Ольга Ларионова Леопард с


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «240580» > Ольга Ларионова. Леопард с вершины Килиманджаро
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ольга Ларионова. Леопард с вершины Килиманджаро

Статья написана 1 ноября 2019 г. 23:56

Представьте себе, что вы получили сведения о времени своей смерти. Представили? А теперь представьте, что о дате своего финала знает большинство людей на Земле. Наверное, тогда общество будет совсем другим, нежели сейчас. Но это уже вообразить гораздо сложнее. Но именно таковую нетривиальную, очевидно, задачу ставила перед собой Ольга Ларионова при написании романа с таким красивым названием.

Начинаясь более или менее традиционно — космонавт возвращается на Землю (правда, путешествие заняло лишь 11 лет, а не века земного времени), это произведение ярко демонстрирует многогранность проблемы жизни и смерти. Случайное ЗНАНИЕ о смерти, которое как снег на голову упало на всех (или почти всех) землян в корне изменило все устои общества.

Произведение вряд ли можно назвать утопией. Хотя социальная тема в романе присутствует. Так, известно, что коммунистическое общество, где непоколебимым был принцип добровольности труда, а мерой стоимости была энергия, после ЭТОГО эволюционировало. Мерой стоимости становится время. Темп жизни общества постоянно ускоряется. Основная цель — не размениваться на мелочи и успеть делать (закончить) главное, значимое. Возможно, при жизни следующего поколения, которое не будет знать ЭТОГО, все снова изменится.

Как реагируют люди на ЭТО? Сначала кажется, что по-разному, хотя в конце выясняется, что все персонажи — сильные люди и воспринимают ЗНАНИЕ спокойно, как должное. Люди не зацикливаются на ЭТОМ, а делают надлежащее.

Прекрасно обыграна фабула и глобальная, вечная тема.

Симоволика. О леопарде упоминается лишь дважды. Вырезанная фигурка практически мертвого леопарда, карабкающегося на вершину, символизирует стремление к жизни. Несмотря на отвергнутый инстинкт смерти. Вот так, ни больше, ни меньше.

Сюжет. Начало в какой-то мере типично для многих фантастических произведений, а потому кажется немного безликим. Далее читателя вводят в курс, что это произведение таки психологическая драма, глубинные пласты которой представляют собой настоящую философскую фантастику. Из размышлений об ЭТОМ главного героя, разговоров на высокогорной спасательной базе мы узнаем о многих гранях НЕОТВРАТИМОГО. На вполне конкретном материале. И здесь, похоже, все более-менее понятно — драма человека, который наверняка знает, что его любимая (или когда-то бывшая ею) точно умрет в этом году. Но в конце эта драма дополняется другой романтической историей, переходящей в неожиданный триллер-хоррор, где автор перемешивает все карты.

Единственное замечание к авторскому замыслу. Непонятно, почему автоматический «Овератор» побывав в будущем, выяснил только год смерти каждого из тех, кто жил в современном ему ХХVІІІ веке. Из смысла событий следует то, что у него было время и средства для того, чтобы собрать информацию вплоть до месяца и дня кончины конкретного лица. Однако тогда бы человек не находился в подвешенном состоянии длительное время, а именно это и было нужно автору для построения особенностей сюжета.

Роман из тех, которые не забываются после прочтения. Однако возникает своеобразное послевкусие — не то чтобы отторжение или тем более отвращение... Просто становится немного не по себе. Хотя все акценты расставлены правильно и, не побоюсь этих слов, произведение идейно верное. Но из-за своеобразной атмосферы и шокирующей концовки вряд ли возникнет желание перечитывать его еще раз.





1319
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 ноября 2019 г. 00:04
А я не согласен. С фатализмом романа и героев. Предлагаю почитать В ночь большого прилива
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2019 г. 00:08
А где Вы у них увидели фатализм? Неправильное слово.
Великий Кристалл в моем списке к прочтению, когда-то доберемся:-)
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2019 г. 00:21

цитата 240580

А где Вы у них увидели фатализм? Неправильное слово.
мне кажется именно В ночь большого прилива «ответ « на Леопарда...
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2019 г. 00:26
Я все же считаю, что в «Леопарде...» не фатализм, там намного глубже.
Но то, что эта повесть — ответ на Леопарда — интересно, заинтриговали;-)
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2021 г. 22:16
почитали?:-)


Ссылка на сообщение2 ноября 2019 г. 08:41
Да. Для кого-то «Леопард» прочитан только сейчас. И даже «Кристалл» еще впереди. Здорово, что эти вещи не исчезают.
А теперь представьте, КАК воздействовала эта вещь на советского школьника старшеклассника! То есть это было вообще нехарактерно для страны, которая героически «Страна Багровых Туч», и оптимистически «Полдень».
Хотя мне свезло прочитать уже классе в 7 «Попытку к бегству», а за ним и «ТББ», но там было все понятно.
А тут именно послевкусие и подвисание... И когда в 83 вышли «Знаки Зодиака» — можно было сразу хватать и читать. Ибо Ларинова стала Именем!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 марта 2020 г. 10:49

цитата hellsing

мне свезло прочитать уже классе в 7 «Попытку к бегству», а за ним и «ТББ», но там было все понятно.
А тут именно послевкусие и подвисание.

Вы, честное слово, очень счастливый человек, — если уже в старших классах оценили такие взрослые вещи. А мне в кач-ве взрослого человека до сих пор там не всё понятно: Попытка к Бегству и ТББ написаны так... Как будто это вырванные истории и сами авторы били себя по рукам (усиленно стараясь сказать очень глубокие вещи / вопрос хрестоматийной трактовки всегда ведь вторичен)
Ларионова с Леопардом зашла легче. Читаю её только сейчас.
Искреннее спасибо автору статьи за умный пиар взрослого и достойного произведения:beer:


Ссылка на сообщение2 ноября 2019 г. 13:18
Не раз перечитывал. Но тут либо принимаешь эту повесть — или не принимаешь. Отзывов море, и сейчас Леопард воспринимается по-другому, чем в момент выхода, или, когда я впервые прочитал — в конце 80-х... Главное, что его читают до сих пор и рецензии пишут, в них ничего нового нет и быть уже не может, но еще раз обратить внимание на Ларионову — за это спасибо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 марта 2020 г. 10:52

цитата слОГ

Главное, что его читают до сих пор и рецензии пишут, в них ничего нового нет и быть уже не може

На мой скромный взгляд, весьма самоуверенно;-) Как в любом серьёзном произведении, каждый увидит и считает что-то своё. Так что в этом смысле новости в отзовиках таким авторам обеспечены8-)
 


Ссылка на сообщение4 марта 2020 г. 13:16

цитата neo smile

весьма самоуверенно

Просто реалистичная оценка — «ничто не ново» и «новое — это хорошо забытое старое». Легче написать еще раз что-то «свое», чем искать и перечитывать все предыдущие рецензии начиная с 1965-го:).
 


Ссылка на сообщение5 марта 2020 г. 13:57

цитата слОГ

Легче написать еще раз что-то «свое»,

По Леопарду не легче8:-0 Эпический роман, требующий внимательного и вдумчивого чтения, а после — просто Капитального осмысления прочитанного. У меня... Не могу подобрать адекватного слова (на всякий случай перечеркну) «затык» по теме, — что хотела сказать Ларионова этой вещью... Ну как минимум лучший роман о Времени как сакральной единице измерения полноты чувств и глубины нашей жизни. И всё... Пока больше ничё вразумительного сказать не в силах — иссякла:-D
Ещё раз спасибо за эту статью, — умная Провокация на умную книгу (незаслуженно нераскрученную на мой взгляд)
 


Ссылка на сообщение5 марта 2020 г. 14:58
Повторю рекомендацию В ночь большого прилива
 


Ссылка на сообщение5 марта 2020 г. 20:06
А инструкция (хотя бы условная) есть?;-) -Какая последовательность и в чём идейная фишка что ли?:-)
 


Ссылка на сообщение5 марта 2020 г. 21:04
Собственно это начало серии. А второй рассказ трилогии. Скорее всего ответ Ларионовой.
 


Ссылка на сообщение6 марта 2020 г. 13:39
Это официальная версия или Ваше личное ощущение от чтения?;-)
 


Ссылка на сообщение6 марта 2020 г. 13:42
Мое личное ощущение:-)
 


Ссылка на сообщение7 марта 2020 г. 13:10
Хорошо! Возьму на заметку;-)
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2021 г. 22:15
Почитали?:-)
 


Ссылка на сообщение6 марта 2020 г. 09:53

цитата neo smile

незаслуженно нераскрученную на мой взгляд

Это не так. И тиражи, и признание, и обсуждение все это у романа было. Просто давно. В данный момент это произведение в золотом фонде советской фантастики, ему уже 55 лет и, естественно, что таким же популярным, как во времена СССР оно никогда не будет. Дальше можно рассуждать, что это справедливо/несправедливо, правильно/неправильно, но ситуацию не изменить... Как-то так. На всякий случай, я то роману 10-ку поставил и пересматривать оценку не собираюсь, но стараюсь быть объективным — мои дети его вряд ли прочтут.
 


Ссылка на сообщение6 марта 2020 г. 13:37

цитата слОГ

стараюсь быть объективным — мои дети его вряд ли прочтут.

Вот это жаль, честное слово!.. Потому что вещь на все времена и вкусы, на мой скромный взгляд8:-0

цитата слОГ

Дальше можно рассуждать, что это справедливо/несправедливо, правильно/неправильно, но ситуацию не изменить..

Знаете, под нераскрученной подразумевала скорее то... Стругацких читают и сейчас — 16летняя малышня часто в метро с титулом ТББ встречается. Почему у Ларионовой в этом смысле прошедшее время?.. Вот это непонятно, ей*богу...
 


Ссылка на сообщение6 марта 2020 г. 14:12
Ок, кого кроме Стругацких вы видели, чтобы молодежь читала в метро? Честно говоря, я даже Крапивина с Булычевым не видел, а куда уж «молодёжнее». Вопрос не в том кого, вопрос в том, что и читают меньше, и выбор больше — ну и происходит так называемая «инфляция хороших книг».
 


Ссылка на сообщение7 марта 2020 г. 13:19

цитата слОГ

Ок, кого кроме Стругацких вы видели, чтобы молодежь читала в метро?

Да, Вы правы безусловно... (и Стругацкие в руках молодой девушки попались не иначе как из-за красивого титула Руматы:-)) В основном (щас даже взрослые — чего уж там8:-0) все гуглят и чилят... Что касается инфляции хороших книг, — это здорово и по существу сказано. Ну я оптимист, — быть может не оправданный, — мне кажется каждая книга приходит к человеку вовремя. Я тоже в школе (как и многие другие) «спотыкалась» о Достоевского... Полюбила его прозу (хотя не могу сказать что всю) после 30ти. Со Стругацкими, Лемом, ФКДиком, Пелевиным похожая история, — чтобы их читать — нужен особый личный и очень плотный бэкграунд.

цитата слОГ

Честно говоря, я даже Крапивина с Булычевым не видел, а куда уж «молодёжнее»

Щас очень сильно сбились приоритеты авторов, на мой скромный взгляд. Вижу это по профессии в том числе. Вместо Достоевского — Акунин хорошо заходит (не сужу малышню за это строго:-)) А вместо ФКДика... Ну есть много софта и лайта в ключе новых авторов от Эксмо, которые очень симпатично пишут в том числе эксцентричные боевики для категории 14+. Это наверное нормально, на мой скромный взгляд8:-0 (Конечно, далеко не одно и тоже — но предельно близко по смыслу и подаче)
 


Ссылка на сообщение6 марта 2020 г. 14:38

цитата neo smile

Почему у Ларионовой в этом смысле прошедшее время?.. Вот это непонятно, ей*богу...
Потому что книги не издают? Причем по воле автора...
 


Ссылка на сообщение7 марта 2020 г. 13:27
Что значит, — по воле автора?.. Поясните пожалуйста, — искренне заинтересовали8:-0:-)
 


Ссылка на сообщение7 марта 2020 г. 15:15
Я не знаю подробностей.. Читал вроде тут на фантлабе. Был вопрос. Почему с 2005 года не издают книги Ларионовой? Ответ потому что автор теперь против этого.. И ведь правда. До 2005 довольно много. Теперь ничего.


Ссылка на сообщение4 марта 2020 г. 19:48
А ведь «Леопард» осознается по настоящему только с осознанием смерти.
Я не стал бы заглядывать в свое будущее. Человек счастлив тем, что живет «как будто он бессмертен».
Впрочем — иногда важно знать когда ты умрешь — ибо можно выбрать КАК.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 марта 2020 г. 21:20
А мне вот претит такой детермизм. Нет судьбы...
 


Ссылка на сообщение5 марта 2020 г. 16:42
Да нет. Есть дата. Мы все умрем. А судьба — это КАК проживешь и КАК закончишь.
Как там в «Зимнем вечере в Гаграх» Евстигнеев. Что скажут на твоей панихиде. И- самое главное — что НЕ СКАЖУТ.
Вот бы прожить так, чтобы НЕ скажут не было!
В «Леопарде» так и получилось. Можно было сказать всё. Поэтому я редко перечитываю Ларионову. После 50 — щемит сердце.
Ибо судьба есть. Нет возврата.
 


Ссылка на сообщение5 марта 2020 г. 20:11
Прошу прощение, что вмешиваюсь8:-0 Мне кажется, дело в Леопарде не в какой-то условной взаимосвязи (конкретная дата / символика смерти). А именно в том, — человек в авторской вселенной Ларионовой разучился жить-дышать-наслаждаться настоящим моментом... Все куда-то торопятся — не понимая, что они уже там...
PS Утрирую конечно — ибо там очень много всяких смыслов срослось и сплелось, — как в великолепном кроссовере НФ произведения8-)


⇑ Наверх