Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «240580» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 апреля 2021 г. 16:56

Путь к конкретной книге бывает разным. В основном, конечно, читают то, что находится в фарватере собственных интересов. Но случается и такое, что приходиться забредать на незнакомые тропки тем или выходить на магистрали чуждых областей знания…

Так получилось, что погрузившись в одну философскую, завязанную на фантастике тему, мне на глаза попалось название книги известного физика и фантаста Павла Амнуэля «Вселенные: ступени бесконечностей». Интересуясь астрофизикой, космологией и прочими подобными отраслями науки о природе (хоть и будучи безнадёжным гуманитарием) от книги, заявленной как фантастическая квазимонография, не ожидал такого глубокого погружения в матчасть. Но для потенциального читателя нетехнаря и нефизика труден будет лишь первый теоретический раздел. Формул там нет, однако вытерпеть постоянные «линейные уравнения», «функции», «суперпозиции» и проч. всё же придётся. Даже если вы не в теме, расслабьтесь и позвольте тексту, изобилующему физическими терминами и понятиями овладеть вами. Это нужно для погружения в довольно специфическую для восприятия тематику.

О чём же книга? Если кратко – об эвереттике. Хью Эверетт – американский физик, который в 1957 году в своей диссертации предложил так называемую многомировую интерпретацию квантовой механики. Её суть состоит в том, что существует бесконечное количество иных реальностей (миров), но мы живём лишь в той, которую наблюдаем. Каждый раз, делая самый прозаический выбор, наблюдатель ветвит реальность на два и более варианта развития событий. Идеи Эверетта не были приняты официальной наукой и где-то до 1973 года считались альтернативной физической теорией.

Но в рассматриваемой книге всё не так, как описано выше. Эвереттика признана не только научным сообществом, но и стала неотъемлемой частью бытовой жизни большинства жителей Земли. Как такое возможно? Дело в том, что эта монография из… 2057 года. И приурочена она к круглой дате – 100-летию выхода диссертации Эверетта.

Неподготовленный читатель будет просто ошеломлен стилистикой монографии – настолько досконально была продумана концепция научно-популярной книги из будущего. Справочный аппарат, библиография, персоналии учёных… Ссылки на работы до 2020 года – истинные. Все ссылки на работы после 2020 года – фантастические.




Статья написана 12 апреля 2021 г. 18:04

Что-то давненько в этой авторской колонке ничего не публиковалось. А новостей-то накопилось за несколько месяцев немало.

Итак, начнём с публикаций. В прошлогоднем фанткритике я брал участие, идя на конкурс с тремя текстами. «О цикле Олеся Бердника «Камертон Дажбога»» — статья, занявшая третье место, была опубликована в журнале «Edita» (2021, №85). Две другие статьи были опубликованы в журнале «Млечный путь»: «Коммунистическое будущее в романах Георгия Мартынова» — 2020, №33 и «Научная фантастика, коммунизм и постчеловечество» (Историко-литературный обзор) — 2021, №34.

Немного неожиданным вышло участие в недавних конкурсах от Сергея Соболева: помогал с ребусами, тестами и кроссвордами. Даже выиграл книжку о культовом фильме Стэнли Кубрика (до чтения пока дело не дошло).

А эту книгу приобрел еще в ноябре прошлого года. Заинтересовался информацией об утопиях, да и серия солидная. С доставкой книг из России мне обычно помогала родственница, которая привозила их в составе ручной поклажи. Так выходило значительно дешевле, хотя и с задержкой по времени. Книжка до сих пор у нее, в связи с карантинными ограничениями с прошлого года не может выехать.

Еще одна фантастическая книга) Увидел в фейсбуке рекламу — бесплатно высылают, платишь только за доставку. А почему бы и нет — лучше самому узнать все из первоисточника, чем судить из третьих рук или стереотипов. Замечательное издание, первый (!) перевод на украинский язык, который осуществил молодой украинский востоковед. Надеюсь, со временем руки дойдут до этого исторического и культурного памятника.

Да, и еще одно. Подходит к завершению моя почти трехгодовая работа по формированию рейтинга фантастических романов в укрвики. Несколько десятков участников разных языковых разделов википедии составили свои топ-50 романов. В общем итоге вышло больше 1000 произведений. Более подробно об этом сообщу позднее.


Тэги: Мое
Статья написана 3 января 2021 г. 21:47

Желание обрести власть, в смысле власти над другими,

— вот что уводит большинство людей прочь от дороги к свободе.

Урсула К. Ле Гуин




Эта небольшая повесть очень важна для понимания составляющих социальной фантастики Урсулы Ле Гуин. В сжатом виде мы можем видеть характерные элементы творчества писательницы: «война миров», экологизм и главный герой, стоящий на стыке двух цивилизаций.

В повести читатель сталкивается с мифологизацией родоплеменного строя и образами благородных дикарей, живущих природосообразной жизнью. Позже, в романе «Всегда возвращаясь домой» такая авторская позиция превращается в апологию анархо-примитивизма; в мире романа остатки человечества прошли путь постапокалиптического очищения от скверны техногена, хотя полностью и не отбросили все его блага. Тут же видим некую полностью ушедшую в неолит (а то и дальше) общину людей странного вида, имеющих, очевидно, генетическое родство с землянами. Да и матриархат не достиг еще таких глобальных масштабов, как в упоминаемом романе. Компенсацией одичанию служат эзотерические способности, впадение в периодический гипнотранс, в котором открываются некие высшие истины.

Идеализация первобытной жизни в лесу доведена автором до какой-то высшей точки. «Лес» и «мир» для атшиян-пискунов, действительно, обозначаются одним словом. Но при всем отличии от привычного облика во многом, что приемлемо «цивилизованным», это все же люди. А для людей есть только один универсальный язык – язык гуманизма.

«Война миров», столкновение цивилизаций в повести весьма напоминает вьетнамскую войну (вспомним время написания). Армейские вертолеты, поливающие тяжелым свинцовым дождем убогие полуземлянки аборигенов, джунгли, пылающие адским пламенем напалма, отчаянная партизанская война с виду неспособных на сопротивление малорослых жителей лишь усиливают сходство повести с реальными историческими событиями.

Человек-завоеватель, разжигающий в своей и без того никчемной душонке животную ксенофобию и пещерную ненависть, оправдывая хруст позвоночника очередного «пискуна» под тяжелым сапогом, сталкивается с человеком, не знавшим ранее убийства себе подобных. Агрессивные империалистические отбросы «цивилизации» против пацифистов-туземцев – кто победит в этой схватке? Разлагающий, вездесущий, обесчеловечивающий капитализм или голая беззащитность первобытности? Ясно одно – ни одна из сторон конфликта не будет прежней больше. Одни через тяжелый «дар» смерти получат толчок к развитию, а, возможно, и к выходу из лона природы; другим тоже рано или поздно откроется Альтернатива. Ее не может не быть…


Статья написана 30 декабря 2020 г. 15:07

«Будущее человечества: Колонизация Марса, путешествия к звёздам и обретение бессмертия»
2018, научно-популярная книга

Рано или поздно людям придется искать и осваивать пригодные для жизни миры за пределами Земли. Новая книга Митио Каку — одна из первых попыток составить «дорожную карту» грядущего величайшего переселения в истории человечества. Автор — известный популяризатор науки — рассматривает историю вопроса, технические аспекты и варианты будущей колонизации космоса, пишет о задачах, пока еще не имеющих решения, — от колонизации Марса и строительства заправочных станций на кометах облака Оорта до сверхсветовых перелетов по Галактике, встречи с инопланетным разумом и обретения бессмертия как условия освоения Вселенной. Эти идеи будоражат общество, ими увлечены Илон Маск, Джефф Безос, Сергей Брин и другие капитаны новых технологий, инвестирующие в решение проблем близкого и отдаленного будущего....


Эта книга – последний на данный момент научно-популярный труд известного американского физика-теоретика Митио Каку. Основное внимание, конечно, уделено освоению космических просторов в близком и далеком будущем.

В начале дается вводный курс истории космонавтики. Ничего нового тут для себя не открыл, более того, как-то неприятно поразило, что говоря о персоналиях, лишь вскользь был упомянут Королёв, не в пример фон Брауну, беспринципному «чистому учёному», служившему нацистам. В этом разделе, как впрочем, и во всей книге, параллельно историческим фактам дается матчасть в виде новейших представлений о происхождении Луны, атмосферы Марса итп.




Статья написана 7 декабря 2020 г. 20:52

Свершилось! Появилась-таки обобщающая русскоязычная монография о коммунистической утопии в научной фантастике. А если учесть, что написана она видным футурологом, то событие это тянет, имхо, на настоящую сенсацию в российском фантастиковедении.

Исследователь литературы, по большому счету, имеет два пути для реализации задуманного, две формы изложения своего труда. Первый – делать обзор авторов и произведений в хронологическом порядке, другой – рассматривать какую-то литературную проблему с привлечением примеров из конкретных произведений. Эта книга разрывает шаблоны – тут сочетается первый и второй подходы. И это видно уже в самом названии, где конкретное произведение, которое служит как бы сердцевиной концепции книги, сочетается с заявленной теоретической темой исследования. Да, в книге нет истории коммунистической фантастики «от и до», но автор и не пишет лишь о «Туманности…»; реминисценции охватывают намного более широкий хронологический спектр произведений: не было бы большой ошибкой указать в названии «… от Платона до Лукьяненко и Онойко».

…В СССР тема коммунистического будущего была мейнстримом, но мало кто себе ясно представлял, каким в деталях должно быть светлое будущее. Ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин не рисковали уходить далеко в утопические дебри, опасаясь, очевидно, прослыть мечтателями. Футурология в современном понимании находилась в зачаточном состоянии. Потому эстафету визий естественным образом подхватила советская фантастика, породившая множество утопий. Исходя из этого, в монографии анализируются фантастические произведения соответствующего жанра, хотя привлекаются и сопутствующие тексты – работы специалистов по «научному коммунизму» и философии. Говоря об утопии, Фрумкин выделяет три пиковых периода в ее развитии, каждый со своими особенностями – дореволюционный («Красная звезда» Богданова и др.), утопии 1920-х и утопии «длинных шестидесятых»; отмечается также, что утопические акценты есть и в некоторых постсоветских произведениях.







  Подписка

Количество подписчиков: 38

⇑ Наверх