Былое Альманах Китеж


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Леонид Смирнов» > Былое. Альманах "Китеж": почти проигранная битва
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Былое. Альманах «Китеж»: почти проигранная битва

Статья написана 30 июля 2021 г. 19:25

История российской фантастики знает множество несостоявшихся проектов — по самым разным причинам. Но чаще всего смертный приговор издательским мечтам подписывал дефицит финансов. А виной этого самого дефицита было плохое знание платежеспособного спроса или отсутствие коммерческой сметки. И не мудрено: в 90-е годы изданием фантастики очень часто занимались действующие писатели с идеалистическими представлениями о рынке. А ведь какие у них были замечательные идеи!..

В июне 1990 года я уволился из Радиопрома, окончательно порвав с научной работой на государство. Мне хотелось заниматься изданием фантастической литературы. Мои надежды на тот момент были связаны с первым в Санкт-Петербурге негосударственным издательством — Научным творческо-производственным объединением «Борей». Возглавлял его ныне покойный писатель-фантаст Феликс Яковлевич Суркис (писал под псевдонимом Феликс Дымов). Планы у издательства были грандиозные. Одно из направлений работы — выпуск альманаха фантастики «Китеж».

Альманах должен был выходить несколько раз в году. Был придуман ряд постоянных рубрик: «Радуга миров» (фантастические рассказы опытных авторов), «Крылья Икара» (фантастическая поэзия), «Разрешите представиться» (произведения новичков), «Миры людей» (крупные произведения опытных авторов), «Сезам, отворись!» (классика иностранной фантастики), «Парад планет» (статьи о фантастике), «Полигон идей» (фантастические идеи).

Поначалу этим проектом занимался наш боевой товарищ Николай Романецкий. Потом он пошел на повышение, и за «Китеж» взялся ваш покорный слуга. За год общими усилиями было составлено и капитально отредактировано шесть номеров альманаха. Дальше собирать «Китежи» не имело смысла — сначала надо было хоть что-нибудь выпустить.

Желающих издать свои опусы всегда предостаточно. С этим понятно. Тут главная трудность — не попасть в плен компанейства и не издавать откровенно слабые произведения своих в доску авторов. А еще очень важно красиво подать собранный материал. По заданию Суркиса была сформирована команда весьма неординарных питерских художников, в состав которой вошли М.Алферова, С.Борин, Ф.Емельянов, В.Есауленко, С.Куприн, З.Курбатова, А.Лурье, В. и С.Макаровы, А.Нелюбина, В.Попова, В.Румянцев. Они-то и должны были придать неповторимый облик альманаху.

Итак, к первым двум выпускам были нарисованы иллюстрации, причем, художники получили по тем временам очень неплохие гонорары. Летом 1991 года были изготовлены печатные формы, закуплена бумага. Формы ушли в московскую типографию.

В августе 1991 года прямо во время ГКЧП власть в НТПО «Борей» сменилась. Суркис был смещен со своего поста. Я в это время находился в отпуске. Когда я вышел на работу, новое руководство уверяло меня, что все планы относительно альманаха «Китеж» остаются в силе, хотя само издание на время откладывается. Я бы так и ждал у моря погоды, но мне удалось выяснить по личным каналам, что бумага уже продана, а договор с типографией расторгнут. Оказалось, что наша фирма в результате ошибок прежнего руководства попала в тяжелое финансовое положение и очутилась на грани разорения. Вот только смелости признать это у нового начальства не нашлось.

Чтобы спасти ситуацию, в «Борее» провели кардинальное сокращение кадров, а издательство было ликвидировано в принципе. Казалось, что любые планы по выпуску «Китежей» стали просто смехотворными. Мне предложили поработать по экономической части — вспомнить полученную в институте специальность, и я остался в «Борее».

Однако, год спустя (в разгар первого постсоветского кризиса) новое руководство «Борея» неожиданно загорелось идеей все-таки издать первый «Китеж». Тираж, правда, снизился вдвое — до 50 тысяч экземпляров, зато обложка стала твердой (и в супере). Я с энтузиазмом взялся за дело. Но разного рода проблем, разумеется, избежать не удалось. Например, суперобложка была напечатана с большим опозданием, и первая часть тиража отправилась в торговлю без нее. А ведь обложка у альманаха была черная, выглядела очень строго и напоминала некую религиозную литературу. И продажи поначалу шли совсем плохо.

Издательская суперобложка и обложка альманаха


Часть тиража получили сторонние инвесторы. Они продавали «Китеж» в том числе и в жёлтой суперобложке, стилизованной под серию «Fantasy» издательства «Северо-Запад».

Особых доходов наш альманах «Борею» не принес, и второй выпуск издавать не стали. История «Китежа» на этом была завершена. И мне очень жаль, ведь в составе пяти подготовленных, но так и не вышедших в свет выпусков были десятки качественных произведений, часть из которых до сегодняшнего дня так и не смогли пробиться к читателю. Через мои руки прошли отличные повести и рассказы Марианны Алферовой, Степана Вартанова, Льва Вершинина, Андрея Зинчука, Сергея Казменко, Сергея Соловьева и многих других русскоязычных авторов, рассказы лучших мастеров англо-американской фантастики, а также отборные статьи о фантастике.

Через несколько лет в новом «Борее» (Творческий центр «Борей-Арт») был воссоздан издательский отдел, но выпуском коммерческой фантастики в нем уже не занимались. С 1995 по 2000 годы я издавал там свои первые книги — за счет автора.

Что же касается альманахов фантастики, то они продолжают жить на постсоветском пространстве. Вспомним хотя бы харьковский «Перекресток». А сегодня регулярно выходят «Полдень. XXI век» и «Астра Нова». Конечно, сейчас другое время, совершенно иные тиражи, и все же стремление писателей издавать фантастику, моментально не разорившись, далеко не всегда оборачивается одними лишь несбывшимися надеждами.

1 — Титул; 2 — Рис. В.Есауленко к рассказу Б.Зеленского «Дар речи»

3 — Рис. А.Нелюбиной к рассказу А.Карапетяна «Рыжий Семенов»; 4 — Рис. В.Есауленко к рассказу П.Молитвина «Осы»

5 — Рис. В.Есауленко к рассказу П.Молитвина «Осы»; 6-7 — Рис. А.Нелюбиной к повести Л.Смирнова «Демон «Кеплера»»

8-10 — Рис. О.Лурье к повести А.Куркова «Не приведи меня в Кенгаракс!»

11-12 — Рис. В.Есауленко к рассказу Р.Мэтисона «Монтаж»

13-14 — Рис. В.Есауленко к рассказу Т.Старджона «Дом с привидениями»


А вот информация по единственному изданному выпуску альманаха. Библиографическая страничка размещена на https://fantlab.ru/edition35720. К сожалению, в содержание альманаха вкрались две досадные ошибки, которые я ниже исправил. В нашем альманахе рассказ Б.Зеленского «Дар бесценный» все-таки опубликован под названием «Дар речи» (по предложению автора), а автором рассказа «Монтаж» является, конечно же, не Р.Мэфсон, а Р.Мэтисон или, как его еще называют, Р.Матесон (в этой опечатке есть и моя вина).

Китеж: Альманах фантастики, Выпуск 1. // СПб.: НТПО «Борей», 1992. Страниц 304.

ISBN: 5-7187-0037-0. Тип обложки: твёрдая + суперобложка. Формат: 60x90/16.

    Казменко Сергей – Напрягите воображение: Р-з. с.7-19.

    Кужела Андрей – Старые друзья: Р-з. с.21-43.

    Зеленский Борис – Дар речи: Р-з. с.45-55.

    Карапетян Андрей – Рыжий Семенов: Р-з. с.57-69.

    Молитвин Павел – Осы: Р-з. с.71-77.

    Смирнов Игорь – Моряна: Р-з. с.79-84.

    Вольский Сергей — Четвертое измерение: Стих. с.86-87.

    Малярова Ирина — Кусочек океана; «А это ведь...»: Стих. с.88-90.

    Савельева Татьяна — Причал: Стих. с.91.

    Карапетян Андрей — «Потоки неземного света...»: Стих. с.92.

    Смирнов Леонид – Демон “Кеплера”: П-ть. с.95-135.

    Кремнев Игорь – Подарок “Мечты”: Р-з. с.137-145.

    Курков Андрей – Не приведи меня в Кенгаракс!: П-ть. с.147-215.

    Мэтисон Ричард — Монтаж: Р-з. с.219-237.

    Азимов Айзек — Конфликт, которого можно избежать: Р-з. с.239-261.

    Старджон Теодор — Дом с привидениями: Р-з. с.263-277.

    Шекли Роберт — Чудовища: Р-з. с.279-287.

    Лихачева Алина (Ассовская Аэлита) – Привет с Марса: НФ очерк. с.291-297.

    Амнуэль Павел – Патентный фонд фантастики: Начало статьи. с.301-303.


В качестве приложения к статье хочу предложить 4 иллюстрации из неизданных выпусков альманаха.

15-17 — Рис. А.Нелюбиной к рассказу Л.Смирнова «Страшилки» (вып.2); 18 — Рис. А.Нелюбиной к рассказу Л.Смирнова «Утамутале» (вып.4)





993
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 июля 2021 г. 19:40
Спасибо! Всё-таки непростое было время надежд и планов громадьё. А не сохранилось ли у вас содержание других выпусков альманаха?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июля 2021 г. 20:28
К сожалению, не сохранилось. Где-то в «Борее» сгинуло. Я ведь имел перерыв в работе года полтора, да и много всяких организационных пертурбаций произошло. Осталась реклама второго и третьего выпуска: повесть М.Алферовой «Город, которого нет», повесть А.Зинчука «Общий район», повесть С.Вартанова «Кошки-мышки», повесть С.Казменко «Знак дракона», рассказ Л.Смирнова «Страшилки», рассказ М.Гаехо «Вдох, выдох, еще раз вдох», рассказ А.Копти «Гори, звезда», рассказ П.Молитвина «Фобия», рассказ С.Соловьева «И пусть у гробового входа...», рассказ Р.Зилазни «Дьявольский автомобиль», рассказ Г.Диксона «Называйте его господином», рассказ Ф.Лейбера «Брат мутанта», рассказ Д.Балларда «Птица и мечтатель»...
 


Ссылка на сообщение31 июля 2021 г. 08:34
спасибо большое!


Ссылка на сообщение30 июля 2021 г. 19:49
Прекрасная статья! В Петербурге в галерее «Борей» какое-то время продавались мои книжки. Конечно, плохо продавались, долго, и их было мало. Но что я запомнил — дух и атмосферу в «Борее» настоящего искусства!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июля 2021 г. 21:23
«Борей» жив и сейчас. Чуть было не погиб из-за ковидных ограничений, но удалось уцелеть — почти чудом.


Ссылка на сообщение30 июля 2021 г. 19:52
помню-помню!


Ссылка на сообщение30 июля 2021 г. 21:07
Есть такая книжка! Жаль что вышла только одна из шести.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 июля 2021 г. 22:13
Аналогично (и первое, и второе)


Ссылка на сообщение31 июля 2021 г. 22:12
Спасибо-интересно.Жаль, что у меня без супера....


Ссылка на сообщение1 августа 2021 г. 10:50
Леня, ты — молодец! Немало помнишь... У меня в памяти почти ничего не осталось. Первый опыт издательских дел. Много лет спустя пригодился. И первый срач среди единомышленников. Тоже пригодилось )))
А не помнишь, сын Жанны Браун, у нас в «Китеже» художничал? Грудинин, Сергей, вроде бы...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 августа 2021 г. 18:47
Спасибо. Я старался быть дипломатичным.
Да, Сергей Грудинин — любитель картинга. Его протеже, кажется, Кабанин (Кабанов ?) с проезда Раевского был одно время главным художником. А был ли на этой должности сам Грудинин — не помню.
 


Ссылка на сообщение2 августа 2021 г. 09:08
главным художником «Борея», кажется, был. А вот работал ли с альманахом — совершенно не помню (((


Ссылка на сообщение2 августа 2021 г. 23:15
Иллюстрации в книге играют роль рекламы. Если авторы малоизвестные, хорошие иллюстрации могут продать книгу. Иллюстрации в Китеже — уродство. Никогда не понимал зачем издатели калечат книги подобной гадостью. Не иначе как попали «в плен компанейства» и подтянули своих дружков-художников подзаработать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 августа 2021 г. 23:59
Я не могу согласиться, что все иллюстрации в «Китеже» — уродство. Все-таки художественный вкус любого зрителя очень субъективен. Там есть немало качественных рисунков — на мой взгляд. Но есть и весьма жутковатые — опять же по моему субъективному мнению. Но у руководства издательства было другое мнение. Вполне возможно, что виной тому — компанейщина.
 


Ссылка на сообщение3 августа 2021 г. 19:17
Более менее к рассказу Казменко.
 


Ссылка на сообщение7 августа 2021 г. 06:11
Я этот сборник читал в 90-х. И купил потом что заинтересовали иллюстрации. Так что не такие уж они плохие.
 


Ссылка на сообщение7 августа 2021 г. 21:49
Митьковские)


Ссылка на сообщение9 августа 2021 г. 12:27
Посмотрел на своих полках, вроде бы нет. Заказал в «Озоне», там «Китеж» без суперобложки совсем недорого, с супером — подороже.
А зеркальные отражения-отпечатки названий произведений на страницах внутри сборника — это брак или крутой такой дизайн?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 августа 2021 г. 17:57
Крутой дизайн. Общее оформление для всех выпусков.


⇑ Наверх