FantLab ru

Гарри Гаррисон «Неукротимая планета»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.64
Оценок:
7100
Моя оценка:
-

подробнее

Неукротимая планета

Deathworld

Другие названия: Мир смерти

Роман, год; цикл «Мир Смерти»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 394
Аннотация:

В отеле на планете Кассилия, профессиональный игрок Язон динАльт получает предложение, от которого не может отказаться... Ситуация развивается таким образом, что вскоре он оказывается на планете Пирр — планете, где колонисты ведут жесточайшую борьбу с животным и растительным миром этой планеты. Борьбу не на жизнь, а на смерть...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Первая публикация: журнал «Astounding Science Fiction», с января по май 1960 г. (в сокращении). Перевод Л. Жданова выполнен с книжного издания.

• Авторское: «Посвящается Джону В. Кэмпбеллу, без чьей помощи никогда не была бы написана эта книга, как и изрядная доля современной фантастики».

• На русском языке под названием «Мир смерти» роман опубликован в изданиях «Мир смерти» (1996) и в журнале «Кентавр № 1» 1996 г.


Входит в:

— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 24. Альфред Бестер. Гарри Гаррисон. Романы», 1972 г.

— журнал «Вокруг света 1972'05», 1972 г.

— журнал «Вокруг света 1972'06», 1972 г.

— журнал «Вокруг света 1972'07», 1972 г.

— журнал «Вокруг света 1972'08», 1972 г.

— журнал «Вокруг света 1972'09», 1972 г.

— антологию «Гарри Гаррисон, Роберт Шекли. Сборник научно-фантастических произведений», 1987 г.

— антологию «Американская фантастика», 1991 г.

— антологию «Зарубежная фантастика.Выпуск 1», 1991 г.

— журнал «Кентавр, № 1», 1991 г.

— антологию «Нортон Эндрю. Саргассы в космосе; Гаррисон Гарри. Неукротимая планета», 1991 г.

— журнал «Сокол №3, 1991», 1991 г.

— антологию «Билет на планету Транай», 1992 г.

— антологию «Зарубежная фантастика. Том 1», 1992 г.

— антологию «Гарри Гаррисон; Артур Конан Дойл; Артур Порджес», 1993 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 4. С бластером против всех», 2003 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1961 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 24. Альфред Бестер, Гарри Гаррисон
1972 г.
Неукротимая планета
1978 г.
Г. Гаррисон. Р. Шекли
1987 г.
Мир смерти
1990 г.
Американская фантастика
1991 г.
Зарубежная фантастика. Выпуск 1
1991 г.
Нортон Эндрю. Саргассы в космосе; Гаррисон Гарри. Неукротимая планета
1991 г.
Мир смерти 1
1991 г.
Мир смерти. Книга 1.
1991 г.
Миры Гарри Гаррисона. Книга 1
1991 г.
Неукротимая планета
1991 г.
Неукротимая планета
1991 г.
Неукротимая планета
1991 г.
Неукротимая планета. Настольная игра
1991 г.
Смертные муки пришельца
1991 г.
Смертоносные миры
1991 г.
Смертоносный мир
1991 г.
Фантастическая сага
1991 г.
Билет на планету Транай
1992 г.
Зарубежная фантастика. Том 1
1992 г.
Мир смерти
1992 г.
Мир смерти
1992 г.
Неукротимая планета
1992 г.
Неукротимая планета. Фантастическая сага. Рассказы
1992 г.
Смертоносный мир
1992 г.
Гарри Гаррисон; Артур Конан Дойл; Артур Порджес
1993 г.
Смертоносные миры
1993 г.
Мир смерти
1996 г.
Мир смерти
1997 г.
Мир смерти
1997 г.
Мир смерти
1998 г.
Неукротимая планета
2001 г.
Неукротимая планета
2002 г.
Антология мировой фантастики. Том 4. С бластером против всех
2003 г.
Мир смерти
2003 г.
Неукротимая планета
2003 г.
Мир смерти
2005 г.
Мир Смерти
2007 г.
Неукротимая планета
2008 г.
Неукротимая планета
2009 г.
Запад Эдема
2010 г.
Неукротимая планета
2011 г.
Мир смерти
2014 г.
Мир смерти. Планета проклятых
2016 г.
Мир смерти
2018 г.

Периодика:

Вокруг света № 5, май 1972 г.
1972 г.
Вокруг света № 6, июнь 1972 г.
1972 г.
Вокруг света № 7, июль 1972 г.
1972 г.
Вокруг света № 8, август 1972 г.
1972 г.
Вокруг света № 9, сентябрь 1972 г.
1972 г.
Кентавр № 1
1991 г.
Сокол №3
1991 г.

Аудиокниги:

Неукротимая планета
2005 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2010 г.

Издания на иностранных языках:

The Deathworld Trilogy
1974 г.
(английский)
Halálvilág
1992 г.
(венгерский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Игроки, не умеющие владеть собой, долго не живут.»

К знакомству с творчеством американского писателя-фантаста Гарри Гаррисона я подошла в уже достаточно взрослом возрасте, прочитав к этому моменту уйму другой литературы. Поэтому думалось, что его произведение, написанное в середине прошлого столетия, будет невольно казаться тусклым и многочисленными моментами каждой главы напоминать другие книжные истории. При этом я абсолютно равнодушна к боевикам с перестрелками, погонями и драками, вне зависимости от того, в антураже какого мира они происходят. Я не люблю романы, львиная доля повествования которых состоит из диалогов, а сюжетные происшествия даже мало-мальски не поддержаны рассуждениями на важные этические вопросы людского существования. И, наконец, меня очень утомляют книги, до отказа забитые бесконечными судьбоносными поворотами, подстерегающими героев (а вместе с ними и читателей) на каждой странице. В связи с этим, ознакомившись с аннотацией, я открывала книгу с полной уверенностью в том, что она не произведет на меня должного впечатления. Как же я ошибалась! Роман Гаррисона с легкостью подтвердил свою литературную значимость для жанра научной фантастики и доказал, что есть произведения, которые сохраняют свое очарование и актуальность вне зависимости от эпох и сред обитания читателей.

«Мозг вывел человека из пещер и открыл ему путь к звездам. Если опять впереди мозга поставить мышцы, мы вернемся к пещерному уровню.»

Развитие сюжета романа начинается с того, как однажды Язон динАльт — игрок космического масштаба — под дулом пистолета получает предложение, от которого (по очевидным причинам) не может отказаться. Сорвать денежный куш и унести с ним ноги — на первый взгляд невероятно сложная задача оказалась пустяковой на фоне событий, которые приготовил нам автор в дальнейшем. Одна глава веселила необычной игрой в казино и неожиданными погонями/перестрелками. Другая — оглушала ревом двигателей космического корабля, вызывая удушливую перегрузку и обморок. Однако все самое интересное Гаррисон приберег для страниц, на которых мы попали в атмосферу необычной планеты, ужасающую своими прелестями. Местная жизнь здесь находилась во власти двойного тяготения, сумасшедших колебаний температур, вулканической активности гор и животно-растительных представителей, существование на одной территории с которыми для человека оказалось абсолютно несовместимо с жизнью. Гипертрофированные автором опасности планеты при всем своем грубоватом описании полноценно сыграли свою ужасающую роль для произведения. Тревога росла с каждой главой, а основной посыл всего происходящего стал понятен в середине повествования и нашел выводы основной своей морали лишь на заключительных строчках. Хочу отметить, что сумасшедшая динамика не была тошнотворной во многом благодаря очень легкому авторскому слогу и неунывающему главному герою.

«Все на свете поддается объяснению, надо только разобраться в фактах.»

Думаю, что даже скептически настроенный читатель с большой склонностью к критицизму не станет отрицать тот факт, что литературное дарование Гаррисона ушло далеко от графомании. Не могу назвать слог автора/переводчика идеальным для моего читательского вкуса, я все же люблю произведения с более красноречивым стилем. Однако надо отдать должное автору — роман написан простым для восприятия языком с идеальным балансом между диалогами, описаниями антуража и действиями. При этом он сумел в стилистически мертвый жанр прозы, коим для меня являлся боевик, вложить максимальную литературную яркость. Гаррисон рассказывал свою историю не только занимательно и складно, он это делал с отображением всемерной остроты происходящих событий, удивительная динамика которых не снижалась ни на одну главу. Мы еще не успели прийти в себя от побега с планеты и изнурительного космического перелета, как в стенку нашего контейнера вцепилась тварь, олицетворяющая квинтэссенцию смерти. Слепой страх, заставлявший сжиматься в комок и казавшийся иллюзорным спасением, был моим неотъемлемым спутником. Жизнерадостный герой и небольшой юмор, встречающийся в тексте, отлично добавляли контраст оптимизма в кажущуюся непреодолимой безнадегу. Я даже взяла себе на вооружение крылатую фразу, которая вызвала улыбку и показалась невероятно меткой во все времена для всех планет:

«Пожалуйста, подтверди свое превосходство над другими обитателями галактики, держи себя в руках и не разлагай меня на атомы.»

Прекрасным украшением романа оказался невероятно интересный главный герой. Он не клеймил позорным поведением страницы и представлял собой тот редкий сорт людей, которых можно смело назвать эмоциональными искателями приключений. Суровые условия смертельно опасной планеты задавали его образу привлекательную отчаянность с душой нараспашку. Одинокий воитель против полчищ планеты смерти, отважный чужепланетчик с живым умом, жизнь которого ежестрочно висела на тонкой цепочке догадок. Феноменальный авантюризм и умение засунуть голову в пасть самой кошмарной ситуации отлично камуфлировали самопожертвования во имя общества. Учитывая его натуру прожженного шулера, очень необычно было воспринимать авантюризм, неожиданно превратившийся в альтруизм. При этом все свои поступки он совершал без нытья и креста великомученика, а с азартом сумасшедшего игрока, поставившего на кон игры жизнь. Мне также очень понравилась краеугольная тема этого произведения, животрепещущая актуальность которой не померкнет во веки веков. Загадка планеты и ее жителей с инертным мышлением казалась замкнутым кругом, выйти из которого не представлялось никакой возможности. Однако полные оптимизма финальные строчки вселяли в сердца читателей надежду на то, что у обитателей планеты есть все шансы на будущее и мирное в нем сосуществование. Этот роман — начало пути героев, которое находит свое продолжение в других книгах цикла. С ними я тоже когда-нибудь обязательно познакомлюсь.

«Но ты прислушайся — слышишь овации на хорах? Это тебя приветствуют духи всех подонков, которые когда-либо бряцали оружием и кричали о пользе войны. Знай себе тверди старые фразы, которые губят людей, сколько существует человеческий род. «Трусливый мир» — это надо же! Мир означает отсутствие войны, прекращение военных действий. При чем тут трусость?»

Оценка: 10
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О-о-о, какая встреча! Первый раз прочёл ещё в детстве. Непередаваемое ощущение реальности «галактического человечества». Язон динАльт, Мета, Керк, жестянщики и корчевщики, говоруны, пистолеты, прыгающие в руку, шипокрыл, вулкан, изливающий лаву прямо в океан... Не просто классика — гениальная классика, вершина приключенческой фантастики, перл.

Ностальгия... Зачем я уже взрослый...

Если не читали — сомневаться не надо. Это лишнее.

ЧИТАЕМ.

Без вариантов

Оценка: 10
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нечасто бывает, чтобы дебютный роман автора оказался таким удачным и красочным, этим произведением Гаррисон задал себе высокую стартовую планку, которую не так просто было преодолеть. Несмотря на то, что с момента выхода этого произведения в свет прошло уже более полувека, «Неукротимая планета» не приобрела запаха нафталина, и если не смотреть на год написания, то можно подумать, что роман был написан буквально вчера — я думаю, что это произведение будет радовать многие последующие поколения читателей и вряд ли когда-нибудь устареет.

Впервые этот роман мне довелось прочесть в середине девяностых в рамках обязательной школьной программы на уроках литературы. До этого я уже вовсю увлекался фантастикой, но больше отдавал предпочтение героическому фэнтези, с этого произведения началось мое увлечение фантастикой космической. Перечитав книгу в зрелые годы, несмотря на то, что я хорошо помнил сюжет и персонажей, хотя времени прошло ого-го сколько, могу уверенно заявить, что с возрастом восприятие меняется ненамного, мне действительно было интересно, сюжет держал внимание на всем протяжении, и планета Пирр играла буйными красками перед моим мысленным взором. Без обсуждений и сомнений я готов причислить сие писание к шедеврам зарубежной фантастической литературы.

В полном соответствии заявленному названию романа сюжетное действо разворачивается на просторах одной планеты — Пирр, место крайне недружелюбное по отношению к человеку, здесь вся природа, включая флору, фауну и силы стихии ведут с человечеством войну на истребление вот уже нескольких столетий. Однако, в самом начале романа автор помещает главного героя на планету Кассилию, продемонстрировав писательский талант на поле остросюжетного боевика — с первых же страниц мы погружаемся в мир казино, ощущаем напряжение игроков, попадаем в каскад перестрелок, погонь, сопряженных с экстремальным вождением, и попутно знакомимся с главным героем. По уровню динамики роман не уступает произведениям из цикла о Стальной Крысе, что не может не радовать.

Главный герой во многом типичен для Гаррисона и вызывает стойкую ассоциацию со Скользким Джимом — перед нами опытный авантюрист, наделенный даром психокинеза и нетривиальным именем — Язон динАльт. Описание родной планеты Язона — Поргорсторсаанда, немедленно вызывает в памяти ассоциации с Райским Уголком и Фигеринадоном-2, на которых появились на свет Стальная Крыса и Герой Галактики. Это ничем не примечательный фермерский мирок, в котором яркой личности главного героя нестерпимо тесно и с которого он устремляется в космос навстречу приключениям. Род занятий Язона непременно роднит его с Джимом диГризом, однако, сам главный герой признается, что вполне серьезно подумывал о военной карьере, если бы данный вид деятельности не предполагал строгой служебной субординации. Таким образом, Язон вполне мог оказаться бравым космическим десантником и пойти по стопам Билла, но автор сделал свой выбор.

Второстепенных персонажей в романе не так уж много, но автор справился с поставленной задачей — ему удалось показать пиррян яркими, рельефными персонажами, а не бандой безликих качков с квадратными подбородками. Прирожденный лидер Керк, ворчливый, но проницательный и добрый в глубине души доктор Бруччо, красивая, по-детски наивная и вспыльчивая Мета — эти образы запомнились мне надолго. Отмечу свое небольшое наблюдение: образы женских персонажей, носящие слегка искаженные вариации имени Мета появляются в последующем творчестве Гаррисона. Это женщина-офицер Мита из романа «Билл, герой галактики на планете роботов-рабов», которая по типажу соответствует гипертрофированному образу пиррянки, а также Мата, лидер женской половины города Рай из романа «Стальная крыса поет блюз».

По форме «Неукротимая планета» представляет собой короткий роман с разбивкой на небольшие главы, не имеющие названий. Сюжет прямолинеен, без каких-либо отступлений и изысков, что предельно облегчает восприятие текста, написанного простым разговорным языком, прекрасно подходящим для описания динамичных событий и быстрой смены декораций. Пространных описаний природы, технических приспособлений и монстров в романе нет — автор пользуется короткими, но четкими штрихами, не углубляясь в детали. Несмотря на то, что по сути роман написан в жанре приключенческой фантастики с элементами боевика, присутствует и социальная компонента. Здесь все просто и лаконично: пирряне делятся на два лагеря — «жестянщики» и «корчевщики». Первые живут за Периметром в единственном на планете городе и решают все проблемы с местной фауной при помощи огневой мощи, вторые же нашли способ жить в гармонии с природой и выживают в лесах, занимаются производством пищи. Несмотря на смертельную вражду между группировками пиррян, выжить они могут лишь сотрудничая — «жестянщикам» нужен фураж, а «корчевщикам» необходимы технические устройства и материалы — примирить этих старых врагов между собой и с самой планетой задача на первый взгляд невыполнимая, именно эту миссию добровольно берет на себя главный герой.

Во время последнего прочтения заметил только один негативный момент — слишком явно и очевидно автор пытается обратить читателя в свою «веру» — антиклерикальный, антивоенный, а также «гринписовский» пафос местами бьет через край, но мастеру можно простить и не такое, ведь в остальном роман только радует. Ориентируясь на собственные впечатления могу рекомендовать это произведение всем любителям фантастики независимо от возраста, если кто вдруг не читал, прочесть определенно стоит, это проверенная временем классика в которой каждый найдет что-то свое, и даже через годы откроет для себя новые слои этого произведения. Кроме того, знакомство с творчеством Гаррисона, а для кого-то и вообще с фантастической литературой, стоит начинать с этого романа, по крайней мере — это один из лучших вариантов для интересного знакомства.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Неукротимая планета» — пожалуй самая первая фантастика в моей жизни.

Ее печатали по кусочкам в журнале «Вокруг света». И с каким нетерпением я ждала каждый новый выпуск этого журнала, благо, мы были на него подписаны... Классика — советская школьница упивается зарубежной фантастикой..

Странный непонятный герой, которому и не снилось столкнуться с «силой противодействия»... Ненависть порождает ненависть. Агрессия порождает ответную агрессию. Но самое забавное, что книгу сочли уж очень агрессивной и... перестали печатать в журнале. И только потом, спустя приличное количества лет мне удалось дочитать ее до конца. Уже в виде книги.

Главный смысл книги прост , практически примитивен. Начинаешь читать и скоро понимаешь чем все закончится, вернее, чем должно закончится. И все равно проглатываешь ее на одном дыхании. Наверное потому, что книга рождает отклик в читателе. А это не самое ли главное?

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые «Неукротимую планету» прочитал лет эдак в 15. Сказать что был в восторге, это ничего не сказать. Да и от всего Гаррисона сходил с ума и читал запоями всё, что было уже переведено и можно было достать в те далекие юношеские годы.

Прошло почти 40 лет и случайно увидев знакомое название — захотелось перечитать, вспомнить, заново ощутить и оценить эффект и карму одного из лучших представителей боевой фантастики 60х — 90х годов XX века.

Ну что ж, Гаррисон остался Гаррисоном. Язык, динамика, красочность и сочность подачи, сюжет, мораль, все осталось в порядке даже спустя столько лет. Читать, представлять, сопереживать было также интересно как и 40 лет назад.

Да, безусловно, многое в оценке и восприятии с возрастом меняется, что то в лучшую сторону, что то в худшую, моменты, когда Язон обдумывая сказанное собеседником или растерянно семеня за Керком попутно расстреливает пару тварей не отвлекаясь от своих мыслей — сейчас выглядят смешно, нелепо и напоминают какое то бульварное чтиво, но во первых, таких наивных эпизодов, которые заставляют снисходительно улыбнуться с высоты прожитых лет и количества прочитанной художественной литературы мало, а во вторых, все они забываются и не мешают полному восприятию и оценке всего произведения как целого, полученному впечатлению и долгому послевкусию от прочитанного.

Гарри Гаррисон даже сегодня прекрасен и увлекателен. А Неукротимая планета — одна из лучших жемчужин его творчества.

К прочтению обязательно в любом возрасте!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман Гаррисона, в духе «Стальной крысы». Завязка, правда, показалась несколько слабоватой, просто как объяснение того, почему и при каких обстоятельствах главный герой оказался на планете Пирр. Но в остальном сюжет не оставит равнодушным никого.

Суровые и мужественные персонажи, с младенчества борющиеся за выживание, обороняющие свой город, вызывают невольное уважение, несмотря на прямолинейность своего подхода к жизни на планете. Планета, изобретающая всё новые способы уничтожения пришельцев, а также смертоносные твари, её населяющие, описаны ярко и интересно. Само решение проблемы, найденное главным героем, неожиданно, и раскрывает третью сторону конфликта на планете.

Роман получился универсальным. Кто-то найдёт философскую составляющую во взаимоотношении пришельцев и планеты, кто-то найдёт намёк на современную гонку вооружений и к чему она может привести, а кто-то прочтёт этот роман как очень качественный фантастический боевик. Воистину, произведение на любой вкус!

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читаю не первый раз, наверное, лет 10-20 назад уже сталкивался. Но не помню, какое впечатление было от «Неукротимой». Так что читал как с нуля. Однако сейчас, будучи уже зрелым, книга показалась до ужаса простой и даже примитивной. По меркам 2019 года тут прям праздник стереотипов и штампов на каждой странице.

Все подается слишком просто, если ружье уж и висит, то оно и стреляет тут же, а не где-то там в конце. Герои не сидят ни минуты в покое: отстрелялись, побежали, подрались, полетели на другую планету, сбежали, открыли тайну мира... и т.д. С одной стороны постоянно идет экшен, с другой — ну он слишком незамысловатый и предсказуемый, поэтому не очень-то и развлекает. Ну и герои как-то выглядят картонно, когда им не нужно спать, есть, искать приют и безопасное место, а все проблемы решаются мгновенно. Стоит только задуматься на минуту — Эврика! Готово! Да персонажи, честно, и без этого какие-то НПС: я злой мужик, я крутая телка, я суровый, а я молчаливый...

«Я начальник, важный, сильный и грозный, меня все слушаются, что ты там говоришь, впервые увиденный мной мошенник? О, да! Я тут же верю тебе! Но заткнись, мы сделаем все по моему плану! Ох, не вышло... Это все ты виноват! Сволочь! И зачем я тебя послушал?! УБИТЬ! УБИТЬ! УБИТЬ!» Ну не для 2020 года чтиво такое :) После каких-нибудь «Цветов для Э́лджернона» или «Дверь в лето» «Неукротимая планета» — как детская раскраска.

К сожалению, можно констатировать, что для уже взрослого человека книга не смогла предложить ничего нового и интересного.

Оценка: 6
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот скажи мне, брат-читатель — в чем правда?

Почитав отзывы о Неукротимой планете, сделал вывод, что мнения о правде разделились. Кто выводит крепкою рукою оценочку «4», кто уверенно ставит «10» и ни на полбалла меньше.

Самое смешное, что низкие оценки поставили читатели, обитающие в нежном 20-летнем возрасте. Причем, аргументировали их железными доказательствами. Мол, логики у автора — ноль, пишет ахинею полнейшую. Чего эт главгерой, который сорвал куш, поехал на неукротимую планету, если мог отсиживаться себе со шлюхами?

А вот вам и цитатка:

«Как видите проблема не только в старении данного произведения как фантастическо-космического боевика.

По этому рекомендовать этот боевичек я могу только людям которые его читали-для ностальгии.Ведь сейчас таких боевиков существует огромное кол-во,читай не начитаешься.»

И как тут не поспорить? Открываю себе кинопоиск — таких боевичков, хоть залейся. В хороших боевичках бобро с кулаками действует логично (респект хорошим сценаристам), в плохих — не очень.

Вот только как то забылись такие милые сердцу чистые помыслы, как гуманизм, тяга к знаниям, жажда первооткрывательства, сопереживание. Киньте в меня камень, если я не прав и в 60-е, когда писался роман, отрывание нового не было поставлено во главу угла. Взять ту же фантастику или Элвиса Прессли. Вот вам и ИДЕЯ. Вот вам и боевичок с отсутствием логики.

П.С. Что то я нагнал тут на молодежь, хотя сам весьма не стар. Надо бы реабилитироваться.

Я считаю, что серия Сталкер читабельнее будет в десять раз, и экшна там больше. Вот вам, старперы!

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книгу начала слушать совсем недавно и она меня не отпускала, но вот сам язык повествования слишком сухой, наверное как по мне, слушать роман более интересно, чем читать текст. Так как я читаю откровенную фантастику крайне редко, мне понравилось, цикл получит продолжение. Развитие сюжета, динамика, неожиданный поворот событий, разноплановые герои — всё присутствует на должном уровне.

Язон после игры в казино попадает на космический корабль, который направляется в колонию на планету Пирр. На борту он знакомится со странной девушкой Метой, с которой завязываются романтичные отношения, без всякой пошлости, но с некоторой долей «киношности» — поговорили, поцеловались...

ГГ оказывается на планете и попадает в школу «юного бойца». С малого возраста население этой планеты готовится к войне с ядовитыми монстрами, и для них ношение оружия уже является частью одежды. Очень занимательные были муляжи в школе, но мы имеем авантюриста, он сначала погладит, а потом озадачится убить или нет их.

Язон видит происходящее с другой стороны: как прекратить убийства, как прекратить войну и как она началась. Вот с этого момента сюжет начал раскручиваться в другую сторону, а для гг это очередная авантюра.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Научно-фантастический роман «Неукротимая планета» американского писателя Гарри Гаррисона считается классикой боевой фантастики. Это произведение написано в 1960 году — в период максимального расцвета научной фантастики, и постепенного перехода от новаторских, нетореных идей Золотого века к количественному их осмыслению и углублению на новые смысловые пласты, где исследуется уже влияние научных открытий на самого человека. Жанр ветвится, расцветает поджанрами, подобно тропическому лесу.

Что же роман? Действие произведения разворачивается на дикой планете Пирр, кишащей различными агрессивными формами жизни. На планете есть человеческая колония, которая постоянно подвергается атакам хищников – с земли, воды, воздуха. Люди вынуждены находиться в постоянном напряжении – не проходит и минуты, чтобы на колонию не напало какое-нибудь чудовище. Наемник Язон динАльт вместе с компанией солдат удачи пребывает в этот мир Смерти, чтобы решить проблему. Легко сказать решить, но вопрос в том, как?

Сюжет построен как классическая приключенческая история про отчаянного парня, которому нечего терять. Попав в необычную систему координат, он как пришелец, которому со стороны виднее, что же здесь на самом деле творится, может взглянуть на проблему с нового ракурса. Центральный вопрос романа: почему флора и фауна постоянно нападает на людей, а те вынуждены защищаться всеми возможными способами и видами оружия? Жечь напалмом, кислотой, взрывчаткой, рикошетить пулями и лазерами, и еще десятками различных способов.

За этим непрерывным смертельным боем, в который вовлечены все Пирряне, никто из них не задумывается об одной простой вещи. О сущности агрессии. Почему одно живое существо нападет на другое – вот в чем вопрос, и ответив на него, мы сможем разгадать загадку этой неукротимой, дикой, но красивой планеты. Простое и элегантное решение проблемы лежит на поверхности и, как водится, его-то обнаружить сложнее всего: часто мы упрямо не видим то, что торчит прямо перед глазами, но кажется нам настолько привычным, что не принимается в счет.

Одним словом, «Неукротимая планета» — хоть и просто написанный, построенный на боевых сценах, но не лишенный интриги и определенной идеи роман в жанре боевой фантастики, открывающий цикл произведений Гаррисона о Мире Смерти и приключениях менталиста Язона динАльта. В который раз Гаррисон подобно многим своим коллегам поднимает проблему взаимодействия человека с миром иной жизни, и в который раз напоминает: именно от человека зависит исход любого контакта. Да, конечно, надо всегда помнить: здесь могут водиться тигры. Или что-то пострашнее.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня главная героиня этой книги (и всей трилогии) — сама планета Пирр, способная себя защищать. Серьёзный минус — чрезмерная склонность к внешним эффектам в ущерб правдоподобности; впрочем, не один же Гаррисон этим страдал. Из всей фантастики, какую читал в детстве, эта книга повлияла на меня едва ли не больше всего. Опять же подчеркну — не Язон динАльт произвёл такое впечатление и не Керк, а планета Пирр.

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу, на мой взгляд, должны прочесть все начинающие любители фантастики. Гарри Гаррисон и его дебютный роман «Неукротимая планета» произвели революцию в жанре. Конечно, на сегодняшний день, когда прочитано много разных книг, все выглядит немного наиграно, главному герою безумно везет. Можно ли это назвать минусом? Наверное, да. Но стоит сделать скидку на время написания этого романа. Ситуация в мире очень сложная, бесконечные войны, низкий уровень развития науки, тяжелое материальное положение во многих странах.

Я даже не представляю, что ощущали первые читатели, которым довелось прочитать это произведение. Яркий и запоминающийся мир, аналогов которому не было. На мой взгляд, именно планета Пирр станет основным действующим лицом, потому что она представляет собой живой организм. Планета-убийца, ненавистью отвечает на ненависть, смертью на смерть, пытается удалить опухоль в лице поселения людей. Сложно поверить, но любое живое создание несет в себе смерть для человека, начиная с травы и насекомых. Выжить в подобном месте могут люди, которые поставили целью всей своей жизни борьбу с планетой, не боясь смерти. Вообще, отношение пиррян к собственной жизни, навевает грустные мысли. Уступать никто не хочет, но в схватке со всей планетой победить невозможно.

Автор использует это произведение для высказывания своих идей. Борьба за сохранение природы, желание найти место человека в гармонии с внешним миром, отсутствие перспектив в решении любых проблем военным путем. К сожалению, мало кто прислушивается к подобным призывам и чаще всего на них никто не обращает внимания.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Надо сказать, Гарри Гаррисон — не совсем серьезный писатель. Это заметно уже по его фотографиям: хитроватый взгляд усатого дядьки намекает на невысказанную шутку или какой-то тайный прикол. К такому же выводу придет и читатель, который начнет знакомство с творчеством писателя со знаменитой серии романов о Цельнометаллической (Стальной) Крысе. Все авантюристы у старины Гарри также не прочь подшутить над своим ближним (и даже над самим читателем). Не стал исключением и Язон дин-Альт — герой цикла романов о Мире Смерти.

Он обычный игрок и вовсе не супермен или какой-нибудь там великий ученый, но часто сочетает в себе все названные качества. Под игрой он понимает не только те примитивные развлечения, что предлагает своим клиентам казино, а игру в широком смысле этого слова — вызов своей смелости, смекалке и даже чести, если хотите! Вся его жизнь — это Большая Игра, в которой ты либо получаешь главный приз, либо тебя банально списывают со всех счетов. Может, именно поэтому от такого персонажа всегда ожидаешь какой-нибудь шалости или даже глупости. Ну никак не получается относиться к нему серьезно! Взять хотя бы напыщенное имя главгероя — сам автор, наверное, весьма потешался, когда придумывал его.

Тем не менее, Язон дин-Альт всё же лишен того нелепого шутовства, что составляет основу характера Стальной Крысы. В «Мире Смерти» он предельно серьезен и сосредоточен, словно Шерлок Холмс, расследующий свое очередное дело. Романы этого цикла относятся к приключенческой фантастике, но по крайней мере в первой части присутствуют и детективные элементы: известный авантюрист ищет причину, по которой обычная планета Пирр превратилась вдруг в крайне недружелюбный для человека мир, где всё живое несет ему только смерть. Эта задача для автора важнее экзальтированных сцен сражений с различными монстрами. Другие бы на его месте отвели им первое место в сюжете, упиваясь разорванными телами и ужасным обликом пиррской флоры и фауны. Но Гарри недаром назвал планету именем римского полководца, который хоть и победил, но по большому счету всё же проиграл. Автор намекает, что эту войну не выиграть с помощью оружия и агрессии: по закону противодействия планета нанесет такой же по мощности ответный удар. Ресурсы у нее практически бесконечные, а вот людская колония ограничена во всех отношениях. Люди об этом не задумываются и самозабвенно истребляют себя, пока Язон дин-Альт не ставит их перед фактом, что за прошедшие годы их число уже почти сократилось вдвое. Единственная альтернатива — это перемирие, но пути к нему сокрыты не только за давностью лет, но и самой природой человека, несущей в себе угрозу всему внешнему миру. Убить этого демона, ох, как непросто...

Вот так, легко играя словами и понятиями, автор внедряет в сознание читателя одну из самых главных своих моралей: худой мир лучше доброй войны. Чтобы выжить, нужно уметь договариваться между собой. А для этого нужно говорить на понятном для собеседника языке. В первом «Мире Смерти» таким языком стали людские эмоции, которые коренные обитатели Пирра могли воспринимать напрямую. В реальной жизни писатель активно пропагандировал искусственный язык общения — эсперанто, на котором в США выходили все его романы о Стальной Крысе. Он наивно считал, что люди станут относиться друг к другу лучше, если будут больше общаться. К сожалению, это оказалось не так — печальный опыт интернетовских чатов хорошо известен каждому блогеру. Тем не менее, поблагодарим маэстро за смелую попытку. Как утверждает восточная мудрость, и великий путь, и обычная прогулка, начинаются с одного и того же первого шага.

-------

ИТОГ: развлекательный роман с интересным сюжетом и вполне серьезной моралью. Будет особо полезен молодому поколению и... современным политикам.

Оценка: 8
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А можно, я назову ее книгой моего детства? Одной из любимых. Не того детства, когда за неимением памперсов я пИсал прямо в штаны и тапки, а того, когда уже научился хорошо читать, прочитанное ярко представлять, когда проза про всяких там горынычей бессмертных совсем уже не штырила, когда я мог рассмотреть себя на месте одного из главных героев, бычиться своими теоретическими возможностями будь я на месте всех «их», но при этом, еще не настолько повзрослевшим, чтобы уметь достаточно громко анализировать читаемое, уметь отделять художественные приемы, фантдопущения, гипотезы и прочие издержки жанра от фактических соответствий фантазии автора таким условностям как физика, химия, биология, экология — то есть всему тому, что мешает среднестатистическому зрелому снобу просто читать и получать удовольствие от прочитанного. Возможно именно по этой причине «Мир Смерти» оставил глубокие борозды в моей, тогда еще толком не окрепшей, коре головного мозга, которые не изгладились и не заилились и до сих пор. Чудесная книга, которую я прочитал залпом и тут же побежал искать продолжение. Позже я ее пару раз перечитывал, каждый раз по разному получалось. Если бы первым разом был последний — может быть в моем личном книгометре она и не набрала так много баллов, все же многие моменты в ней за уши притянуты отнюдь не полюбовно, но... первым разом таки был первый, и оценивая ее я больше ориентировался на былое, не в силах изменить своей памяти.

Тем, кто не читал — настоятельно рекомендую, и чем раньше — тем лучше. Но перед чтением — обязательно посмотрите на год выхода книги в свет, задумайтесь, было ли у Гаррисона на то время у кого «списывать» как это делают большинство сегодняшних авторов, какие достижения НТР блистали тогда в новостях, и т.д., и только после этого беритесь судить, ну, или оценивать.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересное произведение. Оказалось не тем, чем казалось на первый взгляд. Первые главы с самого начала намекают на что-то лёгкое и непритязательное. Главный герой — жулик, обыгрывающий казино на разных планетах, ввязывается в особо сомнительную авантюру, где ему предлагают в кротчайшие сроки заработать большие деньги. Подобные сценарии изъезжены вдоль и поперёк и уже по одной завязке можно предположить все дальнейшие события и чем всё кончится. Но вот... авантюра заканчивается так же быстро, как и началась. И главный герой отправляется на Пирр — действительно неукротимую планету, которая всеми силами пытается избавиться от незваных гостей.

Собственно, с этого и начинается основной сюжет книги. Пирр, на мой взгляд, автору удался. Не будем касаться темы научности происходящего, эволюции экосистемы планеты и странных мутаций, правдоподобности телекинеза и психокинеза. Сконцентрируемся на том, что планета крайне агрессивна к отчаянно сопротивляющимся ей людям. Здесь каждая травинка, каждое дерево, каждая мелкая и большая тварь несут для человека смерть. И в это веришь. Действительно начинаешь сопереживать людям, которые лишь благодаря тяжёлым тренировкам и собственной силе воли, ещё не проиграли битву.

Удались и персонажи. Их немного и они достаточно просты, но ты понимаешь их действия, их ход мыслей. Это касается как самого главного героя, так и других персонажей. Единственное, что меня смутило: то, что главный герой постоянно забывает про свои навыки телекинеза.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я понимаю, что было до того, как он попал к «корчёвщикам». Он всегда использовал свои способности только для жульничества в играх. Он даже не думал о том, что их можно использовать для чего-то ещё. Но потом, когда он узнал о настоящих возможностях телекинеза — он так и продолжил постоянно забывать им пользоваться.

Концовка тоже оставила лишь положительные впечатления.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лично я ожидал один из двух вариантов:

1. Герой сумеет «подружить» пиррян между собой и с природой планеты. Наконец, закончится война и установится мир.

2. Ничего не выйдет и пирряне встретят свой бесславный конец, пав под натиском сил природы.

Но концовка не оказалась ни тем, ни другим, и превзошла мои ожидания.

В целом же, я лично советую прочитать это произведение всем, кто этого ещё не сделал. Возможно, далеко не все разделят моё мнение. Но, думаю, никто не посчитает, что книга совершенно не стоит потраченного времени. Это действительно качественное фантастическое произведение, которое стоит внимания.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх