США, Италия, 1978, 139 мин
Реж. Джордж Ромеро
В ролях Дэвид Эмджи, Кен Фори, Скотт Х. Рейнигер, Гэйлен Росс, Дэвид Кроуфорд, Дэвид Ерли, Ричард Френс, Ховард Смит, Дэниэл Дитрих, Фред Бэйкер
Ужасы
Оценка 7.9 (116 727) Моя оценка 8 (отлично)
Другие названия «Ожившие мертвецы. Последняя битва» (Аргентина), «Пробуждение мертвых» (Бразилия), «Зомби» (Бельгия, Германия, Италия, Япония, Филиппины, Турция), «Зомби. Рассвет мертвецов» (Дания, Франция), «Зомби. Пробуждение мертвых» (Греция), «Зрмби. Проклятие живых мертвецов» (Португалия)
Производство Laurel Group (production), Dawn Associates (©: 1978)
В телестудии идет бурная дискуссия на тему «Что мы знаем о жизни поле смерти». Еще чуть чуть и интеллигентно бородатые дядечки с упоением били бы друг другу морды в прямом эфире. Один другому говорит «Вы что, не верите, что мертвые воскресают?» — с видом «Тебе что, собака, наша власть не нравится?» Один говорит «Доктор, вы не хотите обращать внимания на то, что происходит уже три недели». Занятно. Программу ведет афроамериканец мистер Берман.
В каком-то жилом доме отряд полицейского спецназа столкнулся с зомби.
Четверо спасшихся вылетели на вертолете, они сели на торговый центр в небольшом городе, чтобы пополнить запасы.
Подумали и остались в торговом центре, где сумели наладить безопасную и достаточно комфортную жизнь.. Это неплохая робинзонада в мире зомбиапокалипсиса. Но кроме зомби в мире остались и живые отморозки.
Дед одного из четверки героев, служитель вуду говорил: «Когда в аду уже нет места, мертвые ходят по земле».
Актерский состав. Снял данную картину, считающуюся шедевром кинематографа ужасов и одним из лучших фильмов о зомби, Джордж Ромеро. Режиссер сыграл режиссера в телестудии, а его жена Кристин Форрест — ассистента режиссера.
Консультантом по сценарию был Дарио Ардженто (степень участия Ардженто в данном проекте — вопрос дискуссионный. Некоторые считают его чуть ли не полноценным соавтором).. Спецэффекты делал Том Савини (он же сыграл главу банды рокеров).
В фильме снялись известные актеры Дэвид Эмджи (пилот вертолета) («Существо в корзине 2», «Властелин ада»), Кен Фори (Питер Вашингтон, спецназовец-афроамериканец) («Извне», «Кожаное лицо. Техасская резня бензопилой 3», «Зона мертвых»), Принц Гора (то есть прямой потомок знаменитого авантюриста Иосии Харлана) Скотт Рейнигер (белый спецназовец)(«Рыцари на колесах», «Рассвет мертвецов» (2004)), режиссер Гейлен Росс (Франсин) («Безумец»), Джозеф Пилато (полицейский) («День мертвецов», «Исполнитель желаний», «Криминальное чтиво»), известный журналист Говард Смит (репортер), каскадер Тасо Ставракис (один из банды) («Рыцари на колесах», «День мертвецов»).
О версиях. Их существует множество. Выделю основные
Удлиненная версия — Наспех смонтированная для показаь на МКФ в Каннах. Сам ромеро считал ее сыроватой. Она выходила в Японии как режиссерская версия. Длина 139 минут
Американская версия (125 минут) Эта версия была в прокате в США, Канаде и Великобритании.
Версия Ардженто (117 минут) Смонтировал Дарио Арджент. Эта версия шла в прокате в Европе. Во многих странах она называлась «Зомби». Она более динамична, но из нее выкинут юмор и социальные закидоны.
Полная версия (155 минут) Появилась в 2018 году.
Почему смотреть стоит (плюсы). Один из лучших зомби-фильмов в истории, существенно повлиявший на жанр (один из вдохновителей и прародителей всех этих зомбиапокалипсисов, нагрянувших на экраны мутным потоком в 2000-е). «Ночь живых мертвецов» с натяжками можно отнести к классическим зомби, то «Рассвет...» уже явственно создает ромеровских зомби, здесь уже не до вуду-шмуду, не до змей и радуг.
Мощный и жуткий фильм, лучший в ромеровской трилогии, лишний раз напоминает насколько хрупок мир, была цивилизация — и вот ее нет. «Спасайся, кто может».
Почему смотреть не стоит (минусы). Фильм недаром был отнесен к сплаттеру. Есть очень жестокие и неприятные кадры. Явно не для слабонервных.
Ромеро был бы не Ромеро, если бы не устроил социальный посыл, как обычно плевок в харю. Посыл мощный, намек в стиле «хотя это был слоненок» — обличили заодно общество потребления.
Итог. Классика и шедевр.