаталист» все-таки занятный. Мы со студентами на занятии разбирали даже... Будем почитать, как члены жюри на этой книжке потопчутся — с особым брезгливо-литературным цинизмом.
Хотя какие в мэш-апе «новые горизонты»? смешно даже... Впрочем, ни Букша (это я читать не буду), ни Шмараков (это надеюсь прочитать) тоже «горизонты» не раздвигают, судя по всему
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 ноября 2018 г. 00:41
даже разбирали?? и до чего дошли?))


⇑ Наверх