Владимир Торин Человеку


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Алекс Громов» > Владимир Торин: «Человеку нужен вымысел для создания реальной жизни»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Владимир Торин: «Человеку нужен вымысел для создания реальной жизни»

Статья написана 27 сентября 11:37
Размещена в рубриках «Интервью», «Другая литература» и в авторской колонке Алекс Громов

Владимир Торин – писатель, автор романов, в которых реальность тесно переплетена с фантастикой, а исторические факты и тайны прошлого с загадками современности.

Где, по-вашему, проходит четкая грань между фантастикой и реальностью?

Я глубоко убежден, что вообще никакой грани между вымыслом и реальностью нет. Очень часто то, что нам кажется совершенно невероятным, происходит в жизни, в реальной жизни. Иногда самые смелые предположения «не добивают» до уровня удивительных вещей, которые могут существовать в реальной жизни. Поэтому я считаю, что никакой грани нет. То, что кому-то кажется нереальным, для кого-то абсолютно реально. То, что многим кажется буквально волшебством на самом деле совсем не волшебство, и в жизни встречается.

Для чего служит фантастический вымысел — будить воображение, обострять чувства и восприятия или создавать логические модели вероятностного грядущего?

Все очень просто – человек должен мечтать. Человек должен всегда к чему-то стремиться, даже к совершенно нереальному, волшебному, недостижимому. Вот для чего нужен вымысел. Если бы человек не мечтал он бы никогда ничего не добился в жизни. И не было бы мобильных телефонов, подводных лодок, космических кораблей, телевидения – ничего бы не было, если бы человек не мечтал, не предполагал, что его вымысел как-то воплотится в реальной жизни. Поэтому мое абсолютное убеждение — человеку нужен вымысел для создания реальной жизни. Человеку это не просто нужно – человеку этого недостает в обычной жизни. Нужно, чтобы в жизни человека всегда была мечта, и всегда был вымысел.

У вас в романах есть зеркала, способные быть порталами между временами, всемогущие тайные организации, невероятные плоды научных исследований… Какую роль в вашем творчестве играет фантастическое допущение?

Огромное. Я убежден, что если человек допускает существование волшебства, то с ним рано или поздно оно случается, сбывается что-то необычайно красивое и доброе. И если человек в это верит, когда-нибудь это у него будет. Поэтому я всех призываю к тому, чтобы верить в волшебство, в простой обыкновенное чудо, как говорил Шварц, и оно непременно сбудется.

«Когда человек спит, его мозг настраивается на определённую частоту, как радиоприёмник. И вот, представьте себе, частота мозга каждого спящего человека абсолютно уникальна! Как отпечатки пальцев. Если вычислить частоту конкретного человека, можно проникать в его сны». Что забыли учесть исследователи? Почему описанный вами в романе эксперимент чуть не приводит ко всемирной катастрофе?

Я объясню, почему. Потому что каждый человек уникален. Каждый человек – это целая вселенная, космос, причем гораздо более глобальный и объемный, чем известная нам вселенная. Так вот, если бы правители разных стран, власть имущие, это понимали, то возможно, не было войн. Возможно, жизнь на земле была бы другой. К сожалению, мы забываем, что каждая жизнь каждого человека уникальна, хотя именно об этом нельзя забывать, прежде всего, тем, от кого зависят жизни тысяч и миллионов людей. И тогда никакого мировой катастрофы не будет.

Нужна ли нашим современникам классика, в том числе фантастическая, и почему?

Конечно нужна, потому что классика вечна. И из классики можно получить ответ на любой животрепещущий вопрос, и он будет всегда актуальным. Вне зависимости от того, когда была написана классическая книга. Просто уже многими поколениями она выбрана. Выбрана как то, что дает абсолютно универсальный ответ на все вопросы.

Какой, по-вашему будет литература будущего?

Она будет замечательной. Так же, как и литература прошлого. Меня всегда забавляет разговор о том, что раньше писали лучше и снимали кино лучше, а вот теперь… Ничего подобного, так происходит каждое поколение. И безусловно, наше время тоже даст целую плеяду прекрасных классиков. Конечно, будет классическая литература XXI века, это будет совершенно нормально, и дети будут изучать ее в школах. Жизнь продолжается, она не остановилась сейчас, она идет так же как два века назад, три века назад… И тысячу лет назад, о чем собственно и пишется в моих книгах «Амальгама» и «Тантамареска». Тысячелетиями не меняются базовые понятия – счастье, любовь, доброта, предательство…

Какие книги вы взяли бы с собой, если бы вам предложили отправиться в космос и место на корабле было бы ограничено?

Это связано с вопросом, как изменится литература в будущем. Я думаю, что изменится не сама литература, а какие-то технические средства. И вот тут технические средства придут мне на помощь. Я возьму какое-нибудь устройство мобильное, куда можно будет закачать гигантские объемы литературы, и закачаю ее туда в огромном количестве. Потому что без литературы нет человека. Закачаю себе туда всю мировую классику, потому что, к сожалению, она еще не вся мною прочитана, закачаю всю современную литературу, которая сейчас популярна, все старинные книги, Библию, Коран, буддистские трактаты, Конфуция… И в длинной космической одиссее буду все это читать.

Как понять, что роман, в котором присутствует фантдопущение, способен заставить читателя поверить в то, что описанное — правда?

Всё очень просто. Если роман написан правдиво, то читатели, во-первых, голосуют за него рублем, а во-вторых, сами для себя решают, что, всё, что там написано, — это правда. Поэтому пишите правдиво! Если писать правдиво, то все и так поймут, что там правда. И наоборот.

Вы помните свои сны? Рождались ли из них сюжеты?

Несомненно! Более того, моя книга «Амальгама 2. Тантамареска» посвящена тому, откуда появляются человеческие сны, как приходят к нам сны, что они значат, почему для человека так важен сон и почему человек одну треть своей жизни проводит во сне. И как это ни удивительно, но вообще книга «Амальгама 2. Тантамареска» пришла ко мне во сне. Она мне приснилась, прямо такая вот такая, как она есть с иллюстрацией в виде картины Жана Ипполита Фландрена «Юноша, сидящий на берегу моря» на обложке… Да, вот такая она мне пришла во сне, где речь была о том, что это должна быть книга о том, как к людям приходят сны, и что они такое.

В фантастических романах глобальные перемены в жизни человека и общества часто происходят внезапно. Сделал шаг — и уже попаданец в другую эпоху. Или совершено открытие — и мир меняется в одночасье до неузнаваемости. На ваш взгляд будущее приходит с шокирующей стремительностью или же незаметно, но плавно и неуклонно изменяет окружающий нас мир?

Скорее мне близка теория про последовательные незаметные изменения окружающего мира. Ведь мы приходим к каким-то совершенно революционным вещам как-то постепенно, незаметно. Постепенно и незаметно входили в жизнь автомобили, телевизоры, или сейчас мобильная связь. Представьте себе 25 лет назад человека с мобильным телефоном, в котором был бы интернет. Это было вообще невозможно даже представить такое. Сейчас это есть у всех абсолютно людей, и никого это сильно не удивляет. А всего-то 25 лет прошло. Но при этом изменения был постепенными, поступательными. Так будет меняться из века в век всё, не спеша, но неуклонно.

Представьте себе — идете вы по делам, а вам навстречу инопланетянин. Вежливый такой, уже человекоязычный. И спрашивает, чего бы ему земного почитать. Ваш совет?

Ну, во-первых, раз инопланетянин уже знает русский язык… А я надеюсь, что он знает именно русский язык, потому что на мой взгляд русская литература самая великая из всех мировых литератур, и не устаю утверждать что именно русские писатели, русская литература является чемпионом мира по количеству нобелевских лауреатов. И я уже со многими об этом спорил, потому что они сразу начинает приводить количественные параметры. Но я тут же вытаскиваю тех нобелевских лауреатов, кто родился и вырос в Российской империи, с русским языком, и их мировоззрение формировалось именно внутри пространства русского языка. Таких литераторов оказывается огромное количество. Люди даже не знают, что очень многие нобелевские лауреаты являются в прошлом подданными Российской империи, людьми, которые говорили и писали на русском языке. Так вот, если этот инопланетянин обращается ко мне по-русски и знает русскую литературу, то значит, он уже каким-то образом сталкивался с Пушкиным или со Львом Толстым. Поэтому я ему посоветую прочитать книгу Владимира Торина «Амальгама». Почитайте, скажу я инопланетянину, вам будет интересно, вы будете лететь в своей летающей тарелке на очередную Альфа Центавра, и вы не пожалеете о времени, потраченном на чтение книги «Амальгама», и ваш полет будет хорош.

Меняются ли от эпохи к эпохе люди или только обстановка в окружающих их временах?

Ну, конечно, нет, не меняются. Конечно, люди остались теми же самыми, как и две тысячи лет назад, три тысячи лет назад, пять тысяч лет назад. Помните, как Воланд говорит, находясь на сцене Варьете: москвичи совершенно не изменились, ну, немного квартирный вопрос их подпортил... А в общем-то все такие же люди, ищут счастья, любят деньги, переживают за близких людей. Всё очень похоже и совершенно не меняется. Антураж вокруг – да, конечно, меняется, но сути происходящего он не затрагивает. Потому что главным остаются вечные темы – счастье, любовь, жизнь, друзья.

А как по-вашему изменились в наше время чудеса и искушения?

Да никак не изменились. Как я выше говорил, человек — он какой был тысячу лет назад, такой и остался. Мы совсем недавно ездили с Алексеем Венедиктовым на Кольский полуостров, где искали таинственную страну Гиперборею. И много рассуждали о том, какой могла быть страна, существовавшая 20 тысяч лет назад. И пришли к выводу, что люди даже двадцать тысяч лет назад были совершенно такими же, как сейчас в XXI веке, втором тысячелетии новой эры. Да потому что человеческая природа одна и та же. Искушение, или желание волшебства, или желание найти свое счастье, оно остается именно таким, каким и было раньше. Меняется только какая-то атрибутика, но она не важна.





922
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 сентября 12:51 цитировать
Спасибо! :beer:
Давненько не читал ничего банальнее, глупее и штампованнее, чем это интервью...

цитата

Представьте себе 25 лет назад человека с мобильным телефоном, в котором был бы интернет. Это было вообще невозможно даже представить такое. Сейчас это есть у всех абсолютно людей, и никого это сильно не удивляет.

А у меня нет... Получается, я выпал из «всех абсолютно людей»? :-(((
И чуть ниже прекрасный философский пассаж:

цитата

Да никак не изменились. Как я выше говорил, человек — он какой был тысячу лет назад, такой и остался. Мы совсем недавно ездили с Алексеем Венедиктовым на Кольский полуостров, где искали таинственную страну Гиперборею. И много рассуждали о том, какой могла быть страна, существовавшая 20 тысяч лет назад. И пришли к выводу, что люди даже двадцать тысяч лет назад были совершенно такими же, как сейчас в XXI веке, втором тысячелетии новой эры. Да потому что человеческая природа одна и та же.

Действительно, природа одна и та же, да? Просто человек, живший 500 (условно) лет назад в глухой сибирской деревне, разумеется, знал о существовании таких стран, как, скажем, Япония или Таиланд, за продуктами ходил в магазин, а в детстве учился в общеобразовательной школе, умея читать и писать. И был крепостным, себе не принадлежащим. А ещё прекрасно представлял, что такое сесть на поезд, и съездить к морю.
Так можно комментировать каждый ответ, но просто жалко времени.
Ну бред же, не? %-\
Всё интервью — полный финиш...
Ещё раз спасибо — читать этого автора я точно не стану.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 сентября 14:42 цитировать

цитата Seidhe

Ещё раз спасибо — читать этого автора я точно не стану.

И это правильно. Я вот оскоромился и теперь жалею. Амальгама — пустышка, обычный коммерческий порожняк. Съедобный, но абсолютно некалорийный винегрет из исторических фактов, развесистой клюквы и роялей в кустах. По сравнению с Ториным, Дэн Браун — бог конспирологических теорий.
 


Ссылка на сообщение27 сентября 19:01 цитировать
мне кажется, вы сравниваете то, что несравнимо, это очень разные авторы


Ссылка на сообщение27 сентября 14:00 цитировать

цитата Алекс Громов

знает русскую литературу, то значит, он уже каким-то образом сталкивался с Пушкиным или со Львом Толстым. Поэтому я ему посоветую прочитать книгу Владимира Торина «Амальгама».


:-)))


Ссылка на сообщение27 сентября 14:51 цитировать
Какая-то реклама одной книги, а не интервью...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 сентября 18:33 цитировать
Не понимаю, в чем тут проблема. Человек написал книгу и хочет, чтобы о ней узнало больше людей. Так почему он не должен о ней говорить, тем более — когда его об этом спрашивают?)
Или тут все придерживаются странной мысли, мол «Творчество само себе путь пробьет»? Не смешите.)
Книгу читал. Не Бог весть что, конечно, но вполне себе приличное чтиво на пару вечеров.
 


Ссылка на сообщение27 сентября 23:53 цитировать
Проблема в том что некий господин, создав два десятка липовых аккаунтов пользователей, написал от их имени  однотипные короткие словословия-отзывы в адрес данной книги, и вводит в заблуждение окружающих, пытается создать некое сарафанное радио, но эффект-то достигается обратный: отвращение к грязным методам продвижения товара переносится на сам товар.  Может это издательство заплатило за сетевой пиар а подрядчик лениво подошел к задаче, может это кто-то из зафанатевших читателей кинул клич «айда на фантлаб, похвалим крутую книжку», но смысл всё тот же — рекомендация от человека с нулевым бэкграундом имеет отрицательную стоимость.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 10:45 цитировать
Да это как-бы странно, когда автор вот так навязывает что-ли свою книгу. Ну, впечатление такое от интервью. И вопросы, кстати, наводящие. Так и назвали бы пост: «В.Торин — о своём романе».
Я вот до этого уже слышал на FL и об авторе, и о книге, и малая доля интереса к роману возникала, но теперь отшибло начисто.


Ссылка на сообщение27 сентября 16:05 цитировать
Мне кажется, что любой  писатель в интервью может допустить  банальности (наверняка и классики тоже допускали такие ляпы), и лучше всего говорят про них  не интервью, в которых все равно невозможно высказать все,  а  их произведения...
А книга которую автор рекламирует, и это его право, действительно достойна прочтения, хотя конечно  до лавров Стругацких и др.классиков ему пока далеко, но ведь все  еще впереди...


Ссылка на сообщение27 сентября 18:38 цитировать
Знаете это на любителя, я с удовольствием прослушал в дороге обе части «Амальгамы», а вот с « Пикник на обочине«несколько раз начинал слушать. так и не затянуло.


Ссылка на сообщение27 сентября 19:00 цитировать
я бы тоже с собой в космос взяла всю классику и много современной литературы. вот религиозные основы не факт


Ссылка на сообщение27 сентября 19:06 цитировать
Я так понимаю, что в тему заглянул сам автор. Имейте в виду, что клоны на сайте (votavolez, dGena, aitainjinova) запрещены.


Ссылка на сообщение27 сентября 22:49 цитировать
Любителю Ден Брауна. Не забывайте, что он занимается спекуляцией, фальсификацией исторических фактов и т. п. Если читать только его, то будешь представлять все в искаженном свете. Поэтому надо и других авторов читать.


Ссылка на сообщение28 сентября 07:38 цитировать
Учитывая, что все давно сказано, каких НЕ банальностей ожидает аудитория? :beer: Торину задали вопросы — он рассказал свое видение. Также как Амальгама — попытка создать свой мир, вполне подходящий для разных современных форматов, как любая фантастика. Кому-то понравился мир, кому-то не понравился. По-моему, отличная книга в дорогу или когда устал и хочется просто отвлечься — невозможно все время читать классику или бизнес-литературу (по крайней мере, я отношусь к тем, кто не может). Можно на научпоп переключиться, можно на фантастику и амальгама тут отличный вариант. Ден Браун зашел только в виде кино, читать — невозможно. Стругацкие — прекрасно читаются, книги на века, но экранизации, что от Бондарчука, что от Германа — это ад какой-то. Еще неизвестно, во что Амальгама выльется в итоге)




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх