Исчезнувший мир Том


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Исчезнувший мир" Том Светерлич
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Исчезнувший мир» Том Светерлич

Статья написана 28 января 2019 г. 17:14

Давление кинематографа в пять блокбастеров на одну квадратную букву...

Очень кинематографический текст.

Всё буквально пересыщено разнообразными отсылками к уже существующей синема-традиции (героиня упоминает "Секретные материалы" и дюжину американских телепередач — а периодически и попадает 90-е) и рассчитано на потенциальную экранизацию. Описания, характер диалогов, мизансцены — все буквально кричит: "тащите меня на экран".

Нет, я все понимаю, иногда текст романа существует лишь как первая ступень разгонного блока, где вместо орбиты — хорошие сборы в кинотеатрах.

Но тут если не перебор, то близкое к этому состояние.

Итак, есть у США возможность пользоваться машиной времени и пространства. Садишься в самолетик (непростой), летишь на Луну, а там уже корабли в ряд выстроились, с ядрёно-квантовыми двигателями. Долетаешь до ближайшей червоточины, там разворот — и ты уже в будущем. Там поболтаешь, узнаешь, чего надо — и назад. Плюс полгода возраста для современников.

Будущее стирается, это теперь всего лишь вероятностная ветвь.

Кораблик может и в другую галактику слетать.

И не спрашивайте меня, как это отражается на геополитическом балансе планеты, откуда все это у США и т.п. "Секретные материалы"

Возникают две взаимосвязанные проблемы.

С одной стороны в будущем есть какая-то катастрофа, которая все ближе — то была через тысячу лет, то вот через пятьдесят будет. Больше всего эта катастрофа похожа на компьютерную игрушку Death Stranding — вот этот ролик https://www.youtube.com/watch?v=dbGD_d2cGEk.

С другой стороны — кто-то шинкует офицеров той службы, которая в США занимается полетами. Классическая тема маньяков и передающегося по цепочке безумия. Зачем-почему — героиня пытается выяснить, периодически летая в будущее — подсказки нужны.

Получается достаточно интересная вариация "Дня сурка". Героиня постоянно видит людей в разных вариациях. Вот ей понравился мужчина, и вот она через двадцать лет, сама не изменившись в возрасте, спит с ним. Вот возврат — как бы новые карты на столе. С другой — она совершенно не всемогуща, проблем все больше.

Отыграны и параллельные миры.

Законы триллера автор выполняет исправно — место убийства, причина катастрофы, детская травма героини, злодеи и герои — все сходится в одной точке, в развязке. Идет постоянное нагнетание событий — новые смерти, разворачивается некий опаснейший заговор — и сам темп взвинчивания нервов подобран удачно. Тут самой прямой аналогией выступает фильм "Куб" и сериал "Кости".

Героиня уравновешенная (в психическом смысле), её образ раскрыт.

Контраст между космическими полётами и беготнёй по лесу с целью найти особое дерево ("Твин Пикс"!!!) — работает.

Но.

Развязка выглядит хоть и подготовленной, и даже играет роль скафандр, утерянный героиней в самом начале текста вместе с одной ногой — однако ничуть не логичной. Это классический хэппи-энд в конце длинного, темного, сужающегося коридора.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Нельзя было летать в другую галактику и контачить там инопланетянами. Не полетели в итоге,
плюс осталась жива подруга детства героини.

Автор постоянно выжимает у зрителя слезу — вот героиня отправляется в будущее, видит там мать в хосписе, и та ругает её, что не показывалась двадцать лет. Ничем кроме эмоций для зрителя этот визит в хоспис не обоснован.

Наконец, тема заговора, хоть и достаточно логично раскрыта -

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

экипаж законтачившего корабля не захотел умирать, чтобы отсечь путь к земле, но пытается разгромить саму службу, которая занимается полетами — но но ответа на вопрос "не полетит ли другой кораблик в том же направлении"
так и не дано.

Итого: напряженный триллер в научно-фантастических декорациях, где от научной фантастики остались только декорации.





1337
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 января 2019 г. 18:17
Спасибо!)
Я такой голливудщиной пресытился, поэтому теперь точно пройду мимо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 января 2019 г. 19:03
И это к лучшему, раз вы умеете оценивать роман по одному отдельно взятому мнению.
:-)
 


Ссылка на сообщение28 января 2019 г. 19:24
Не переживайте:) Когда-нибудь и вы научитесь делать выводы по рецензиям критиков, чьи вкусы и методология вам уже давно и хорошо известны.
 


Ссылка на сообщение28 января 2019 г. 19:28
Точно. Понять у кого какой компас, и всеми ими пользоваться.
 


Ссылка на сообщение28 января 2019 г. 19:49
Нет, все проще — сударь из комментария выше недавно сделал выводы об антологии Земля 2.0 по одному единственному рассказу (как по мне, отнюдь не лучшему и очень специфичному) и обиделся на мое замечание о некорректности выборки. А теперь попытался отзеркалить ситуацию, но опять промахнулся, хи-хикс)
 


Ссылка на сообщение28 января 2019 г. 20:01
А!


Ссылка на сообщение28 января 2019 г. 19:31
Киношный — он потому что автор киношник, сценарии «Район номер 9», и короткометражки «Зигота», «Адам» и т.п.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 января 2019 г. 19:49
«Это многое объясняет!»(с)
 


Ссылка на сообщение28 января 2019 г. 20:11
Я ж не спорю. Автор знает, как сделать хорошо на экране.

Но сделать так же в книге — немного другой коленкор.
 


Ссылка на сообщение28 января 2019 г. 20:16
Да, разумеется, я сам киношность не люблю.
 


Ссылка на сообщение1 марта 2019 г. 16:54
Справедливости ради: нет, автор не работал над сценарием «Района №9». Только после того, как Бломкамп прочитал черновик «Исчезнувшего мира», он позвал автора в свою студию работать над короткометражками.
 


Ссылка на сообщение1 марта 2019 г. 16:56
Хорошее уточнение, был неправ.


Ссылка на сообщение28 января 2019 г. 19:38
Книга однозначно хорошая.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 января 2019 г. 20:11
Как триллер — да.

Как НФ — нет.
 


Ссылка на сообщение28 января 2019 г. 22:49
НФ в данном случае обрамляет интересный детективный триллер. Как будто смотришь: «Истина была где то рядом»...:-);-)
 


Ссылка на сообщение30 января 2019 г. 09:15
Меня всегда удивляло, когда книгу оценивают не по интересному сюжету и проработанным героям, а по степени «научности». Все равно что упрекать «Трех мушкетеров» в недостаточной историчности.
 


Ссылка на сообщение30 января 2019 г. 10:35
Если бы Портос ходил с пулеметом, Арамис — со снайперской винтовкой, а дАртаньян с калашом — для создания эффектных перестрелок в кадре — я бы упрекал.
 


Ссылка на сообщение31 января 2019 г. 03:30
Ну здесь-то явно ничего такого не наблюдается. А в художественной литературе вообще странно искать научность. Или вы ждете, что писатель объяснит принцип работы термоядерного двигателя?
 


Ссылка на сообщение31 января 2019 г. 10:25
Должна быть внутренняя непротиворечивость — хоть какая-то

Если у вас в США одна конкретная спецслужба может летать в будущее и в другую галактику — это изменит политическую структуру планеты, самих США и т.п.
 


Ссылка на сообщение31 января 2019 г. 11:03
Так ведь и изменило. Если посмотреть на варианты будущего, т.е. нашего времени, то оно совсем не похоже на реальность. А многие реальные события вроде терактов в книге происходят совсем по другим причинам. Цели описывать всю мировую политику автор себе просто не ставил.


Ссылка на сообщение28 января 2019 г. 22:04
Сегодня днём прочитал ознакомительный отрывок (1/10 текста), теперь — рецензию-отзыв. Думаю, на этом и ограничится моё знакомство с книгой. Спасибо за спойлеры!:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 января 2019 г. 22:44
Всегда пожалуйста — насчет спойлеров рука не дрогнет :))))))


Ссылка на сообщение28 января 2019 г. 23:48
Огромное спасибо за рецензию, и наверное придется согласиться с Вами. Дочитал 5 минут назад. Просто американский боевик, да закручен, да много всего, но по делу 6-7 баллов, не больше.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 января 2019 г. 00:41
:beer:


Ссылка на сообщение29 января 2019 г. 10:03
Практически во всём согласна с автором рецензии. Во время чтения эта излишняя кинематографичность даже мешала: всё время думалось, а вот эта сцена похожа на такую-то из такого-то фильма, причём, фильмов 90-х годов про маньяков типа «Семь». Да, как будто сценарий читала, а не роман. Не очень люблю все эти натуралистичные сцены, поэтому начало шло со скрипом. И действительно, НФ-составляющая оказалась забита нагромождением киношно-триллерных приёмов. Короче, рада, что прочитала в электронке, в бумаге брать не буду.


Ссылка на сообщение29 января 2019 г. 12:16
Уф, а я почему-то думал, что это крутая нф с пиф-паф моментами. Спасибо!


Ссылка на сообщение29 января 2019 г. 21:08
А мне кажется, что вы упрощаете и немного иронизируете8:-0
НФ там побольше, чем просто обрамление уж точно. Солянка — да, кинематографичность — да, но я бы не обращал излишнего внимания на конкретно эти вещи. Занятный роман получился
+ вроде как он сценарист только некоторых короткометражек Нила, а те были на высоте


Ссылка на сообщение30 января 2019 г. 11:26
Спасибо!
Слава богу, не купил!;-)
Всегда с подозрением относился к темпоральной фантастике, а этот похоже еще и из худших образцов. Как говаривает Гоблин-ПУчков: можете смело идти на торренты;-)


Ссылка на сообщение30 января 2019 г. 14:05

цитата vfvfhm

Всегда с подозрением относился к темпоральной фантастике, а этот похоже еще и из худших образцов.

Нет, это далеко не худший образец, сам роман очень даже не плох, просто ему далеко до высот НФ. А кому-то «киношность» и «триллерность», наоборот, понравятся. Просто слишком агрессивная рекламная кампания привела к завышенным ожиданиям.


⇑ Наверх