Урсула К Ле Гуин Слово для


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «240580» > Урсула К. Ле Гуин. "Слово для «леса» и «мира» одно" (1972)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Урсула К. Ле Гуин. «Слово для «леса» и «мира» одно» (1972)

Статья написана 3 января 2021 г. 21:47

Желание обрести власть, в смысле власти над другими,

— вот что уводит большинство людей прочь от дороги к свободе.

Урсула К. Ле Гуин




Эта небольшая повесть очень важна для понимания составляющих социальной фантастики Урсулы Ле Гуин. В сжатом виде мы можем видеть характерные элементы творчества писательницы: «война миров», экологизм и главный герой, стоящий на стыке двух цивилизаций.

В повести читатель сталкивается с мифологизацией родоплеменного строя и образами благородных дикарей, живущих природосообразной жизнью. Позже, в романе «Всегда возвращаясь домой» такая авторская позиция превращается в апологию анархо-примитивизма; в мире романа остатки человечества прошли путь постапокалиптического очищения от скверны техногена, хотя полностью и не отбросили все его блага. Тут же видим некую полностью ушедшую в неолит (а то и дальше) общину людей странного вида, имеющих, очевидно, генетическое родство с землянами. Да и матриархат не достиг еще таких глобальных масштабов, как в упоминаемом романе. Компенсацией одичанию служат эзотерические способности, впадение в периодический гипнотранс, в котором открываются некие высшие истины.

Идеализация первобытной жизни в лесу доведена автором до какой-то высшей точки. «Лес» и «мир» для атшиян-пискунов, действительно, обозначаются одним словом. Но при всем отличии от привычного облика во многом, что приемлемо «цивилизованным», это все же люди. А для людей есть только один универсальный язык – язык гуманизма.

«Война миров», столкновение цивилизаций в повести весьма напоминает вьетнамскую войну (вспомним время написания). Армейские вертолеты, поливающие тяжелым свинцовым дождем убогие полуземлянки аборигенов, джунгли, пылающие адским пламенем напалма, отчаянная партизанская война с виду неспособных на сопротивление малорослых жителей лишь усиливают сходство повести с реальными историческими событиями.

Человек-завоеватель, разжигающий в своей и без того никчемной душонке животную ксенофобию и пещерную ненависть, оправдывая хруст позвоночника очередного «пискуна» под тяжелым сапогом, сталкивается с человеком, не знавшим ранее убийства себе подобных. Агрессивные империалистические отбросы «цивилизации» против пацифистов-туземцев – кто победит в этой схватке? Разлагающий, вездесущий, обесчеловечивающий капитализм или голая беззащитность первобытности? Ясно одно – ни одна из сторон конфликта не будет прежней больше. Одни через тяжелый «дар» смерти получат толчок к развитию, а, возможно, и к выходу из лона природы; другим тоже рано или поздно откроется Альтернатива. Ее не может не быть…





1104
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 января 2021 г. 22:24
Сильная вещь. Золотой фонд.


Ссылка на сообщение4 января 2021 г. 01:20
Спасибо огромное за рецензию — как раз думала, что бы такое достойное ещё взять в параллели на праздники8-)

У меня почему-то не идёт этот автор в смысле любимых произведений. Пробовала этой осенью читать «Волшебник Земноморья» (роскошная вещь, судя по отзывам ФЛ) — я застряла где-то пока на половине книги. Мне кажется, нарочитая сказочность (нет, не обесценивает ни в коем случае) а требует определённой притирки к автору.
Найду в сети эту повесть и прочитаю обязательно. Спасибо — вновь заинтересовали:beer:

Кстати, отличную цитату эпиграфом поставили. Это из повести, да?:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 января 2021 г. 12:08
Волшебник — это простое линейное фэнтези про взросление героя. А Хайнский цикл — НФ.
 


Ссылка на сообщение4 января 2021 г. 13:45
Спасибо огромное:-) Начала читать — нравится пока. И да, это тот именно случай, когда я согласна с хрестоматийной выкладкой предисловия к циклу о том, что этот автор пишет так классно и самобытно — интересно и технарям, и гумманитариям:-)
 


Ссылка на сообщение4 января 2021 г. 19:17
Эпиграф — это из авторского предисловия к изданию 1977 года.
 


Ссылка на сообщение4 января 2021 г. 21:33
Спасибо — читаю пока с удовольствием. Отпишусь концептуалтно, когда до финала дойду. У каждого будут свои инсайты8-)
Ещё раз искреннее спасибо за рекомендацию этого автора:beer:


Ссылка на сообщение4 января 2021 г. 06:29
Повесть немного политизирована, неудивительно что она была издана в Советском Союзе.

Эта повесть была переведена Гуровой, а практически всё остальное написанное Ле Гуин было переведено Тогоевой. Интересно как это повлияло на стиль текста.


Ссылка на сообщение4 января 2021 г. 11:05
Отличное произведение. Душевное. Талантливое. Печальное.


Ссылка на сообщение4 января 2021 г. 11:37

цитата

Тут же видим некую полностью ушедшую в неолит (а то и дальше) общину людей странного вида, имеющих, очевидно, генетическое родство с землянами.

А почему Вы называете цивилизацию атшиян «ушедшими в неолит»? ???
Может, это просто общество, которое даже до него ещё не дошло? ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 января 2021 г. 19:30
В повести есть намеки на то, что атшияне — родственники землян. Большая часть местной фауны и флоры имеет земное происхождение. Судя по всему, у них нет воспроизводящего хозяйства (так что тут возможен вариант с палео-, или мезолитом), они живут как центральноафриканские пигмеи или аборигены Новой Гвинеи.
В других произведениях Хайнского цикла рассказывается о том, как атшияне появились на Атши? Они автохтоны?
 


Ссылка на сообщение5 января 2021 г. 14:25
Насколько помню, согласно канону Хайнского цикла, все гуманоиды в нашей части Галактики — потомки жителей планеты Хайн, которые около миллиона лет назад проводили масштабные эксперименты: генетические, евгенические, социальные.
 


Ссылка на сообщение5 января 2021 г. 18:32
Если их вывели на Атши, и оставили с нулевым уровнем цивилизации — то они, как и пишет Seidhe еще не дошли до неолита; но если изолированная группа хайнцев на планете деградировала до неолита — это совсем другая история...
 


Ссылка на сообщение5 января 2021 г. 19:11
Сложно сказать, какими технологиями изначально обладали генетически изменённые колонисты, оставленные на таких планетах, как Ашти или Гетен. Если Ле Гуин в каком-то из произведений и объясняла, как и зачем древние хайнцы проводили свои эксперименты, я этот момент пропустил.
 


Ссылка на сообщение5 января 2021 г. 19:18
Подозреваю, что объяснения просто не существует.


⇑ Наверх