Конец детства как эпитафия


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Толкователь» > "Конец детства", как эпитафия журнальной эпохе
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Конец детства», как эпитафия журнальной эпохе

Статья написана 19 мая 03:11





Любопытное издание романа Артура Кларка "Конец детства" было опубликовано в 1992 году в Кыргызстане, на русском языке.



Года полтора назад, будучи в Киеве на славном книжном рынке, что на Петровке, я прикупил себе этот артефакт — то ли книгу, то ли журнал, с аляповатой обложкой.

Информация об издании имеется в базе данных Фантлаба, однако без иллюстраций. Между тем внутренние черно-белые рисунки заслуживают упоминания. Есть в них, некий колорит и атмосферность. О художнике Геннадии Куценко практически ничего не известно, хотя он иллюстрировал еще несколько книг изданных в 1980-е там же в Киргизии.

В конце статьи можно посмотреть все девять иллюстрации.



А теперь собственно об "эпитафии".

Присмотревшись к титульной странице, внимательный читатель увидит, что издание загадочно именуется, как "Книга в журнале". То есть с одной стороны это как бы выпуск журнала "Литературный Кыргызстан" (№2/1992), но по факту — вроде книга. Объяснение такого явления, не очень-то понятного современному читателю, можно найти в интересных воспоминаниях нынешнего главного редактора журнала Александра Иванова:

"Грянула пора (1992 г.), когда рухнул тираж «ЛК», когда надо было думать о сохранении журнала, о спасении его. Развал Союза ССР был для духовной жизни (и не только для нее) подобен землетрясению, цунами. Подписчиков у «ЛК» почти не стало, число читателей сокращалось, как шагреневая кожа.

В поисках средств для выпуска журнала мы занялись книгоизданием. Перепечатывали то, что пользовалось в девяностые повышенным спросом. Гнали из-под Калининграда вагоны с бумагой, перебрасывали ее на длинномерах в Алма-Ату, где быстрей и качественней печатались книги, и уже готовую продукцию привозили в Бишкек. Книги продавали оптом. На вырученные деньги выпускали журнал. Но разъезжались сотрудники редакции – в Америку, Россию, Германию.

«Союзпечать», через которую распространялся «ЛК», разваливалась на глазах. Журнал брали, а деньги за него не возвращали. Шел общий беспредел. А вскоре и спрос на книги такого рода упал.

В 2003 году мы образовали при редакции издательство «ЖЗЛК». Стали создавать книги о наших знаменитых соотечественниках. Лет десять это было подпиткой и для журнала. Но и здесь наметился спад… "

Получается, что в этой несложной фразе — "Книга в журнале" (да и в названии романа "Конец детства") — слышится эпитафия не только "Литературному Кыргыстану", но вообще целой Эпохе толстых литературных журналов. Такой вот конец журнального детства...


В качестве справки: Журнал "Литературный Кыргызстан" появился в 1955 году и существует по сей день (выходят три-четыре номера в год). На пике популярности, в 1989 году его тираж составлял 50.000 экземпляров. Честно говоря, не знаю, выпускается ли в настоящее время журнал в бумажном виде, однако в сети можно найти выпуски в формате PDF (вот недавний номер). Иногда в журнале публикуют фантастику.






А вот и обещанные иллюстрации к роману "Конец детства".





639
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 мая 04:12 цитировать
Только что прочитал этот роман. Иллюстратор увидел в нём нечто такое, к чему я и близко не подошёл. Но, как мне кажется, я в этом романе увидел нечто такое (и написал об этом, раз уж рисовать не умею), о чём художник совершенно не задумывался. Или количество иллюстраций было ограничено издателями.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 05:04 цитировать
Согласен. Иллюстрации это ведь личное восприятие художника плюс его воображение. А восприятие и воображение — они ведь у нас всех отличаются. Мне интересно именно с такой точки зрения рассматривать иллюстрации в книгах, как точку зрения другого человека на произведение. С ней можно согласиться или нет, она может затрагивать или оставлять равнодушным, может удивить и озадачить.
А насчет количества иллюстраций — мне подумалось о современных издателях и их изданиях, которые и одну-то иллюстрацию скупятся вставить в книгу. А если их там несколько, то уж тогда ценник и маркетинг непременно будут готовы придушить простодушного читателя.


Ссылка на сообщение19 мая 10:41 цитировать
Четвертая картинка хороша.

Еще «Уральский Следопыт» в те годы вместо номера журнала выпустил какой-то роман Э.Р.Берроуза. Зачем-то. Вот, нашел: https://fantlab.ru/edition44259
номер 9 за 1991 год.

Толстые литературные журналы были сохранены в начале девяностых благодаря Соросу. Целевые гранты на закупку библиотеками по 10, по 5 тыс экземпляров, и несколько лет журналы продолжали выходить. Российские, в странах СНГ такой программы помощи наверное не было.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 14:11 цитировать
«Уральский следопыт» я как раз в 1991 году перестал выписывать. В 1990 году он еще держал марку.

цитата

Толстые литературные журналы были сохранены в начале девяностых благодаря Соросу. Целевые гранты на закупку библиотеками по 10, по 5 тыс экземпляров, и несколько лет журналы продолжали выходить. Российские, в странах СНГ такой программы помощи наверное не было.

Интересно. Не знал таких подробностей.


Ссылка на сообщение19 мая 12:39 цитировать
Много чего такого было. У меня теща школьным библиотекарем работала. Очень много школа выписывала в начале 90-х. Я этого насмотрелся и начитался. Кое что даже потом прихватывал. Например https://fantlab.ru/work260040 или Саймак вот в этом же журнале «Сибирские огни» https://fantlab.ru/work534362
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 13:07 цитировать
«Паразитов...» Уилсона я именно в этом издании и читал в первый раз.


А вот кстати еще один из лучших романов про жизнь сразу после атомной войны, Невил Шют «На последнем берегу»
https://fantlab.ru/edition70174
в квазижурнале «Урал», 5 за 1991 год.
 


Ссылка на сообщение19 мая 14:13 цитировать
Тут, целая «кунсткамера» уже образуется )))
 


Ссылка на сообщение19 мая 14:13 цитировать
Да уж... Все журналы выживали как могли.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх