145 Иллюстрированный Бажов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 145. Иллюстрированный Бажов: Серебряное копытце (худ. Г.Перебатов, худ. В.Волович, худ. Г.Мосин, худ. Ст.Ковалёв, худ. Г.Козлова, худ. А.Рыжков).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

145. Иллюстрированный Бажов: Серебряное копытце (худ. Г.Перебатов, худ. В.Волович, худ. Г.Мосин, худ. Ст.Ковалёв, худ. Г.Козлова, худ. А.Рыжков).

Статья написана 15 августа 2019 г. 21:08

Продолжение обзора «Серебряного копытца» в сборниках, где художники были ограничены и давали по одной иллюстрации к этому сказу. Сегодня сборники от конца 1950-х до наших дней. И сегодня в рамках таких сборников — местные (уральские) художники местных (среднеуральских) издательств. Посмотрим в хронологическом порядке.

1) Г.Перебатов (1959)

Названия у различных изданий сборников сказов Бажова — чаще всего, «Малахитовая шкатулка», хотя почти все они раза в два легче полного канонического собрания. Вот сборник «Малахитовая шкатулка» 1959 года — «оттепельный», проиллюстрированный одним художником: Г.Перебатовым.

Книга на Фантлабе — https://fantlab.ru/edition125492. Художник на Фантлабе — https://fantlab.ru/art1551.

«Малахитовая шкатулка», Свердловск, 1959
«Малахитовая шкатулка», Свердловск, 1959

Техника — линогравюра (в аннотации даже указывается, что у художника «оригинальные линогравюры» — надо понимать, сделанные по собственным рисункам). Стандартный набор: к каждому сказу — заставка и страничная иллюстрация. Вот картинки к «Серебряному копытцу». Очень реалистические: Дарёнка к козлику спешит по глубокому снегу.

Худ. Перебатов, 1959
Худ. Перебатов, 1959
Худ. Перебатов, 1959
Худ. Перебатов, 1959

Иллюстрации кажутся очень сдержанными, как будто ещё в сталинском стиле. Но искусствоведы считают, что творчество Перебатова 1950-х гг. — один из первых образцов преодоления «станковизма» и обращения к искусству книги. Внешне это проявляется в том, что иллюстрация стала плоской.

2) В.Волович (1963, 1969)

Два сборника, проиллюстрированные художником В.Воловичем (художник на Фантлабе:https://fantlab.ru/art3505).

Первый сборник 1963 года — увеличенного формата, а второй 1969 года — уменьшенного. Картинки те же самые, но макет другой. Вот они рядышком.

Две «Малахитовые шкатулки» Воловича
Две «Малахитовые шкатулки» Воловича

Сборник 1963 года на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition125505

Сборник 1969 года на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition258629

Книга 1963 года была стандартной. А вот маленький томик 1969 года — подарочное издание, в футляре, с ляссе (у меня к кончику ляссе ещё уральский поделочный камень присоединён, но может это инициатива первого владельца-Левши). Очень гармоничный и изящный томик. Мне кажется, свердловская «Малахитовая шкатулка» 1969 года — одна из лучших книг Средне-Уральского издательства.

«Малахитовая шкатулка», 1969
«Малахитовая шкатулка», 1969

«Малахитовая шкатулка», 1969
«Малахитовая шкатулка», 1969

Волович — художник, обретший всесоюзную известность. Считается, что на Урале в 1960-е гг. сложилось художественное направление, которое получило вполне официальное название «суровый стиль». Так вот, Воловича называют одним из самых ярких выразителей «сурового стиля» в книжной графике. В сборнике этот «суровый стиль» выразился в цветных иллюстрациях (хотя это ранний период, и картинки к Бажову больше напоминают романтические иллюстрации шестидесятников про «комиссаров в пыльных шлемах»). Но к «Серебряному копытцу» цветной картинки нет. Может, слишком камерное произведение для «сурового стиля»?

Но, как бы то ни было, вот такая заставка к «Серебряному копытцу».

Худ. Волович, 1963-1969
Худ. Волович, 1963-1969

Энергичная картинка. В уменьшенном издании 1969 года заставки превратились в марки — сделались элементом оформления (цветные страничные иллюстрации сохранились, конечно).

3) Г.Мосин (1983)

Сборник 1983 года, проиллюстрированный Г.Мосиным — памятник несбывшимся надеждам. Эту «Малахитовую шкатулку» задумывали как какую-то идеальную книгу, уральский сувенир. Библиофильский по тем временам тираж (6.500 экз.), высокая цена (7 руб.). Печать в московской продвинутой типографии. Лучший художник. Печатали несколько лет: и к 100-летнему юбилею Бажова опоздали, и художник за это время помер. Старались. Но... Библиографического шедевра не получилось. Обычная добротная книга. Сейчас у букинистов редкостью не считается. Как будто читаешь «Город Брежнев»: при страшном напряжении и завышенных тратах почему-то ничего прорывного не выходит. Хотя в обычном порядке Средне-Уральское издательство в 1980-х гг. ещё могло выпускать очень приятные книги (поэтическая серия полиграфически хороша была:https://www.ozon.ru/context/detail/id/143...).

«Малахитовая шкатулка», 1983 (в супере)
«Малахитовая шкатулка», 1983 (в супере)
«Малахитовая шкатулка», 1983 (без супера)
«Малахитовая шкатулка», 1983 (без супера)

Книга на Фантлабе:https://fantlab.ru/edition125552. Художник Мосин на Фантлабе никак почти не представлен:https://fantlab.ru/art18667

К каждому сказу в этом сборнике по одной страничной иллюстрации. Мосин — самобытный художник. Всё такое яркое, гротескное. Но очень хороший вкус. Вот его картинка к «Серебряному копытцу» из сборника 1983 года.

Худ. Мосин, 1983
Худ. Мосин, 1983

У Мосина есть и полная сюита к «Серебряному копытцу», более ранняя. По формальным причинам покажу её позже. Но для сравнения — аналогичная картинка из полной сюиты. Интересно, как художник вроде всё оставил как было, но на самом деле перерисовал картинку полностью: другая поза у девочки, другой веник, на стене — рыба вместо грибов. Снега другие... Порог интересный — подковообразный. Протёрли дерево?

Худ. Мосин, ранний вариант
Худ. Мосин, ранний вариант

Искусствоведы пишут про мосинские иллюстрации к бажовским сказам, что

цитата
... у Мосина, при всей их сказочности и одухотворённости, они обрели уральскую почву. Иллюстрации Мосина, соединив в себе «земное» с «небесным», наиболее адекватно передали специфическую образность интерпретированного в сказах Бажова уральского фольклора

4) Ст.Ковалёв (2005)

Наш знакомый по пушкинским сказкам художник Ст.Ковалёв. А вот и его сборник 2005 года (может, были ранние издания, да и художник советский — поэтому ставлю его сразу после 1983 года). Издано было хорошим негосударственным издательством «У-Фактория» (теперь уже не существует).

«Малахитовая шкатулка», Екатеринбург, 2005
«Малахитовая шкатулка», Екатеринбург, 2005

Книга на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition125673. Сказы Бажова с картинками Ковалёва были переизданы в 2017 году в Москве: там побольше цветного оформления (https://www.labirint.ru/books/625809/). Я это переиздание брать не стал.

Ковалёв в бажовском сборнике демонстрирует свой неизменный уровень. Для иллюстрирования берёт ключевые, беспроигрышные сцены: козлик на крыше.

Худ. Ковалёв, 2005
Худ. Ковалёв, 2005
Худ. Ковалёв, 2005
Худ. Ковалёв, 2005

Надо признать, что у Ковалёва иллюстрации к сказам Бажова лучше получаются, чем к сказкам Пушкина.

5) Г.Козлова (2002)

Долго после советских времён пришлось ждать выхода в Екатеринбурге нового иллюстрированного Бажова. И вот в предверии одного из полуюбилеев (с опережением на два года) в 2002 году в Средне-Уральском издательстве (оказывается, тогда ещё работало) вышла «Малахитовая шкатулка» с новыми иллюстрациями новой художницы.

«Малахитовая шкатулка», Екатеринбург, 2002
«Малахитовая шкатулка», Екатеринбург, 2002

Книга на Фантлабе:https://fantlab.ru/edition125626

Художник — Г.Козлова — на Фантлабе: https://fantlab.ru/art26343.

У этого сборника — мутная история. Вроде бы и тираж для наших времён немаленький (5 тыс. экземпляров), а найти книгу тяжело. На Алибе хотят купить за тыщу и больше, но из продавцов никто не откликается. Когда мне предоставилась возможность за ту же тыщу купить — пришлось брать, не раздумывая (редкость!). Хотя таких денег книга не стóит. Или фактический тираж был мизерным (может, издательство дорвалось до госзаказа и залатало им свои дыры, а на книгу — что осталось), или раздали тираж на какой-нибудь ЭКСПО китайцам да индийцам (это ещё лучший вариант — могли ведь и нашим раздать на партийной конференции).

Книга, видать, планировалась как подарочная. Дизайн пышный. Вот такие шмуцтитулы.

Худ. Козлова, 2002
Худ. Козлова, 2002

К каждому сказу — по одной цветной страничной иллюстрации. Вот картинка к «Серебряному копытцу».

Худ. Козлова, 2002
Худ. Козлова, 2002

Ну, свежо, современно... Сцена для иллюстрирования выбрана небанальная. Смешение сна и яви — Мурёнка ещё не сбежала, а Дарёнка спит в предверии встречи с козликом (он ей снится), но шапка с самоцветами — уже на столе. И мышка наглая какая-то под столом. Замысел интересный, но картинка — как для детского журнала той поры (т.е. адаптация к неразвитому вкусу). Я вот из-за таких детских иллюстраций не стал брать современные московские издания сказов популярного художника Митрофанова.

6) А.Рыжков (2011)

Книга забавных картинок хорошего художника А.Рыжкова (не книжного графика).

«Нарисованый город», Екатеринбург, 2011
«Нарисованый город», Екатеринбург, 2011

Я в детстве про «Серебряное копытце» сначала узнал, что это кафе. Было на первом этаже кооперативного девятиэтажного дома, куда меня часто к тётушке в гости возили. В темноте козлик поднимал и опускал ножку и высекал самоцветы (электрические гирлянды переключались). Всегда Новый год! Пассажиры поездов, едущих из Сибири или с юга, заезжали в Свердловск по ул. Восточной, и ближе к центру их в темноте тоже козлик приветствовал. Я сколько раз в дошкольном возрасте, возвращаясь на электричке от бабушки, ему радовался.

Умилительна вот эта советская китчевость. Не нашёл я в сети фотографий оформления кафе «Серебряное копытце» (сейчас-то там вывески обычных кабаков сменяются). Но нашёл другую картинку про козлика на городском здании.

У художника Рыжкова фирменный стиль: старенькие домики Екатеринбурга криво рисовать на фоне современного города. Вот здесь он такой ракурс на дом-музей Бажова выбрал. И Серебряное Копытце на крышу поместил. Пусть будет.

Худ. А.Рыжков, 2011
Худ. А.Рыжков, 2011




Когда я ссылался на искусствоведов, я цитировал определённую статью: Филинкова А.Н. Искусство уральской книги. К 85-летию издательского дела в Екатеринбурге. Выставка Свердловской областной универсальной библиотеки им. В.Г. Белинского // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2006. — № 47, вып. 12. — С. 346-355.

Прикладываю здесь эту статью в PDF в качестве вложенного файла, чтобы не затерялась.






522
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 августа 2019 г. 05:28
Интересные издания! Я с такими не пересекался, в отличие от прошлых ваших обзоров...
Волович — прекрасный иллюстратор Бажова, со своим оригинальным стилем, вероятно, на него ориентировался потом художник Белюкин, при иллюстрировании Бажова для изданий 1977,80 гг.
Кстати, вы «Конька-горбунка» не собирали? А то я этим также грешил, некоторое время, из-за родственных связей с автором... но по схожим причинам — частые дальние переезды — временно «зАмер».... с сохраниеим накопленного в трех регионах...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 августа 2019 г. 05:32
Да, «Конька» собираю
 


Ссылка на сообщение16 августа 2019 г. 05:43
Миниатюрное издание «Конька» с цветными микроиллюстрациями в масштабе 1:1 Геннадия Спирина у вас имеется?
или, например, первая книга, вышедшая в Детгизе после снятия блокады Ленинграда, в феврале 1944 года?
на фантлабе эти издания отсутствуют.
 


Ссылка на сообщение16 августа 2019 г. 05:52
Нет, таких нет.
 


Ссылка на сообщение16 августа 2019 г. 05:58
Если начнете «коньковщину», то могу эти издания вам предоставить.
Мне делать то же самое — значит, «распылять» зрительское внимание... пусть все будет в одном месте...
 


Ссылка на сообщение16 августа 2019 г. 07:49
Было бы здорово. Но не знаю, когда доберусь до «Конька».


⇑ Наверх