288 Иллюстрированный Бажов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 288. Иллюстрированный Бажов: Две ящерки (худ. А.Кудрин, В.Таубер, В.Баюскин, А.Якобсон, Г.Перебатов, О.Коровин, В.Волович, Н.Кочергин, В.Панов, А.Белюкин, И.Ушаков, Б.Диодоров, А.Ковалёв и Г.Буреев, Г.Мосин, С.Ковалёв).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

288. Иллюстрированный Бажов: Две ящерки (худ. А.Кудрин, В.Таубер, В.Баюскин, А.Якобсон, Г.Перебатов, О.Коровин, В.Волович, Н.Кочергин, В.Панов, А.Белюкин, И.Ушаков, Б.Диодоров, А.Ковалёв и Г.Буреев, Г.Мосин, С.Ковалёв).

Статья написана 16 ноября 2020 г. 21:56

Сказ «Медной горы хозяйка» был для 1936 года странным и даже подозрительным в качестве «рабочего фольклора». Степан сам не додумался обозвать приказчика «душным козлом», эти слова ему Хозяйка медной горы велела передать — он и передал безропотно. Степана выпороли и посадили в забой на цепь. А он там на радость эксплуататорам норму выработки поднял, а потом ещё по личному распоряжению барина небывалые редкости добывал, за что выслужил вольную. Нет борьбы рабочего класса.

И вот в 1939 году Бажов пишет сказ с теми же исходными данными, где героем у него настоящий бунтарь, который поблажек от классовых врагов не получил. Но и спасения в XVIII веке получить было не от кого, кроме как от Хозяйки медной горы. Это сказ «Две ящерки».

Худ.Б. Диодоров (1977)
Худ.Б. Диодоров (1977)

Вроде бы и проходной сказ, но захватывающий. Как это частенько бывает у Бажова, интересный историко-социологический очерк резко перетекает в мистическое горно-заводское фэнтэзи. Для советской довоенной литературы это было единичным и очень ярким формально-структуралистическим приёмом. В наши дни этот приём писатели затрепали, но Бажов не устарел.

Художники, которые оставили иллюстрации к «Двум ящеркам» все нам знакомые. От 1930-х до наших дней. В «Двух ящерках» перевешивает историко-социологическая составляющая. Некоторые художники отразили только эту составляющую (Г.Перебатов, В.Панов, А.Белюкин, И.Ушаков).

Две ящерки. Часть первая историко-социологическая

Худ. Г.Перебатов (1959)
Худ. Г.Перебатов (1959)

Казна и немцы

Бажов формально описывает события XVIII века (причём, второй половины): строительство казной металлургических заводов на Урале и переход их в частные руки. В небольшом округе, который относится к Бажовским местам (окрестности Екатеринбурга в радиусе 50 км) заводчиком-кровопийцем, владельцем крепостных крестьян, был полумифический Турчанинов (конкурент Демидовых и Строгановых).

Первый свердловский иллюстратор А.Кудрин антураж XVIII века вводит на заставке.

Худ. А.Кудрин (1939)
Худ. А.Кудрин (1939)

Бажов довольно подробно описывает как «немцы» (мастера, выписанные не столько из германских государств, сколько из Швеции) признали заводик бесперспективным (почему казна от него и избавилась), а местные «старички» смогли сделать выплавку металла рентабельной. Поэтому иллюстратор военного времени — В.Таубер — на заставке рисует спесивых опозорившихся «немцев».

Худ. В.Таубер (1942)
Худ. В.Таубер (1942)

Некоторые художники помещает этот и другие сказы в реалии конца XIX века, но как раз с отменой крепостного права промышленность Урала окончательно утратила своё значение (вплоть до первых Пятилеток). Потому у Бажова и нет сказов про вольнонаёмных рабочих, всё про крепостных только.

Турчанинов — подлый олигарх

Владелец рудника и завода Турчанинов просил «старичков» поднять завод, сулил облегчение. «Старичкам» лестно такое внимание, позволили себя облапошить, да других на новые места зазвали (у крепостных рабочих сложный статус был). А облегчение и не наступило. Обманул Турчанинов.

Худ. В.Панов (1957)
Худ. В.Панов (1957)

Пробуждение самосознания у крепостного пролетариата

Рабочие пошли к барину Турчанинову напомнить про обещания. Громче всех буянил молодой парень Андрюха, требуя справедливости. Вот эту сходку многие художники советского времени отразили, представив стихийную челобитную как бунт, а то и революционное выступление (у палехских живописцев особенно — там аж казаков с винтовками вызвали для подавления — настоящий 1905 год).

Худ. О.Коровин (1979)
Худ. О.Коровин (1979)
Худ. В.Панов (1957)
Худ. В.Панов (1957)

Худ. А.Белюкин (1969/1977)
Худ. А.Белюкин (1969/1977)
Худ. А.Ковалёв и Г.Буреев (1980)
Худ. А.Ковалёв и Г.Буреев (1980)

Но поскольку все секреты производства уже стали известными, Турчанинов выпорол всех буйных (кого из «старичков» и насмерть забили). Андрюху тоже жёстко (с солью) выпороли. Он затаился, вошёл в доверие, получил доступ к печам и в отместку барину вывел полностью из строя («заморозил», «посадил козла») две печи. За это Андрюху «схватили да в гору на цепь» (как Степана в «Хозяйке медной горы»).

В забое на цепи

Андрюха провёл на цепи в забое «полгода ли год». Это медленная смерть.

Худ. В.Баюскин (1948)
Худ. В.Баюскин (1948)
Худ. Г.Перебатов (1959)
Худ. Г.Перебатов (1959)

Худ. В.Панов (1957)
Худ. В.Панов (1957)
Худ. В.Волович (1963)
Худ. В.Волович (1963)

Прощения Андрюхе не было, да он, видать, и не вымаливал его у барина. Хозяйка медной горы ему тоже не помогала (хотя Перебатов изобразил её в забое на втором плане: смотрит, наблюдает за Андрюхой). И вот именно на Хозяйку медной горы Андрюха и возроптал в конце: «Зря люди про Хозяйку горы сказывают. Будто помогает она... Какая она Хозяйка! Пустое люди плетут, себя тешат».

цитата

Подумал так да и свалился, где стоял. Так в руднишную мокреть и мякнулся, только брызнуло. Холодная она – руднишная-то вода, а ему все равно – не чует. Конец пришел.

Худ. И.Ушаков (1976)
Худ. И.Ушаков (1976)

Две ящерки. Часть вторая фэнтэзийная

Худ. А.Ковалёв и Г.Буреев (1980)
Худ. А.Ковалёв и Г.Буреев (1980)

После конца

Конец Андрюхе пришёл. Однако очнулся он без кандалов на поверхности: травка, солнышко... Какое-то волшебное питьё...

Худ. А.Якобсон (1950)
Худ. А.Якобсон (1950)
Худ. О.Коровин (1979)
Худ. О.Коровин (1979)

В подземных чертогах

Две ящерки, давшие название сказу, показали Андрюхе тайный путь под землю.

Худ. А.Кудрин (1939)
Худ. А.Кудрин (1939)

А там — баня, явства... Это, конечно, чертоги Хозяйки медной горы, но сама она не показывается — только две ящерки присутствуют. Любят наши художники показывать, как голодный человек наедается.

Худ. О.Коровин (1961)
Худ. О.Коровин (1961)
Худ. Н.Кочергин (1966)
Худ. Н.Кочергин (1966)

Худ. С.Ковалёв (2005)
Худ. С.Ковалёв (2005)

Оживший мертвец

Андрюха совершает вылазки на рудник, морозит ещё несколько печей. Поскольку он считается погибшим (заваленным в забое), в ужасе все — и товарищи по работе, и барин. Примечательно, что свои диверсии Андрюха делает самостоятельно — Хозяйки медной горы по-прежнему не видно.

Худ. В.Баюскин (1948)
Худ. В.Баюскин (1948)
Худ. А.Белюкин (1969/1977)
Худ. А.Белюкин (1969/1977)

Андрюху начинают выслеживать. Кольцо начинает сжиматься.

Худ. В.Панов (1957)
Худ. В.Панов (1957)
Худ. А.Кудрин (1939)
Худ. А.Кудрин (1939)

Удвоение Хозяйки медной горы

Андрюха решает покинуть родные места и гостеприимное подземелье. Тут ему Хозяйка медной горы и показывается. Две Хозяйки медной горы.

Худ. Г.Мосин (1983)
Худ. Г.Мосин (1983)

Это из оставленного нами на потом сказа «Малахитовая шкатулка». Дочь Степана сама превратилась в Хозяйку медной горы, в ещё одну Хозяйку. Потому и «две ящерицы», что две Хозяйки.

Вот у О.Коровина показана какая-то девчонка в роли Хозяйки медной горы — это он пытается показать младшую Хозяйку (хотя дочь Степана в момент превращения была уже взрослой девушкой).

Худ. О.Коровин (1967)
Худ. О.Коровин (1967)

Позднее, в новой сюите иллюстраций к циклу о Хозяйке медной горы О.Коровин показывает эту Хозяйку в каждом сказе разную, они у него непохожи между собой. И, действительно, у Бажова Хозяйка медной горы многоликая. В сказе «Хозяйка медной горы» она была влюблённо-печальная, в «Горном мастере» будет гневно-ревнивая, ну а здесь, в «Двух ящерках» — лёгкая и спокойная. Коровин её даже слегка кокетливой нарисовал.

Худ. О.Коровин (1979)
Худ. О.Коровин (1979)

Современные интерпретаторы, наверное, могли бы сказать, что вся вторая часть сказа — это предсмертный бред Андрюхи. Если принять эту интерпретацию, то будет объясним резкий перепад между двумя частями сказа. Этим же можно было бы объяснить и умиротворённую двоящуюся Хозяйку медной горы. Такой она никогда не была, но отмучившийся Андрюха такой её увидел — единственную покровительницу крепостных горно-заводских рабочих.





643
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх