Владислав Крапивин в серии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AkihitoKonnichi» > Владислав Крапивин в серии "Мир фантастики" и Дэн Симмонс в серии "Мир приключений". Анонс-обзор в широких рамках
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Владислав Крапивин в серии «Мир фантастики» и Дэн Симмонс в серии «Мир приключений». Анонс-обзор в широких рамках

Статья написана 25 апреля 2019 г. 19:57

24 апреля отправились в типографию две книги в «рамочных» сериях: «Мир фантастики» и «Мир приключений». Обе книги не новинки, но стоит выйти за рамки привычных категорий, по которым оцениваются книги. Если мыслить шире, то два издания в «рамках» — это новое восприятие творчества авторов, к чьим произведениям подходят с обычными мерками.


 Владислав Крапивин
Владислав Крапивин
 Дэн Симмонс
Дэн Симмонс


Согласно таким меркам Владислав Крапивин — автор прекрасных ностальгических текстов о мальчишках-героях, которые обыденной жестокости мира противостоят искренностью своих убеждений и готовностью ради сохранения красоты и чистоты мира пожертвовать собой.


Крапивинские книги — это большая литература, которой подвластны любые акценты. Они могут вздыматься, подобно многометровым штормовым волнам, над плоскостью размеренной жизни, демонстрируя, каких высот может достичь человеческий дух и разум, помещённые в хрупкое детское тело. Они способны пронзать ткань времени и пространства, как лазерный луч, как живущие в ритме световых скоростей мысли-фотоны, как следующий за этими фотонами сигнал с далёких звёзд, рассеянных в космическом равнодушном пространстве. Такая сила одновременной сказочности, поэтичности и убедительности книг Владислава Крапивина делает их настоящей фантастикой, в которой доля вымысла делает всё происходящее ещё более настоящим.


Крапивин — это Великий Кристалл русской литературы, многогранный и полифоничный. Уникальная многозначность и многозадачность крапивинских текстов развязывает руки издателям. В советское время Крапивин вдохновлял подростков на свершения, сегодня пробуждает лучшее в людях любого возраста и разных литературных предпочтений. Это тот случай, когда многие взрослые серии книг издательства «Азбука» свободно примут в компанию к другим изданиям крапивинские произведения. Например, «Мир фантастики», в которой выходит третья книга собрания сочинений писателя. На очереди — том «Голубятня на жёлтой поляне», куда, помимо заглавного романа-трилогии, вошли роман «Топот шахматных лошадок» и повести «В ночь большого прилива», «Оранжевый портрет с крапинками».



Данные книги:

Серийное оформление Вадима Пожидаева

Оформление обложки Владимира Гусакова

Иллюстрация на обложке Евгении Стерлиговой

Иллюстрации на шмуцтитулах Евгении Стерлиговой и Сергея Григорьева(«Топот шахматных лошадок»)

ISBN 978-5-389-16484-0

896 страниц


Титул издания



Заглавные иллюстрации к произведениям, вошедшим в том



Фантастическая цитата из книги о лошадках и котиках:

«Тюпа и Лихо тем временем подтолкнули Колесо, оно вертелось быстрее, шорох стал громче и уверенней. Все смотрели на сверканье спиц и обрывки картин, возникавшие в разноцветных клочьях тумана. Смотреть можно было сколько угодно, это затягивало.

Профессор сказал за спинами у остальных:

— Коллега Серёжа Горватов предлагает опыт. На мой взгляд, любопытный. И если коллега Лихо Тихонович не возражает...

— Да я чего? Я это... как вы скажете...

Сёга, ни на кого не глядя, сел на корточки, раскрыл пакет с лошадками. Вынул одну лошадку, позвал:

— Кыса...

Луиза подошла и... встала на задние лапы. А передними — совершенно по-человечески! — взяла у Сёги лошадку и прижала к груди. Коротко мяукнула и прыгнула внутрь Колеса. Там она — по-прежнему на задних лапах — быстро побежала вверх по стеклянным ступенькам (оставаясь, конечно, на одном месте). Лошадку она, как и раньше, держала у груди. (У Белки на миг мелькнуло воспоминание о какой-то картине, на которой девочка с малышом на руках убегает от дождя.) Но это длилось несколько секунд. Луиза лапками перехватила лошадку, поставила её на ступеньку и выпрыгнула из колеса.

Казалось бы, лошадка была обречена уехать со ступенькой сначала до нижней точки обода, затем оказаться наверху, упасть оттуда и начать беспорядочное кружение, обивая об острое стекло деревянные бока.

Но ничего подобного!

Лошадка... прыгнула со своей ступеньки на следующую — вверх! И ещё — вверх, вверх, вверх! Она так же, как Луиза, сохраняла своё место в нижней наклонной части обода. И скакала, скакала...

— Ну ни фига себе... — восторженно выдохнул Драчун.

Остальные смотрели молча, но тоже восторженно. Сёга дал кошке ещё одну лошадку. И случилось то, что в первый раз. Теперь уже две лошадки прыгали рядом со ступеньки на ступеньку, а Луиза стояла на задних лапах перед Сёгой и ждала.

— На, кыса...

Скоро в Колесе прыгала уже шеренга шахматных лошадок. Потом две. Потом три... У Сёги их оказалось больше полусотни, и в конце концов получилось, что по блестящим ступенькам, среди размытых в воздухе искрящихся спиц скачет целый эскадрон, семь шеренг по восемь лошадок в каждой — как на параде!

Они были всякие — маленькие и большие, совсем белые, орехового цвета и тёмно-жёлтые, деревянные и костяные, пластмассовые и даже стеклянные. Лошадки не мешали друг другу, держали строй, и казалось, для того они сделаны — чтобы прыгать в широком ободе Гироскопа и поддерживать его вечное движение.

Возможно, так оно и было».


Возможно, для того и есть Крапивин, чтобы его книги, как тот Гироскоп, поддерживали в людях вечное стремление стать лучше. Стать человечнее.


Следующий анонс — об авторе великолепных романов «Террор» и «Лето ночи» и цикла «Песни Гипериона». Если судить о всём его творчестве по двум этим хитам, можно впасть в заблуждение относительно постоянства в выборе художественных приёмов, с помощью которых писатель доносит свои идеи. В рамках своего амплуа Дэн Симмонс — автор масштабных мистических и фантастических произведений, литературных мистификаций, в которых реальность и авторский вымысел соединены мостом сюжета; мост также служит проходом через «четвёртую стену», которая обычно безопасно разделяет читателя и произведение. На самом деле, горизонт событий и идей, охваченный этими писателями, куда шире.


Минимум пять романов в библиографии писателя выходят за рамки жанров мистики, ужасов и фантастики, сохраняя при этом характерные для произведений данных жанров элементы и приёмы.


Во-первых, это «Террор». В основу романа о противостоянии застрявших во льдах моряков древнему чудовищу положены реальные события. В 1845 году группа смельчаков под командованием опытного полярного исследователя сэра Джона Франклина отправляется на судах «Террор» и «Эребус» к северному побережью Канады на поиск Северо-Западного прохода из Атлантического океана в Тихий — и бесследно исчезает. Что с ними произошло на самом деле, доподлинно неизвестно, хотя в прошлом году были обнаружены подо льдом остатки судов той экспедиции. Фантазия Симмонса задолго до событий об обнаружении следов последней стоянки экспедиции Джона Франклина представляет куда более ужасный, но и более героический финал для полярных исследователей, чем замёрзнуть насмерть или утонуть.



Второй пример — «Мерзость». Историческая основа этого приключенческого романа об альпинистах — исчезновение в 1924 году Джорджа Роберта Ги Мэллори, участника трёх экспедиций на Эверест в попытке стать первым, кто покорит вершину. Мэллори шёл в составе третьей экспедиции в связке с Эндрю Ирвином: оба альпиниста пропали. Останки Мэллори обнаружили только в 1999 году, тело Ирвина пропало. Через выдуманную историю об экспедиции на Эверест, устроенную безутешной матерью, чей сын якобы пропал в том же 1924 году, пытаясь покорить Эверест, Симмонс, со свойственной ему дотошностью, живописует, каково это — быть покорителем высочайшей вершины в мире в эпоху между двумя мировыми войнами.


С документальной точностью текст воспроизводит то, что можно назвать альпинистской производственной драмой, но совершает ошибку в попытке повторно войти в воды «Террора». Намёки на присутствие йети в финале трансформируются в куда более прозаичное объяснение, которое многие читатели не приняли, хотя, в целом, роман выдержан в особенном авторском стиле. По причине неоднозначных отзывов этот роман не был издан «Азбукой», хотя в некотором смысле он представляет собой эталонный образец приключенческо-фантастического жанра, написанный не Верном, а современным автором.



Третья книга на историческом материале — «Чёрные Холмы». Сразу стоит добавить, что «Азбука» её тоже не издавала, но в рамках импровизированного обзора без неё не обойтись. Хотя бы по той причине, что этот роман — прекрасный пример того, как Симмонс в целиком и полностью выдуманный сюжет одновременно помещает твёрдые исторические факты и объединяет героев его же книг в одной большой авторской вселенной, существующей как тень на фоне реальных событий.


Главный герой «Чёрных Холмов» индеец Паха Сапа становится свидетелем и участником ключевых событий для американской истории конца XIX века — начала прошлого столетия. Ещё мальчиком он стал свидетелем разгрома объединёнными силами племён лакота и шайеннов пяти рот полка под командованием генерала Кастера. Дух славившегося при жизни безрассудными выходками Джорджа Кастера вселяется в тело Пахи Сапы, и мальчику приходится жить, деля тело и воспоминания с представителем народа заклятых врагов исконных жителей североамериканского континента. Глазами немногословного индейца, который всю жизнь вынашивал план сладкой мести белым людям, читатель видит, как возводится знаменитый монумент с ликами президентов на Горе Рашмор, Бруклинский мост. Паха Сапа, среди прочего, побывает на Всемирной выставке в Чикаго 1893 года, где повстречает... Шерлока Холмса. Не того, привычного по рассказам сэра Артура, а Холмса из романа «Пятое сердце» Симмонса.


«Чёрные Холмы» тоже с весьма умеренным интересом встречен читателями, что не умаляет его уникальности. Заключается она в том, что в рамках сюжета автор между основами приключенческого и исторического жанров щедрыми кремовыми прослойками, чтобы не читалось на сухую, добавил темы незаметного геноцида, технического прогресса, ответственности перед будущими поколениями, права на личную месть и другие вопросы, выводящие книгу за рамки развлекательной жанровой литературы. Роман можно читать и как сагу о покорении диких земель, и притчу о жизненных дорогах человека, и реквием культуре коренных американских жителей, и драму о наступлении времён, когда механическое начало побеждает в человеке его связь с землёй, оставляя глухим к зову Природы, и фантастическое полотно о переселении душ, народов и особых мест силы.



«Пятое сердце» — это ещё один в чём-то уникальный авторский эксперимент. Дэн Симмонс задумал соединить не просто две реальности — книжную и историческую, но и в рамках общего сюжета — объединить усилия ради общей цели двух людей, кто никак не мог встретиться в реальности: британского джентльмена Шерлока Холмса и американского писателя Генри Джеймса. Автор знаменитой повести «Поворот винта», европеец по сердцу и американец по происхождению, горячий поклонник творчества Тургенева, знакомый с видными авторами того времени — Флобером, Мопассаном, Золя, Стивенсоном, брат психолога Уильяма Джеймса — тот рассматривал сознание как поток, в который никогда нельзя войти дважды, потому для человека так важны его инстинкты и эмоции, благодаря которым человек успевает ухватит на поверхности потока то, что ему действительно важно.


Встреча двух джентльменов — Холмса и Джеймса — произошла в важный для них обеих момент, когда вся их прежняя жизнь, как им казалось, унесена потоком, не оставив ничего взамен. Шерлок и Генри встретились на пике своих экзистенциальных кризисов: первый усомнился в том, что он реально существующая личность, второй — на грани срыва, в самой глубокой точке творческого кризиса, сломленный неудачами попыток закрепиться в новом для себя образе.


Двое мужчин на грани нервного срыва, тем не менее, становятся участниками (Джеймс — вынужденно, поскольку протестовал против диктата воли взявшего его в оборот Холмса) ряда весьма интересных событий — реальных настолько же, насколько читатели верили в существование лучшего сыщика в мире. Расследуя запутанную интригу вокруг президентского кресла (конечно же, дело не обошлось без профессора Мориарти), дуэт из сыщика и писателя в этом викторианском бадди-муви встречают россыпью множество реально существовавших знаменитых и не очень личностей — Сэмюэля Клеменса (он же — Марк Твен), Теодора Рузвельта ещё до президентства, Чарльза Лютвиджа Доджсона (он же — Льюис Кэрролл), президента США Гровера Кливленда и других примечательных личностей.


Конечно же, ни в коем случае не стоит сравнивать эту, как и три предыдущие в списке книги с непревзойдённым «Террором», поскольку такое сравнение изрядно вредит читательскому восприятию. «Пятое сердце» куда ближе по всем параметрам, включая подбор героев, к роману «Друд, или Человек в чёрном», ради анонса которого затеяна вся эта чехарда с обзором. «Пятое сердце» — это хождение по тонкому льду. Симмонс как раз и хорош склонностью рисковать в большой прозе, а не провереннному, но скучному следованию гарантированно приносящим всенародную любовь сюжетам. Читать его романы так же увлекательно как Британскую энциклопедию, и это не звучит как шутка.


Большая проза Симмонса, когда он отвлекается от чистой мистики или твёрдой НФ, искрит как оголённый провод, но не взяться за него (неё) для искушённого читателя — слишком большой соблазн. Берёшься, получаешь удар и уходишь в нокаут!


Чтобы избежать болезненных ощущений и неоправданных ожиданий, следует много знать и обладать гибким умом образованного фантазёра. Только Симмонс может создать приключенческий роман с преследованиями, загадками, интригами, смертями и злодеями из потенциального очерка о британских и американских писателях конца позапрошлого века, о торжестве идей прогресса и дарвинизма, вытеснивших романтику, о тандеме «писатель — персонаж» и ответственности первого перед вторым, как и о других вещах, которыми сложно развлечь, но не ему.



Из подобных сложных элементов состоит и главный герой импровизированного анонса-обзора — роман «Друд, или Человек в чёрном». Он впервые выходит в серии «Мир приключений». О чём это говорит? Симмонс — вполне уверенно себя ощущает в компании с Хаггардом, Лондоном, Дойлом и Сальгари, несмотря на обширность фантастических допущений и вместе с тем — на суровую историчность материала, в котором нет места пиратам, трапперам, индейцам и прочей романтике.


«Друд», возможно. не самый лучший роман автора, но на совмещённой шкале «читательский интерес» и «талант автора» роман без натяжки можно поставить где-то между «Террором» и «Песнями Гипериона». Это не громкое заявление — это дань уважения мастерству писателя. Для тех, у кого долгая история взаимоотношений с прозой автора, «Друд», в некотором смысле, переходная точка. Как и для самого автора: «Друд» написан в 2009 году, через два года после «Террора». Дальше были романы, о которых написано выше: все они получили сдержанные отзывы. Возможно, из-за того, что писатель чрезмерно глубоко зарылся в большую литературу, хотя читатель ждал от него по обыкновению просто увлекательной истории, где сверхъестественное чувствует себя как дома на непаханных полях реальной истории.


«Друд, или Человек в чёрном» — очень британский, практически диккенсовской глубины роман о личных демонах писателей. Каждые неудача писателя, критический выпад, читательская насмешка кормит таких демонов, повергая порой психику творческих людей, зарабатывающих на хлеб писательством, во мрак паранойи, выходом из которой такие люди видят саморазрушение и разрушение привычных связей с социумом.


9 июня 1865 года пассажирский железнодорожный состав на пути из порта в городскую черту Лондона сошёл с рельсов в городке Стейплхёрст. Машинист не увидел, что ремонтные рабочие сняли рельсы с части полотна. Несколько десятков человек получили ранения и погибли. В этом же поезде ехал Чарльз Диккенс. В романе катастрофа становится точкой отсчёта для всех последовавших событий. Катастрофа для писателя стала моментом истины: он понял, насколько хрупка человеческая жизнь, которую не сохранишь даже в самом гениальном произведении. В реальности крушение поезда в Стейплхёрсте стало причиной серьёзной душевной травмы для писателя и повлекло за собой смерть автора через пять лет. В книге среди обломков вагонов и разорванных на части человеческих тел Диккенс встречается с загадочным человеком в чёрном, в ком, по всем признакам, можно разглядеть Дьявола, пришедшего кормиться человеческими страданиями. Незнакомец называет своё имя: Эдвин Друд. С этой встречи писатель становится одержим темой смерти. Смерть становится его личным безумием и идеей фикс.


Второй безумец — друг Диккенса и коллега по писательскому цеху — Уилки Коллинза, автор «Женщины в белом» и «Лунного камня». Страдающий артритом писатель излишне пристрастился к опиумной настойке, тому самому лаудануму, популярного у женщин и способного якобы лечить практически любые болезни — от лёгкой головной боли до лихорадки. Переизбыток наркотика в организме размывает границы между реальностью и вымыслом у Коллинза, потому всё происходящее в романе — с ним и его заклятым другом Диккенсом — можно трактовать как сон разума, бред воспалённого воображения и то, что называется «исповедью ненадёжного рассказчика».


В то время, как Чарльз Диккенс погружается на дно — собственного восприятия жизни и города, посещая опиумные притоны и интересуясь тем, как растворить тело без следа, Уилки Коллинз внезапно «прозревает», понимая, что его прозябание в тени, при всём его писательском таланте, — целиком и полностью заслуга его друга, которого, по мнению Уилки, подменили. Внутри Диккенса поселилась некая демоническая сущность, которая превратила достойного джентльмена, щедрого друга, хорошего семьянина и так далее в мерзкого субъекта. Без него всем будет лучше, решает Коллинз и начинает вынашивать план убийства друга и одного из величайших писателей всех времён.


Столкновение двух видов личных безумств, как и столкновение писателей-героев романа с демонами внешними и внутренними (человек в чёрном и Диккенс, опиум и Коллинз, смерть и Чарльз, талант и Уилки), на богатой викторианской почве, на всех туманах и едких испарениях Лондона вырастает в романе до весьма пугающей тенденции. В какой-то момент читатель перестаёт замечать, где происходит подмена реальных фактов из биографии двух известных писателей событиями вымышленными — то ли больным мозгом безумца, то ли фантазией самого Симмонса. Понятно, что всё это — результат измышлений Симмонса, но он так убедителен в живописании медленного схода с рельсов реальности Диккенса и Коллинза, что невольно начинаешь верить в одну простую истину: не хочешь попасть в дурную историю, не связывайся с писателями.


Внимание: в этом абзаце возможен спойлер! Отрезвление происходит, как это ни странно, в момент наивысшего пика безумия: друг присыпает негашёной известью тело друга. При этом понимаешь, что в реальности они оба ещё были живы к тому моменту, и одного не обвинили в убийстве другого. Именно эта дикая сценка помогает сбросить наркотическое оцепенение и перестать верить ненадёжному рассказчику окончательно. Из тревожного мистического полу-хоррора, полу-психологического триллера роман становится тем, что он есть на самом деле: историей о том, что всегда большой успех носит чёрные одежды сомнений, всегда самая крепкая дружба двух явно неравных по своим возможностям людей становится в какой-то момент актом жертвоприношения: на алтарь ложится или благородный, или слабый.


«Друд, или Человек в чёрном» не только интересен как авторская интерпретация последних лет жизни одного из величайших британских писателей викторианской эпохи — эпохи расцвета жанровой литературы, к слову, но и как литературный «шахматный этюд», в котором за внешней беспорядочностью и нелогичностью поступков, событий и мотивов, если знать правила игры, просматривается уникальная партия. А вот между кем и кем, или кем и чем, или даже чем и чем — это решать каждому читателю самостоятельно.


Не стоит, однако, полагать, что это — скучное чтиво для интеллектуалов, где два не совсем здоровых джентльмена меряются безумием и пытаются закопать то, на создание чего потратили много лет и сил. «Друд» — это снова уникальный опыт для Симмонса в рамки приключенческого романа с элементами мистики вписать вопрос, на ответом на который хоть раз задумывается каждый, даже если его интересуют только удовольствия с минимум умственной нагрузки: кто ты есть — Джекилл или Хайд?



Данные издания:

Перевод с английского Марии Куренной

Серийное оформление Вадима Пожидаева

Оформление обложки Валерия Гореликова

Иллюстрация на обложке Виталия Еклериса

Иллюстрация на фронтисписе Сергея Шикина

ISBN 978-5-389-16451-2

832 страницы


Рисунок с фронтисписа:



Рисунок с обложки:







3845
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 апреля 2019 г. 20:08
В. Крапивин в «Мире фантастики» — это очень хорошо. И чем больше (^_^) произведений этого гениального писателя в ней будет издаваться, тем лучше. :cool!: Спасибо!


Ссылка на сообщение25 апреля 2019 г. 20:11
За Крапивина большущее спасибо!!!^_^^_^^_^:cool!::cool!::cool!:Очень надеюсь,что «Азбука» продолжит издавать великого писателя.


Ссылка на сообщение25 апреля 2019 г. 20:16
«Друд» — великолепный роман. Я одолел его за дня три,что редко бывает со мной с такими объемными вещами. Оторваться было почти невозможно. Кстати, есть там и небольшое пересечение с «Террором»...


Ссылка на сообщение25 апреля 2019 г. 21:07
Крапивина попробую. А за Симмонса спасибо! Как чувствовал — Друда не покупал... В МП возьму!


Ссылка на сообщение25 апреля 2019 г. 21:22
Спасибо за продолжение Крапивина, отличная книга. И позволю себе задать вопрос: нет ли планов повторить Симмонса в ИЛ БК? Искушение велико, но так уж сложилось, что не беру я МП :-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 апреля 2019 г. 13:24
Пока о таких планах я не слышал. А Симмонса в The Big Book тоже не брали? С «шантарамным» оформлением?
 


Ссылка на сообщение26 апреля 2019 г. 18:34
Нет, оформление не захватило, Террор читал в электронке, хочу обязательно в бумаге, но и Друда обязательно, чувствую, это «мое», да и Пятое сердце привлекает. Но вот Гиперионов-Эндимионов открывать не буду, смотрел рецензии, при всех хвалебных отзывах последнее время подобные фантазийные миры не привлекают. Возможно возьму в МП, хотя Террор уже пропустил


Ссылка на сообщение25 апреля 2019 г. 22:53
«Мерзость» вполне можно было бы издать. Зря отказались.
Вообще, у Симмонса можно читать абсолютно все. Он — автор такого уровне, который просто не может писать плохо. Даже не очень удачные его вещи вполне читабельны.


Ссылка на сообщение26 апреля 2019 г. 09:57
avsergeev71 Согласен, Мерзость явно недооцененный роман. На мой взгляд намного сильнее, чем Друд или Пятое Сердце. Впрочем, меня устраивает издание от Эксмо. За Крапивина спасибо! Хотел бы узнать, не планируется ли переиздание Террора в ИЛ БК ? Или грядет обновленная персональная серия Симмонса?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 апреля 2019 г. 13:38
Вот выйдет «Лето ночи», дальше будет видно. В планах ведь ещё «Жизнь мальчишки». А это, если у меня лично бы спросили, книга вполне уровня ИЛ: БК. Но вот «Лето ночи» — в The Big Book выйдет.
 


Ссылка на сообщение26 апреля 2019 г. 14:18
Спасибо за ответ! Конечно спрашивал именно у вас :-).
Жаль что «Лето ночи» в The Big Book выйдет — ИМХО эта серия несколько устарела.
 


Ссылка на сообщение26 апреля 2019 г. 14:23

цитата Rasstriga

Конечно спрашивал именно у вас

Да нет, я понял, что у меня спрашиваете. Я писал, что если бы у меня спросили, как я хочу видеть «Жизнь мальчишки», я бы внезапно пожелал в ИЛ: БК, но боюсь, что моя хотелка не сильно адекватна.


Ссылка на сообщение26 апреля 2019 г. 17:53
Новинки мимо:-( у меня Крапивин как и Булычев от ИДМ
Симмонс есть
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 апреля 2019 г. 18:43
А я взял и добавил к ИДМ и МФ Крапивина. Открываю по настроению. Если полный ВГ родится и в МФ, тоже возьму. Серия больно уж нравится. Хотя стала немного расстраивать разносортица в используемой бумаге


⇑ Наверх