279 Иллюстрированные сказки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 279. Иллюстрированные сказки: Теремок (дополнения)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

279. Иллюстрированные сказки: Теремок (дополнения)

Статья написана 28 октября 2020 г. 16:23

Ещё одна тема, которая постоянно пополняется: сказка «Теремок». Когда два года назад я выбирал первую сказку для обзоров иллюстраций, «Теремок» казался мне простеньким цикличным рассказом. Но почти сразу я понял, что это трагедия о праве силы, которую олицетворяет безжалостный медведь, уничтоживший добровольное сообщество таких разных персонажей. Этот хоррор в царское время показывал Г.Нарбут (https://fantlab.ru/blogarticle57118), а в наши дни — И.Олейников (https://fantlab.ru/blogarticle57420). Но, конечно, в большинстве детских изданий концовка изменена: медведь просто неуклюжий, никого не убивает. А ещё ведь и развитие благостной концовки: звери стыдят медведя, он помогает отстроить новый теремок-дворец.

Ну, посмотрим, что накопилось.

Ю.Устинова (2018)

Замечательная современная художница Ю.Устинова. Подарочное издание издание сказок с её иллюстрациями я упустил, так что пришлось довольствоваться книжками небольшого формата из массовых серий.

Сборник «Гуси-лебеди»
Сборник «Гуси-лебеди»
Сборник «Теремок»
Сборник «Теремок»

Зато в этих книжках обнаружилось две версии «Теремка».

Детский вариант «Теремка»

Счастливые звери в русских народных костюмах и косолапый медведь в жилетке (зажиточный то есть, но не очень далеко от крестьян — мышей да зайцев — ушёл).

Сб. «Гуси-лебеди»
Сб. «Гуси-лебеди»
Сб. «Гуси-лебеди»
Сб. «Гуси-лебеди»

Из-за неуклюжести медведя несчастный случай приключился. Простительно.

Взрослый вариант «Теремка»

А вот вариант, клеймящий деспотию. Малые звери относятся к низам, хотя перед нами уже международная команда: заяц, например, по одежде выставлен китайцем (из-за разреза глаз), лягушка ещё кем-то...

Сб. «Теремок»
Сб. «Теремок»
Сб. «Теремок»
Сб. «Теремок»

А вот у медведя прикид показательный: фуражка без кокарды и ватник. Видать, отставной охранник из ГУЛАГа.

Сб. «Теремок»
Сб. «Теремок»

Е.Рачёв

Иллюстрации легендарного советского художника-анималиста Е.Рачёва к «Теремку» издавались неоднократно, мы их смотрели в своё время и даже в вариантах русской, украинской и белорусской сказок (https://fantlab.ru/blogarticle57118). А были, оказывается ещё иллюстрации к сказке, публикуемой под именем В.Даля. У меня появилось вот такое современное переиздание сборника далевских сказок: Даль В. Девочка-снегурочка. — М.: Мелик-Пашаев, 2016.

Худ. Е.Рачёв
Худ. Е.Рачёв

Сложность идентификации в том, что у Даля наша сказка называется «Про мышку-норушку». Иллюстрации к этому варианту сказки мне встречаются только второй раз (первый — иллюстрации Олейникова, но у него графический роман всё-таки «Теремок» называется).

У Даля в числе жильцов присутствует ящерка.

Худ. Е.Рачёв
Худ. Е.Рачёв

Но особенность версии далевской сказки не только в этом. Во всех других вариантах в теремок набиваются звери, начиная от мухи/мышки до волка. И живут дружно, пока медведь не заявляется. А у Даля волк вторгается в теремок непрошенным, никого пока не ест, но создаёт дискомфорт для всех жильцов.

Худ. Е.Рачёв
Худ. Е.Рачёв

И малые жильцы жалуются медведю, т.е. сами его призывают. А медведь, как типичный чиновник, в тонкости не вникает, а устраняет первопричину беспокойства: разрушает теремок.

Худ. Е.Рачёв
Худ. Е.Рачёв

Вот такая особая интерпретация. И художник её учитывает: по настроению картинки отличаются от тех, которые рисовались к народному «Теремку».

О.Ионайтис

Из числа новинок отмечу сборник сказок с иллюстрациями О.Ионайтис: «Лучшие русские сказки для малышей». — М.: Росмэн, 2020. Этот дороговатый сборник не приобретал (неоднозначно отношусь к художнице). Две иллюстрации, касающиеся «Теремка», выложены на сайтах интернет-магазинов.

Худ. О.Ионайтис
Худ. О.Ионайтис
Худ. О.Ионайтис
Худ. О.Ионайтис

Зверушки забавные.

Советские книжки-картинки (Т.Шеварёва, Г.Аркадьев и Н.Привалова, М.Меженинов, Е.Малашенкова)

В Интернете обнаружились полные сканы четырёх книжек-картинок советского времени.

Такие издания:

1) Теремок. — М.: Малыш, 1965 / худ. Т.Шеварёва; 2) Терем-теремок. — М.: Бюро пропаганды сов. киноискусства, 1973 / худ. Г.Аркадьев, Н.Привалова.

Первая книжка — старинная (1965 года) с картинками Т.Шеварёвой — очень ценимой мною художницы. Вторая — «новелизация» мультфильма, в котором отображена авторская версия В.Сутеева (по набору зверей отличающаяся от всех известных).

Худ. Т.Шеварёва
Худ. Т.Шеварёва
Худ. Г.Аркадьев и Н.Привалова
Худ. Г.Аркадьев и Н.Привалова

И ещё:

3) Теремок. — М.: Малыш, 1980 / худ. М.Меженинов; 4) Теремок. — М.: Детская литература, 1985 / худ. Е.Малашенкова.

Худ. М.Меженинов
Худ. М.Меженинов
Худ. Е.Малашенкова
Худ. Е.Малашенкова

В большинстве случаев в книжках помещён вариант с добрым, но неуклюжим медведем, который потом перевоспитывается на ударной стройке нового теремка. Только в последней книжке-малышке (серия малоформатных изданий «Для маленьких») всё заканчивается на разрушении теремка медвежьим мохнатым задом.

Интерес представляет сопоставление жильцов теремка в видении разных художников. Выбрал для сравнения приход в теремок трёх зверей (через одного: мышки, зайца и волка) и разгром теремка медведем.

Пришла мышка

Худ. Т.Шеварёва
Худ. Т.Шеварёва
Худ. Г.Аркадьев и Н.Привалова
Худ. Г.Аркадьев и Н.Привалова

Худ. М.Меженинов
Худ. М.Меженинов
Худ. Е.Малашенкова
Худ. Е.Малашенкова

Пришёл заяц

Худ. Т.Шеварёва
Худ. Т.Шеварёва
Худ. Г.Аркадьев и Н.Привалова
Худ. Г.Аркадьев и Н.Привалова

Худ. М.Меженинов
Худ. М.Меженинов
Худ. Е.Малашенкова
Худ. Е.Малашенкова

Пришёл волк

В мультипликационном варианте волка нет, так что только три картинки.

Худ. Т.Шеварёва
Худ. Т.Шеварёва

Худ. М.Меженинов
Худ. М.Меженинов
Худ. Е.Малашенкова
Худ. Е.Малашенкова

Сел медведь

Худ. Т.Шеварёва
Худ. Т.Шеварёва
Худ. Г.Аркадьев и Н.Привалова
Худ. Г.Аркадьев и Н.Привалова

Худ. М.Меженинов
Худ. М.Меженинов
Худ. Е.Малашенкова
Худ. Е.Малашенкова

Не перестаю удивляться разнообразию типажей на весьма ограниченном литературном материале. В советских издательствах от художников требовалась высокая степень оригинальности.

В.Провалов

Помимо полномасштабных сюит, следует отметить единичные иллюстрации к «Теремку». Вот такой сборник: Кологривова С.В., Залманова Т.С. Фантазёры. — М.: Русский язык, 1986.

К «Теремку» галлерея портретов героев сказки. Своеобразная манера художника В.Провалова в общем русле исканий графики перестроечных времён.

Худ. В.Провалов
Худ. В.Провалов
Худ. В.Провалов
Худ. В.Провалов

Худ. В.Провалов
Худ. В.Провалов

Б.Михайлов

Сборник последнего советского года: «Русские сказки». — Л.: Художник РСФСР, 1991. Художник Б.Михайлов

К «Теремку» две иллюстрации — две антитезы: мирная жизнь и погром.

Худ. Б.Михайлов
Худ. Б.Михайлов
Худ. Б.Михайлов
Худ. Б.Михайлов

Календарь

Календарь с героями русских сказок на 1989 год, изданный в Грузинской ССР.

Худ. А.Канделаки
Худ. А.Канделаки
Худ. А.Канделаки
Худ. А.Канделаки

На позднейшую кооперативную халтуру похоже

Отдельные иллюстрации из журналов

Детские журналы советских времён — ещё один неисчерепаемый источник иллюстраций, материал для анализа стилей и направлений. Более-менее доступными оказались цифровые архивы всесоюзных московских журналов для детей младшего возраста: «Мурзилка», «Колобок», «Весёлые картинки».

Журнал «Мурзилка»

В «Мурзилке» иллюстраций к «Колобку» обнаружилось совсем немного (сказка считается для совсем маленьких, а журнал — для школьников младших классов). Из того, что обнаружилось, новинкой является только вот эта обложка августовского номера 1952 года в исполнении Ю.Васнецова.

Мурзилка. 1952-08. Худ. Ю.Васнецов
Мурзилка. 1952-08. Худ. Ю.Васнецов

Это точно теремок (приведено название картинки), набор зверей необычный: петух, белка. Но, как мы выяснили, кого только в вариантах сказки не встречается — и петух тоже (а белка была в научно-популярном «Теремке» Виталия Бианки: тут)

Журнал «Колобок»

Аудитория журнала «Колобок» была не то чтобы совсем младше «Мурзилки», но не такой строго очерченной. К тому же, это был больше арт-журнал, где художники работали на детском материале в манере «для взрослых». Появление малышёвского «Теремка» в «Колобке» никого не смущало. И вот в мартовском номере за 1971 год «Теремок» на обложке рисует Т.Колюшева (и совсем в другой манере, чем для «Весёлых картинок»), а разворот — сам великий В.Стацинский.

Колобок. 1971-03. Худ. Т.Колюшева
Колобок. 1971-03. Худ. Т.Колюшева

Колобок. 1971-03. Худ. В.Стацинский
Колобок. 1971-03. Худ. В.Стацинский

Журнал «Весёлые картинки»

В «Весёлых картинках» — журнале для самых маленьких — иллюстрации к «Теремку» были естественными.

1) Во-первых, это могли быть иллюстрации в серьёзной технике литографии или гравюры. Литографии Чарушина у нас уже присутствовали, но в журнале 1961 года встретился новый вариант — медведь (медвежонок?) приступил к непосредственному сносу домика. Волк и заяц в шоке, а вот лиса сопротивляется — льёт на лапу медведя кипяток из заварочного чайника. Гравюра Литвина — к украинской «Рукавичке».

Весёлые картинки. 1961-05. Худ. Е.Чарушин
Весёлые картинки. 1961-05. Худ. Е.Чарушин
Весёлые картинки. 1975-03. Худ. М.Литвин
Весёлые картинки. 1975-03. Худ. М.Литвин

2) Во-вторых, это могли быть типичные для журнала яркие рисунки. Надо отдельно отметить Т.Колюшеву — мастера таких праздничных композиций. В этих картинках, понятно, не место конфликту. Видно, что медведь хороший (в номере за 1973 года). А то и благодетель: увидел, в какой тесноте звери живут (объезжая на авто территорию ответственности), построил многоквартирный жилой дом и переселил в него жильцов из теремка-хибары (в номере за 1974 год). Тема осовременивая старых сказок — традиционная для «Весёлых картинок».

Весёлые картинки. 1973-03. Худ. Т.Колюшева
Весёлые картинки. 1973-03. Худ. Т.Колюшева
Весёлые картинки. 1974-05.Худ. Т.Колюшева
Весёлые картинки. 1974-05.Худ. Т.Колюшева

3) Встречались периодически рисунки других художников на сюжетные темы.

Весёлые картинки. 1984-06. Худ. Л.Юкина
Весёлые картинки. 1984-06. Худ. Л.Юкина
Весёлые картинки. 19??. Худ. П.Швец
Весёлые картинки. 19??. Худ. П.Швец

4) Выход за пределы времени действия сказки — тоже постоянная тема журнала. А как там в наши дни поживают герои «Теремка»? М.Битный рассказывает: к Новому году готовятся дружной компанией.

Весёлые картинки (?). Худ. М.Битный
Весёлые картинки (?). Худ. М.Битный

5) Перенесение идеи «Теремка» в другие декорации. Вот Е.Соколов показывает корабль «Теремок».

Весёлые картинки. 1979-02. Худ. Е.Соколов
Весёлые картинки. 1979-02. Худ. Е.Соколов

Все персонажи имеют собственные характеристики. Ситуация непростая: медведь залез на мачту, да и сломал её. Ой, что будет! Мышь в панике несётся с вершины мачты, лиса покидает корабль с чемоданом (а деваться-то некуда), отчаянный заяц наяривает на гармошке, флегматичный волк ловит летучих рыб, лягушка ко всему прочему поймала кита на удочку (сейчас он добавит своим хвостом по борту). В общем, сумасшедший дом. Но стихи, сопровождающие картинку, бодрые: «Не подвёл, не размок славный терем-теремок». Типичный политический анекдот эпохи застоя. Серьёзные темы поднимались в «Весёлых картинках» в 1979 году: «Куда ж нам плыть?».





1135
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 ноября 2020 г. 15:49
Мне вариант «Теремка», в котором звери восстанавливают свое жилье и потом там поселяются, всегда казался и сейчас кажется наиболее правильным.
Разрушили — и воссоздадим заново. Не атомизация, а синтез. Не пасование перед внезапной бедой, а ее преодоление.
Это в крепостную эпоху все сказки с несчастливым концом считались как бы «жизненными». Несправедливость, судьбоносный «рок», уныние — вот это все проникло в «те» сказки от личности самого рассказчика.
Здесь есть любопытный момент, отраженный в современности: в интернете сейчас в целом очень много «нытья». Нытики-жалобщики — это как раз так категория людей, которая стонет и жалуется в силу своего психического склада — виктимного. Как писал Андрей Битов, «скептик — это человек, который прежде всего ищет других, способных разубедить в его заблуждениях». «Позитивистов» на свете не меньше, чем «нытиков», но они гораздо меньше заявляют о своих предпочтениях в Сети. Им подобное декларирование не нужно.
Примерно схожая пропорция наблюдалась и в прошлых веках: чаще всего те, кто брал на себя роль «сказителя», являлись теми самыми «нытиками», подсознательно ищущими тех «кто мог разубедить их в их заблуждениях». А изначально «виктимное» восприятие мира, с позиции «жертвы» налагало свой оттенок на фабулу и сюжет того, что «сказители» несли в массы.
Были, конечно, и прямо противоположные примеры среди «сказителей» — позитивисты. Но их было меньше (по тем же причинам, по каким сейчас интернете меньше позитивистов, просто таким нет необходимости искать других позитивистов), а во вторых — «сказки и истории» от «позитивистов» отличаются как раз справедливыми и счастливыми финалами.
Кстати, именно финал фольклорного произведения — «плохой» или «хороший» — первое звено, которое может дать информацию о личности его создателя.

Что же касается «Теремка» от позитивистов: был сборник «Запел петушок» (издавался неоднократно, первое издание в 1978) https://www.labirint.ru/books/554419/
Вот «Теремок» из этого сборника, проиллюстрированный Анатолием Елисеевым (а тексты сборника — работа его жены), как раз для меня (позитивиста, категорически не любящего «нытиков») в детстве был той самой историей, к которой хотелось вернуться еще раз.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2020 г. 16:39
Иллюстрации Елисеева знаю. К вариантам окончания сказки отношусь с академическим интересом. Сказку с тяжелым концом для самых маленьких давать — тяжелый выбор. Хорошо, что исправили. Интерес к народной концовке — это интерес взрослого человека.


⇑ Наверх