1983


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «beskarss78» > 1983
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

1983

Статья написана 4 декабря 10:51
Размещена в рубрике «КИНОрецензии» и в авторской колонке beskarss78

Польская альтернативка с привкусом киберпанка

сопроводительный текст

"Нетфликс" продолжает свою линию на финансирование сериалов по разным странам. Дошла очередь до Польши.

И, надо сказать, получилось мастеровито, хотя и не без проколов.

Итак — в 1983-м момент ветвления.

Совершена некая значимая политическая сделка. В Польше серия терактов — очень больших, прямые аналогии с 11 сентября. Следует кризисное объединение общества на фоне серьезной угрозы, зачистки части оппозиции, но в целом — получается что-то вроде китайского варианта развития: экономические свободы без политических.

Прошло двадцать лет — и в 2003-м разворачивается сложная интрига...

Тут сценаристы решили как следует поиграть с польскими комплексами и политико-психологическими проблемами. Несколько персонажей воплощают собой линии развития, разные лики Польши. В реальной истории такого не случилось, но альтернативка — есть где разгуляться.

Вот вам вариация Пилсудского или Рыдз-Смиглы. Генерал, подходящая форма, увлечение лошадьми — отсылка к межвоенной коннице. Хорошо бы взять власть — и заговоры вполне себе составляются — но пока еще нужны деньги, потому часть польского ядерного арсенала продается в Иран, что может спровоцировать американцев, у которых в Ираке трехсоттысячная группировка, на неизбежную войну. И тут же линия еврейских агентов, которые пытаются помешать этой сделке.

Причем адъютант у генерала — вербованный-перевербованный.

Вот вам вариация польских партийных деятелей, которых не подвинули в 89-м. Теперь это вполне прагматичные — Дэн Сяопин одобрил бы — хозяйственники, которые ведут свои игры, и совершенно не собираются проигрывать. Памятное собрание по жертвам 83-го, с флагами и "Варшавянкой" — видно, что создатели сериала "оторвались".

Безопасники — о, тут "Саракш" во всей красе, перед нами вариация мрачного ГБ. С бункерами, заговорами, политическими убийствами и провокациями, с показательным нагибанием других силовых структур. Было бы мило, если бы зданию этого мрачного ГБ придали сходство с нынешним институтом национальной памяти, но министерство правды и министерство любви — все-таки разные заведения :) Потому штаб-квартира там подана первосортной фортецией.

Террористы — тут сравнительно логичная линия развития, которую облачили в совершенно романтическую форму. Польша продолжает поддерживать идеологическую цензуру, потому "Парк юрского периода" или "Гарри Поттер" — запрещены, продают из-под полы (двадцать лет за распространение, но мелькают очень часто). В результате старики, которые помнят начало 80-х — уже устали, а молодежь — хочет не бастовать (благосостояние повысилось. Варшава утыкана небоскребами), а взрывать. Что укладывается в линию становления всяческих "красных бригад". Но что это за молодежь? А двадцать лет назад злобные партийцы забирали детей, отдавали их в приемные семьи — и вот теперь эти уже не дети и составляют костяк террористической группировки. Молодые, красивые, решительные. Собственно, их драмы и составляют одну из пружин сюжета.

Полиция — хорошее сочетание штампов и реалистичности. Понятно, что один их героев сериала — это совершенно нуарный полицейский милиционер, который будет тащить на себе линию расследования. Равно как и его помощник. Но вот начальство — при том, что оно прикидывается именно штампованным, показано людьми, что пережили не один политический кризис, имеют собственные идеалы и линию поведения. Разговор старого милицейского начальника и главы ГБ — о власти, что базируется не на страхе, но на доверии — это сильно (хотя и малость истерично).

Киберпанк — самая нелогичная линия. Вместо китайцев/японцев — вьетнамцы. Технически очень продвинуты, и так же мафиозны. ГБ доверяет им оцифровку старых архивов (?), они торгуют оружием с террористами. При военном положении страны — в офисе у вьетнамского "дяди" охрана открыто носит автоматы, в Вашаве свой "чайна-таун" (которому пытались придать сходство с "Бегущим по лезвию бритвы"). Развитие техники — это начало 2000-х с налетом стандартизации. То есть вся Польша буквально под колпаком, все смартфоны — прослушиваются (причем вьетнамцами прослушиваются!). Еще — глубокий реверанс в сторону польских айтишников.

Из внешней обстановки еще можно упомянуть сохранившийся Союз, у которого проблемы с подавлением югославского и чеченского восстаний (насчет второго — авторы слишком уж прямолинейно заимствовали события из нашей реальности — если Союз сохраняется, то проблемы Средней Азии будут куда острее, чем в Чечне, которой, с высокой вероятностью, вообще не надут так взорваться). Так же показано роль Штатов — что в событиях начала 80-х, что в 2003-м.

Уже из этого перечисления понятно — сюжет весьма запутан, идут постоянные отсылки к событиям 83-го, зрителям очень медленно рисуют общую картину событий.

С декорациями очень постарались — и видно, что бюджет не зря ушел в дело. То, что я могу с первых кадров отличить 2003-й от 1983-го, причем без небоскребов или машин — это показатель. Хотя, иногда ляпы те еще — например сцена у детской площадки в 1983-м. Все хорошо, но металлические конструкции на этой площадке не красили уже четверть века :) Равно как "маски-шоу", которые ГБ устраивает в одном из отделений милиции — пожлобились на количество статистов.

Много хорошего можно сказать про актеров — подбор как отдельных исполнителей, так и ансамблей, игра. Тут смотреть надо. Основная задача, которую они решали — это переход от маски к живому персонажу. Маски — заданы некими штампованными представлениями о Польше начала 80-х, о киберпанке, о полиции. А маску надо снять. Показательная трансформация следователя — среди прочего он раскапывает дело о гибели своих собственных родных, которые вкалывали на шахте. Мать до сих пор уверена, что родные погибли из-за халатности начальства. Но в деле достаточно ясно показано, что шахтеры сами полезли вниз, прекрасно зная о содержании метана — на кону стояла премия бригады. И сцена, когда он показывает матери дело — одна из ключевых для раскрытия именно глубины. Надо было сыграть. Подобные моменты истины — есть у большей части персонажей и отыграны они в разной стилистике.

Очередная составляющая успеха — это отношение государственного и личного. Вся политическая линия показывает, что свобода не настала, система не рухнула, и не рухнет. Никогда. А вот отдельные люди, даже преданные и предавшие, могут сохранить себя. И речь не столько о чести, сколько о порядочности и жизни. Человек вынужден плясать в государственных шестеренках, но оставаться ли человеком — это только его дело.

Поэтому один из кульминационных вопросов — задает главный герой одному из террористов-подменышей: я всё понимаю, и свобода, и я вот с вами, но зачем ты убил своих приемных родителей?

Сам герой — ребенок, знаменитый еще с детства — мальчик с лилией. Фотография того, как ребенком он возлагает цветы на гроб погибших в громадных взрывах родителей (и таких детей много, их воспитание — это одна из "фишек" тамошнего польского государства) стала одним из символов национального примирения.

И вот за окнами 2003-й, молодой человек начинает своё путешествие в кроличью нору...

Итого. Сериал однозначно рекомендую к просмотру. Это серьезная альтернативка. Учитывая адовое количество попаданцев в российской фантастике, и попытки работать с гранями времени — вот вещь, которую нельзя пропустить. Сериал "Обратная сторона Луны" — сопоставим по уровню эмоционального воздействия, но скорее комедийно-детективный, там приглушена политическая линия и совсем нет киберпанка. А здесь — попытка посмотреть на себя чуть со стороны.





687
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 декабря 12:04 цитировать
Крючки на второй сезон есть?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 декабря 12:43 цитировать
Да.


Ссылка на сообщение5 декабря 18:39 цитировать
Попал на ужасную озвучку, но даже так первая серия понравилась.


Ссылка на сообщение7 декабря 23:26 цитировать
Спасибо за рецензию! Привлекли внимание. Но сразу несколько вопросов.
Во-первых, оцениваете выше «Counterpart»?
Во-вторых, таки тут сохранение польской компартии при все равно падении Советов? Нет ли в сериале в этом плане натянутости?
И последнее — авторы там не переборщили аллюзиями к Оруэллу, надеюсь?)




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх