Хосе Карлос Сомоса


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Тиань» > Хосе Карлос Сомоса. "Соблазн": детектив-антиутопия, или НЛП как инструмент полицейских операций
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Хосе Карлос Сомоса. «Соблазн»: детектив-антиутопия, или НЛП как инструмент полицейских операций

Статья написана 25 марта 2019 г. 23:35

Осторожно, спойлеры!

Хосе Карлос Сомоса. Соблазн (2010)

Использование методов гипноза и нейролингвистического программирования (НЛП) при совершении преступлений в детективной литературе исследовано довольно широко (Станислав Родионов. "Долгое дело", Александра Маринина "Не мешайте палачу", Александр Беляев. "Властелин мира" и др.). Хосе Карлос Сомоса рассматривает возможности принудительной психологии с противоположной стороны — как инструмента поимки преступника. :

Ближайшее будущее, открыт феномен псинома – аналог генома, только в области психики, некая комбинация личных пристрастий, мотивирующих любые действия в подсознательном стремлении к наслаждению. Новое открытие дает возможность понять, предсказать и отчасти направить действия любого человека, что предопределяет его государственную секретность и использование в полицейской оперативной работе. Главная героиня Диана Бланко – тайный полицейский агент, «наживка», подготовленная для охоты на маньяков. Маньяков два – Наблюдатель и Отравитель. Идет охота.

Завязка погружает в атмосферу нуара: ночные улицы, порочные красавицы, жаждущие развлечений завсегдатаи городской ночи, среди которых надо найти тех, чье развлечение – убийство. Затем сюжет уходит в полицейский триллер, где много страха, крови, жестокости. Границы триллера расширяются вглубь человеческого сознания, ведь метод полицейской работы – НЛП, ориентированное на контрольные слова и образы, заложенные природой в подсознание любого из нас.

Постоянно происходит смена подозреваемых – вот, кажется, преступник установлен точно, но акцент переносится на некую деталь, и уже сложившая картина событий резко изменяется, не теряя при этом цельности. Ничто не появляется извне в дополнение, всё заранее было показано в созданных автором мизансценах, изменился только ракурс наблюдателя, участника, аналитика.   Такая подача материала держит в напряжении до самого финала.

При этом автор постоянно отвлекает внимание читателя на литературные отступления. Идейной основой романа является творчество Шекспира: в его пьесах психолог Виктор Женс увидел ключи к проявлениям псинома, позволяющие управлять поведением человека, на этих пьесах обучаются полицейские «наживки», Каждая глава основана на одной из шекспировских пьес. Одна пьеса – одна маска. Затем появляется пьеса-универсум и общий план: итоги всего творчества и жизни Шекспира как подводка к теории псинома.

Шекспироведческий план романа не менее увлекателен, чем детективный. Вместе они успешно выполняют анестезирующую функцию, дают возможность дозировано воспринять по настоящему страшные вещи – препарирование психологии маньяка-убийцы, вскрытие побудительных причин его действий, возможности прогнозирования и управления его поведением, и, самое главное, цену вопроса. Методики подготовки и использования полицейских агентов-«наживок» таковы, что сами граничат с преступлением. Разработав эффективную методику выявления и поимки маньяков-убийц, ученые в очередной раз создали супероружие, против которого ни у одного человека нет защиты, так как разрушающий элемент заложен природой в каждого.

Можно сказать, что перед нами детектив-антиутопия. Маняков ловить надо, но надо ли ловить их так? — вот в чем вопрос.





683
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 марта 2019 г. 20:33
Спасибо, Людмила. Вы в очередной раз написали рецензию так, что произведение захотелось прочитать. :cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 марта 2019 г. 10:27
Спасибо:-) Рада, что вам понравилась. Книга на самом деле интересная. Только надо сразу учитывать, что в ней много жестоких сцен. Отбор «наживок», их обучение (можно сказать, даже дрессировка), продолжающиеся исследование возможностей псинома, отношение к «наживкам», их самоидентификация и проф. возможности — всё это раскрывается через сцены физической и нравственной жестокости. Они для развития сюжета необходимы, Автор не склонен любоваться жестокостью, но прописывает ее очень натуралистично.


⇑ Наверх