Звездные войны как высшая


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «angels_chinese» > «Звездные войны» как высшая форма искусства
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Звездные войны» как высшая форма искусства

Статья написана 24 декабря 2019 г. 20:02

Опубликовано на портале Rus.Postimees.

Девятый эпизод «Звездных войн» – как раз тот случай, когда ты умом всё понимаешь, но поделать с собой ничего не можешь.

Привычка – вторая натура? Или любовь зла? Или это и есть действие невидимой Силы, когда из множественных несовершенств вырастает вдруг нечто прекрасное, не ведая стыда?

Беготня в другую сторону Силы

Если попросить перечислить причины, почему фильм «Скайуокер. Восход» нехорош, таковых найдется более чем достаточно. Взять сюжет. Ну действительно – абсурднейший ведь сюжет. «Но что страннее, что непонятнее всего, это то, как авторы могут брать подобные сюжеты, признаюсь, это уж совсем непостижимо, это точно... нет, нет, совсем не понимаю» (Гоголь, эпиграф к «Понедельнику» Стругацких). И не сюжет это, а вопиющая бессюжетица. Фильм по большому счету состоит из сцен, которые один русский фантаст с весьма приблизительным знанием русского языка описал бессмертной фразой «другой отряд опять побежал в другую сторону». Все куда-то бегут, летят, мчатся на самых странных транспортных средствах, от железяк до звероящеров, и друг в дружку стреляют, и приключаются как могут, и опять бегут, только в другую сторону...

Кайло Рен (Адам Драйвер) и Рэй (Дэйзи Ридли) сражаются на фоне девятых валов и волн Хокусая.

Логика тут там не то чтобы не ночевала – она пыталась, но ее то и дело будили и сценаристы, и продюсеры, и голливудские боссы. Ключевое слово девятого эпизода – «внезапно». Внезапно по всей честной галактике распространяются какие-то невнятные сообщения, записанные якобы бывшим императором Палпатином (Иан Макдермид), хотя император этот давно и прочно мертв. Внезапно Кайло Рен, в прошлом Бен (Адам Драйвер), сын Хана Соло (Харрисон Форд) и принцессы Леи (Кэрри Фишер), отрекшийся от родителей и убивший отца ради Темной стороны, находит непонятно где прибор-ситхоискатель, позволяющий найти дорогу к планете ситхов.

Внезапно на этой планете под подходящим для стирального порошка названием Экзегол обнаруживается как живехонький Палпатин (брошенная кем-то вскользь фраза «клонирование, темные технологии ситхов» совсем ничего не объясняет), так и целый флот имперских истребителей. Внезапно эти истребители – в каждом, а их тут сотни, если не тысячи – укомплектованы непонятно какими людьми. Внезапно истребители все еще никуда не летят: перед блицкригом воскресший Палпатин желает найти и убить главную героиню, Рэй (Дэйзи Ридли), которая в прошлых сериях прошла путь от татуинской мусорщицы до джедая, ученицы Люка Скайуокера (Марк Хэмилл) — он в этой трилогии играет роль наставника, которую в первой трилогии играл по отношению к самому Люку мастер Йода...

Впрочем, почему Палпатин ищет Рэй, нам скажут. Обойдемся без спойлеров, добавив, что в русском названии спойлера нет – хотя может показаться, что он есть: фамилию «Скайуокер» поставили в именительном падеже явно потому, что в родительном сразу стало бы ясно, чей это восход – Скайуокера (М) или Скайуокер (Ж), – из чего следует, что Рэй (Ж) все-таки родня Люку. Нет, не родня. В прошлой серии нам не соврали: родители Рэй и правда были никто и звать никак. Ну... почти.

Внезапность – вот их второе имя

На деле наблюдаемая в девятом эпизоде сантабарбара для «Звездных войн» – как раз почтенная традиция: вспомним, как первая трилогия балансировала на грани фола, покуда выяснялось, какой любовью любят друг друга Лея и Люк, мужеско-женской или братско-сестринской. Галактика, конечно, велика, но родственники обнаруживаются в ней в самых неожиданных местах. Да и старые знакомые – тоже. (Марк Твен на Сандвичевых островах: «Сегодня нашелся старый знакомый. Пока еще не было такого места, где я не нашел бы знакомого».) Прилетают персонажи на планету Пасаана искать ситхоискатель (да-да, это многослойный квест: тут ищут объект А, чтобы потом с его помощью найти объект Б), а там опять же внезапно обнаруживается не кто иной, как Лэндо Кальриссиан (Билли Ди Уильямс), которого мы в последний раз мы видели 35 лет назад. Кальриссиан постарел, но не размяк, хотя уже и не летает... но, понятно, это временно.

Внезапностями, причем нелогичными, фильм более чем переполнен. Уж простите за спойлер, но это так и так коллизия первой трети фильма: вот на Пасаане Чубакку (Йонас Суотамо) пленяют имперские штурмовики. Транспорт с Чубаккой взлетает, чтобы увезти вуки на имперский крейсер, однако Рэй при помощи Силы, в данном случае телекинеза, пытается опустить его на землю. Оказавшийся тут же Кайло Рен ей противостоит. Дуэль двух сторон Силы заканчивается тем, что Рэй внезапно испускает электрический разряд – и транспорт взрывается. А там Чубакка. Чубакка погиб! Все плачут две минуты...

ВНЕЗАПНО нам показывают живого вуки на имперском крейсере. Объяснение? «А это был не мой чемоданчик». Это был не тот транспорт!.. Хотя других транспортов в округе вроде как и не было. Но вот, оказывается, были, и Рэй при всей своей Силе не смекнула, какой транспорт – тот, а какой – не тот.

Такого алогичного добра в девятом эпизоде, повторим, навалом. Героям неожиданно надо лететь на планету, на которой внезапно живет злейший враг По Дэмерона (Оскар Айзек); умершие оживают в самых неожиданных местах; верные сторонники Империи на поверку оказываются глубоко законспирированными шпионами, но это им на пользу не идет...

Рэй (Дэйзи Ридли) воспитывает в себе джедая под присмотром бывшей принцессы Леи.

А еще и политкорректность ждет за углом. В самом финале нас ждет первый в истории франшизы лесбийский поцелуй. Но он будет на пару секунд и между безымянными борчихами Сопротивления, ни одна из которых не играет в фильме сколь-нибудь существенной роли. Движение ЛГБТ не обрадовано – оно возмущено: дешевый токенизм! Слово «токенизм» означает, что вам как меньшинству делают уступку, но чисто формальную: так уж и быть, вот поцелуй женщин на две секунды – вы довольны?..

Война и смута, Палпатин и Наполеон

«Скайуокер. Восход» не должен угодить практически никому. Это типичное коммерческое голливудское кино, снятое без логики, смысла и попытки произвести подвижки в сознании смотрящего (другое дело – подвижки в его кошельке и перемещение денег из оного в кошелек киноиндустрии ), зато с перепевами прошлых фильмов, особенно легендарной первой трилогии, и эти-то перепевы и цитаты кое-как сбиты в кучу, чтобы, понимаешь, «смотрелось».

Ничего нового – только успевшее осточертеть старое. Не секрет ведь, что Рэй – это новый Люк. В «Возвращении джедая» Люк на планете Да-Гоба спускался в пещеру и сражался с призрачным Дартом Вейдером, у которого оказывалось его, Люка, лицо, – и в «Восходе» Рэй, в поисках ситхоискателя оказавшаяся на планете Кеф-Бир, натыкается на призрачного ситха с собственным лицом и бьется с собой. Темная сторона Силы настойчиво искушает героя, уговаривает его/ее «быть с собой», но герой не поддается, – устойчивый мотив этой сказки...

Но – почему нет? Должны ли «Звездные войны» меняться, делаться убедительнее, становиться «взрослее»? (Последнего периодически требуют от них повзрослевшие критики, успевшие на жизненном пути воспитать в себе маленького противного сноба, не согласного восхищаться, когда герои на экране выхватывают мечи и те так вжих-вжих-вжих, – где тут Деррида и где Хайгеддер?..) Я бы сказал, что совсем не должны. «Восход. Скайуокер» воспроизводит пропорцию высокой мистики (джедаи) и солдатского юморка в стиле Хана Соло, что установлена первой трилогией. Поменялось одно: из главных героев никто – вообще никто – не нашел вторую половину. Ну или не нашел так, чтобы тут же ее не потерять. Побеждает дружба, побеждает экзистенциальное одиночество, побеждают, по сути, хаос и неизвестность. В первой трилогии по меньшей мере Хан Соло и Лея обретали друг друга – но, как мы знаем, ничего хорошего из этого не вышло.

То есть, ни один хэппи-энд не гарантирует ни конца, ни счастья. И это правильно: за предсказуемостью, порядком, орднунгом просьба обращаться на Темную сторону Силы. Светлая сторона – о другом, о сломе любых структур и нелогичности жизни, о смерти, попирающей смерть, о том, что (цитата из Дмитрия Быкова):

Сюжетом не предусмотренный поворот,

Небесный тунгусский камень в твой огород,

Лед и пламень, война и смута,

Тамерлан и Наполеон,

Приказ немедленно прыгать без парашюта

С горящего самолета, – всё это Он.

Что герои постоянно и проделывают – прыгают без парашюта с горящего космолета. Без всякой логики. И всё всегда встает на места – но совсем не так, как кто-либо из них или нас ожидал.

Джедай – и никаких гвоздей!

Логики желает как раз император Палпатин, потому что зло только и побеждает, что «естественной» логикой: «Следуй своим порывам, Рэй, ведь ты меня ненавидишь, так давай, действуй, убей меня – и станешь ситхом!» Зло считает, что оно не может проиграть, ибо его логика бинарна, абсолютна, она из царства математики, а не этики; не зря ведь сказано «только ситхи всё возводят в абсолют». Зло всё предусмотрело: «Если ты меня не убьешь, Рэй, значит, ты слаба, тогда я тебя убью – и победа так и так будет за мной!»

Генералы Финн (Джон Бойега) и По Дэмерон (Оскар Айзек) и неубиенный Чубакка (Йонас Суотамо) удивлены очередным «внезапно».

Чего зло никак не в состоянии понять и предусмотреть – это слома «естественного» развития событий, ответа, не предусмотренного формулами и правилами, выхода за пределы парадигмы «ненависть или слабость». Зло не может предусмотреть доброты и милосердия. И когда Рэй использует Силу, чтобы лечить, а не калечить, она одолевает Темную сторону. В девятом эпизоде эти сцены – главные. Заодно понимаешь, в чем состояла ошибка Люка, затворившегося от всех на планете Ак-То: джедай не может быть джедаем для себя – он всегда джедай только для других. Но и не быть джедаем джедай не может, а значит, рано или поздно ему придется выйти на битву – и пожертвовать собой; так было с Люком в финале восьмого эпизода, так стало с Леей в «Восходе». (Покойная Кэрри Фишер все-таки «снялась» в этом фильме благодаря сохранившимся кадрам и компьютерной технологии.)

Придуманную некогда Джорджем Лукасом Силу можно называть и дао, и Богом, и как угодно еще. Ключевые свойства этой Силы просты: ее пути всегда неисповедимы – и она любит добрых («Дао дэ цзин»: «Небесное дао относится ко всем одинаково, оно всегда на стороне добрых».) Самое интересное, что форма саги «Звездные войны» подтверждает ее содержание: это в конечном счете предельно доброе и хаотичное кино, собирающее Бога из совершенно не годных для богостроительства элементов.

Ибо создать шедевр из идеально подогнанных кубиков может ведь любой умелый неглупый художник. Высшее искусство – создать шедевр из всяческого сора. Но такое искусство, скажем уже откровенно, без божественного вмешательства невозможно.

Поэтому будем ждать десятого эпизода – и да пребудут с нами терпение, доброта и Сила.

(Николай Караев)





1366
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 декабря 2019 г. 21:44 цитировать
Внезапно — это было действительно смешно, давно так не смеялась :)


Ссылка на сообщение25 декабря 2019 г. 00:52 цитировать
«Короче, все умерли».


Ссылка на сообщение25 декабря 2019 г. 10:52 цитировать
Не факт, что следующий эпизод будет десятым. Номерные были связаны со Скайуокерами и хотелось бы думать, что историю этого семейства, наконец, оставили в покое. Саму вселенную, разумеется, такая участь едва ли ждёт.


Ссылка на сообщение25 декабря 2019 г. 14:17 цитировать
Большое спасибо за рецензию :beer:

цитата

Логика тут там не то чтобы не ночевала – она пыталась, но ее то и дело будили и сценаристы, и продюсеры, и голливудские боссы.

К моему глубочайшему сожалению, логика в этом фильме именно что не ночевала.
Во время просмотра «неудобные» для сценаристов вопросы задавал папе даже мальчишка лет 7-8, который сидел прямо сзади меня...


Ссылка на сообщение25 декабря 2019 г. 20:19 цитировать
Тому, кто пережил аццкий стеб п\н «Атака клонов» (Йода на летающем ночном горшке, Макгрегор, косплеящий Гиннеса, «Смотри-смотри, сенатор, наша джедая здеся!»), все эти танцы-шманцы так называемых «фоннатов» вокруг сиквелов таки кажутся смешными.


Ссылка на сообщение26 декабря 2019 г. 02:30 цитировать
Поддерживаю! Спасибо за рецензию.

От себя бомбану вот еще, что:
У Звездных Воин есть именно штрихи, которые убрать и получилась и получались и стали они известными.

Во первых, это история с первым фильмом, который выстрелил в 77ом. Он выстрелил благодаря вычеркиванию множества сцен, и вещей из ленты — БОЛЬШУЩИМИ НОЖНИЦАМИ. Сила была чем-то неосязаемым, а множество левых персонажей так и остались жить в «вырезанных кинокадрах».

Следующая часть — Пятый эпизод — везде и повсюду считается (и мой тоже),
лучшим из всех существующих. А так же он в мирвых топах, и не просто так. Над ним работали великие люди, как и со сценарием, так и со всеми элементами. Саундтрек дополнил картину и эту часть не выкинуть из сюжетного канона. И никто никогда этого не сделает.

Шестой эпизод стал на грани фола. Его спасла лишь развязка, да опять же тут злую шутку сыграли ножницы, которые понерфили сценарий. Про тушителя звезд, только легенды ходят и по сей день. Затем тишина. Тот ужас рекламных роликов и мини мюзиклов с Эвоками это полный кошмар. И все машина запущена можно и остановиться. Но

Первая трилогия — она была и другой и совсем скомканной. В ней второй эпизод снова стал лучшим, а третий ну очень «НЕ ВЕРЮ СТАНИСЛАВСКИЙ!».

ЗВ спасли игры. Серия КОТОР (1,2) в частности там был Мандалорец, именно там был он воспет, как и множества других вещей, которые... Дисней вычеркнул и взял, лишь элементы себе нужные.

И вот высшая форма искусства? Высшая форма искусства, когда уже второй из трех фильмов — является прямым антагонистом первого (5 эпизода). Где, автор тысячу раз прав, написав, что ждем 10ый эпизол. Где Дисней, словно потеряв берега разбушевался забыв обо всем. И если раньше фильмы ругали за разное, но многие потом стали любить. То и 9ый эпизод, и уже а вы не забыли про Игру Престолов их такую же наивысшую игру — это входит в тренды — 9ый эпизод не будут любить, он как ложка великого! Великого дегтя изменил вектор ЗВ убил магию и создал бездушный конвеер. В конце которого продукт в итоге станет все более безжизенным...

Простите за много слов. Немного в хаосе мысли, после фильма. И по всем маркером я знал, что будет так. И что Палпатин, это было известно еще в 90ых, мне одноклассник который наполовину американец рассказывал. И что хэппи энд. Но так... Я уважаю Дисней, он дарит детям сказки. Но он совершенно не умеет говорить с подростками и взрослыми. Потому что говорит таким же голосом, что и с детьми...


Ссылка на сообщение26 декабря 2019 г. 06:16 цитировать
Смотрел и пересматривал только первые три части, от современных воротил. Думал, почему так?
Предположу, что первые фильмы были Свободными. В чем? Наверно в сюжете и способе изложения. В современных такой свободы нет. Сейчас сценарий надо подгонять под всяких агрессивных уродов, которые могут попросту засудить. Вот и приходится лепить бредовую бабу-рыцаршу, там чуть феминятинки, там чуть негритятинки, тут чуть содомятинки, и проч. Учитывая что этих агрессивных течений появляется все больше, (всевозможные веганы, копрофаги, нудисты, и тд и тп), то качество дальнейшей кинопродукции будет неуклонно снижаться... Но это уже без нас пожалуйста.
«Если таково наше будущее, то я предпочитаю остаться в прошлом... И уйти вместе с ним..» Как сказал Клугер устами персонажа...


Ссылка на сообщение26 декабря 2019 г. 08:19 цитировать
Даже сказка должна иметь внутреннюю логику. Даже сказка должна иметь харизматичных персонажей.
И да, сказка должна наконец повзрослеть — потому что смотреть ее будут в первую очеред дяденьки в возрасте 30+, а у детей уже дркгие герои)


Ссылка на сообщение27 декабря 2019 г. 00:27 цитировать
Я, (по своему) благодарен создателям 9 епизода (как впрочем и финала Тронов)! Потому что они нехотя доказали, что проталкивать тупой феодализм за фантастику уже изжило себя. :-D




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх